Искусство
<<  Теперь не носят – в книгах встречаем – интересно бы увидеть Флорентийский Ренессанс: Искусство и модернизация  >>
«Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева» (по рассказу
«Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева» (по рассказу
Цели и задачи урока
Цели и задачи урока
Мотив – «простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях
Мотив – «простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях
Произведения И.С. Шмелева
Произведения И.С. Шмелева
«Лето Господне
«Лето Господне
Публий Назон Овидий
Публий Назон Овидий
Овидий был сослан в славянские края
Овидий был сослан в славянские края
«И почему к нам такое б л а г о в о л е н и е проявилось
«И почему к нам такое б л а г о в о л е н и е проявилось
«Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк
«Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк
А.С.Пушкин «Метель»
А.С.Пушкин «Метель»
Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокой
Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокой
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и
неисповедимы пути Господни
неисповедимы пути Господни
Николай Семенович Лесков «На краю света»
Николай Семенович Лесков «На краю света»
«Я не знаю, может ли быть страшнее в аду: вокруг мгла была
«Я не знаю, может ли быть страшнее в аду: вокруг мгла была
«Но это "хорошо" было так скверно, что я в ту же минуту должен был как
«Но это "хорошо" было так скверно, что я в ту же минуту должен был как
«Авва, отче
«Авва, отче
«Надежда на спасение заговорила, и все муки мои не в силах были
«Надежда на спасение заговорила, и все муки мои не в силах были
«Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева» (по рассказу
«Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева» (по рассказу

Презентация на тему: «Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева (по рассказу «Глас в нощи»)». Автор: 1. Файл: «Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева (по рассказу «Глас в нощи»).pptx». Размер zip-архива: 4735 КБ.

Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева (по рассказу «Глас в нощи»)

содержание презентации «Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева (по рассказу «Глас в нощи»).pptx»
СлайдТекст
1 «Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева» (по рассказу

«Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева» (по рассказу

«Глас в нощи»)

* * * Ив[ану] Шмелеву Ты русский — именем и кровью, Ты русский — смехом и тоской, Хозяин слову и присловью. Но мы здесь — песня за рекой: К далеким зыблем звук тугой. Но слышит Кто-то нас Другой. В свой час Он кликнет к нам с любовью: «Пора. Пришел возврат домой, В наш верный край, в дом Отчий Мой». К.Д.Бальмонт Капбретон. 1927. 3 октября.

2 Цели и задачи урока

Цели и задачи урока

Глубже узнать художественный мир И.С.Шмелева; Овладеть навыками сопоставительного анализа текстов; Научиться исследовать разные смысловые уровни художественного текста.

Проанализировать рассказ И.С.Шмелева «Глас в нощи» с точки зрения евангельских мотивов; Сопоставить произведение И.С.Шмелева с повестью А.С.Пушкина «Метель» и рассказом Н.С.Лескова «На краю света»; Выяснить, как реализуется тема спасения души в произведениях разных авторов, определить сходства и различия в смысловых интонациях.

3 Мотив – «простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях

Мотив – «простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях

искусства».

произведения ХХ века, обращаясь к евангельским сюжетам, интерпретирует их в соответствии с индивидуальным авторским замыслом ; евангельские мотивы и образы могут выполнять сюжетообразующую функцию; эта функция может осуществляться по-разному: составлять основу сюжета; самостоятельную сюжетную линию; вставной микросюжет; дополнительный лирический сюжет, проясняющий евангельскую составляющую эпического, совмещать разные способы включения евангельского текста;

4 Произведения И.С. Шмелева

Произведения И.С. Шмелева

5 «Лето Господне

«Лето Господне

Праздники»

Титульные листы книг И.С. Шмелёва, изданных в 1930-1940-е гг. в Нью-Йорке и в Париже.

Обложка сборника И.Шмелёва «Лето Господне»

6 Публий Назон Овидий

Публий Назон Овидий

«Здесь погребен Фаэтон, колесницы отцовской возница Пусть ее не сдержал он, но, дерзнув на великое, пал он».

7 Овидий был сослан в славянские края

Овидий был сослан в славянские края

Поэтому здесь его всегда чтили особенно. Пушкин в «Цыганах» рассказал легенду об Овидии. На берегу Днестровского лимана стоит городок Овидиополь (город Овидия) - его назвали так по решению полководца Суворова, который считал, что именно здесь находился древний городок Томы, место изгнания поэта.

8 «И почему к нам такое б л а г о в о л е н и е проявилось

«И почему к нам такое б л а г о в о л е н и е проявилось

Может быть ради Власки, а может быть ради простецкой веры нашего попика Семена. А может быть для того, чтобы я рассказал вам здесь, для укрепления? Все усчитано т а м , прошлое не проходит т а м , времени нет т а м … все в одном миге там… все живет и есть, и ныне, и есть нынешнее наше там уже и тогда было, и учтено, и вот указано было, чтобы я сам познал и рассказал вам трудные наши дни, для укрепления. И – нынешней моей веры, в отпущение.»

9 «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк

«Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк

Исаия» (Ин. 1: 23).

10 А.С.Пушкин «Метель»

А.С.Пушкин «Метель»

.

11 Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокой

Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокой

.. Вот в сторонке божий храм Виден одинокой. . . . . . . . Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы... Жуковский.

12 Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и

сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.

13 неисповедимы пути Господни

неисповедимы пути Господни

(Послание апостола Павла к Римлянам, гл. 11, ст. 33) сказано: «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»

14 Николай Семенович Лесков «На краю света»

Николай Семенович Лесков «На краю света»

15 «Я не знаю, может ли быть страшнее в аду: вокруг мгла была

«Я не знаю, может ли быть страшнее в аду: вокруг мгла была

непроницаемая, непроглядная темь -- и вся она была как живая: она тряслась и дрожала, как чудовище, -- сплошная масса льдистой пыли была его тело, останавливающий жизнь холод -- его дыхание. Да, это была смерть в одном из самых грозных своих явлений, и, встретясь с ней лицом к лицу, я ужаснулся».

16 «Но это "хорошо" было так скверно, что я в ту же минуту должен был как

«Но это "хорошо" было так скверно, что я в ту же минуту должен был как

можно решительнее отворотиться от моего соседа в другую сторону, ибо присутствие его на близком расстоянии было невыносимо. Четверодневный Лазарь в Вифанской пещере не мог отвратительнее смердеть, чем этот живой человек; это было что-то хуже трупа -- это была смесь вонючей оленьей шкуры, острого человечьего пота, копоти и сырой гнили, юколы, рыбьего жира и грязи... О боже, о бедный я человек! Как мне был противен этот, по образу твоему созданный, брат мой! О, как бы охотно я выскочил из этой вонючей могилы, в которую он меня рядом с собою укладывал, если бы только сила и мочь стоять в этом метущемся адском хаосе! Но ничего похожего на такую возможность нельзя было и ждать -- и надо было покоряться».

17 «Авва, отче

«Авва, отче

не могу даже изнести тебе покаяния, но ты сам сдвинул светильник мой с места, сам и поручись за меня перед собою!»

18 «Надежда на спасение заговорила, и все муки мои не в силах были

«Надежда на спасение заговорила, и все муки мои не в силах были

перекричать и заглушить ее; точка все росла и все яснее и яснее определялась на этом удивительно; нежно-розовом фоне. Мираж ли это, столь возможный в сем пустынном месте, при таком капризном освещении, или это действительно что-то живое спешит ко мне, но оно во всяком случае летит прямо на меня, и именно не идет, а летит: я вижу, как оно чертит, наконец различаю фигуру -- вижу у нее ноги, -- я вижу, как они штрихуют одна за другою и... вслед за тем снова быстро перехожу от радости к отчаянию.

19 «Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева» (по рассказу
«Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева (по рассказу «Глас в нощи»)»
http://900igr.net/prezentacija/mkhk/evangelskie-motivy-v-khudozhestvennom-mire-i.s.shmeleva-po-rasskazu-glas-v-noschi-256680.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Искусство > Евангельские мотивы в художественном мире И.С.Шмелева (по рассказу «Глас в нощи»)