Иконопись
<<  Спас Нерукотворный Отличие иконы от картины  >>
Значение иконописи
Значение иконописи
Значение икон и картин с библейскими сюжетами
Значение икон и картин с библейскими сюжетами
Значение иконописи и библейских сюжетов
Значение иконописи и библейских сюжетов
Что такое духовность
Что такое духовность
Духовные ценности
Духовные ценности
Древнерусская живопись
Древнерусская живопись
Дионисий
Дионисий
Молва о Дионисии
Молва о Дионисии
Андрей Рублёв
Андрей Рублёв
Андрей Рублев
Андрей Рублев
Андрей Рублев
Андрей Рублев
Троица Ветхозаветная
Троица Ветхозаветная
Русский мастер
Русский мастер
Феофан Грек
Феофан Грек
Богоматерь
Богоматерь
Лик
Лик
Иконы
Иконы
Леонардо
Леонардо
Итальянский живописец
Итальянский живописец
Тайная вечеря
Тайная вечеря
Фреска «Тайная вечеря»
Фреска «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи
Стоящая на коленях Дева Мария
Стоящая на коленях Дева Мария
Рени Гвидо
Рени Гвидо
Итальянский живописец эпохи Барокко
Итальянский живописец эпохи Барокко
Гвидо Рени «Поклонение пастухов»
Гвидо Рени «Поклонение пастухов»
Шедевр Рени
Шедевр Рени
Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли
Изображение
Изображение
Сандро Боттичелли «Рождество»
Сандро Боттичелли «Рождество»
Художник
Художник
Александр Андреевич Иванов
Александр Андреевич Иванов
Исторический живописец
Исторический живописец
Иванов Александр Андреевич
Иванов Александр Андреевич
Картина “Явление Христа народу”
Картина “Явление Христа народу”
Лосенко Антон Павлович
Лосенко Антон Павлович
Русский художник
Русский художник
Чудесный улов
Чудесный улов
Христос
Христос
Иван Николаевич Крамской
Иван Николаевич Крамской
Учился в Острогожском училище
Учился в Острогожском училище
И.Н.Крамской «Христос в пустыне»
И.Н.Крамской «Христос в пустыне»
Впечатление холодного леденящего пространства
Впечатление холодного леденящего пространства
Рассматривание картин
Рассматривание картин
Отличия картины от иконы
Отличия картины от иконы
Подчеркнутая условность изображения
Подчеркнутая условность изображения
Икона призвана являть утраченную красоту
Икона призвана являть утраченную красоту
Значение ознакомления с иконами и библейскими сюжетами
Значение ознакомления с иконами и библейскими сюжетами
Произведение искусства
Произведение искусства

Презентация на тему: «Библейские сюжеты в живописи». Автор: Учительский. Файл: «Библейские сюжеты в живописи.ppt». Размер zip-архива: 706 КБ.

Библейские сюжеты в живописи

содержание презентации «Библейские сюжеты в живописи.ppt»
СлайдТекст
1 Значение иконописи

Значение иконописи

Значение иконописи и библейских сюжетов живописи в формировании духовных ценностей человека

Выполнили учащиеся 9 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Арбузова Анастасия Моисеева Александра

2 Значение икон и картин с библейскими сюжетами

Значение икон и картин с библейскими сюжетами

Каково значение икон и картин с библейскими сюжетами в формировании духовной жизни человека ?

3 Значение иконописи и библейских сюжетов

Значение иконописи и библейских сюжетов

Цель: раскрыть значение иконописи и библейских сюжетов живописи в формировании духовных ценностей человека

Задачи: раскрыть понятие духовные ценности; познакомить с жизнью и творчеством художников Древнерусской живописи; выяснить значение понятия иконопись; познакомиться с творчеством художников и их картинами с библейскими сюжетами; выявить, каковы отличия иконы от картины; проанализировать, каково значение икон и библейских сюжетов в формировании духовных ценностей человека

4 Что такое духовность

Что такое духовность

Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

5 Духовные ценности

Духовные ценности

Что значит понятие духовные ценности?

Духовные (общечеловеческие ценности) Ценности (или их отсутствие) – являются основой формирование достойной, сильной, позитивно настроенной личности (или слабой и безнравственной), определяют смысл жизни Человека – к чему стремиться (или его отсутствие), систему мотивов - жить и трудиться во имя добра, чести, общего блага (или собственной корысти или разрушения и зла), отношение к себе – уважать, развивать (или призирать и разрушать) и миру – любить, созидать (или ненавидеть и разрушать), веру в прекрасное будущее общества (или его крах), веру в себя и свои силы (или собственную несостоятельность), др.

6 Древнерусская живопись

Древнерусская живопись

Древнерусская живопись сохранила нам немногие имена художников. Искусство Средневековья на Руси безымянно, анонимно. Бессчетное число храмов, икон, фресок и как подарок нам, потомкам, вдруг мелькнет в летописях имя мастера. О каких же мастерах дошла молва до наших времен?

7 Дионисий

Дионисий

8 Молва о Дионисии

Молва о Дионисии

Дионисий

Примерно с середины 15 века доходит молва о Дионисии. Очень знатного происхождения. Он стал, однако, иконописцем. Случай беспрецедентный в истории Руси. Дионисий не был монахом. До конца дней он так и не принял сана, остался «в миру». С Дионисием парадное, праздничное, торжественное искусство Москвы стало на Руси ведущим. На него начали ориентироваться все города, ему начали всюду подражать. При жизни мастера сравнивали с великим Рублевым. Это знак подлинной всерусской славы. Рублевские произведения почитались драгоценностью, иконы Дионисия – тоже.

9 Андрей Рублёв

Андрей Рублёв

10 Андрей Рублев

Андрей Рублев

К лику святых был причислен человек, не прославившийся ни чудесами, ни явлением нетленных мощей, ни особенными аскетическими подвигами. Точный год рождения Рублева неизвестен. Предположительно – между 1360-1370гг. Самые ранние сведения о нем содержатся в Московской Троицкой летописи 1405г. В 1408г. расписывал Успенский Собор во Владимире. 1425-1427гг. были сделаны росписи фресок и иконостаса (в т.ч. и входившая в него «Троица») в Троицком Соборе. 29 января 1430 г. А.Рублев скончался и был похоронен в Спасском Соборе Андроникова монастыря. Только после смерти к Рублеву пришла подлинная слава. Основное собрание икон находится в Третьяковской галерее.

11 Андрей Рублев

Андрей Рублев

Троица. 1422-1427(?). Государственная Третьяковская галерея.

12 Троица Ветхозаветная

Троица Ветхозаветная

В залах Третьяковской галереи среди множества превосходных древнерусских памятников «Троица Ветхозаветная» Рублёва выделяется своей красотой, своим совершенством как невиданное диво, как высокое откровение, как настоящее чудо искусства.

13 Русский мастер

Русский мастер

«Троицу» русский мастер написал в 1427 году по заказу Никона, игумена Троице-Сергиевой лавры Созерцание «Троицы» даёт человеку радость обретения душевного равновесия, тишины и умиротворённости. Шедевр Рублёва подобно музыке затрагивает чувства, невыразимые словами. Андрей Рублёв явился подлинным классиком древнерусской национальной живописи. Не строгое и непреклонное, не суровое и властное божество зовёт и ожидает человека на иконе, а трижды светоносное и прекрасное, трижды любящее и благое, трижды скорбное и зовущее к миру, любви, к преодолению «ненавистной розни» и всякой вражды…

14 Феофан Грек

Феофан Грек

Работал в России во 2 половине 14 и начале 15 вв. Писал фрески, иконы, миниатюры. Феофан Грек был византийцем по происхождению. В Россию прибыл в конце 14 века, видимо, уже сложившимся мастером. Первое время он работал в Новгороде, где в 1378г им был расписан Спасо-Преображенский Собор. Святым Феофана присуща одна общая черта – суровая одухотворенность. Они непрестанно борются с обуревающими их страстями. Феофаном выполнен иконостас Благовещенского Собора Московского Кремля в 1405г.

15 Богоматерь

Богоматерь

Ныне, как и века назад, перед великим творением останавливаются люди и пристально глядят в проникновенные глаза той, что столько вместила в своем скорбном и проницательном взоре. Любуясь невыразимо прекрасным ликом, созданным гениальным творцом, припоминая бесчисленные события истории – трагические и возвышенные – вспомним сказанное поэтом: “Образ твой, над Русью вознесенный, в тьме веков указывал нам след”.

16 Лик

Лик

Лик (лицо) в иконе – самое главное. Пропорции лика намеренно искажались. Считалось, что глаза – зеркало души, поэтому глаза на иконах такие большие и проникновенные. Рот же, напротив символизировал чувственность, поэтому губы рисовали непропорционально маленькие. Начиная с Рублевского времени в начале ХVв. глаза уже не писали так преувеличенно крупно, тем не менее им всегда уделяется большое внимание. У Феофана Грека некоторые святые изображались с закрытыми глазами или вовсе с пустыми глазницами – таким способом художник пытался передать мысль, что их взгляд направлен не на внешний мир, а внутрь, на созерцание божественной истины и внутреннюю молитву. Фигуры изображаемых библейских персонажей писались менее плотно, немногослойно, намеренно вытягивались, что создавало визуальный эффект их легкости, преодолевало телесность и объемность их тел. Они словно парят в пространстве над землей, что является выражением их одухотворенности, их преображенного состояния.

17 Иконы

Иконы

Иконы изображались по определенным канонам, т. е. правилам.

Иконопись – искусство символическое. Символичны здесь, как сюжет, так и художественная форма. Каждая икона, помимо того, что она изображает легендарное событие или персонаж, имеет еще и подтекст, в котором раскрывается ее истинное содержание. В иконописи выработалось высочайшее художественное мастерство, особое понимание рисунка, композиции, пространства цвета и света. Композиция - особенно сильная сторона древнерусских икон. Едва ли не каждая икона мыслилась как подобие мира, и соответственно этому в композиции всегда присутствует средняя ось. В верхней части высится небо, а внизу обычно обозначалась земля. Иногда под ней – преисподняя. Гамма красок древнерусской живописи обширна. Наряду с чистыми открытыми цветами было множество промежуточных.

18 Леонардо

Леонардо

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

19 Итальянский живописец

Итальянский живописец

Леонардо да Винчи (1452)

Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения. Первое наиболее значительное, но оставшееся незаконченным произведением "Поклонение волхвов" . В миланский период в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (около1495-1497 гг.). Из-за особенностей применённой им техники - масло с темперой - это произведение считают вершиной европейского искусства, сохранилось в сильно повреждённом виде. Многие из его произведений остались незаконченными, тем не менее они оказали огромное влияние как на современников, так и на последующие поколения художников.

20 Тайная вечеря

Тайная вечеря

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» Фреска (масляная темпера) Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие

21 Фреска «Тайная вечеря»

Фреска «Тайная вечеря»

Знаменитая фреска «Тайная вечеря» выполненная Леонардо для трапезной миланского монастыря Санта Мария деле Грацие дошла до нас в полуразрушенном виде. Тем не менее, даже в таком виде «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление. Композиционно фреска построена так, что её иллюзорное пространство кажется продолжением реального пространства интерьера. Центральное положение Христа, помещённого в проёме среднего окна, подчёркнуто тем, что точка схода перспективы находится над его головой. Погруженный в печальную задумчивость Христос находится в центре бушующего вокруг круговорота страстей, порождённого его словами, обращёнными к апостолам: «Один из вас предаст меня».

22 Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

«Мадонна в скалах. Мария с младенцем Иисусом, младенцем Иоанном Крестителем и ангелом»

23 Стоящая на коленях Дева Мария

Стоящая на коленях Дева Мария

На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Вся сцена исполнена нежности и покоя, что очень контрастирует с пейзажным фоном, состоящим из отвесных скал. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах».

24 Рени Гвидо

Рени Гвидо

25 Итальянский живописец эпохи Барокко

Итальянский живописец эпохи Барокко

Рени, Гвидо (1575–1642), итальянский живописец эпохи барокко. Родился 4 ноября 1575 в Кальвенцано близ Болоньи. Учился в болонской Академии. С 1602 жил в Риме и выполнял заказы на украшение фресками церквей и дворцов. На смену реализму его ранних работ пришла набожность.. Для этого периода его творчества характерна наполненная светом и лиризмом картина «Поклонение пастухов» (1640–1642, Неаполь). Умер Гвидо Рени в Болонье 18 августа 1642.

26 Гвидо Рени «Поклонение пастухов»

Гвидо Рени «Поклонение пастухов»

27 Шедевр Рени

Шедевр Рени

Этот поздний (практически - предсмертный) шедевр Рени прекрасно иллюстрирует изменения, определяющие стилистику последнего периода творчества художника. Формы теряют в конкретике и детализации, прежде яркие цвета бледнеют, свет приобретает особую прозрачность. Часто говорят о холодной ("умственной") идеализации образов. Но если это и так, то это не вся правда, - представленная картина, поражающая своим взволнованным лиризмом и какой-то теплой проникновенностью, убеждает в этом.

28 Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов (Лондон)»

29 Изображение

Изображение

Это первая из пяти написанных Боттичелли картин на этот сюжет. Боттичелли разделил изображение на три части. На левой показано прибытие процессии волхвов. Вторая сцена изображает волхвов, проходящих сквозь разрушенную стену и предстающих перед Богоматерью с Младенцем, сидящей справа от центра. Третью часть картины Боттичелли оставляет странно пустой, возможно, чтобы подчеркнуть отдаленность Мадонны и Христа от всего происходящего и показать зловещую черноту пещеры, зияющую за входом в ясли.

30 Сандро Боттичелли «Рождество»

Сандро Боттичелли «Рождество»

31 Художник

Художник

Художник создал необычную по иконографии сцену. В центре - пещера, над которой возведена покатая соломенная крыша, под которой нашло приют святое семейство. Около традиционных ясель на земле лежит младенец, над ним склоняется молящаяся мадонна. Напротив нее, спиной к зрителю сидит святой Иосиф. Вокруг этих главных действующих лиц, не смея приблизится к яслям, группируются остальные персонажи: справа - пастухи, слева – волхвы. Тему прославления Христа подхватывает хоровод ангелов в небе, образуя круг, своеобразный нимб славы и торжества. Радость звучит в торжественном пении ангелов, сказывается в легком и стремительном хороводе на небесах, в благоговейном поклонении волхвов и пастухов, в объятиях паломником и ангелов. В картине торжествует добро, злые силы теряют свою власть.

32 Александр Андреевич Иванов

Александр Андреевич Иванов

33 Исторический живописец

Исторический живописец

Иванов Александр Андреевич (1806- 1858)- знаменитый исторический живописец

Родился в Санкт-Петербурге 16 июля 1806 г., в 11 лет поступил учеником в Императорскую Академию Художеств Продолжил обучение за границей в 1830 году. В Риме первые его работы состояли в рисовании с микеланджеловского "Сотворения человека", в Сикстинской капелле, и в сочинении эскизов на разные библейские темы. Художник был признан в 1836 г., академиком. Ободренный успехом, Иванов принялся за "Явление Мессии". Но исполнение картины тянулось долго с 1836 по 1857), и только в 1858 г. Выставка ее и всех относящихся к ней эскизов и этюдов в одной из зал Академии Художеств составила событие в русском художестве. Однако Иванову не суждено было увидеть плоды своего труда: 3 июля 1858 г. художник умер.

34 Иванов Александр Андреевич

Иванов Александр Андреевич

Явление Христа народу. 1837-57гг

35 Картина “Явление Христа народу”

Картина “Явление Христа народу”

Картина “Явление Христа народу” (1837-57г.) стала жизненным подвигом художника. В ней художник выразил свои мысли о влиянии божественного и возвышенного на преображение человека. Основное содержание сюжета картины — начало освобождения и нравственного возрождения человечества. Мы видим приход Спасителя к толпе “лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных” (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Все в картине подчинено идейному замыслу художника, каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл.

36 Лосенко Антон Павлович

Лосенко Антон Павлович

Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

37 Русский художник

Русский художник

Лосенко Антон Павлович (1737—1773)

Русский художник, основоположник русской исторической живописи. Родился на Украине в казацкой семье. С 1758 занимался в Академии художеств. В 1760—1765жил в Париже, изучал искусство античности . В свой зарубежный период написал картины «Чудесный улов рыбы» (1762) и «Зевс и Фетида» (1769). Вернувшись в Петербург, создал полотно «Владимир и Рогнеда» (1770), получив за него звание академика исторической живописи. Благодаря Лосенко русская история заняла в академической системе те же иерархические позиции, что греко-римская античность и Библия.

38 Чудесный улов

Чудесный улов

Лосенко Антон Павлович (1737-1773) «Чудесный улов»

39 Христос

Христос

О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11). Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы. Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне.

40 Иван Николаевич Крамской

Иван Николаевич Крамской

Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

41 Учился в Острогожском училище

Учился в Острогожском училище

Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

Иван Николаевич Крамской родился 27 мая (8 июня) 1837 года в Воронежской губернии. Художник учился в Острогожском училище. В 15 лет он поступил учеником к иконописцу и провел в его мастерской около года. В 1857 году Крамской успешно сдал экзамены в Академию художеств. Крамской - русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель организатор "передвижников".

42 И.Н.Крамской «Христос в пустыне»

И.Н.Крамской «Христос в пустыне»

И.Н.Крамской «Христос в пустыне» 1872

43 Впечатление холодного леденящего пространства

Впечатление холодного леденящего пространства

В картине Крамского пустыня производит впечатление холодного леденящего пространства, в котором нет и не может быть жизни. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало... Подобно тому, как посреди холода и мрака пустыни рождается свет, так внутри изображенного человека рождается воля к преодолению мрака и хаоса окружающей жизни. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий.

44 Рассматривание картин

Рассматривание картин

Рассматривание картин — сложный способ эмоционально-эстетического влияния. Картины известных художников объясняют даже некоторые абстрактные понятия. Так например: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, рассуждая о которой, необходимо остановить свое внимание на жертвенной любви Бога к человеку и на проблеме предательства; «Богоматерь с младенцем» Виктора Васнецова, изображающая всеобъемлющую материнскую любовь и заботу о будущем ребенка; «Христос и грешница» Василия Поленова и «Возвращение блудного сына» Рембрандта, говорящие о прощении раскаивающегося грешника; «Медный змей» Федора Бруни, повествующий о спасении людей Богом, многие, многие другие не менее известные работы не менее известных авторов. Произведения имеют всеобщее значение, если они о любви, преданности, верности, о труде, служении, но и об эгоизме, предательстве – в общем о борьбе добра и зла.

45 Отличия картины от иконы

Отличия картины от иконы

Каковы отличия картины от иконы?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника. И картина передает его мироощущение. Икона - откровение Божие, выраженное в линиях и красках. Мировоззрение иконописца- это мировоззрение Церкви. Отображения инобытия в нашем мире. Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, авторство же иконописца намерено скрывается. Иконописание - не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Картина принадлежит миру душевному, она должна быть эмоциональна. Кисть иконописца бесстрастна, личных эмоций нет. Восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне. Картина - средство для общения с автором, его идеями и переживаниями. Икона - для общения с Богом и Его святыми.

46 Подчеркнутая условность изображения

Подчеркнутая условность изображения

Отличие 1. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отличие 2. Отличие стилистики иконы от реалистической картины – это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Отличие 3. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Отличие 4. Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства. Золото – символ Божественного света. Отличие 5. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу.

47 Икона призвана являть утраченную красоту

Икона призвана являть утраченную красоту

Заключение

Икона для православного христианина служит своеобразным посредником между осязаемым чувственным миром и миром недоступным для обыденного восприятия, миром, который познается только верой. Говоря по другому, икона призвана являть утраченную красоту и непохожесть мира, который был до грехопадения, и возвещать и мире грядущем, измененном и преображенном. Картину - произведение искусства - мы созерцаем, а перед священным изображением - иконой - предстоим в молитве. Картина - веха на пути эстетического становления человека, икона - веха на пути спасения!

48 Значение ознакомления с иконами и библейскими сюжетами

Значение ознакомления с иконами и библейскими сюжетами

Значение ознакомления с иконами и библейскими сюжетами состоит в раскрытии в древних верованиях, истоков народного нравственного духа, проявляющегося: а) в "нежном сочувствии к природе", в "дружестве к животным и предметам", (Ф.И.Буслаев); б) в почитании рода ("дедины", "отчины") и лада ("дабы его помощью брак добрый и любовный был" - Ипатьевская летопись); в) в проявлении веры в "волшебную" силу слова как следствие неразделения "вещи" и "имени", "имени" и "свойства". Понятие красоты включает в себя всегда понятия гармонии, совершенства, чистоты, а для христианского мировоззрения в этот ряд непременно включено и добро. В библейских сюжетах торжествует добро, злые силы теряют свою власть

49 Произведение искусства

Произведение искусства

Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует человека. (Н.Н. Ге)

Духовные шедевры живописи и слова делают нас добрее, нравственно богаче. Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнется уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть приходят людям на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.

«Библейские сюжеты в живописи»
http://900igr.net/prezentacija/mkhk/biblejskie-sjuzhety-v-zhivopisi-44987.html
cсылка на страницу

Иконопись

15 презентаций об иконописи
Урок

МХК

58 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Иконопись > Библейские сюжеты в живописи