Без темы
<<  Вместе по верному пути ВНЕЗАПНАЯ СЕРДЕЧНАЯ СМЕРТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ к.м.н., с.н.с. Никонова В.В. отделение кардиоревматологии  >>
Вначале было «Слово»… («Слово о полку Игореве» в историко –
Вначале было «Слово»… («Слово о полку Игореве» в историко –
Слово о полку Игореве
Слово о полку Игореве
Цели и задачи Эпиграфы Сходства Различия
Цели и задачи Эпиграфы Сходства Различия
Вначале было «Слово»…
Вначале было «Слово»…
Цели: выявить степень оригинальности древнерусского произведения
Цели: выявить степень оригинальности древнерусского произведения
Сходства:
Сходства:
4)Отражение противостояния двух миров
4)Отражение противостояния двух миров
Различия:
Различия:
4) русичи совершили подвиг за землю Русскую культ воинской чести не
4) русичи совершили подвиг за землю Русскую культ воинской чести не
Оценка «Слова» русскими писателями и лингвистами
Оценка «Слова» русскими писателями и лингвистами
Выводы:
Выводы:
Список использованной литературы:
Список использованной литературы:
Хорошо на свете дышит песня
Хорошо на свете дышит песня
Исторический аспект «Слова о полку Игореве»
Исторический аспект «Слова о полку Игореве»
Проблемно-творческая группа
Проблемно-творческая группа
Центральный образ – образ Руси
Центральный образ – образ Руси
Описываемое историческое время
Описываемое историческое время
Свободный переход от настоящего к прошлому
Свободный переход от настоящего к прошлому
Историческое прошлое – мерило настоящего
Историческое прошлое – мерило настоящего
Показ событий русской истории на фоне всемирной
Показ событий русской истории на фоне всемирной
Историческое пространство
Историческое пространство
Описание земель соседних народов
Описание земель соседних народов
Вначале было «Слово»…
Вначале было «Слово»…
Причинно-следственные связи
Причинно-следственные связи
Половецкие набеги – это следствие княжеских усобиц «Борьба князей
Половецкие набеги – это следствие княжеских усобиц «Борьба князей
Единоличные действия князей приводят к их поражению Святослав: «Но
Единоличные действия князей приводят к их поражению Святослав: «Но
Идеалы Руси и перспективы развития
Идеалы Руси и перспективы развития
Пророчество возможных опасностей
Пророчество возможных опасностей
Призыв к единению
Призыв к единению
«Слово о полку Игореве» как отражение сознания человека Древней Руси
«Слово о полку Игореве» как отражение сознания человека Древней Руси
Цель проекта: выявить условия формирования сознания человека Древней
Цель проекта: выявить условия формирования сознания человека Древней
Элементы языческого сознания
Элементы языческого сознания
Упоминание языческих богов «Или так бы запел ты, вещий Боян, внук
Упоминание языческих богов «Или так бы запел ты, вещий Боян, внук
Одушевление сил природы Плач Ярославны: «О ветер, ветрило
Одушевление сил природы Плач Ярославны: «О ветер, ветрило
Отражение пространственного разграничения («своё» - «чужое»)
Отражение пространственного разграничения («своё» - «чужое»)
Вещий сон Святослава «А Святослав смутный сон видел в Киеве на горах
Вещий сон Святослава «А Святослав смутный сон видел в Киеве на горах
Элементы христианского сознания
Элементы христианского сознания
Отражение христианской морали Плач Ярославны: «Всем ты тепло и
Отражение христианской морали Плач Ярославны: «Всем ты тепло и
Вера в суд Божий «Ему вещий Боян ещё давно припевку, разумный, сказал:
Вера в суд Божий «Ему вещий Боян ещё давно припевку, разумный, сказал:
Упоминание церквей «Ему в Полоцке позвонили к заутрени рано у святой
Упоминание церквей «Ему в Полоцке позвонили к заутрени рано у святой
Заключение: Сознание древнерусского человека складывалось на основе
Заключение: Сознание древнерусского человека складывалось на основе
Библиографический список В.В. Кусков «История Древнерусской
Библиографический список В.В. Кусков «История Древнерусской
Содержание Цель и задачи проекта Элементы языческого сознания
Содержание Цель и задачи проекта Элементы языческого сознания
Взаимоотношения Руси с половцами
Взаимоотношения Руси с половцами
Цель: Показать взаимоотношение Руси и половцев по тексту «Слова»
Цель: Показать взаимоотношение Руси и половцев по тексту «Слова»
Характеристика половцев
Характеристика половцев
«Дети бесовы» «Дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи
«Дети бесовы» «Дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи
Выводок гепардов «…по Русской земле простерлись половцы, точно выводок
Выводок гепардов «…по Русской земле простерлись половцы, точно выводок
Взаимоотношения с половцами
Взаимоотношения с половцами
Половцы иногда выступали союзниками в политической борьбе князей «
Половцы иногда выступали союзниками в политической борьбе князей «
« Здравы будьте, князьям и дружине, борясь за христиан против
« Здравы будьте, князьям и дружине, борясь за христиан против

Презентация: «Вначале было «Слово»…». Автор: Руслан. Файл: «Вначале было «Слово»….ppt». Размер zip-архива: 2161 КБ.

Вначале было «Слово»…

содержание презентации «Вначале было «Слово»….ppt»
СлайдТекст
1 Вначале было «Слово»… («Слово о полку Игореве» в историко –

Вначале было «Слово»… («Слово о полку Игореве» в историко –

литературном аспекте)

(Сопоставление литературно – исторических источников)

2 Слово о полку Игореве

Слово о полку Игореве

«Песнь о Роланде»

И

3 Цели и задачи Эпиграфы Сходства Различия

Цели и задачи Эпиграфы Сходства Различия

4 Вначале было «Слово»…
5 Цели: выявить степень оригинальности древнерусского произведения

Цели: выявить степень оригинальности древнерусского произведения

«Слово о полку Игореве». Основополагающий вопрос: чем обусловлены сходства и различия произведений? Задачи: сравнить произведения, выявить сходства и различия.

6 Сходства:

Сходства:

«Песнь о Роланде» ХIIвек Создавалось в рыцарской среде Кодекс рыцарской чести

«Слово о полку Игореве» ХIIвек Создавалось в дружинной среде Идеал воинской чести

1)время создания

2)среда создания

3)воинские ценности

7 4)Отражение противостояния двух миров

4)Отражение противостояния двух миров

5) Единство человека и природы

Обращение за помощью к силам природы: «Сошел с коня великий император, Простершись ниц, движенье солнца просит Остановиться и день продлить …»

Христианский Арабский Запад Восток

Христианская Язычники- Русь половцы

Сочувствие природы полку Игоря: природа предупреждает Игоря о грозящей опасности солнечным затмением («Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что оно тьмою воинов прикрыло»),помогает ему сбежать из плена(«дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет возвещают»), природа сочувствует Русской земле(«никнет трава от жалости, а древо с тоской к земле приклонилось»)

8 Различия:

Различия:

«Слово о полку Игореве» В основе лежит историческое событие, достоверно описанное автором(действительно, Князь Игорь Северский ходил в поход на половцев) Произведение написано по горячим следам, и оно более исторично. Предпочтение отдается языческим элементам, с которыми у автора связаны все его поэтические представления (вещий сон Святослава, затмение солнца, обращение Ярославны к силам природы )

«Песнь о Роланде» Присутствие элементов фантастики (Карл на три дня останавливает движение солнца) Посвящение событиям прошлого, порой далеко отстающим от времени создания самого произведения Преобладание христианского сознания (обращение героев к Господу,совершение христианских обрядов,вера в существование рая)

9 4) русичи совершили подвиг за землю Русскую культ воинской чести не

4) русичи совершили подвиг за землю Русскую культ воинской чести не

является самоцелью, а переплетается с судьбой Русской земли (Не только «себе славы» искали князья, но «Половецкой земле мечами обиду творить»)

4) франки совершали подвиг во имя сеньора Карла и веры. Воинская доблесть превыше всего. ( Роланд не слушает Оливьера, который хочет обратиться за помощью, а действует по-своему, хочет показать свою храбрость)

10 Оценка «Слова» русскими писателями и лингвистами

Оценка «Слова» русскими писателями и лингвистами

«Произведение оригинально и самобытно, оно всё проникнуто народно поэтическими элементами» (А.А.Потебня) «В слове заключена внутренняя история человека, его взгляд на самого себя и природу» (А.Афанасьев) «Слово о полку Игореве» возвышается уединённым памятником в пустыне древней словесности» (А.С.Пушкин)

11 Выводы:

Выводы:

Исходя из наблюдений, мы пришли к выводу, что произведение оригинально, неповторимо и самобытно. Наличие сходств объясняется одним временем создания, особенностями среды,в которой создавались произведения, а различия объясняются особенностями сознания русичей, для которых превыше всего – защита земли русской и объединение князей служило этой идее. И это, на наш взгляд, более значимо.

12 Список использованной литературы:

Список использованной литературы:

С.Д. Артамонов «Литература средних веков» Справочник школьника 5-11кл.

13 Хорошо на свете дышит песня

Хорошо на свете дышит песня

От отца она идет к детям,

Славит она мужество и доблесть, И бесстрашную преданность отчизне.

14 Исторический аспект «Слова о полку Игореве»

Исторический аспект «Слова о полку Игореве»

Цель: Показать историзм как главную особенность древнерусской литературы Задачи: Выделить описываемые автором события Выявить понимание автором «Слова» исторического времени и пространства Найти выделяемые автором причинно-следственные связи Указать определяемые автором перспективы исторического развития Руси

15 Проблемно-творческая группа

Проблемно-творческая группа

Александров Андрей Ведина Галина Карама Эльмира Кустин Данил Цимковский Илья Координатор проекта Гордеева М.Л.

16 Центральный образ – образ Руси

Центральный образ – образ Руси

Русская земля и её просторы

Русская природа

Русский народ и их князья

Родная русская история

17 Описываемое историческое время

Описываемое историческое время

Поход Игоря Новгород-Северского на половцев в 1185 году

Были века Трояна, минули годы Ярославовы были походы Олеговы (1054г. – 1115г.)

«От старого Владимира…» (с 980 г).

Два храбрых Святославича Уже коварство пробудили раздором, а его усыпил было … Святослав. (1184г.)

На седьмом веке Трояна кинул Всеслав жребий (1068г.)

18 Свободный переход от настоящего к прошлому

Свободный переход от настоящего к прошлому

«…Свивая славу обеих половин сего времени.»

19 Историческое прошлое – мерило настоящего

Историческое прошлое – мерило настоящего

Сравнение Олега Гориславича и Игоря Святославовича. «Тогда, при Олеге Гориславиче, засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждьбожа внука, в княжеских крамолах сокращались жизни людские…» И после похода Игоря «черная земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли по Русской земле.» Князья – носители «славы» их предков «Ярославы все внуки и Всеслава. Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов.»

20 Показ событий русской истории на фоне всемирной

Показ событий русской истории на фоне всемирной

«На седьмом веке Трояна кинул Всеслав жребий… скакнул к городу Киеву…» «…готские красные девы… запели на берегу синего моря: звеня русским золотом, воспевают время Бусово, лелеют месть за Шарукана.»

21 Историческое пространство

Историческое пространство

Происходящие события охватывают все русские земли «Кони ржут за Сулой – звенит слава в Киеве; трубы трубят в Новгороде – стоят стяги в Путивле.» О несчастье Игоревом «…застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.»

22 Описание земель соседних народов

Описание земель соседних народов

Половецкие земли «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон русские полки обступили...» Земли Западной Европы О победе Святослава «тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы поют славу.»

23 Вначале было «Слово»…
24 Причинно-следственные связи

Причинно-следственные связи

Своеволие князей порождает усобицы «При Олеге Гориславиче… в княжеских крамолах сокращались жизни людские. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали…» Причины усобиц – борьба за уделы «… ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать».

25 Половецкие набеги – это следствие княжеских усобиц «Борьба князей

Половецкие набеги – это следствие княжеских усобиц «Борьба князей

против поганых прекратилась… А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую». «А князи сами на себя крамолу ковали, а поганые с победами нарыскивали на Русскую землю, сами брали дань по белке от двора». Игорь и Всеволод «коварство [половцев] пробудили раздором».

26 Единоличные действия князей приводят к их поражению Святослав: «Но

Единоличные действия князей приводят к их поражению Святослав: «Но

сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!» А разве дивно, братья, старому помолодеть?»

27 Идеалы Руси и перспективы развития

Идеалы Руси и перспективы развития

Единение князей вокруг Киева(идеализация прошлого Руси) «О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским: теперь же стоят стяги Рюриковы, а другие – Давыдовы, но врозь у них полотнища развеваются. Копья поют!»

28 Пророчество возможных опасностей

Пророчество возможных опасностей

«Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игореве, буйного Святославича!» «Уже ведь, братья, невеселое время настало, уже пустыня войско прикрыла…»

29 Призыв к единению

Призыв к единению

«Здравы будьте князья и дружина, борясь за христиан против нашествий поганых.»

30 «Слово о полку Игореве» как отражение сознания человека Древней Руси

«Слово о полку Игореве» как отражение сознания человека Древней Руси

(Учебный проект)

31 Цель проекта: выявить условия формирования сознания человека Древней

Цель проекта: выявить условия формирования сознания человека Древней

Руси Основной вопрос: как взаимодействуют в сознании древнерусского человека языческое и христианское начала Задачи: найти отражение в тексте «Слова» элементов языческого и христианского сознания

32 Элементы языческого сознания

Элементы языческого сознания

33 Упоминание языческих богов «Или так бы запел ты, вещий Боян, внук

Упоминание языческих богов «Или так бы запел ты, вещий Боян, внук

Велеса…» «…, погибало достояние Дажь-Божьего внука,…» «Вот ветры, внуки Стрибога,…»

Отражение родовых связей и отношений «Борьба князей с погаными кончилась, ибо сказал брат брату: «Это моё и то моё же.»

34 Одушевление сил природы Плач Ярославны: «О ветер, ветрило

Одушевление сил природы Плач Ярославны: «О ветер, ветрило

Зачем, господин, веешь ты наперекор?» «О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую.» «Светлое и тресветлое солнце! Всем ты светло и прекрасно, зачем же, владыко, простёрло горячие свои лучи на воинов лады?»

Родство человека и мира природы «Боян же вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками.» «А Игорь-князь скакнул горностаем в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком.» «Полечу, говорит, кукушкою по Дунаю, омочу шёлковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на могучем его теле.»

35 Отражение пространственного разграничения («своё» - «чужое»)

Отражение пространственного разграничения («своё» - «чужое»)

«А мои-то куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знаемы,…» «С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат колья булатные…» …«Кони ржут за Сулой - звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новегороде, стоят стяги в Путивле.»

«Покрывалами, и плащами, и кожухами стали мосты мостить по болотам и топям и дорогими нарядами половецкими.» «…, свист звериный поднялся, встрепенулся Див, кличет на вершине дерева,…» «…, волки грозу навевают по оврагам, орлы клектом зверей на кости зовут,…»

36 Вещий сон Святослава «А Святослав смутный сон видел в Киеве на горах

Вещий сон Святослава «А Святослав смутный сон видел в Киеве на горах

» Отношение к числу «Светлое и тресветлое солнце!» (приставка тре- обозначает «очень») Символика частей тела «Сказали Боян и Ходына, Святославовы песнотворцы, старого времени Ярославого, Олега-князя любимцы: «Тяжко голове без плеч, беда и телу без головы», - так и Русской земле без Игоря.»

37 Элементы христианского сознания

Элементы христианского сознания

38 Отражение христианской морали Плач Ярославны: «Всем ты тепло и

Отражение христианской морали Плач Ярославны: «Всем ты тепло и

прекрасно, зачем же, владыко, простёрло горячие свои лучи на воинов лады?» (забота не только об Игоре, но и о его воинах, т. е. обо всех русичах) «Жёны русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить, ни думою сдумать, ни глазами не повидать, а золота и серебра и пуще того в руках не подержать!» И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли Русской.» (авторское сочувствие)

39 Вера в суд Божий «Ему вещий Боян ещё давно припевку, разумный, сказал:

Вера в суд Божий «Ему вещий Боян ещё давно припевку, разумный, сказал:

«Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда Божьего не миновать!» Вера в покровительство Господа Бога «Червлёный стяг, белая хоругвь, червлёный бунчук, серебряное древко – храброму Святославичу!» «Игорю-князю Бог путь указывает из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему золотому престолу.»

40 Упоминание церквей «Ему в Полоцке позвонили к заутрени рано у святой

Упоминание церквей «Ему в Полоцке позвонили к заутрени рано у святой

Софии в колокола, а он в Киеве звон тот слышал.» «Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей.»

Наличие церковной лексики «А Игорева храброго полка не воскресить.» «Аминь.»

41 Заключение: Сознание древнерусского человека складывалось на основе

Заключение: Сознание древнерусского человека складывалось на основе

двух начал христианского и языческого. В «Слове» элементов языческого мировоззрения гораздо больше, нежели элементов христианского сознания. Эти два начала не противоречат друг другу: христианские заповеди во многом совпали с языческими представлении славян. Формируется сознание человека, в котором нет неприятия к другим людям, другим народам и другой вере.

42 Библиографический список В.В. Кусков «История Древнерусской

Библиографический список В.В. Кусков «История Древнерусской

литературы». Москва, изд. «Высшая школа», 1997 Н. С. Воловник «У истоков Русского фольклора». Москва, изд. РИО Мособлупрполиграфиздат, 1994 Демин «Древнерусская литература в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам» , изд. Московский университет, 2000

43 Содержание Цель и задачи проекта Элементы языческого сознания

Содержание Цель и задачи проекта Элементы языческого сознания

Упоминание языческих богов; Отражение родовых отношений; Одушевление сил природы; Родство человека и мира природы; Отражение пространственного разграничения; Вещий сон Святослава; Отношение к числу; Символика частей тела;

Элементы христианского сознания

Заключение Библиографический список

Отражение христианской морали Вера в суд Божий Вера в покровительство Господа Бога Упоминание церквей Наличие церковной лексики

44 Взаимоотношения Руси с половцами

Взаимоотношения Руси с половцами

45 Цель: Показать взаимоотношение Руси и половцев по тексту «Слова»

Цель: Показать взаимоотношение Руси и половцев по тексту «Слова»

Задачи: Выявить характеристику половцев, данную автором «Слова» Показать взаимоотношения Руси и половцев на основе «Слова»

46 Характеристика половцев

Характеристика половцев

Поганые «…потоптали они поганые полки половецкие» По В.И. Далю: 1) Гадкие, мерзкие, пакостные, скверные; 2) Нечистые по вере или по обычаям, повериям 3) Языческий, относящийся до идольства, до почитания кумиров 4) Нехристианский, некрещеный, бусурманский, либо иноверческий вообще

47 «Дети бесовы» «Дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи

«Дети бесовы» «Дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи

перегородили червлеными щитами». По В.И. Далю: Бес – злобное, бесплотное существо, злой дух, демон, сатана, дьявол, черт, вельзевул, царь или князь тьмы, царь ада, преисподней ; змий кромешный, враг, ворог, вражья сила, недруг, неистовый, лукавый, нечистый, луканька, не-наш , недобрый, нелегкий, нечистая сила, неладный соблазнитель; черная, неключимая сила, ненавистник рода человеческого. Человек мстительный злобный или же хитрый лукавый ловкий изворотливый Бесовство – дьявольское наваждение, соблазнительные призраки явления; непостоянство всякого рода Бес (из этимолог. словаря, сост. – М.Э. Рут) – того же корня, что и бояться, беда. Первоначальное значение слова – ужасный, страшный.

48 Выводок гепардов «…по Русской земле простерлись половцы, точно выводок

Выводок гепардов «…по Русской земле простерлись половцы, точно выводок

гепардов» Отождествляются с аварами «Рассечены саблями калеными шлемы аварские тобою, ярый тур Всеволод!»

49 Взаимоотношения с половцами

Взаимоотношения с половцами

Походы на половцев «…потоптали они поганые полки половецкие» Взаимные набеги и походы «…помчали красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты» Родственные связи между русскими и половцами «…сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую».

50 Половцы иногда выступали союзниками в политической борьбе князей «

Половцы иногда выступали союзниками в политической борьбе князей «

Ярослава все внуки и Всеслава! … Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на богатство Всеслава. Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой!» Факт помощи половчанина Овлура плененному Игорю « Коня в полночь Овлур свистнул за рекой велит князю разуметь: князю Игорю не быть в плену!»

51 « Здравы будьте, князьям и дружине, борясь за христиан против

« Здравы будьте, князьям и дружине, борясь за христиан против

нашествий поганых!»

«Вначале было «Слово»…»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/vnachale-bylo-slovo-159959.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Без темы > Вначале было «Слово»…