Стихи
<<  Сочиняем мы стихи Как Незнайка сочинял стихи  >>
Таинственный мир хокку
Таинственный мир хокку
История возникновения жанра
История возникновения жанра
Танка - «короткая песня» - древнейший жанр японской поэзии (первые
Танка - «короткая песня» - древнейший жанр японской поэзии (первые
Танка была не только высоким искусством, она была частью быта
Танка была не только высоким искусством, она была частью быта
Рэнга - «нанизанные строфы», стихи-цепи, состоящие из чередующихся
Рэнга - «нанизанные строфы», стихи-цепи, состоящие из чередующихся
В глухих далеких горах Фазан длиннохвостый дремлет - Долог хвост у
В глухих далеких горах Фазан длиннохвостый дремлет - Долог хвост у
С полей, которые возделывал ты сам, Куда ты воды подводил С реки Сахо,
С полей, которые возделывал ты сам, Куда ты воды подводил С реки Сахо,
Поэты – основоположники хокку
Поэты – основоположники хокку
Мацуо Басё (1644-1694)
Мацуо Басё (1644-1694)
Поэзия была для Басё не игрой, не забавой, не средством пропитания,
Поэзия была для Басё не игрой, не забавой, не средством пропитания,
"Осень уже пришла
"Осень уже пришла
Ёса Бусон (1719-1783)
Ёса Бусон (1719-1783)
Кобаяси Исса (1763 - 1827)
Кобаяси Исса (1763 - 1827)
Масаока Сики (1867 - 1902)
Масаока Сики (1867 - 1902)
Я поднялся на холм, Полон грусти, - и что же: Там шиповник в цвету
Я поднялся на холм, Полон грусти, - и что же: Там шиповник в цвету
Структура и способы построения хокку
Структура и способы построения хокку
Мастерством хокку считается в трех строках описать момент
Мастерством хокку считается в трех строках описать момент
Принципы жанра
Принципы жанра
Структура хокку
Структура хокку
Каждое хокку - это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой
Каждое хокку - это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой
Образ
Образ
Сезонное слово (киго)
Сезонное слово (киго)
« Эффект недостроенного моста» Главное в хокку – творение совместное
« Эффект недостроенного моста» Главное в хокку – творение совместное
Эффект недостроенного моста
Эффект недостроенного моста
Помимо чистой поэзии, большое распространение получили в Японии
Помимо чистой поэзии, большое распространение получили в Японии
Хайбун – хокку в прозе
Хайбун – хокку в прозе
Вывод:
Вывод:
Библиография
Библиография
9. http://i030
9. http://i030

Презентация: «Таинственный мир хокку». Автор: Admin. Файл: «Таинственный мир хокку.pptx». Размер zip-архива: 1486 КБ.

Таинственный мир хокку

содержание презентации «Таинственный мир хокку.pptx»
СлайдТекст
1 Таинственный мир хокку

Таинственный мир хокку

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 30» Орехова В.А.

2 История возникновения жанра

История возникновения жанра

История японской лирической поэзии очень древняя. Первая антология японской поэзии «Манъёсю» - «Собрание мириад листьев». Именно в этой антологии формируется, но еще не всегда строго выдерживается заданный на века размер стиха и основные поэтические формы в зависимости от количества стихов: нагаута «длинная песня» с неопределенным количеством пяти- и семисложных стихов, сэдока «песни гребцов»-шестистишия, построенные по схеме 5.7.7.5.7.7. слогов. И, наконец, танка -«короткая песня»-пятистишия, где чередуются стихи в 5.7.5.7.7. слогов.

3 Танка - «короткая песня» - древнейший жанр японской поэзии (первые

Танка - «короткая песня» - древнейший жанр японской поэзии (первые

анка - «короткая песня» - древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8-й век)- нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7).

Танка была не только высоким искусством, она была частью быта. Японцы любили поэтические состязания - утаавасэ.( это состязание поэтов). С течением времени развился обычай складывать стихотворение вдвоём. Один поэт сочинял первые три строчки, а второй должен был сочинить две последующие. Так родилась рэнга.

4 Танка была не только высоким искусством, она была частью быта

Танка была не только высоким искусством, она была частью быта

Японцы любили поэтические состязания - утаавасэ.( это состязание поэтов). С течением времени развился обычай складывать стихотворение вдвоём. Один поэт сочинял первые три строчки, а второй должен был сочинить две последующие. Так родилась рэнга.

5 Рэнга - «нанизанные строфы», стихи-цепи, состоящие из чередующихся

Рэнга - «нанизанные строфы», стихи-цепи, состоящие из чередующихся

трёхстиший и двустиший .

Хокку - нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Она часто бывала самой сильной и самой лучшей строфой в составе рэнги.

Первое трехстишие называлось "начальной строфой", по-японски "хокку"( это три строчки, 5+7+5=17 слогов). Она часто бывала самой сильной и самой лучшей строфой в составе рэнги.

[

6 В глухих далеких горах Фазан длиннохвостый дремлет - Долог хвост у

В глухих далеких горах Фазан длиннохвостый дремлет - Долог хвост у

фазана. Эту долгую-долгую ночь Ужели мне спать одному? Какиномото-но Хитомаро, Кон. VII - нач. VIII в.

Танка

7 С полей, которые возделывал ты сам, Куда ты воды подводил С реки Сахо,

С полей, которые возделывал ты сам, Куда ты воды подводил С реки Сахо,

Колосьев первых рис, что ты сварил, Ты должен съесть весь, без остатка, сам.

Ренга

8 Поэты – основоположники хокку

Поэты – основоположники хокку

9 Мацуо Басё (1644-1694)

Мацуо Басё (1644-1694)

Высший расцвет поэзии хокку связан с творчеством Мацуо Басе, который создал собственный стиль в поэзии. Это был поэт и философ, влюбленный в природу родной страны. Именно Басе удалось возвести хокку в ранг высокого искусства, именно в его творчестве произошло превращение поэзии хокку из словесной игры в средство выражения мыслей и чувств поэта.

10 Поэзия была для Басё не игрой, не забавой, не средством пропитания,

Поэзия была для Басё не игрой, не забавой, не средством пропитания,

как для многих современных ему стихотворцев, а призванием всей его жизни. Он говорил, что поэзия возвышает и облагораживает человека. Лирика Басё раскрывает перед нами мир его поэтической души, его чувства и переживания.

11 "Осень уже пришла

"Осень уже пришла

"- Шепнул мне на ухо ветер, Подкравшись к подушке моей. Едва-едва я добрел, Измученный, до ночлега И вдруг - глициний цветы! Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке... Это ее душа.

12 Ёса Бусон (1719-1783)

Ёса Бусон (1719-1783)

В начале XVIII века поэтический жанр хокку пришел в упадок. Новую жизнь в него вдохнул Бусон, замечательный поэт и художник-пейзажист . Творчество Бусона показало, что поэзия хокку в качестве серьезного литературного жанра не утратила своей жизнеспособности, выявило ее скрытый потенциал.

13 Кобаяси Исса (1763 - 1827)

Кобаяси Исса (1763 - 1827)

Кобаяси Исса создавал свои стихи хокку в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого веков, на заре нового времени. Его обычно называют последним (после Басё и Бусона) классиком хокку. Он сделал предметом поэзии обыденную человеческую жизнь, и никто не смог с такой проницательной простотой запечатлеть в стихе мельчайшие подробности бытия.

14 Масаока Сики (1867 - 1902)

Масаока Сики (1867 - 1902)

Масаока Сики – поэт, прозаик, критик, литературовед, он создатель оригинальной теории жанра хайку, основатель сильной литературной школы, крупнейший знаток традиционной поэзии, но и инициатор нового отношения к литературе, которое стало определяющим для всей поэзии хайку ХХ в. Оживление старинного жанра в конце XIX – начале XX вв., передача поэтического наследия осознавались им как долг.

15 Я поднялся на холм, Полон грусти, - и что же: Там шиповник в цвету

Я поднялся на холм, Полон грусти, - и что же: Там шиповник в цвету

Бусон. Убил паука, И так одиноко стало В холоде ночи. Чужих меж нами нет! Сики Мы все друг другу братья . Под вишнями в цвету. Исса.

16 Структура и способы построения хокку

Структура и способы построения хокку

17 Мастерством хокку считается в трех строках описать момент

Мастерством хокку считается в трех строках описать момент

Первая строка отвечает на вопрос «Где?», вторая на вопрос «Что?», третья на вопрос «Когда?». Но нередки хокку и без ответа на эти извечные вопросы, особенно когда они описывают чувства, состояния.

В основу созданной им поэтики Басё положил эстетические принципы:

18 Принципы жанра

Принципы жанра

Саби («печаль одиночества»), ваби («простота», «опрощение»), каруми («легкость»), ториавасэ («сочетаемость предмета»).

19 Структура хокку

Структура хокку

Большинство хокку состоят из двух частей-предложений, 12+5 или 5+12 Хокку обязательно должно передать состояние человека в соотнесении с природой. При этом природа должна быть определена относительно времени года – для этого в качестве неотъемлемого элемента текста используется обязательно «сезонное слово».

20 Каждое хокку - это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой

Каждое хокку - это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой

словесной картинке - образе. Образы природы в поэзии Басё очень часто имеют второй план, иносказательно говоря о человеке и его жизни. Алый стручок перца, зеленая скорлупка каштана осенью, дерево сливы зимою — символы непобедимости человеческого духа. Часто поэт создает не зрительные, а звуковые образы.

21 Образ

Образ

Жаворонок поет. Звонким ударом в чаще Вторит ему фазан.

22 Сезонное слово (киго)

Сезонное слово (киго)

Киго создает своего рода "природный фон", помогающий прочувствовать хокку. Возможно как прямое указание ("зимний вечер", "конец лета"), так и косвенное. На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер.

23 « Эффект недостроенного моста» Главное в хокку – творение совместное

« Эффект недостроенного моста» Главное в хокку – творение совместное

того, кто посылает зов, и того, кто на него откликается. Недосказанность создается осознанно. Смысл такого подхода в том, что автор приглашает читателя самостоятельно наполнить стихотворение содержанием, выступить соавтором произведения. Читатель наполняет стихотворение тем смыслом, который ему в тот момент наиболее эмоционально близок.

24 Эффект недостроенного моста

Эффект недостроенного моста

Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине.

25 Помимо чистой поэзии, большое распространение получили в Японии

Помимо чистой поэзии, большое распространение получили в Японии

"поэтические дневники", в которых стихи перемежались фрагментами прозы. Еще до появления хокку существовали дневники в стиле "дзуйхицу" ("вслед за кистью") - бессюжетные заметки обо всем интересном - увиденном, услышанном или просто пришедшем в голову.

Басе был первым великим мастером этого стиля. Хайбун выглядит как небольшая зарисовка, нередко - с хокку в качестве замыкающей детали:

26 Хайбун – хокку в прозе

Хайбун – хокку в прозе

Похвала Унтику. Монах Унтику из столицы нарисовал какого-то почтенного наставника, - уж не себя ли? - сидящего к нам спиною, и сказал мне: "Сделай надпись к этой картине." Было ему тогда за шестьдесят, да и мне уже близилось к пятидесяти. Жизнь наша - сон, вот и себя он запечатлел спящим. Подстать и надпись – словно бессвязное ночное бормотание… Обернись же! Ведь и моя унылая осень Подходит к концу… Басё

27 Вывод:

Вывод:

Хокку – это лирическое стихотворение, которое изображает жизнь человека и жизнь природы в их единстве на фоне круговорота времен года. В этом – философия японской поэзии. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает поэзия хокку. Краткость, своеобразная поэтика, непосредственность чувств, легкость запоминания – вот в чем тайна этого жанра!

28 Библиография

Библиография

1. Басё. Лирика / Перевод с японского Веры Марковой. – М.: «Художественная литература», 1964г. 2. «Библиотека всемирной литературы» серия первая «Литература Древнего Востока». – М.: «Художественная литература», 1977. 3. Барт Ролан. Империя знаков. Хокку.- М.,2004, с. 87-109. 4. Одинокий сверчок: Классические японские трёхстишия хайку / Вступл. и перевод с япон. Долина А.А.; Оформл. Ордынского Г.А.. – М.: Детская литература, 1987. 5. Японская поэзия Серебряного века. – М.: Изд – во Эксмо, 2005. – 352 с. 6. Японские трёхстишия хокку. – М.: «Художественная литература», 1973. 7. Использованные источники: http://www.hоkku.ru Статья В.Н.Марковой « Десять уроков хокку». http://www.hokku.netslova.ru 8. http://reikibybronwyn.files.wordpress.com/2011/01/mikao.jpg

29 9. http://i030

9. http://i030

radikal.ru/0906/ab/8c78c669ce52.jpg 10. http://mantra.co.uk/images/pic_2.jpg 11. http://www.citatepedia.ro/autori/foto/kobayashi_issa.jpg 12. http://www.studybook.com.ua/files/Image/September/siki.jpg 13. http://www.domikpro.ru/upload/iblock/497/cvety_shipovnika.jpg 14.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/Araneus_diadematus_%28aka%29.jpg 15. http://www.tantop.ru/uploads/images/2013/02/18/.tmb/thumb_allfons.ru-5153%5B1%5D_adaptiveResize_200_138.jpg 16. http://www.wall-zilla.com/cache/WZFA2067_4ab6e5371fc38772bacab192447c1aec_0.jpg 17. http://www2.vietbao.vn/images/vn2/van-hoa/20521207_images846540_4.jpg

«Таинственный мир хокку»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/tainstvennyj-mir-khokku-174209.html
cсылка на страницу

Стихи

32 презентации о стихах
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Стихи > Таинственный мир хокку