Иконопись
<<  Образ России в картинах И.И.Левитана Иконопись на Руси  >>
Черкаський гуманітарно-правовий ліцей Андрей Рублев
Черкаський гуманітарно-правовий ліцей Андрей Рублев
Русский художник конца XIV — первой трети XV века
Русский художник конца XIV — первой трети XV века
Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в ХХ в. — научными гипотезами
Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в ХХ в. — научными гипотезами
Первое упоминание о нем — в 1405: по свидетельству летописи он
Первое упоминание о нем — в 1405: по свидетельству летописи он
По позднему источнику — «Сказанию о святых иконописцах» (17 в.)
По позднему источнику — «Сказанию о святых иконописцах» (17 в.)
В 1420-х гг
В 1420-х гг
Из указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранились
Из указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранились
Троица
Троица
Андрею Рублеву приписывают также следующие произведения, о которых нет
Андрею Рублеву приписывают также следующие произведения, о которых нет
1) некоторые миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, нач
1) некоторые миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, нач
Евангелист Матфей
Евангелист Матфей
Евангелист Марк
Евангелист Марк
Евангелист Лука
Евангелист Лука
2) две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда
2) две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда
Благовещение
Благовещение
Рождество
Рождество
Сретение
Сретение
Крещение
Крещение
Преображение
Преображение
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Вход в Иерусалим
Вход в Иерусалим
3) Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол
3) Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол
4) икона Богоматери «Умиление» из Успенского собора во Владимире, ок
4) икона Богоматери «Умиление» из Успенского собора во Владимире, ок
5) три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и
5) три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и
Иоанн Предтеча
Иоанн Предтеча
Апостол Павел
Апостол Павел
Вознесение
Вознесение
6) фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке
6) фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке
Святой мученик Флор
Святой мученик Флор
Святой мученик Лавр
Святой мученик Лавр
Преподобные Варлаам и царевич Иоасаф
Преподобные Варлаам и царевич Иоасаф
7) фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в
7) фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в
8) несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и
8) несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и
Крещение
Крещение
9) маленькая иконка «Спас в силах» нач
9) маленькая иконка «Спас в силах» нач
Спас в силах
Спас в силах
Из всего перечня несомненно принадлежащими Андрею Рублеву можно
Из всего перечня несомненно принадлежащими Андрею Рублеву можно
«Богоматерь «Умиление»
«Богоматерь «Умиление»
Образы и стиль
Образы и стиль
Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского
Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского
Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания,
Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания,
Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы,
Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы,
Это достигнуто приемами, общими для всего искусства византийского
Это достигнуто приемами, общими для всего искусства византийского
Истоки присущей Андрею Рублеву созерцательной глубины восприятия — в
Истоки присущей Андрею Рублеву созерцательной глубины восприятия — в
Творчество Андрея Рублева определило в XV в. расцвет национальной
Творчество Андрея Рублева определило в XV в. расцвет национальной
Еще некоторые его иконы
Еще некоторые его иконы
Андрей Первозванный
Андрей Первозванный
Архангел Гавриил
Архангел Гавриил
Архангел Михаил
Архангел Михаил
Григорий Богослов
Григорий Богослов
Евхаристия
Евхаристия
Иоанн Богослов
Иоанн Богослов
Иоанн Златоуст
Иоанн Златоуст
Положение во гроб
Положение во гроб
Распятие
Распятие
Архангел Михаил
Архангел Михаил
Сошествие во ад
Сошествие во ад
Сошествие святого духа
Сошествие святого духа
Спас
Спас
Тайная вечеря
Тайная вечеря
Успение
Успение

Презентация: «Черкаський гуманітарно-правовий ліцей Андрей Рублев». Автор: . Файл: «Черкаський гуманітарно-правовий ліцей Андрей Рублев.ppt». Размер zip-архива: 2059 КБ.

Черкаський гуманітарно-правовий ліцей Андрей Рублев

содержание презентации «Черкаський гуманітарно-правовий ліцей Андрей Рублев.ppt»
СлайдТекст
1 Черкаський гуманітарно-правовий ліцей Андрей Рублев

Черкаський гуманітарно-правовий ліцей Андрей Рублев

(Ок. 1360 — 1428–1430)

2 Русский художник конца XIV — первой трети XV века

Русский художник конца XIV — первой трети XV века

Создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 века («Отвещание...» Иосифа Волоцкого); в 16 веке его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551).

3 Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в ХХ в. — научными гипотезами

Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в ХХ в. — научными гипотезами

Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904, но в полной мере — начиная с 1918, когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина.

4 Первое упоминание о нем — в 1405: по свидетельству летописи он

Первое упоминание о нем — в 1405: по свидетельству летописи он

расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим.

5 По позднему источнику — «Сказанию о святых иконописцах» (17 в.)

По позднему источнику — «Сказанию о святых иконописцах» (17 в.)

известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе — в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408, по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Черным древний (XII в.) Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила.

6 В 1420-х гг

В 1420-х гг

по свидетельству «Жития Сергия Радонежского» (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и «Жития Никона» — источников 1430-50-х гг. — оба мастера расписывают церковь св. Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-24 над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной (1411). После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где исполняет свою последнюю работу — роспись церкви Спаса (ок. 1426-27), законченную ок. 1428. Умер 29 января 1430 в Андрониковом монастыре (дата установлена П. Д. Барановским по копии XVIII в. с надписи на утраченной надгробной плите).

7 Из указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранились

Из указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранились

крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», предлагаемых источниками, — 1411 и 1425-27 — более вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублеву, а ученикам — членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублевым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря).

8 Троица

Троица

9 Андрею Рублеву приписывают также следующие произведения, о которых нет

Андрею Рублеву приписывают также следующие произведения, о которых нет

исторических свидетельств:

10 1) некоторые миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, нач

1) некоторые миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, нач

15 в. [в том числе миниатюры с изображениями евангелистов Матфея, Марка, Луки];

11 Евангелист Матфей

Евангелист Матфей

12 Евангелист Марк

Евангелист Марк

13 Евангелист Лука

Евангелист Лука

14 2) две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда

2) две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда

[«Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим»] иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (Исследования, проведенные в 1980-е гг., показали, что все убранство Благовещенского собора погибло в огне пожара 1547 года — в том числе и «деисус Андреева писма Рублева». Тем не менее, сегодня не достигнуто единодушного мнения исследователей по вопросу атрибуции дошедших до нас деисусного и праздничного рядов иконостаса Благовещенского собора. Более подробная информация по атрибуции изложена в отдельных разделах сайта, посвященных деисусному и праздничному рядам иконостаса. )

15 Благовещение

Благовещение

16 Рождество

Рождество

17 Сретение

Сретение

18 Крещение

Крещение

19 Преображение

Преображение

20 Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря

21 Вход в Иерусалим

Вход в Иерусалим

22 3) Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол

3) Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол

Павел) из Деисуса, состоявшего по меньшей мере из семи икон, нач. 15 в.;

23 4) икона Богоматери «Умиление» из Успенского собора во Владимире, ок

4) икона Богоматери «Умиление» из Успенского собора во Владимире, ок

1408 (сейчас в музее г. Владимира);

24 5) три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и

5) три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и

одна икона из праздничного ряда («Вознесение») из иконостаса Успенского собора во Владимире, 1408;

25 Иоанн Предтеча

Иоанн Предтеча

26 Апостол Павел

Апостол Павел

27 Вознесение

Вознесение

28 6) фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке

6) фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке

(Звенигород) с изображениями Флора, Лаврв, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и явившегося ему ангела в монашеской схиме;

29 Святой мученик Флор

Святой мученик Флор

30 Святой мученик Лавр

Святой мученик Лавр

31 Преподобные Варлаам и царевич Иоасаф

Преподобные Варлаам и царевич Иоасаф

32 7) фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в

7) фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в

Саввино-Сторожевском монастыре около Звенигорода, 1415-20 гг., с изображением преподобных отшельников Антония Великого и Павла Фивейского;

33 8) несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и

8) несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и

одна из его Праздничного ряда («Крещение»), ок. 1428;

34 Крещение

Крещение

35 9) маленькая иконка «Спас в силах» нач

9) маленькая иконка «Спас в силах» нач

XV в. (Государственная Третьяковская галерея).

36 Спас в силах

Спас в силах

37 Из всего перечня несомненно принадлежащими Андрею Рублеву можно

Из всего перечня несомненно принадлежащими Андрею Рублеву можно

считать только миниатюры евангелия Хитрово, Звенигородский чин и икону «Богоматерь «Умиление» из Владимира, а также — с известной долей допустимости — фрески в Успенском соборе на Городке.

38 «Богоматерь «Умиление»

«Богоматерь «Умиление»

39 Образы и стиль

Образы и стиль

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства XV в., которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы XIVв. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи XII — нач. XIIIвв.

40 Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского

Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского

искусства ок. 1400 и первой трети XV в., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

41 Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания,

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания,

которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны. Кроме тихого глубокого созерцания Андрей Рублев иногда сообщает своим образам духовный восторг, вызывающий сияние глаз, блаженные улыбки, свечение всего облика (трубящий ангел во фресках Успенского собора), иногда — высокое вдохновение и излучающуюся силу (апостолы Петр и Павел в «Шествии праведных в Рай», там же).

42 Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы,

Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы,

воплощенное в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея Рублева столь же безупречно, как у греческих мастеров первой трети XV века. При этом некоторые черты классической системы Андрей Рублев как будто специально приглушает: округлость формы не подчеркивается, иллюзионистические моменты (например, анатомически верная передача суставов) отсутствуют, благодаря чему объемы и поверхности кажутся преображенными, — как и в византийском искусстве, всякая форма предстает у Андрея Рублева перевоплощенной, одухотворенной Божественными энергиями.

43 Это достигнуто приемами, общими для всего искусства византийского

Это достигнуто приемами, общими для всего искусства византийского

круга: лаконичные контуры и силуэты, придающие фигурам невесомость; замкнутые параболические линии, сосредотачивающие мысль и настраивающие на созерцание; тонкие очертания складок одежд, сообщающие тканям хрупкость; световая насыщенность каждого цвета, делающая колорит сияющим, и др. Однако эти общевизантийские черты стиля раннего XV в. Андрей Рублев видоизменяет, ибо идеальные классические формы, привычные для греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Кроме того, качествам, свойственным всему византийскому искусству, Андрей Рублев сообщает черты, характерные для русского искусства кон. XIV — нач. XV вв.: линии становятся певучими, ритмы — музыкальными, повороты фигур и наклоны голов — мягкими, одеяния — воздушными, красочная гамма — светлой и нежной. Во всем — отблески гармонии Рая и одновременно — расположенность к человеку, доброта.

44 Истоки присущей Андрею Рублеву созерцательной глубины восприятия — в

Истоки присущей Андрею Рублеву созерцательной глубины восприятия — в

духовной ситуации позднего XIV в., при Сергии Радонежском, и раннего XV в., при его учениках. Это было время сильнейшего распространения исихазма в Византии, получившего широкий отклик на Руси. Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублева, характерна для искусства всего христианского мира первой половины XV в. — Византии (фрески Пантанассы в Мистре, ок. 1428), Сербии (фрески Манасии до 1418 и Каленича ок. 1413), Западной Европы (Гентский алтарь Яна Ван Эйка, 1432; создания Фра Беато Анджелико).

45 Творчество Андрея Рублева определило в XV в. расцвет национальной

Творчество Андрея Рублева определило в XV в. расцвет национальной

школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

46 Еще некоторые его иконы

Еще некоторые его иконы

47 Андрей Первозванный

Андрей Первозванный

48 Архангел Гавриил

Архангел Гавриил

49 Архангел Михаил

Архангел Михаил

50 Григорий Богослов

Григорий Богослов

51 Евхаристия

Евхаристия

52 Иоанн Богослов

Иоанн Богослов

53 Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст

54 Положение во гроб

Положение во гроб

55 Распятие

Распятие

56 Архангел Михаил

Архангел Михаил

57 Сошествие во ад

Сошествие во ад

58 Сошествие святого духа

Сошествие святого духа

59 Спас

Спас

60 Тайная вечеря

Тайная вечеря

61 Успение

Успение

«Черкаський гуманітарно-правовий ліцей Андрей Рублев»
http://900igr.net/prezentacija/mkhk/cherkaskij-gumantarno-pravovij-ltsej-andrej-rublev-179966.html
cсылка на страницу

Иконопись

15 презентаций об иконописи
Урок

МХК

58 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Иконопись > Черкаський гуманітарно-правовий ліцей Андрей Рублев