Твардовский
<<  Нравственно-философский смысл поэмы А. Твардовского «По праву памяти» Твардовский по праву памяти уроку  >>
"Суд идет…Суд Истории" (по поэме А.Т. Твардовского "По праву памяти")
"Суд идет…Суд Истории" (по поэме А.Т. Твардовского "По праву памяти")
История создания поэмы
История создания поэмы
Страшная судьба постигла последнюю исповедальную поэму Твардовского
Страшная судьба постигла последнюю исповедальную поэму Твардовского
Твардовский борется, настаивает перед секретариатом правления Союза
Твардовский борется, настаивает перед секретариатом правления Союза
За 2 года до своей смерти, явно предчувствуя скорый конец, Твардовский
За 2 года до своей смерти, явно предчувствуя скорый конец, Твардовский
Испытывая волнение совести, чувство не столько житейской, сколько
Испытывая волнение совести, чувство не столько житейской, сколько
Художественные особенности поэмы
Художественные особенности поэмы
Композиция поэмы
Композиция поэмы
Проблематика поэмы
Проблематика поэмы
Основные темы произведения
Основные темы произведения
"Сын за отца не отвечает" - так называется центральная глава
"Сын за отца не отвечает" - так называется центральная глава
Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и
Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и
Образ Сталина
Образ Сталина
Поэма - воспоминание, поэма - исповедь стала воззванием, обращением к
Поэма - воспоминание, поэма - исповедь стала воззванием, обращением к
Читая поэму А. Твардовского, следуя за его мыслью, разделяя его
Читая поэму А. Твардовского, следуя за его мыслью, разделяя его

Презентация на тему: «Твардовский за далью даль конспект урока». Автор: User. Файл: «Твардовский за далью даль конспект урока.pptx». Размер zip-архива: 1579 КБ.

Твардовский за далью даль конспект урока

содержание презентации «Твардовский за далью даль конспект урока.pptx»
СлайдТекст
1 "Суд идет…Суд Истории" (по поэме А.Т. Твардовского "По праву памяти")

"Суд идет…Суд Истории" (по поэме А.Т. Твардовского "По праву памяти")

2 История создания поэмы

История создания поэмы

А. Твардовский работал над поэмой в 1966-1969 годах. Это произведение, мыслившееся первоначально автором как одна из "дополнительных" глав к поэме "За далью - даль" (о чем свидетельствует и метр стиха), впоследствии приобрело характер самостоятельной "лирической поэмы", хотя автор назвал свое сочинение стихотворным циклом. Поэма была закончена и подготовлена самим Твардовским к печати в "Новом мире" за 2 года до смерти. "По праву памяти" называют "завещанием" не только поэта, но и деятеля русской литературы. А. Твардовский писал: ":почувствовал:то, что мне:нужно обязательно высказать. Это живая необходимая мысль моей жизни:".

3 Страшная судьба постигла последнюю исповедальную поэму Твардовского

Страшная судьба постигла последнюю исповедальную поэму Твардовского

23 апреля 1969 года - поэма получена в редакции и в тот же день сдана в типографию для уже набранного 5-го номера. Разрешения Главлита нет, как, впрочем, и отказа. Тем более мотивированного, - ситуация нередкая в тогдашней практике журнала. Чтобы не держать номер, редколлегия передвигает поэму в номер 6. Та же картина. Поэма передвинута в номер 8 - тот же результат. Это было сложное время, когда острая принципиальная критика прошлого стала затухать, а вместо нее отчетливее проступало славословие по поводу "возрождения" современности, очищенной якобы от последствий культа личности, когда появилось явное стремление забыть, замолчать далеко неизжитую народную трагедию: Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую боль и чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль - забыть.

4 Твардовский борется, настаивает перед секретариатом правления Союза

Твардовский борется, настаивает перед секретариатом правления Союза

писателей СССР на обсуждении поэмы в писательской среде - слова его уходят как в вату. Тем временем поэма начинает ходить по рукам, ее переписывают и, наконец, без ведома автора печатают за рубежом. Это будет использовано как средство морального давления на непокладистого редактора, но не ускорит появление поэмы в советской печати. От Твардовского, не имевшего отношения к этому изданию, ждали "отмежевания" и унизительных "объяснений". И вот публикация через 18 лет. Посмертно. Только в 1987 году, в годы Перестройки, через 15 лет после смерти автора, поэму удалось опубликовать на родине: сначала в "Знамени" (№2), затем - в "Новом мире" (№3).

5 За 2 года до своей смерти, явно предчувствуя скорый конец, Твардовский

За 2 года до своей смерти, явно предчувствуя скорый конец, Твардовский

отверг все запреты на память, все уговоры "оглаской непосвященных не смущать" - и предал гласности память о крестьянской трагедии 30-х годов: :не те уже годочки, - Не в праве я себе отсрочки Предоставлять. Гора бы с плеч - Еще успеть без проволочки Немую боль в слова облечь. Ту боль, что скрытно временами И встарь теснила нам сердца.

6 Испытывая волнение совести, чувство не столько житейской, сколько

Испытывая волнение совести, чувство не столько житейской, сколько

высшей, горчайшей вины перед семьей, перед отцом с его трудовыми руками, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму "По праву памяти" - свое оправдание и свое покаяние. Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую боль и чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль - забыть!.. Но это было явной болью Для тех, чей был оборван век. Для ставших лагерною пылью, Как некто некогда изрек.

7 Художественные особенности поэмы

Художественные особенности поэмы

Поэма во многом автобиографичная. Задача, которую ставил перед собой Твардовский в своей последней, исповедальной и запрещенной поэме, - произвести трудный расчет с прошлым, с иллюзиями, с горькими заблуждениями и ошибками соотечественников и своими собственными. Поэма "досказала" то, что издавна "жило, кипело, ныло" в душе автора. Поэма писалась еще в горькую годину и добиралась до своего адресата - читателя - долго. Но, наконец добравшись, оказалась удивительно ко времени, сделалась ее дороже множеству людей самых разных поколений и окончательно дорисовала облик поэта, сомкнув в единое целое его произведения, неизменно и страстно тяготевшие к правде сущей.

8 Композиция поэмы

Композиция поэмы

Композиционно поэма делится на 4 части: 1 часть - Вступление 2 часть - Перед отлетом 3 часть - Сын за отца не отвечает 4 часть - О памяти

9 Проблематика поэмы

Проблематика поэмы

"По праву памяти" - это дальнейшее углубление темы, заявленной в главах поэмы "За далью - даль" (поэтическое и гражданское осмысление трагических событий, связанных с периодом сталинщины. Цель одна - разоблачение культа личности Сталина и реабилитация невинно репрессированных). В поэме "За далью - даль", создавая поэтическую летопись грандиозного пути, пройденного нашей страной после октября, Твардовский ярко воплотил мощь, размах достижений и побед, не забывая о периоде жестокого произвола, болезненно ударившего по судьбам тысяч "отцов" своего поколения Только по тональности, по интонации последняя поэма Твардовского отличается от "За далью - даль", тема памяти звучит суровее, строже; сказывается и то, что Твардовский пишет в изменившейся ситуации, когда пытались восторжествовать забвение, и то, что поэма взята во многом автобиографично, лично, исповедально. Итак, поэт шел от правды лично пережитого и выстраданного. Потому-то поэма написана в жанре исповедального монолога.

10 Основные темы произведения

Основные темы произведения

Тема раскаяния и личной вины человека; тема памяти и забвения; тема исторического возмездия; тема "сыновней ответственности".

11 "Сын за отца не отвечает" - так называется центральная глава

"Сын за отца не отвечает" - так называется центральная глава

Поэт ведет речь и о себе, и о своем отце, и о тысяче таких же сыновей и отцов. Какую долю "отец народов" уготовил их "детям" - эта проблема стала центральной в поэме.

12 Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и

Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и

революцией". В черновиках одной из пьес Твардовского о коллективизации запечатлен образ "младшего брата", в котором легко угадывался сам автор. В тех же набросках читаем: "Он должен порвать с семьей, отказаться от нее, проклясть ее - тогда, может быть, он еще останется "на этом берегу", а нет - хочешь не хочешь - будешь "врагом", "кулаком", которому никогда и ничем не отмолить себе прощенья у советской власти". Вот такое было жестокое время. Клеймо с рожденья отличало Младенца вражеских кровей, И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей.

13 Образ Сталина

Образ Сталина

В черновиках поэмы Твардовский отобразил некоторые портретные черты "судеб вершителя земного": :руки у него были Как рачьи скрючены клешни Сплошной мозолью, точно пятки (пастуха) Покрыты были и не по росту Крупны, окалиной обожжены. Тиран, диктатор. Сталин в поэме не велик, скорее принижен. Он то, к чему меньше всего подходит слово "вождь", это всего лишь злая, ничтожная игрушка в руках того самого народа, который, прежде чем стать "лагерной пылью", сделал его богом на земле. Ночь, когда умер Сталин, автор поэмы называет «благой».

14 Поэма - воспоминание, поэма - исповедь стала воззванием, обращением к

Поэма - воспоминание, поэма - исповедь стала воззванием, обращением к

народу воспрянуть духом, раскрепостить сознание и чувство и возродить достоинство человека: :Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу. Забыть то, что было, невозможно. Настоящее и будущее немыслимы без прошлого, без его тяжелых уроков. Переосмыслить прошлое, очистить свою совесть, покаяться, задуматься о том, как можно поправить ошибки (если еще можно), необходимо. И если это сделано, то: и впредь как были - будем - Какая вдруг ни грянь гроза, - Людьми Из тех людей, Что людям, Не пряча глаз, Глядят в глаза.

15 Читая поэму А. Твардовского, следуя за его мыслью, разделяя его

Читая поэму А. Твардовского, следуя за его мыслью, разделяя его

чувства, убеждаемся: все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но не бывает ответственности без чувства памяти, сопричастности жизни. Поэма Твардовского - живая боль о времени, когда внушалось: "Предай в пути родного брата: и зверствуй именем вождя", а "рукоплесканья в честь отца народов заглушали боль народа. Чтобы этого никогда не повторилось, мы должны знать правду, какой бы горькой она ни была: Слишком велика плата "за эти были" - миллионы погибших, искалеченные судьбы оставшихся в живых. Память, убеждает нас поэт, должна уберечь от повторения страшных ошибок. Жизненное кредо Твардовского - отвечать за все, поэтическое - правда; за лирическим героем поэмы встает образ поэта - гражданина. Он учит нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учит быть "людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза". Последняя поэма Твардовского "По праву памяти" скрыто лирична, она звучит как покаяние за совершенное некогда предательство собственного отца во имя сталинской мертвой догмы.

«Твардовский за далью даль конспект урока»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/tvardovskij-za-dalju-dal-konspekt-uroka-195898.html
cсылка на страницу

Твардовский

14 презентаций о Твардовском
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Твардовский > Твардовский за далью даль конспект урока