Горе от ума
<<  Смысл названия комедии Грибоедова «Горе от ума» Герои комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума»  >>
Сценическая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Сценическая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Цель: систематизировать сведения об истории постановки комедии А.С
Цель: систематизировать сведения об истории постановки комедии А.С
«Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не
«Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не
Сложен был сценический путь комедии «Горе от ума"
Сложен был сценический путь комедии «Горе от ума"
Первые постановки пьесы
Первые постановки пьесы
В 1831 году (26 января), в петербургском Большом Театре в бенефис Я. Л
В 1831 году (26 января), в петербургском Большом Театре в бенефис Я. Л
Малый театр и бессмертная комедия
Малый театр и бессмертная комедия
.
.
А.А. Яблочкина- Софья "
А.А. Яблочкина- Софья "
«Горе от ума» в театре Мейерхольда
«Горе от ума» в театре Мейерхольда
Современные подходы к постановке комедии «Горе от ума»
Современные подходы к постановке комедии «Горе от ума»
Горе от ума в БДТ (Ленинград)
Горе от ума в БДТ (Ленинград)
«Горе от ума» в Малом театре Постановка: Сергей Женовач (2013)
«Горе от ума» в Малом театре Постановка: Сергей Женовач (2013)
Современник
Современник
«Горе от ума — Горе уму — Горе ума» (2005г
«Горе от ума — Горе уму — Горе ума» (2005г
Горе от ума Театральное товарищество 814 (1998 – 2000)
Горе от ума Театральное товарищество 814 (1998 – 2000)
Театр сатиры Постановка: В. Н. Плучек
Театр сатиры Постановка: В. Н. Плучек
Театр Кураж
Театр Кураж
Русское горе
Русское горе
Мюзикл «Горе от ума» Постановка: Р.Г. Виктюк (1982г)
Мюзикл «Горе от ума» Постановка: Р.Г. Виктюк (1982г)
«Горе от ума» на сцене Волковского театра (Ярославль)
«Горе от ума» на сцене Волковского театра (Ярославль)
Заключение
Заключение
Список литературы
Список литературы

Презентация: «Сценическая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»». Автор: Егорова Наталья Павловна. Файл: «Сценическая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».ppt». Размер zip-архива: 5272 КБ.

Сценическая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

содержание презентации «Сценическая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».ppt»
СлайдТекст
1 Сценическая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Сценическая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Автор: Черниховская Юлия, 1 «Б» Научный руководитель: Статина Т.В., преподаватель МХК

Министерство образования и науки Мурманской области Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования «Мурманский педагогический колледж» (ГАОУ МО СПО «МПК»)

STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MURMANSK REGION «MURMANSK PEDAGOGICAL COLLEGE»

2 Цель: систематизировать сведения об истории постановки комедии А.С

Цель: систематизировать сведения об истории постановки комедии А.С

Грибоедова «Горе от ума» в XIX-XXIвв. Задачи: раскрыть историю первых сценических постановок; выявить традиции, которые сформировались в Малом и Московском Художественном театрах при постановки комедии до революции; исследовать сценическую жизнь пьесы в период зарождения советского театрального искусства; проанализировать основные современные подходы к постановке комедии. Методы: анализ, систематизация и обобщение.

3 «Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не

«Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не

волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха» П. Чаадаав. «Апология сумасшедшего»

А.С. Грибоедов (1795 —1829), выдающийся русский драматург, поэт, дипломат, композитор, пианист, писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которую до сих пор часто ставят в театрах России.

4 Сложен был сценический путь комедии «Горе от ума"

Сложен был сценический путь комедии «Горе от ума"

Изначально она существовала в бесчисленном количестве списков, а напечатанная в 1832 году была настолько искажена цензурой, что цензор Никитенко отметил в своём дневнике: "Некто остро и справедливо заметил, что в этой пьесе осталось только Горе, столь искажена она была ножом бенкендорфской управы [1].

5 Первые постановки пьесы

Первые постановки пьесы

В освобожденном в 1827 году Ереване впервые была осуществлена постановка гениального произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума». Причем, в присутствии автора. Известно, что прошение Грибоедова на постановку пьесы в театрах России не было удовлетворено, поскольку в ней усмотрели "пасквиль на Москву". Иная ситуация сложилась на новоприсоединенных территориях Армении. В Ереванском гарнизоне, во главе с генералом А.Красовским, служили высокообразованные офицеры, в том числе ссыльные декабристы. Представление состоялось в декабре, в зеркальном зале Сардарского дворца. Исполнители пьесы предложили знаменитому автору оценить качество воплощения произведения, "что заметит он удачного и неудачного в исполнении". Предложение было принято, "и он обязательно выражал свои мнения". Последующие постановки пьесы "Горя от ума" были осуществлены у тестя Грибоедова - князя Александра Чавчавадзе в зале Тифлисской армянской духовной семинарии 26 января 1831 г., затем на петербургской сцене [12].

6 В 1831 году (26 января), в петербургском Большом Театре в бенефис Я. Л

В 1831 году (26 января), в петербургском Большом Театре в бенефис Я. Л

Брянского пьеса была поставлена целиком (правда, с очень значительными цензурными изъятиями текста) и блестящим составом исполнителей: Карыгин В.А.(Чацкий), Рязанцев В.И.( Фамусов),Семенова Е.С. (Софья),Каратыгина А.Н. и Брянский Я.Л. (Горичи), Сосницкий И.И.(Репетилов).

7 Малый театр и бессмертная комедия

Малый театр и бессмертная комедия

И.В.Самарин-Чацкий, М.С.Щепкин - Фамусов....

С XIX века и до сегодняшнего дня самыми посещаемыми и известными постановками "Горя от ума" являются постановки в Малом театре. Старейший русский драматический театр в Москве был открыт в 1824 году. Первая треть 19 века для Малого театра стала эпохой таких великолепных актеров, как Павел Степанович Мочалов и Михаил Семенович Щепкин. В 1830 году цензура разрешила к представлению лишь отдельные сцены из пьесы, что стало важным событием в жизни Малого, а в 1831 году театральная Москва впервые увидела ее целиком В спектакле принимали участие два великих мастера московской сцены - Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого [12].

8 .

.

«Горе от ума» во МХАТе.

Переломным в сценической истории комедии стал спектакль МХТ 1906-го года, поставленный К.Станиславским и В.Немировичем-Данченко в стиле сценического реализма. Характерным во всех постановках МХАТа первой половины столетия является воссоздание целостного мира ушедшей эпохи, музыка стиха и общая музыкальность спектакля. В XX веке ими было предпринято пять постановок: 1906, 1914, 1935, 1938 и 1992. Под режиссерской властью К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко пьеса предстала «дисциплинированная интеллигентным, изысканным вкусом» , что спектакль обратился в «самостоятельную картину или симфонию на тему, заданную автором» . В МХАТе огромное значение придавалось мотивированности любого поступка, даже любого движения каждого из персонажей. Конфликт между Чацким и окружением возникал и развивался органически. Те, с кем встречался Чацкий, чужие абсолютно во всем, что примириться невозможно. Роль Фамусова играл К.С. Станиславский [8]

9 А.А. Яблочкина- Софья "

А.А. Яблочкина- Софья "

В академическом искусстве Малого театра роль режиссёра сводилась к минимуму и еще долгое время осознавалась вторичной по отношению к актеру, актерскому ансамблю, и в целом - к великому понятию Школы. Ничего равного Малому театру в передаче историзма, реалистической подлинности и конкретности жизненного содержания пьесы нет поныне на всём театральном пространстве. [8]

М.Ф.Ленин в роли Чацкого

Хлестова - М.Ермолова, Фамусов - К.Н.Рыбаков, графиня-внучка - Е.Лешковская, Чацкий-П.Садовский, 1911

10 «Горе от ума» в театре Мейерхольда

«Горе от ума» в театре Мейерхольда

История постановки «Горе от ума» в советскую эпоху открывается спектаклем В.Э. Мейерхольда. Мейерхольдовский замысел стал складываться еще в 1823-24 годах и тяготел к сатирическому политобозрению, где Чацкий осмеивал бы бывших хозяев жизни. «Автор спектакля» (так обычно обозначал себя на афишах Мейерхольд) прежде вернулся к исходному названию «Горе уму». Вместе с названием возвращалась и безусловная категоричность грибоедовских разграничений-Чацкий и все остальные. Роль Чацкого поручена Э.П. Гарину, самая внешность которого контрастировала с нахально-жизнерадостной «фамусовщиной». Мейерхольд строил свою постановку на гневном и безоглядном обличении фамусовской Москвы. Режиссера волновала не только тема одиночества, но и тема крушения идеализма.

11 Современные подходы к постановке комедии «Горе от ума»

Современные подходы к постановке комедии «Горе от ума»

Есть несколько подходов, традиционных для русской сцены, сыграть “Горе от ума”: “костюмно-исторический”, если есть яркие исполнители главных и эпизодических ролей: мастерски написанная пьеса в сочетании с профессиональной работой режиссера и актеров; публицистический, предполагает нарочитое отстранение от эпохи, сознательное осовременивание речей Чацкого и его полемики с Фамусовым. Он использовался в переломные моменты в жизни общества. Его часто выбирали в советское время в годы оттепели и застоя, и эзоповы речи находили восторженное понимание у интеллигенции. В конце восьмидесятых — начале девяностых, в первые годы перестройки постановщиков привлекла именно эта грань пьесы; в наше время самой заметной трансформацией «Горя от ума», закрепившейся в практике театра, стала жанровая: в подавляющем большинстве постановок комедия понимается как драма, как психологическая драма, сатирический гротеск, саркастический абсурд и т.п. Исконные жанровые черты комедии к концу XX века оказались полностью стёрты. В XXI в. происходит преобразование высокой комедии в мюзикл, водевиль.

12 Горе от ума в БДТ (Ленинград)

Горе от ума в БДТ (Ленинград)

1962 год. В Ленинграде в Большом драматическом театре имени Горького постановка Г.А. Товстоногова. Спектакль был рассчитан на прямой контакт со зрителем. Чацкий, которого играл С.Юрский, явился в Москву полный надежд, ожиданий, ни на секунду не сомневающийся, что Софья его ждет. «Кажется, что Александр Андреевич в полете. Так хорошо, весело, привольно у него на душе» (Г.Н. Баяджиев). По мнению Б.В. Алперса, «в спектакле Большого драматического Софья поставлена в центр комедии. Ее драма выделена крупным планом. Роль Софьи исполняла Т.В. Доронина. Г.А. Товстоногов дает истолкование финалу пьесы «никто не умирает, Чацкий уезжает в собственной карете, есть все основания думать, что он найдет в себе силы жить и бороться дальше. Но это будет другой Чацкий и до его рождения мы в реальном ходе пьесы должны проститься с этим Чацким, ничего не смазывая, не приглаживая».

13 «Горе от ума» в Малом театре Постановка: Сергей Женовач (2013)

«Горе от ума» в Малом театре Постановка: Сергей Женовач (2013)

Спектакль поставлен в Малом театре к 225 со дня рождения М.С. Щепкина. Приобрел новые краски, свежесть и простоту благодаря режиссерской интерпретации. Декорации спектакля минималистичны – минимум мебели и желтые, белые и синие квадраты, изображающие двери. Ключевое определение постановки – живость и жизнь. На первый план в постановке выходит не столько социальная тематика, сколько лирическое звучание любовной линии. А в центре спектакля уже не Чацкий, а скорее импозантный Фамусов, которого гениально воплощает В. Соломин

14 Современник

Современник

В самой глубине сцены мы видим темную городскую стену. Чуть ближе к партеру – фрагмент колокольни Ивана Великого, которую облюбовали бутафорские птицы. Слева наблюдается целая гора дров… Мир, в котором живет Фамусов, подобен берлоге медведя – грубого, дикого, непримиримого, который никому и ни за что не уступит свое жилище. Дикие чувства, дикие нравы, дикое существование диких людей - вот что вырисовано в постановке Туминаса с особенной выразительностью и, порой пугающей, наглядностью. Здесь никто не вызывает ни сочувствия ни симпатии, кроме, пожалуй лишь юродивого – хитрого Петрушки – скомороха, поэта и музыканта, олицетворяющего своим существованием загадочную душу русского человека…[9]

15 «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» (2005г

«Горе от ума — Горе уму — Горе ума» (2005г

Горе от ума — Горе уму — Горе ума» (2005г.)

Идея, постановка, режиссура Ю. Любимов.

Театр на Таганке

Три названия, которые пробовал Грибоедов для своей пьесы, три смысла самой разобранной на цитаты и пословицы пьесы, объединены в блестящем спектакле Юрия Любимова. Постановка мастера — до странности современная, легкая, изысканная. Она воздушная, царящая, юная. Быстрое движение белых полотен занавесей мгновенно преображает пространство. Светлые, с ноткой сюрреализма костюмы художника Рустама Хамдамова, и вся эта прозрачность, ставшая сценическим образом, не условность, а безусловность, сквозь которую остро видны узнаваемые нравы, характеры, личности — одни на все времена. Люди, как и мы, без пафоса и напыщенности, притянутой карикатурности, как есть [5].

16 Горе от ума Театральное товарищество 814 (1998 – 2000)

Горе от ума Театральное товарищество 814 (1998 – 2000)

Постановка: Олег Меньшиков

Спектакль радует стремительным темпом, напряженным ритмом, настоящей театральностью. На нем некогда скучать. Актеры - в большинстве своем совсем молодые - играют с нескрываемым азартом, словно это дипломная работа. Грибоедовский текст звучит удивительно современно, хотя театр не позволяет себе никакого панибратства с автором. Все исполнители выступают заодно с драматургом и режиссером, независимо от размеров роли.

17 Театр сатиры Постановка: В. Н. Плучек

Театр сатиры Постановка: В. Н. Плучек

В 1976 году в афише театра появилась комедия Грибоедова «Горе от ума», постановка В.Н. Плучека. Здесь— блестящий актерский состав: А. Миронов-Чацкий, А. Папанов-Фамусов, А. Ширвиндт-Молчалин, А. Державин-Скалозуб, Т. Пельцер-Хлестова, Софья — Т. Васильева. Для Чацкого, как играл его Миронов, любовь была главным движущим мотивом. Ради Софьи он приехал, ради нее совершал свои поступки. Говоря о Чацком, критик К. Рудницкий отметил, что Миронов был живым предвестьем гласности, он играл Чацкого-диссидента, Чацкого-инакомыслящего, одинокого, скорбного, пылкого.

18 Театр Кураж

Театр Кураж

Режиссер: М.Д. Долоко

Спектакль «Горе от ума» в театре Кураж познакомит зрителей с классической историей о том, насколько тяжело жить гению в мире дураков. В постановке высмеиваются отрицательные качества человеческого общества, раскрывается смысл того, что изменить человечество практически невозможно. Всё Фамусовское общество в режиссерской ткани спектакля помещено на карусель, вызывающую множество аллегорий. Здесь нет костюмов, которые принадлежали бы какому-то определенному времени, ведь Чацкие и Фамусовы вечны. Эксклюзивные костюмы для спектакля созданы Дмитрием Логиновым – одним из немногих русских дизайнеров, добившийся известности на Западе.

19 Русское горе

Русское горе

Школа современной пьесы театр

Спектакль «Русское горе» – музыкальная интерпретация «Горя от ума» Александра Грибоедова\. Постановка Школы современной пьесы напоминает провокацию, потому что героев на сцене зрители невольно отождествляют с собой. Все роли в комедии исполняет молодой актерский состав. Социальный протест в полной мере проявляется в ключевой сцене, в которой Чацкий рассуждает о «дыме отечества». Этот монолог в «Русском горе» звучит в хоровом исполнении – в ритмах вальса, который постепенно переходит в энергичные ноты марша.

20 Мюзикл «Горе от ума» Постановка: Р.Г. Виктюк (1982г)

Мюзикл «Горе от ума» Постановка: Р.Г. Виктюк (1982г)

Р.Г. Виктюк получил право называться элитарным режиссёром – за эстетсво. Его театр – это театр самосозерцания, вне социально-политических проблем, вызывающий волну непонимания у широких масс. Театр ради самого театра. 1982 году в Минском театре оперетты режиссёром Р.Г. Виктюком был поставлен мюзикл «Горе от ума». Освоение музыкального жанра и возможность новой трактовки хрестоматийной и вечно дискуссионной пьесы постановщик воспринимал их единым творческим заданием. В мюзикле проявилась музыкальность, внимание к ритмической и интонационной сфере произведения. Эти обстоятельства изначально расширяли семантическое пространство необычного спектакля. Музыкальными средствами (главными в данной постановке) утверждалась личная тема героя, атакованного бациллой душевных болезней и близкого к безумию.

21 «Горе от ума» на сцене Волковского театра (Ярославль)

«Горе от ума» на сцене Волковского театра (Ярославль)

В 2009 году на сцене Волковского театра г. Ярославля молодой петербургский режиссер Игорь Селин, уже успевший прославиться своим эпатажным и авангардным взглядом на классические произведения, поставил спектакль по пьесе Грибоедова «Горе от ума». «Моя задача — показать актуальность пьесы «Горе от ума», поэтому события в спектакле разворачиваются на фоне нынешней Москвы, мегаполиса, — увлеченно говорит режиссер. — На мой взгляд, суть пьесы — человеческие чувства — любовь, страсть, предательство, а не история костюма. Гигантские буквы с подсветкой, из которых составляется название пьесы. Как известно, у произведения было три варианта заголовка: «Горе уму», «Горе от ума» и «Горе ума». Так вот последний вариант, на мой взгляд, — это тенденция, слоган нашего времени».

22 Заключение

Заключение

Прошло более ста семидесяти лет со дня первой постановки пьесы, а комедия А.С.Грибоедова продолжает увлекать нас - читателей и зрителей. Мы воспринимаем героев комедии как живых людей –смеемся над ними, негодуем, сочувствуем, презираем, любим. Мы ждем новых сценических постановок, ведь жизнь бессмертной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» продолжается…

23 Список литературы

Список литературы

Былинкис Я., Билинкис М. Сценическая жизнь «Горя от ума»//Литература в школе. 1990.-№1.-с.18 Можно ль против всех!". Борис Поюровский, "Вечерняя Москва", № 267, 26 ноября 1998 г. «Горе от ума» на русской и советской сцене: Свидетельства современников / Ред. сост. О. М. Фельдман, Прим. Н. Н. Панфиловой и О. М. Фельдмана. М.: Искусство, 1987. 406 с. Безносов Э. Л., Вигдорова Е. И. «Грибоедов в школе» М.: Дрофа, 2004 Краснов П. С. , Фомичёв С. А. и др. «А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество» М.: «Русская книга»1991г Лотман .Ю. М. «Беседы о русской культуре». СПб.,1994г http://griboedov-goreotuma.narod.ru/scenic_history_2_theathers_actors.html http://cheloveknauka.com/komediya-a-s-griboedova-gore-ot-uma-na-stsene-otechestvennogo-teatra-xx-veka-literaturnoe-proizvedenie-v-teatralnom-prots#ixzz3RBLgvyHC http://newsru.com/cinema/07dec2007/sovremennik.html http://taganka.theatre.ru/performance/trouble_from_mind/ http://taganka.theatre.ru/performance/trouble_from_miickust.claw.ru/shared/icks/3280.htm http://cheloveknauka.com/komediya-a-s-griboedova-gore-ot-uma-na-stsene-otechestvennogo-teatra-xx-veka-literaturnoe-proizvedenie-v-teatralnom-prots#ixzz3RBTQ32u1

«Сценическая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/stsenicheskaja-istorija-komedii-a.s.-griboedova-gore-ot-uma-191141.html
cсылка на страницу

Горе от ума

7 презентаций о Горе от ума
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Горе от ума > Сценическая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»