Храм
<<  Спасо-Преображенский храм п.Михнево Храмы Владимиро-Суздальской земли и Новгорода  >>
Храм как образ мироздания
Храм как образ мироздания
Природа – древний храм, где от живых колонн Обрывки смутных фраз
Природа – древний храм, где от живых колонн Обрывки смутных фраз
Храмы делятся на верхние и нижние
Храмы делятся на верхние и нижние
Главной функцией храма было поддержание связи земного мира с миром
Главной функцией храма было поддержание связи земного мира с миром
Первым храмом, созданным природой и приспособленным человеком, была
Первым храмом, созданным природой и приспособленным человеком, была
В ХХ в. возродились идеи возврата храма в скалу, воспроизведения
В ХХ в. возродились идеи возврата храма в скалу, воспроизведения
Матрица родовых путей сохранилась в осевых планах храмов солнца
Матрица родовых путей сохранилась в осевых планах храмов солнца
Вытянутые по горизонтали древнеегипетские храмы солнца в Карнаке и
Вытянутые по горизонтали древнеегипетские храмы солнца в Карнаке и
В древнегреческой архитектуре акцент был перенесен с ночного
В древнегреческой архитектуре акцент был перенесен с ночного
В Средние века для людей главным становится понятие единого Бога,
В Средние века для людей главным становится понятие единого Бога,
Во времена Возрождения человек почувствовал себя подобным Богу
Во времена Возрождения человек почувствовал себя подобным Богу
Оригинальную интерпретацию идеи матрицы родовых путей дал архитектор
Оригинальную интерпретацию идеи матрицы родовых путей дал архитектор
В протестантском храме воплощена четвертая доктрина протестантизма –
В протестантском храме воплощена четвертая доктрина протестантизма –
Мастера ХХ века воплотили метафизику сакрального напрямую через
Мастера ХХ века воплотили метафизику сакрального напрямую через
Образы трансцендентальных небес как Нового Иерусалима наиболее
Образы трансцендентальных небес как Нового Иерусалима наиболее
Храм Лотоса
Храм Лотоса

Презентация: «Храм как образ мироздания». Автор: world. Файл: «Храм как образ мироздания.ppt». Размер zip-архива: 6194 КБ.

Храм как образ мироздания

содержание презентации «Храм как образ мироздания.ppt»
СлайдТекст
1 Храм как образ мироздания

Храм как образ мироздания

Научные чтения

2 Природа – древний храм, где от живых колонн Обрывки смутных фраз

Природа – древний храм, где от живых колонн Обрывки смутных фраз

исходят временами, Мы входим в этот храм в смятенье, а за нами Лес символов немых следит со всех сторон. Ш. Бодлер. Соответствия

Храм – культовое здание, в котором совершаются религиозные ритуалы. Храм – это сакральное, то есть священное, здание, почитаемое верующими как место, где боги живут и являются людям (как считали в Древнем мире и в эпоху Античности) или духовно соприсутствуют молящимся (по мнению христиан, мусульман, буддистов). В конструкции и убранстве храма люди разных эпох и культур воплощали свои представления о мироустройстве и, в свою очередь, получали представление об устройстве вселенной, о бытии мира земного и потустороннего (небесного и подземного).

3 Храмы делятся на верхние и нижние

Храмы делятся на верхние и нижние

Афинский акрополь. Реконструкция Л. фон Кленце. 1846

Парфенон Реконструкция интерьера

Д. Робертс. Вход в храм Абу-Симбел. 1838

Подземные храмы Рамзеса II Абу-Симбел Модель старого и нового местоположения храмов и уровня воды

Храмовый пещерный комплекс Дамбулла I в. до н. э. Шри-Ланка

4 Главной функцией храма было поддержание связи земного мира с миром

Главной функцией храма было поддержание связи земного мира с миром

божественных идеальных образцов. Эта функция сродни назначению лестницы в небо, поэтому ряд верхних храмов имеет ступенчатую структуру (зиккураты Месопотамии и Мезоамерики).

Центральное расположение – один из признаков, по которому можно найти храм в любой культуре. Гора возносила и приближала храм к небесам.

Храм в своих формах уподоблялся Мировой горе.

Как воспоминание о пещере, первом храме, камень выполнял функцию укрытия и сохранения святыни. Божественное присутствие было сокрыто в каменном алтаре.

Реконструкция зиккурата в Уре. Месоптамия

Город богов Теотиуакан Мехико

Храм Соломона в Иерусалиме. Гравюра из книги: Х. Шедель. Нюрнбергская хроника. Нюрнберг, 1493

5 Первым храмом, созданным природой и приспособленным человеком, была

Первым храмом, созданным природой и приспособленным человеком, была

пещера.

Воспоминание о пещере/утробе сохраняется в сакральном ядре храмов последующих эпох.

Входы в мегалит № 1 на о. Веры. IV тыс. до н. э. Озеро Тургояк, Челябинская область

Внутреннее пространство мегалита № 1

Алтарь церкви Умножения хлебов и рыб IV в. Табха, Израиль

Крипта собора. Пресвятой Богородицы в Байё. XI–XVI вв. Франция

План периптера: а – опистодом, б – наос, в – пронаос

6 В ХХ в. возродились идеи возврата храма в скалу, воспроизведения

В ХХ в. возродились идеи возврата храма в скалу, воспроизведения

скальных нагромождений, встроенных друг в друга саркофагов.

Ф. Вотруб. Храм Святой Троицы. 1974–1976 Лизинг, Вена, Австрия

А. Гауди. Крипта в колонии Гуэль 1908–1918. Деревня Санта Колома де Сервельо, Барселона, Испания

Церковь Сердца Иисуса Христа. 2000 Мюнхен, Германия

Братья (Тимо и Туомо) Суомалайнены. Церковь Темппелиаукио. 1969 Хельсинки, Финляндия

А. Гауди. Собор Саграда Фамилиа 1882 – по наше время Барселона, Испания

7 Матрица родовых путей сохранилась в осевых планах храмов солнца

Матрица родовых путей сохранилась в осевых планах храмов солнца

Древнего Египта, базиликальных храмах Античности, Средневековья и барокко, иерархии помещений мусульманского храма.

План мечети Магомета II в Константинополе

Внутренний вид мечети в Кордове, Испания

Реконструкция внешнего вида и разрез средневековой базилики

Храм Солнца фараона Ниусерра. Реконструкция Около 2600 г. до н. э. Абусир, Египет

8 Вытянутые по горизонтали древнеегипетские храмы солнца в Карнаке и

Вытянутые по горизонтали древнеегипетские храмы солнца в Карнаке и

Луксоре в символическом виде изображали опасное странствие по подземному миру «умершего» на закате Солнца ради нового рождения. Помещения, нанизанные на центральную ось, от святилища к вратам, увеличивались по длине, ширине и высоте, подобно разгорающемуся солнечному свету.

Священная ладья со стауей Амона Ра следует из Луксорского храма в Карнак. Рельеф

Пилоны храма богов Амона, Мут и Хонсу в Луксоре XVI–XI вв. до н. э.

Храм Амона Ра в Карнаке. XX в. до н. э.

9 В древнегреческой архитектуре акцент был перенесен с ночного

В древнегреческой архитектуре акцент был перенесен с ночного

подземного мира на дневной и земной мир. Главным священным событием стал торжественный выход солнца на просторы небесного горизонта. Гора стала постаментом, который приближает храм к небу. Сам мраморный греческий периптер уподобился солнцу. Его план абсолютно симметричен.

Основные части древнегреческого храма

Реконструкция храма Зевса в Олимпии

10 В Средние века для людей главным становится понятие единого Бога,

В Средние века для людей главным становится понятие единого Бога,

который содержит в себе все мироздание. Присутствие Бога в христианском храме воплощали по-разному.

В византийском центрическом храме – через вечность света божественных небес.

Западный базиликальный храм был земным кораблем спасения, несущим души верующих к порогу обновленного после Страшного суда мира. В плане храм уподоблялся кресту, что отсылало к Крестному Пути Христа.

Купол собора Святой Софии Константинопольской

План средневекового западного собора

Собор в Шартре. XIII в. Франция

11 Во времена Возрождения человек почувствовал себя подобным Богу

Во времена Возрождения человек почувствовал себя подобным Богу

Он захотел сам воплотить рай на земле и построить свое небо. Отправной точкой в понимании купола Санта-Мария дель Фьоре можно считать высказывание Альберти: «Огромное сооружение, воздвигнутое над небесами, такое обширное, что способно покрыть своей тенью все тосканские народы».

Ф. Брунеллески. Купол собора

Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре. 1296. Флоренция, Италия

12 Оригинальную интерпретацию идеи матрицы родовых путей дал архитектор

Оригинальную интерпретацию идеи матрицы родовых путей дал архитектор

Марио Ботта в комплексе часовни Девы Марии Ангельской, построенном на вершине горы Монте Тамаро в Швейцарии. К часовне ведут многочисленные проходы, встроенные в крепостную стену.

13 В протестантском храме воплощена четвертая доктрина протестантизма –

В протестантском храме воплощена четвертая доктрина протестантизма –

«Только Христос».

Других посредников, кроме Христа, протестанты не признавали и возносили свою молитву прямо к небесам. Пространственно-объемным решением такой молитвы стала вертикальная башня, рвущаяся в небеса и доминирующая над всеми остальными частями храма.

Формы церковных построек Корбюзье не поддаются описанию: они не рациональны, непредсказуемы, не сводимы к простой геометрии. Но именно в этом заключена суть метафизики сакрального в современной интерпретации.

Ф. Джонсон. Хрустальный собор 1977–1980. Гарден Гроув, Калифорния, США

Г. Самуэльс. Хатльгримскиркья 1945–1986. Рейкьявик

Л. Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О 1950-1955. Роншан, Франция

Л. Корбюзье. Церковь Сен-Пьер 1970–2006. Фирмини, Франция

14 Мастера ХХ века воплотили метафизику сакрального напрямую через

Мастера ХХ века воплотили метафизику сакрального напрямую через

метафизику формы, материала, света и цвета, фактуры и пр.

Мистерия материализовавшейся Тьмы разыгрывается в часовне Католического университета в Хьюстоне (США), построенной специально для экспозиции огромных медитативных полотен М. Ротко, на которых вибрациями черной краски изображена космическая доначальная тьма.

Церковь Света японского архитектора Тадао Андо стоит на грани понятия нижнего и верхнего храмов. В ней ежедневно совершается чудо рождения Света как основы грядущего Царства Христа. Для этого архитектор уступает свои функции реальному свету.

Ф. Джонсон. Часовня Сен-Базиль в университете Святого Фомы. 1992. Хьюстон, Техас, США

Т. Андо. Церковь Света 1989. Ибараки, Япония

15 Образы трансцендентальных небес как Нового Иерусалима наиболее

Образы трансцендентальных небес как Нового Иерусалима наиболее

убедительно воссозданы в кафедральном соборе Девы Марии города Бразилиа и в церкви Свет от Света.

К. Хартман. Собор Христа – Свет от Света. 2011. Окленд, США

О. Нимейер. Собор Пресвятой Девы Марии Апаресидской. 1958–1970. Бразилиа, Бразилия

16 Храм Лотоса

Храм Лотоса

1978–1986. Нью-Дели, Индия

Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Е. Медковой Журнал «Искусство» № 11/2013

«Храм как образ мироздания»
http://900igr.net/prezentacija/mkhk/khram-kak-obraz-mirozdanija-109827.html
cсылка на страницу

Храм

14 презентаций о храме
Урок

МХК

58 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Храм > Храм как образ мироздания