Серебряный век
<<  Готовая сибирский народный хор На образы огня в литературе живописи музыке  >>
Символизм в творчестве А.Блока, М.Врубеля и А.Скрябина
Символизм в творчестве А.Блока, М.Врубеля и А.Скрябина
Символизм
Символизм
Эстетические взгляды символистов
Эстетические взгляды символистов
Символизм
Символизм
Философия В.Соловьева
Философия В.Соловьева
Особенности символизма Врубеля
Особенности символизма Врубеля
Тематика произведений Врубеля – «вечные» сюжеты и образы, пришедшие не
Тематика произведений Врубеля – «вечные» сюжеты и образы, пришедшие не
Врубель наследует из романтической традиции тему ночи
Врубель наследует из романтической традиции тему ночи
Художник метался между жаждой постичь
Художник метался между жаждой постичь
Проклятую цветную легенду о Демоне создал Врубель, должно быть, глубже
Проклятую цветную легенду о Демоне создал Врубель, должно быть, глубже
Символизм А.Блока
Символизм А.Блока
Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости
Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости
Незнакомка
Незнакомка
Блоковская Незнакомка, как и врубелевский Демон, - выражение и
Блоковская Незнакомка, как и врубелевский Демон, - выражение и
Символизм А.Скрябина
Символизм А.Скрябина
Суть этико-эстетической концепции Скрябина составляла неколебимая вера
Суть этико-эстетической концепции Скрябина составляла неколебимая вера
Его музыка — это неудержимый поток, который сносит на своем пути все
Его музыка — это неудержимый поток, который сносит на своем пути все
Музыка Скрябина – это энергия, огонь, свет, жизнь, борьба, усилие,
Музыка Скрябина – это энергия, огонь, свет, жизнь, борьба, усилие,
Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть – прежде всего –
Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть – прежде всего –
Автор презентации - Маранова В.С. учитель высшей категории МОУ
Автор презентации - Маранова В.С. учитель высшей категории МОУ

Презентация: «Символизм в творчестве А.Блока, М.Врубеля и А.Скрябина». Автор: Маранова В.С.. Файл: «Символизм в творчестве А.Блока, М.Врубеля и А.Скрябина.pptx». Размер zip-архива: 3520 КБ.

Символизм в творчестве А.Блока, М.Врубеля и А.Скрябина

содержание презентации «Символизм в творчестве А.Блока, М.Врубеля и А.Скрябина.pptx»
СлайдТекст
1 Символизм в творчестве А.Блока, М.Врубеля и А.Скрябина

Символизм в творчестве А.Блока, М.Врубеля и А.Скрябина

2 Символизм

Символизм

Направление в искусстве, возникшее во французской живописи 60-х годов XIX века и достигшее особого распространения в 90-е гг. в литературе и изобразительном искусстве Франции и Германии. В России основной расцвет символизма наблюдался в начале XX века.

3 Эстетические взгляды символистов

Эстетические взгляды символистов

Концепция символистов утверждала, что мир видимых вещей – только отражение истинного, реального мира. Искусство рассматривалось символистами как средство духовного познания и преображения мира. Художник способен прозреть суть явлений и тем самым приподнять завесу над миром обыденности.

Основой художественного творчества символистов был образ – символ, многозначное иносказательное выражения скрытого смысла произведения. Смысл этот заключался в отражении неких мистических сил, якобы правящих миром, смутных и недостижимых идеалов.

4 Символизм

Символизм

Литература

Живопись

Музыка

5 Философия В.Соловьева

Философия В.Соловьева

Основа философских воззрений – вера в скорое пришествие Души Мира – Софии –Царицы небесной, которое станет знаком преображения всего сущего. Он провозглашал спасительную миссию Красоты и то, что «любовь к миру открыта через любовь к женщине».

Посредником же в достижении «всеединства» призвано стать искусство.

Милый друг, или ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отблеск искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете?

6 Особенности символизма Врубеля

Особенности символизма Врубеля

В его живописи воплощены характерные идеи символизма: «музыкальные начала» мировой гармонии, порыв к тайнам мироздания.

Метод Врубеля – не передача видимой натуры, а метод идеального представления, воображения, которое пользуется видимыми формами, чтобы творить из них неожиданные, странные сочетания, создавая фантастически преображенный мир.

М. Врубель. «Автопортрет». 1904.

7 Тематика произведений Врубеля – «вечные» сюжеты и образы, пришедшие не

Тематика произведений Врубеля – «вечные» сюжеты и образы, пришедшие не

прямо из жизни, а из искусства.

Стиль Врубеля – это пластически-скульптурный объёмный рисунок, своеобразие которого – в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани.

М.Врубель. Шестикрылый серафим 1904

М.Врубель. Царевна-лебедь. 1900

8 Врубель наследует из романтической традиции тему ночи

Врубель наследует из романтической традиции тему ночи

В колорите Врубеля преобладают краски холодной части спектра – это специфически ночной, лунный колорит.

Цвет в картинах Врубеля – это окрашенный свет, пронизывающий изнутри грани кристаллической формы.

М.Врубель. «Жемчужина». 1904.

М.Врубель. «Сирень». 1900.

9 Художник метался между жаждой постичь

Художник метался между жаждой постичь

Божественную сущность Вселенной ( росписи Кирилловской церкви в Киеве и эскизы росписей киевского Владимирского собора)

и романтической идеей демонизма: «Демон сидящий»(1890), «Демон летящий»(1899), «Демон поверженный» (1902)

М.Врубель. Ангел с кадилом и свечой. 1887

М. А. Врубель. «Демон сидящий». 1890.

10 Проклятую цветную легенду о Демоне создал Врубель, должно быть, глубже

Проклятую цветную легенду о Демоне создал Врубель, должно быть, глубже

всех среди нас постигший тайну лирики и потому – заблудившийся на просторах безумия. Александр Блок

На дымно-лиловые горы Принес я на луч и на звук Усталые губы и взоры И плети изломанных рук.

И в горном закатном пожаре, В разливах синеющих крыл С тобою, с мечтой о Тамаре Я, горний навеки без сил.

М.Врубель. Демон поверженный. 1902

11 Символизм А.Блока

Символизм А.Блока

Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но каждый должен заниматься своим делом. Александр Блок

Традиционная романтическая тема любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной даме» Блока новое символистское наполнение, которое было привнесено в нее идеями Владимира Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном единстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство.

В тени, у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей, А в лицо мне глядит озаренный Только образ, лишь сон о ней.

О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты.

А.Блок. Портрет работы К. А. Сомова. 1907.

12 Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости

Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости

трансформирует природную и, в частности, «лунную» символику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает и исчезает после восхода солнца и т.д.)

Белая Ты, в глубинах несмутима, В жизни строга и гневна. Тайно тревожна и тайно любима, Дева, Заря, Купина…

Как ясен горизонт! И лучезарность близко, Но страшно мне: изменишь облик Ты.

М.Врубель. " Принцесса Греза«. 1896

13 Незнакомка

Незнакомка

Это вовсе не просто дама в черном платье с со страусовыми перьями на шляпе. Это дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Александр Блок

«Стихи о Прекрасной Даме» выявили трагическую неосуществимость «соловьевской» жизненной гармонии (мотивы сомнений в собственной призванности и в самой возлюбленной, способной изменить облик), поставив поэта перед необходимостью поиска иных, более непосредственных отношений с миром.

Прекрасную Даму сменяют демонические Снежная маска, цыганка-раскольница Фаина, Незнакомка.

И. Глазунов. Незнакомка.

14 Блоковская Незнакомка, как и врубелевский Демон, - выражение и

Блоковская Незнакомка, как и врубелевский Демон, - выражение и

рокового разлада «неба» и «земли» и вместе с тем взаимного их притяжения. Это образы нереального бытия, не живые, но и не мертвые: «призраки».

И. Глазунов. Незнакомка. 1980

М. А. Врубель. «Демон сидящий». 1890.

15 Символизм А.Скрябина

Символизм А.Скрябина

Музыка Скрябина — замечательная страница «серебряного века» русской культуры. Это — чуткая «сейсмограмма» внутреннего мира художника, живущего накануне, в межвременье, в предгрозовой атмосфере всеобщих ожиданий, и всем существом устремленного навстречу грядущему обновлению.

Освоив миросозерцание символистов, он утвердился в магической силе музыки, призванной спасти мир.

Cверхзадача композитора - воплотить «биографию духа» в музыкальных звучаниях в виде живого, непрерывно меняющего краски, цельного потока чувств, небывалых по разнообразию и интенсивности.

16 Суть этико-эстетической концепции Скрябина составляла неколебимая вера

Суть этико-эстетической концепции Скрябина составляла неколебимая вера

в преобразующую силу искусства: проведя человека сквозь этапы «биографии духа», заставив его пережить основные «состояния души» — от хаоса и отчаяния, неверия и угнетенности через надежду и всепоглощающее пламя борьбы, — искусство способно привести его к свободе и свету, к радостному упоению «божественной игрой» творческих сил.

Конечная радость свободного духа ассоциировалась у Скрябина не с торжественной поступью, а, скорее, с эйфорией экстатического танца, трепетной игрой языков пламени, с ослепительным светом.

Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо… (А.Блок)

17 Его музыка — это неудержимый поток, который сносит на своем пути все

Его музыка — это неудержимый поток, который сносит на своем пути все

установленные традицией грани формы, гармонии, фактуры, мелодических и ритмических построений, превращая произведение в единое целое, в непрерывно пульсирующий, переливающийся всеми оттенками сгусток звуковой плазмы, удерживаемый в пространстве творческой волей и излучающий колоссальную энергию.

Примечательной особенностью является включение в партитуру световой строки (Luce), предназначенной для светомузыкального инструмента — идея, не нашедшая пока еще адекватного воплощения.

18 Музыка Скрябина – это энергия, огонь, свет, жизнь, борьба, усилие,

Музыка Скрябина – это энергия, огонь, свет, жизнь, борьба, усилие,

мысль.

В «Поэме Экстаза»(1905-07) и «Поэме огня»(«Прометей», 1909-10) идея «биографии духа» расширена до космических масштабов. Это мечта о новой эре, когда человек, победив зло и страдания, станет равен Богу.

«Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъема творческой деятельности, который будет вызван моим искусством». Александр Скрябин.

19 Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть – прежде всего –

Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть – прежде всего –

ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учится вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе. Художник должен быть трепетным в самой дерзости, зная, чего стоит смешение искусства с жизнью, и оставаясь в жизни простым человеком. Александр Блок

20 Автор презентации - Маранова В.С. учитель высшей категории МОУ

Автор презентации - Маранова В.С. учитель высшей категории МОУ

Октябрьской средней общеобразовательной школы Комсомольского района Ивановской области

«Символизм в творчестве А.Блока, М.Врубеля и А.Скрябина»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/simvolizm-v-tvorchestve-a.bloka-m.vrubelja-i-a.skrjabina-109820.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Серебряный век > Символизм в творчестве А.Блока, М.Врубеля и А.Скрябина