Серебряный век
<<  Символизм И СИМВОЛИСТЫ Наука и культура в начале ХХ века Серебряный век  >>
Тема 5. Литература Серебряного века
Тема 5. Литература Серебряного века
Русский реализм конца XIX - начала XX века
Русский реализм конца XIX - начала XX века
Творчество А.П.Чехова – выдающееся явление русского критического
Творчество А.П.Чехова – выдающееся явление русского критического
Драматургия Чехова – новый этап в развитии русской реалистической
Драматургия Чехова – новый этап в развитии русской реалистической
Новаторство Чехова-драматурга
Новаторство Чехова-драматурга
Комедия «Чайка» (1896)
Комедия «Чайка» (1896)
Пьеса «Дядя Ваня» (1897)
Пьеса «Дядя Ваня» (1897)
Декаданс, декадентство (от лат
Декаданс, декадентство (от лат
Цель модернистов – создание поэтической культуры, содействующей
Цель модернистов – создание поэтической культуры, содействующей
Символизм - наиболее яркое художественное течение в культуре
Символизм - наиболее яркое художественное течение в культуре
Поэтический символизм: его предтечи
Поэтический символизм: его предтечи
Задача утвердить художественный идеализм как начало строительства
Задача утвердить художественный идеализм как начало строительства
Открывает плеяду Константин Бальмонт (1867-1942)
Открывает плеяду Константин Бальмонт (1867-1942)
«Младосимволисты» – Андрей Белый, А.Блок, В.Иванов, С.Соловьев, Эллис
«Младосимволисты» – Андрей Белый, А.Блок, В.Иванов, С.Соловьев, Эллис
Акмеизм (от греч
Акмеизм (от греч
Родовая связь акмеистов с «Цехом поэтов»
Родовая связь акмеистов с «Цехом поэтов»
Футуризм (футурум – «будущее») – авангардное течение в итальянском и
Футуризм (футурум – «будущее») – авангардное течение в итальянском и
Футуристы устанавливали права: на увеличение словаря в его полном
Футуристы устанавливали права: на увеличение словаря в его полном
Максим ГОРЬКИЙ (1868-1936)
Максим ГОРЬКИЙ (1868-1936)

Презентация на тему: «Тема 5. Литература Серебряного века». Автор: . Файл: «Тема 5. Литература Серебряного века.ppt». Размер zip-архива: 111 КБ.

Тема 5. Литература Серебряного века

содержание презентации «Тема 5. Литература Серебряного века.ppt»
СлайдТекст
1 Тема 5. Литература Серебряного века

Тема 5. Литература Серебряного века

Конец XIX - начало XX века – переломный период в духовной жизни русского общества. Кризисные черты классического этапа русской культуры XIX века. Критика реалистического направления в литературе. Смена культурно-ценностных ориентиров. Творческое переосмысление и обновление творческих позиций. Формирование нового художественного мышления, появление различных модернистских течений в литературе и искусстве. Борьба между представителями разных направлений: приверженцами критического реализма, символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма и др. течений. Усиление процесса интеграции отечественной культуры в европейскую и мировую культуру.

2 Русский реализм конца XIX - начала XX века

Русский реализм конца XIX - начала XX века

Последний период жизни и творчества великого русского писателя Л.Н.Толстого. Отражение писателем в художественном и публицистическом творчестве особенностей жизни той поры. Обличение общественного зла в романе “Воскресение” (1899) , недовольство романом правящих и церковных кругов и отлучение писателя от церкви в 1901 году. Статья “Не могу молчать” (1908) и теория Толстого о непротивлении злу насилием. Влияние публицистических и философских работ Толстого на мировую общественную мысль. Расцвет таланта русских писателей-реалистов А.М.Горького, И.А.Бунина, Л.Н.Андреева, А.И.Куприна, В.В.Вересаева,, А.Н.Толстого и др.

3 Творчество А.П.Чехова – выдающееся явление русского критического

Творчество А.П.Чехова – выдающееся явление русского критического

реализма. «В плеяде великих европейских драматургов Чехов сияет как звезда первой величины даже рядом с Толстым и Тургеневым» Бернард Шоу. 1880-е г. – начало литературной деятельности. Юмористические рассказы. Чехов-новеллист. Идейно-тематическое богатство новелл и мастерство писателя. Особенности мировоззрения писателя. Основные темы и мотивы его прозы. Атмосфера духовного гнета выдвинула на первый план интересы личного и узкосемейного благополучия. Показ писателем неудовлетворенностью жизнью из-за невозможности полного раскрытия своих способностей. Мечта писателя и его героев о «невообразимо прекрасной, изумительной жизни».

Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904)

4 Драматургия Чехова – новый этап в развитии русской реалистической

Драматургия Чехова – новый этап в развитии русской реалистической

драмы. Драма «Иванов» (1887). Сложность и неоднозначность оценки главного героя – Иванова. Комедия «Леший» (1889-1890). Одноактные комедии-шутки «Медведь» (1888), «Предложение» (1888-1889), «Трагик поневоле», «Свадьба» (1889-1890), «Юбилей» (1891). Развитие традиций русского водевиля.

5 Новаторство Чехова-драматурга

Новаторство Чехова-драматурга

Главное внимание не занимательной интриге, а человеческим характерам, раскрытию их внутренней сущности. Не в исключительных событиях, а в мелочах жизни Чехов умел вскрыть подлинную драму. Отсутствие традиционного острого конфликта, резкого столкновения действующих лиц. На первом плане как бы возвышается эмоционально-психологическая, лирическая сторона натуры героя.

6 Комедия «Чайка» (1896)

Комедия «Чайка» (1896)

Ощущение внутреннего неблагополучия – удел почти всех персонажей пьесы. Отсутствие традиционной интриги, объединяющей всех персонажей в сквозном конфликте. Свободная композиция самостоятельных эпизодов, подчиненных не логике единого события, а задаче создания атмосферы быта, в постоянном противоречии с которым находятся действующие лица. Внутренние переживания становятся будничными, привычными в силу неизменности конфликтного состояния героев пьесы с окружающей средой. Особое значение подтекста, позволяющего раскрыть чувства героев косвенным путем, с помощью отрывочных высказываний, реплик, интонаций, жестов. Через подтекст вырывается наружу, становится явной глубоко скрытая, интимная жизнь человеческой души, реплики персонажей обретают характер лирических откровений.

7 Пьеса «Дядя Ваня» (1897)

Пьеса «Дядя Ваня» (1897)

Тематически она продолжает предыдущие пьесы Чехова. «Три сестры» (1900). Комедия «Вишневый сад» (1903). Своеобразие конфликта, роль и форма лирического «подводного течения», реалистической символики. Жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад». «Вся Россия – наш сад».Символический смысл гибели вишневого сада. Центральное событие «Вишневого сада» - продажа имения Раневской и приобретение его купцом Лопахиным. Доминирующее настроение героев – неудовлетворенность настоящим и мечта о новой, лучшей жизни.

8 Декаданс, декадентство (от лат

Декаданс, декадентство (от лат

упадок) – собирательное название нескольких течений в европейском искусстве второй половины XIX – начала XX века, характерными чертами которого были мотивы безнадежности, смерти, небытия, независимости от общепринятой морали. Декаданс был вызван неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир. Модернизм (с франц. новейший, современный) – совокупность относительно самостоятельных художественных течений XX века, общим признаком которых является решительный отход от традиций классического искусства.

Поэзия и модернизм.

9 Цель модернистов – создание поэтической культуры, содействующей

Цель модернистов – создание поэтической культуры, содействующей

духовному совершенствованию человечества. Разные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Существовали художники слова, организационно не связанные с этими литературными группами, но внутренне тяготевшие к опыту той или другой (А.Ремизов, М.Волошин, М.Цветаева и др.). В острой полемике одно течение сменялось другим, разгорались острые споры, проявлялась яркая оригинальность творческих индивидуальностей.

10 Символизм - наиболее яркое художественное течение в культуре

Символизм - наиболее яркое художественное течение в культуре

Серебряного века.

Стремление поэтов вместо конкретного художественного образа с помощью символов (словесных знаков) выразить идеи, находящиеся за пределами чувственного восприятия, отобразить идеальную сущность мира. Философские истоки символизма; отражение в символизме исконно русских идеалов соборности и всеединства. «Пионер русского символизма» Н.Минский (Н.М.Виленский, 1855-1937) и его ранний манифест русского модернизма «При свете совести» (1890).

11 Поэтический символизм: его предтечи

Поэтический символизм: его предтечи

Теоретическое обоснование “мистической потребности” и антиреалистических настроений художников Серебряного века в работах идеолога «старших символистов» Дмитрия Сергеевича Мережковского (1845-1937). Теория Д.Мережковского была изложена в докладе (1892) и книге «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893). Исходный момент раздумий – ощущение «болезненного, неразрешимого диссонанса» времени. Для изживания противоречий подъем к «идеальной человеческой культуре» в результате открытия божественной сущности мира.

12 Задача утвердить художественный идеализм как начало строительства

Задача утвердить художественный идеализм как начало строительства

гармоничной культуры. Связь ее с созданием новой религии – синтезом духовных, плотских, христианских и языческих начал. Три главных элемента символизма – мистическое содержание, средство художественного воплощения – символы, расширение художественной впечатлительности. Разные представители символизма по-разному обосновывали смысл течения. Существование в русском символизме двух хронологически и концептуально самостоятельных потока. 1890-е гг. «Старшие символисты»: Д.Мережковский, писатель Ф.Сологуб, поэты В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус и др.

13 Открывает плеяду Константин Бальмонт (1867-1942)

Открывает плеяду Константин Бальмонт (1867-1942)

Сила его поэзии - легкость и музыкальность стихов. «Мэтр символизма» Валерий Брюсов (1873-1924) – выдающийся поэт, прозаик, критик, историк литературы, переводчик. Руководитель главного печатного журнала символистов «Весы». В статье «Учителя учителей» (1916) была сформулирована брюсовская концепция истории, как периодической смены культурных кругов, каждый из которых рождается, развивается, достигает расцвета, уступая место нового.

14 «Младосимволисты» – Андрей Белый, А.Блок, В.Иванов, С.Соловьев, Эллис

«Младосимволисты» – Андрей Белый, А.Блок, В.Иванов, С.Соловьев, Эллис

(Л.Кобылинский). Вдохновитель «младосимволистов» Андрей Белый (Бугаев) в статье «О религиозных переживаниях» (1903) утверждал «взаимное соприкосновение искусства и религии», «найти человечество как ипостась лика Божия», «приблизиться к мировой душе», «передать в субъективно лирических излияниях Ее голос». Концепция «религия жизни». Зов к мистическим прозрениям «сознания современной души», ее преображению в «священной любви». Роль художника-мессии.

15 Акмеизм (от греч

Акмеизм (от греч

– высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила).

Акмеизм возник как реакция на символизм. Акмеистическое течение было малочисленным и существовало около двух лет (1913-1914). Отказ от главных принципов символизма – от его рационализма и субъективизма. Стремление вернуть поэзию к ее первичным основам: к человеку, его подлинным чувствам, предметности реального мира. Отличительные черты творчества представителей этого направления – поэтические слова, конкретная образность, точность значений.

16 Родовая связь акмеистов с «Цехом поэтов»

Родовая связь акмеистов с «Цехом поэтов»

«Цех поэтов» возник за два года до появления акмеистических манифестов. На его собраниях анализировались стихи, решались проблемы поэтического мастерства, обосновывались методы анализа произведений. Идея нового направления в поэзии была впервые высказана М.Кузминым (1872-1936). Участники «Цеха поэтов» вошли в состав группы акмеистов: Н.Гумилев, М.Волошин, А.Ахматова, О.Мандельштам и др. Январь 1913 г. (журнал «Аполлон» -появление манифестов акмеизма. Признание «самоценности каждого явления» - главное достижение нового направления.

17 Футуризм (футурум – «будущее») – авангардное течение в итальянском и

Футуризм (футурум – «будущее») – авангардное течение в итальянском и

русском искусстве 10-20-х гг. XX в. Футуризм отрицал художественное и нравственное наследие, проповедовал разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. 1912 г. – выход сборника «Пощечина общественному вкусу» с программной статьей русских футуристов за подписью Д.Булюка, А.Крученых, В.Маяковского, В. Хлебникова. Разрушительная, скандальная позиция. «Только мы – лицо нашего Времени». «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности».

18 Футуристы устанавливали права: на увеличение словаря в его полном

Футуристы устанавливали права: на увеличение словаря в его полном

объеме произвольными и производными словами, на неопредолимую ненависть к существующему языку. Они отрицали грамматику, синтаксис, правописание родного языка, «сокрушали» поэтические ритмы и рифмы, воспевали «власть новых тем: ненужность, бессмысленность, тайну властной ничтожности». Футуристическое течение было довольно широко и разнообразно. Объединение, в которое входил В.Маяковский называлось «Гилеей», позже – кубофутуризмом. 1911 г. – возникновение группы эгофутуристов Петербурга: И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов.

19 Максим ГОРЬКИЙ (1868-1936)

Максим ГОРЬКИЙ (1868-1936)

Драматургия. Три периода творчества. Первый период - «Мещане» (1902), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети Солнца» (1905), «Варвары» (1905), «Враги» (1906). Тема идейного и политического размежевания социальных сил русского общества. Второй период – «Последние» (1908), «Чудаки» (1910), первый вариант «Вассы Железновой» (1910), «Фальшивая монета» (1913), «Зыковы» (1913), «Старик» (1915). Показ несостоятельности внутренних устоев буржуазно-дворянского общества России начала XX в. Третий период – пьесы, написанные после Октябрьской революции.

«Тема 5. Литература Серебряного века»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/tema-5.-literatura-serebrjanogo-veka-150952.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Серебряный век > Тема 5. Литература Серебряного века