Культура Средних веков
<<  Западноевропейская архитектура Внешний вид средневекового города: жизнь и быт средневековых городов  >>
Художественная культура Средний веков
Художественная культура Средний веков
Термин «Средние века», появившийся в эпоху Возрождения, обозначал
Термин «Средние века», появившийся в эпоху Возрождения, обозначал
Одной из причин для перемен стало распространение христианства, во
Одной из причин для перемен стало распространение христианства, во
Мир византийской культуры
Мир византийской культуры
Византия - одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие
Византия - одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие
В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской
В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской
Архитектура
Архитектура
Начиная с VI века, продольные нефы стали пересекать поперечным нефом,
Начиная с VI века, продольные нефы стали пересекать поперечным нефом,
История архитектуры (как и истории) Византии делится на три периода:
История архитектуры (как и истории) Византии делится на три периода:
Ранневизантийский период
Ранневизантийский период
Поскольку купола делались сравнительно небольших размеров, распор в
Поскольку купола делались сравнительно небольших размеров, распор в
Наивысшим достижением византийской архитектуры стал собор Святой Софии
Наивысшим достижением византийской архитектуры стал собор Святой Софии
Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная
Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная
Собор Святой Софии
Собор Святой Софии
Мозаичный цикл
Мозаичный цикл
Мозаичный цикл
Мозаичный цикл
Мозаичный цикл
Мозаичный цикл
Художественная культура Средний веков
Художественная культура Средний веков
Наиболее грандиозный крестово-купольный храм - знаменитый собор
Наиболее грандиозный крестово-купольный храм - знаменитый собор
Церковь Сан-Витале (527 г.) представляет собой центрическую композицию
Церковь Сан-Витале (527 г.) представляет собой центрическую композицию
Средневизантийский период
Средневизантийский период
Византия во втором периоде достигла наивысшего могущества и наивысшей
Византия во втором периоде достигла наивысшего могущества и наивысшей
Поздневизантийский период
Поздневизантийский период
Последующие (16-17) столетия нередко выделяют в так называемый
Последующие (16-17) столетия нередко выделяют в так называемый
Художественная культура Средний веков
Художественная культура Средний веков
Мозаика – картина, выполненная из цветных камешков – смальты
Мозаика – картина, выполненная из цветных камешков – смальты
Mозаика мавзолея Галлы Плацидии
Mозаика мавзолея Галлы Плацидии
Мозаики мавзолея Галлы Плацидии
Мозаики мавзолея Галлы Плацидии
Мозаики мавзолея Галлы Плацидии
Мозаики мавзолея Галлы Плацидии
В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и
В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и
Иконопись
Иконопись
Заключение…
Заключение…

Презентация на тему: «Художественная культура Средний веков». Автор: География. Файл: «Художественная культура Средний веков.pptx». Размер zip-архива: 4719 КБ.

Художественная культура Средний веков

содержание презентации «Художественная культура Средний веков.pptx»
СлайдТекст
1 Художественная культура Средний веков

Художественная культура Средний веков

2 Термин «Средние века», появившийся в эпоху Возрождения, обозначал

Термин «Средние века», появившийся в эпоху Возрождения, обозначал

период с момента падения Римской империи в V в. до XV столетия. Средневековье представлялось мрачным, невежественным, далеким от прекрасных образцов античной культуры.

3 Одной из причин для перемен стало распространение христианства, во

Одной из причин для перемен стало распространение христианства, во

многом определившее общий характер и основные направления в развитии искусства. Строгое следование христианским канонам – главное требование, предъявляемое к художникам. Отражение Божественной идеи, внешнего и внутреннего мира человека. Важнейшими инструментами средневекового искусства стали символ, аллегория, знак. Величественные, пышно украшенные порталы готических соборов символизировали вхождение в нетленный Божественный мир.

4 Мир византийской культуры

Мир византийской культуры

5 Византия - одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие

Византия - одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие

культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.

6 В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской

В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской

324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Византии крупнейшее строительство. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций. 11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом, Константинополем.

7 Архитектура

Архитектура

Первоначально, архитектура Византии включала в себя элементы античного и восточного зодчества. Для раннего периода характерна базилика (греч. «царский дом») – храм специально предназначенный для многолюдных богослужений. Это вытянутое в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на нечетное количество проходов – нефов (корабль). Средний неф всегда был выше остальных. Для базилик характерны стропильные двускатные крыши. Но позднее византийские зодчие стали использовать сводчатые и купольные перекрытия.

8 Начиная с VI века, продольные нефы стали пересекать поперечным нефом,

Начиная с VI века, продольные нефы стали пересекать поперечным нефом,

образуя форму креста – главный символ христианства. Такая конструкция идеально подходит для христианских храмов, позволяя располагать в центре купол – символ неба

9 История архитектуры (как и истории) Византии делится на три периода:

История архитектуры (как и истории) Византии делится на три периода:

- Ранневизантийский (V--VIII .Вв.); - Средневизантийский (VIII--XIII вв.); - Поздневизантийский (XIII--XV вв.).

10 Ранневизантийский период

Ранневизантийский период

Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур -- купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. На смену монументальному все чаще приходит частное, камерное, живописное. Развиваются местные школы, среди которых выделяются столичная, греческая и восточная. Строится множество небольших храмов в городах и монастырях. Возникла потребность в универсальном типе храма: таким типом явилась крестово-купольная структура, сложившаяся так же в Сирии, Закавказье и других районах еще в ранневизантийский период и получившая широкое развитие в средне-византийской архитектуре.

11 Поскольку купола делались сравнительно небольших размеров, распор в

Поскольку купола делались сравнительно небольших размеров, распор в

основном погашался цилиндром барабана. Распор сводов уширенных ветвей креста частично уравновешивался сводами малых нефов, частично передавался на стены, которые делались достаточно массивными и из плотного материала (кирпич, камень), на прочном известково-цемяночном растворе.

12 Наивысшим достижением византийской архитектуры стал собор Святой Софии

Наивысшим достижением византийской архитектуры стал собор Святой Софии

в Константинополе

13 Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная

Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная

купольная базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 532 -- 537 гг., в правление императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества.

14 Собор Святой Софии

Собор Святой Софии

Стены, выложенные различными рисунками из разноцветного мрамора, производят впечатление, будто они увешены дорогими коврами. На некоторых мраморных плитах — причудливые рисунки, напоминающие голову дьявола и облако после атомного взрыва. Эта самая пышная византийская постройка была гордостью Юстиниана. В день освящения храма, 27 декабря 537 года, император подъехал к главному входу на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Он быстро прошел до середины собора и, подняв к небу руки, воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. О, Соломон! Я превзошел тебя!» Празднества по случаю освящения храма продолжались 15 дней.

15 Мозаичный цикл

Мозаичный цикл

Архангел Гавриил

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

ru.wikipedia.org/wiki

16 Мозаичный цикл

Мозаичный цикл

Иоанн Златоуст

Император Александр

ru.wikipedia.org/wiki

17 Мозаичный цикл

Мозаичный цикл

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей

ru.wikipedia.org/wiki

18 Художественная культура Средний веков
19 Наиболее грандиозный крестово-купольный храм - знаменитый собор

Наиболее грандиозный крестово-купольный храм - знаменитый собор

Сан-Марко в Венеции (XI в.), построенный по византийскому образцу с использованием вывезенных из Константинополя деталей. Его усложненная композиция представляет собой крестообразную структуру, в которой как бы объединены пять самостоятельных крестово-купольных систем с пятью куполами в средокрестиях. Центральный купол господствует над другими благодаря большим размерам и лучшей освещенности.

20 Церковь Сан-Витале (527 г.) представляет собой центрическую композицию

Церковь Сан-Витале (527 г.) представляет собой центрическую композицию

на восьми устоях, основа которой -сильно развитое подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы, в основном, конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами (полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед), устоями, арками на колоннах и т. п.

21 Средневизантийский период

Средневизантийский период

Средне-византийский период истории и культуры завершается захватом Константинополя крестоносцами - участниками 4-го крестового похода - в 1204. После этого потрясения Византия так и не смогла полностью восстановить свои силы, но в 13-14 вв. на Балканах было построено немало церквей. Обычно они невелики по размерам и при небольших различиях в плане, как правило, имеют купол, поднятый на высокий барабан, так что здание кажется похожим на башенку. В 1453 Константинополь был захвачен турками и его тысячелетняя история закончилась. В течение тысячи лет влияние византийской культуры распространялось на огромной территории, и 1453 не стал моментом ее гибели; начался новый период в истории существования византийской культуры, называемый поствизантийским, когда художественные импульсы, источником которых было некогда искусство Константинополя, получили свое развитие на Балканах, Кипре, в России.

22 Византия во втором периоде достигла наивысшего могущества и наивысшей

Византия во втором периоде достигла наивысшего могущества и наивысшей

точки развития культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры Византии очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным положением между Востоком и Западом.

23 Поздневизантийский период

Поздневизантийский период

Третий же период (XII-XIV вв.) (позневизантийский) можно кратко охарактеризовать, как наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи. В Константинополе (1261) начинается последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии Палеологовским (1261-1453). Церковные реформы конца 14 в. унифицировали письменную традицию и литургическую практику и распространили ее во всех областях Византийского Содружества. Искусства и ученость при императорском дворе переживают блестящий расцвет (так называемой Палеологовский ренессанс).

24 Последующие (16-17) столетия нередко выделяют в так называемый

Последующие (16-17) столетия нередко выделяют в так называемый

поствизантийский период, когда шло постепенное угасание и консервация типологических особенностей византийской культуры, чьим оплотом стали монастыри Афона.

25 Художественная культура Средний веков
26 Мозаика – картина, выполненная из цветных камешков – смальты

Мозаика – картина, выполненная из цветных камешков – смальты

27 Mозаика мавзолея Галлы Плацидии

Mозаика мавзолея Галлы Плацидии

Равенна. Италия.V в.

"Добрый Пастырь" Mозаика мавзолея Галлы Плацидии (середина V века, Равенна, Италия)

В мавзолее Галлы молодой Христос в простых одеждах скромно восседает на пригорке. Вокруг него по зеленой траве гуляют овечки, к одной из них он ласково прикасается. Живость позы, как и вся композиция, явно унаследованы из античности. Однако, Добрый Пастырь опирается не на пастушеский посох, а на крест, как бы утверждая его над миром в знак триумфального шествия христианства.

28 Мозаики мавзолея Галлы Плацидии

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии

Равенна. Италия.V в.

29 Мозаики мавзолея Галлы Плацидии

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии

Равенна. Италия.V в.

30 В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и

В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и

фресковые композиции, но и иконы (от греч. «образ»).

С точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен как создатель теории Священного образа, положивший начало канонизации иконописи.

31 Иконопись

Иконопись

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Уехав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский перевёз икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.

Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции.

Владимирская икона Божией Матери

32 Заключение…

Заключение…

Несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

«Художественная культура Средний веков»
http://900igr.net/prezentacija/mkhk/khudozhestvennaja-kultura-srednij-vekov-237868.html
cсылка на страницу

Культура Средних веков

11 презентаций о культуре Средних веков
Урок

МХК

58 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Культура Средних веков > Художественная культура Средний веков