Есенин
<<  С.А.Есенин Филосовская лирика Жизнь и творчество Сергея Есенина (1895 – 1925)  >>
Цветовая гамма в творчестве Сергея Есенина
Цветовая гамма в творчестве Сергея Есенина
Цель исследования
Цель исследования
Гипотеза
Гипотеза
Методы исследования
Методы исследования
План выполнения исследования
План выполнения исследования
1914 – 1915
1914 – 1915
Вывод
Вывод
1920-1921 годы
1920-1921 годы
Вывод
Вывод
Трансформируется и гамма золотисто-желтых оттенков: вместо «позолоты»
Трансформируется и гамма золотисто-желтых оттенков: вместо «позолоты»
1924—1925 годы
1924—1925 годы
Вывод
Вывод
Итоги
Итоги
Значение желтого цвета - эйфория, радость, оптимизм, память Значение
Значение желтого цвета - эйфория, радость, оптимизм, память Значение
Цвета и оттенки
Цвета и оттенки
Значение голубого (синего) цвета - сила, важность, умиротворенность,
Значение голубого (синего) цвета - сила, важность, умиротворенность,
Вывод
Вывод
Голубой и синий используются, но они теряют связь с небом: «дом с
Голубой и синий используются, но они теряют связь с небом: «дом с
Цвета и оттенки
Цвета и оттенки
Значение красного цвета - любовь, страсть, тепло, радость, мощь
Значение красного цвета - любовь, страсть, тепло, радость, мощь
Цвета и оттенки
Цвета и оттенки
Значение черного цвета - консерватизм, таинственность, утонченность
Значение черного цвета - консерватизм, таинственность, утонченность
Цвета и оттенки
Цвета и оттенки
Значение бирюзового цвета - женственность, утонченность Значение
Значение бирюзового цвета - женственность, утонченность Значение
Тест Люшера
Тест Люшера
Основные цвета
Основные цвета
Дополнительные цвета
Дополнительные цвета
Результат исследования
Результат исследования
Результат исследования
Результат исследования
Вывод
Вывод
Мы соотнесли красочную гамму его любимых цветов (голубой, синий,
Мы соотнесли красочную гамму его любимых цветов (голубой, синий,
Список использованной литературы
Список использованной литературы

Презентация на тему: «Цветовая гамма в творчестве Сергея Есенина». Автор: _Wizard_. Файл: «Цветовая гамма в творчестве Сергея Есенина.ppt». Размер zip-архива: 2120 КБ.

Цветовая гамма в творчестве Сергея Есенина

содержание презентации «Цветовая гамма в творчестве Сергея Есенина.ppt»
СлайдТекст
1 Цветовая гамма в творчестве Сергея Есенина

Цветовая гамма в творчестве Сергея Есенина

Выполнила ученица 11 «б» класса Давыдова Татьяна Учитель Хренова Татьяна Анатольевна

© МОУ СОШ №2, г. Владимир, 2008

2 Цель исследования

Цель исследования

Проанализировать лирику С. Есенина, объяснить выбор цветовой гаммы в стихах разных периодов творчества

3 Гипотеза

Гипотеза

Цветообозначающая лексика произведений Есенина отражает внутренний мир поэта, его душевное состояние и мировосприятие.

4 Методы исследования

Методы исследования

Сбор и анализ информации (изучение тематической литературы). Лингвистический анализ художественного текста (поиск ключевых слов). Обработка полученного материала (составление тематических таблиц).

5 План выполнения исследования

План выполнения исследования

Исследование теории вопроса. Изучение тематической литературы. Знакомство с цветовым методом Люшера. Проведение лингвистического анализа текстов стихотворений и поэм С.А. Есенина с целью выявления набора ключевых слов, обозначающих цвет, и структурирование полученного материала. Определение значения цветообозначающей лексики с помощью психодиагностического теста М. Люшера.

6 1914 – 1915

1914 – 1915

«Скирды солнца», «зеленя», «синий плат небес», «хвойная позолота», «стежка серая», «синь сосет глаза», «зеленые лехи», «черная выть», «синяя гать», «серым веретьем стоят шалаши», «красный костер окровил таганы», «белые веки луны», «в пятнах зари», «оловом светится лужная голь».

7 Вывод

Вывод

Цвета первого периода – «чистые» незамутненные, сочные: синий, золотой и солнечный, красный, белый, серый. Ведущий цвет – синий, цвет неба. Серый цвет – не для неба, для земли: «серая стежка», «серым веретьем» стоят шалаши. Даже черный цвет, единожды используемый («черная гать»), не нарушает умиротворенного гармоничного пейзажа «родимой стороны». Поэт в этот период наслаждается жизнью.

8 1920-1921 годы

1920-1921 годы

«Золотистое пламя», «телесного воска свеча», «тропа голубого поля», «черная горсть», «красногривый жеребенок», «синие чащи», «стадо рыжее», «молоко берез», «черная жуть», «голубая степь», «снежная выбель», «рыхлая выбель», «черная гибель», «желтый труп», «яд белесый», «осеннее олово», «в черной жути», «ржавая мреть».

9 Вывод

Вывод

Во второй период главенствует черный цвет, он, как и образный строй второго периода, тоже связан с мотивом смерти: «черная гибель», «черная жуть», «черная горсть» – «не живые» ладони. Синий цвет «спускается» на землю: «синие чащи», два раза используется голубой цвет: «тропа голубого поля», «голубая степь». Белого цвета нет, зато два раза использовано слово «выбель», негативно окрашенное («снежная выбель», «рыхлая выбель»). Есенин переживает события, происходящие с его Родиной – время разочарования в революции, неприятия Есениным братоубийственной Гражданской войны и того социализма, который строили большевики.

10 Трансформируется и гамма золотисто-желтых оттенков: вместо «позолоты»

Трансформируется и гамма золотисто-желтых оттенков: вместо «позолоты»

ржавый и рыжий цвета, причем – «ржавая мреть», родственная со «смертью». Определение обреченного на гибель жеребенка – «красногривый» – единственное упоминание красного цвета. Отсутствует зеленый цвет, потому что в стихотворениях второго периода нет даже упоминания о лесе (обратим внимание на то, что лес, обеспечивающий гармоничное существование человека, был неизменной частью каждого пейзажа в стихотворениях первого периода).

11 1924—1925 годы

1924—1925 годы

«Дом с голубыми ставнями», «серенький ситец небес», «седые журавли», «розовая водь», «нивы, златящиеся во мгле», «жидкая лунность», «несказанное, синее, нежное», «золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба», «синий май», «черемуха в белой накидке», «голубая прохлада».

12 Вывод

Вывод

В стихотворения третьего периода возвращается золотой цвет, но, как правило, он связан с воспоминаниями о светлом прошлом («золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба»), и белый («спит черемуха в белой накидке»). Черный свет исчезает, но серый цвет «поднимается» и характеризует высь, небо – «серенький ситец небес». Заметим, что в стихотворениях второго периода серый определял уже не землю («стёжка серая» в стихотворении 1914 года), а даль – «осеннее олово».

13 Итоги

Итоги

Цвета и оттенки

I период

II период

III период

Золотой солнечный желтый телесный рыжий ржавый

1 1 - - - -

1 - 1 1 1 1

3 - - - - -

14 Значение желтого цвета - эйфория, радость, оптимизм, память Значение

Значение желтого цвета - эйфория, радость, оптимизм, память Значение

золотого цвета - роскошь, излишество, яркость, традиции Значение оранжевого цвета - энергия, перемены, здоровье Значение теплых цветов: теплые цвета передают самые различные эмоции и состояния - от оптимизма до жестокости и агрессии. Тепло красного, желтого, розового или оранжевого цветов может вызвать возбуждение или даже гнев. К теплым цветам также иногда относят нейтральные оттенки черного и коричневый.

15 Цвета и оттенки

Цвета и оттенки

I период

II период

III период

Синий, голубой

4 -

4 3

2 1

16 Значение голубого (синего) цвета - сила, важность, умиротворенность,

Значение голубого (синего) цвета - сила, важность, умиротворенность,

интеллект Значение цветов, полученных смешением теплого и холодного цвета: цвета, имеющие свойства как теплых, так и холодных цветов, могут как успокаивать, так и возбуждать. Это цвета, полученные в результате соединения таких цветов, как синий и красный или синий и желтый. Хотя зеленый принято считать холодным цветом, он скорее относится именно к категории смешанных цветов

17 Вывод

Вывод

Голубой и синий используются, но они теряют связь с небом: «дом с голубыми ставнями», «несказанное, синее, нежное», «голубая прохлада» и т. п. Примечательно, что в стихотворениях третьего периода нет красного и кровавого цветов, упоминаются лишь розовый («розовая водь») – как отблеск зари. Для поэта – это время новой попытки понять Русь Советскую: «Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси».

18 Голубой и синий используются, но они теряют связь с небом: «дом с

Голубой и синий используются, но они теряют связь с небом: «дом с

голубыми ставнями», «несказанное, синее, нежное», «голубая прохлада» и т. п. Примечательно, что в стихотворениях третьего периода нет красного и кровавого цветов, упоминаются лишь розовый («розовая водь») – как отблеск зари. Для поэта – это время новой попытки понять Русь Советскую: «Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси».

19 Цвета и оттенки

Цвета и оттенки

I период

II период

III период

Красный, Кровавый, Розовый, Ржавый.

5 1 2 2

4 - - -

- - - 3

20 Значение красного цвета - любовь, страсть, тепло, радость, мощь

Значение красного цвета - любовь, страсть, тепло, радость, мощь

Значение розового цвета - сладость, удовольствие, игривость, романтика, утонченность Значение теплых цветов: теплые цвета передают самые различные эмоции и состояния - от оптимизма до жестокости и агрессии. Тепло красного, желтого, розового или оранжевого цветов может вызвать возбуждение или даже гнев. К теплым цветам также иногда относят нейтральные оттенки черного и коричневый.

21 Цвета и оттенки

Цвета и оттенки

I период

II период

III период

Черный

3

4

-

Серый оловянный седой лунный

5 2 - -

- 2 - -

5 - 4 2

22 Значение черного цвета - консерватизм, таинственность, утонченность

Значение черного цвета - консерватизм, таинственность, утонченность

Значение серого цвета - официоз, консерватизм, утонченность.

23 Цвета и оттенки

Цвета и оттенки

I период

II период

III период

Зеленый, бирюзовый

6

-

2

24 Значение бирюзового цвета - женственность, утонченность Значение

Значение бирюзового цвета - женственность, утонченность Значение

зеленого цвета - рост, здоровье, природа, гармония

25 Тест Люшера

Тест Люшера

Известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

26 Основные цвета

Основные цвета

Синий символизирует спокойствие, удовлетворенность; Сине-зеленый – чувство уверенности, настойчивости, иногда упрямство; Оранжево-красный – силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; Светло-желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

27 Дополнительные цвета

Дополнительные цвета

5. Фиолетовый; 6. Коричневый; 7. Черный; 8. Нулевой цвет символизирует тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.

28 Результат исследования

Результат исследования

Проанализировав цветообозначающую лексику в произведениях С.А. Есенина с помощью теста Макса Люшера, мы заметили, что выбор цвета в тот или иной период жизни поэта зависит от его психологического состояния. Главные цвета поэзии Есенина – золотой, красный, голубой (по Люшеру: желтый, красный, синий) – отображают активность, экспансивность, веселость, с одной стороны (желтый), силу воли и агрессивность, с другой (красный), и спокойствие и уверенность, с третьей (синий).

29 Результат исследования

Результат исследования

Все эти, порой исключающие друг друга черты, характеризуют Есенина как целеустремленного, самоуверенного, настойчивого человека, легко впадающего в состояние депрессии, если события развиваются не в его пользу. Верное представление о душевном состоянии автора помогает понять общий смысл творчества, систему поэтических образов, проследить творческую судьбу художника.

30 Вывод

Вывод

Верное представление о душевном состоянии автора помогает понять общий смысл творчества, систему поэтических образов, проследить творческую судьбу художника. Таким образом, наша гипотеза подтверждается: цветообозначающая лексика произведений Есенина отражает внутренний мир поэта, его душевное состояние и мировосприятие.

31 Мы соотнесли красочную гамму его любимых цветов (голубой, синий,

Мы соотнесли красочную гамму его любимых цветов (голубой, синий,

малиновый, золотой) с палитрой древнерусской живописи: синева и «золото» в поэзии С. Есенина напоминают древнюю фресковую живопись.

Андрей Рублев. Троица

32 Список использованной литературы

Список использованной литературы

Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы/Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина, Е.С. Степанова и др.; под ред. Т.Н. Андреевой. – М.: Дрофа, 2005. Марченко Алла. Поэтический мир Есенина.– 2-е изд. – М., 1989. Захаров А. Н. Поэтика Есенина. – М., 1995. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.

«Цветовая гамма в творчестве Сергея Есенина»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/tsvetovaja-gamma-v-tvorchestve-sergeja-esenina-89820.html
cсылка на страницу

Есенин

35 презентаций о Есенине
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Есенин > Цветовая гамма в творчестве Сергея Есенина