Без темы
<<  Пошаговое планирование карьеры музыканта Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях детского сада  >>
Православные традиции в фольклоре донских казаков
Православные традиции в фольклоре донских казаков
Мы живем на донской земле и должны знать традиции и культуру родного
Мы живем на донской земле и должны знать традиции и культуру родного
Воздействие христианской традиции на фольклор донских казаков нельзя
Воздействие христианской традиции на фольклор донских казаков нельзя
В фольклоре есть жанры, в которых религиозное самосознание народа
В фольклоре есть жанры, в которых религиозное самосознание народа
Приверженность православию приобщила казаков к духовным сокровищам
Приверженность православию приобщила казаков к духовным сокровищам
Орел, выступающий в казачьих песней в образе властителя неба и хищника
Орел, выступающий в казачьих песней в образе властителя неба и хищника
Поэтика христианских символов становится характерной составляющей
Поэтика христианских символов становится характерной составляющей
А в церкви в чине венчания звучат слова псалма : «Жена твоя, яко лоза
А в церкви в чине венчания звучат слова псалма : «Жена твоя, яко лоза
По выходе из церкви им поют величания, указывающие на небесное
По выходе из церкви им поют величания, указывающие на небесное
Молодого величают как духовного пастыря греческим песнопением «Ис
Молодого величают как духовного пастыря греческим песнопением «Ис
В сиротских песнях возникает и мотив небесной молитвы умерших за
В сиротских песнях возникает и мотив небесной молитвы умерших за
В свадебный обряд включаются произносимые перед началом разных его
В свадебный обряд включаются произносимые перед началом разных его
Когда поезжане приезжают за невестой, при входе в дом дружко, а затем
Когда поезжане приезжают за невестой, при входе в дом дружко, а затем
Неотъемлемыми для народного сознания стали представления о грехе и
Неотъемлемыми для народного сознания стали представления о грехе и
Покаянная тема не получила значительного развития в донском фольклоре
Покаянная тема не получила значительного развития в донском фольклоре
В приведенном тексте казаки прощаются как с миром небесным, так и с
В приведенном тексте казаки прощаются как с миром небесным, так и с
По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на
По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на
Разумеется, выявленными христианскими образами, мотивами и темами
Разумеется, выявленными христианскими образами, мотивами и темами
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание
Список использованной литературы:
Список использованной литературы:

Презентация на тему: «Православные традиции в фольклоре донских казаков». Автор: Пользователь. Файл: «Православные традиции в фольклоре донских казаков.pptx». Размер zip-архива: 4096 КБ.

Православные традиции в фольклоре донских казаков

содержание презентации «Православные традиции в фольклоре донских казаков.pptx»
СлайдТекст
1 Православные традиции в фольклоре донских казаков

Православные традиции в фольклоре донских казаков

Выполнили: Кесель Анна Юрьевна, ученица 7 «Б» класса Максимова Елена Владимировна, ученица 9 «Б» класса Руководители: Буланова Надежда Александровна, учитель ОПК Попова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы.

МБОУ Иловлинская СОШ№1 Иловлинского района Волгоградской области

Зональный фестиваль ученических и учительских проектов «Светоч»

Иловля 2014

2 Мы живем на донской земле и должны знать традиции и культуру родного

Мы живем на донской земле и должны знать традиции и культуру родного

края.

Цели: изучить обрядовые песни донских казаков; рассмотреть некоторые стороны культуры и быта наших предков и влияние на них православия; пробудить интерес учащихся к казачьему фольклору. Задачи: познакомиться с произведениями древнерусской литературы, в которых отображена жизнь казаков, обрядовым творчеством, православными традициями; проанализировать, как в казачьем фольклоре отразилась православная вера; формировать духовные и нравственные качества личности школьника на основе проведенных исследований. Тип проекта: исследовательский. Методы исследования: поиск информации в районной библиотеке; интернет-ресурсы; беседа с жителями поселка Иловля.

3 Воздействие христианской традиции на фольклор донских казаков нельзя

Воздействие христианской традиции на фольклор донских казаков нельзя

переоценить. Глубоко пронизывают народную культуру христианские образы, мотивы и темы. Влияние христианской традиции прослеживается на уровне содержания, поэтики, на уровнях организации системы текстов.

4 В фольклоре есть жанры, в которых религиозное самосознание народа

В фольклоре есть жанры, в которых религиозное самосознание народа

выражено наиболее полно. Это духовные стихи, колядки, псалмы. Основой поэтических текстов служат христианские источники: книги Ветхого и Нового Завета, жития святых, иконы.

5 Приверженность православию приобщила казаков к духовным сокровищам

Приверженность православию приобщила казаков к духовным сокровищам

мировой культуры и привела к усвоению идей христианского вероучения и этики, обогащенных представлениями и ценностями народной культуры. Рассмотрим некоторые примеры.

6 Орел, выступающий в казачьих песней в образе властителя неба и хищника

Орел, выступающий в казачьих песней в образе властителя неба и хищника

терзающего добычу, появляется в них и как библейский символ долголетия. Сюжетно-поэтический мотив стареющего и обновляющегося орла, перекликающийся со стихом псалма «исполняющего во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. (ПС.102,5) дал жизнь казачьей эпической песне «Ай, залетал то бы, залетал, млад-сизой орел», бытовавшей в конце XIX и XX веках в контексте свадебного ритуала. Она исполнялась мужчинами рода жениха на «каравайных обедах» или в качестве встречной для родных невесты.

7 Поэтика христианских символов становится характерной составляющей

Поэтика христианских символов становится характерной составляющей

народных песен. В свадьбе молодых «обыгрывают» величальной «Виноград расцветает, а ягода поспевает»

8 А в церкви в чине венчания звучат слова псалма : «Жена твоя, яко лоза

А в церкви в чине венчания звучат слова псалма : «Жена твоя, яко лоза

плодовита в странах дому твоего»

9 По выходе из церкви им поют величания, указывающие на небесное

По выходе из церкви им поют величания, указывающие на небесное

покровительство: «Ведение Богородицы, венчались два голубя»

10 Молодого величают как духовного пастыря греческим песнопением «Ис

Молодого величают как духовного пастыря греческим песнопением «Ис

полла эти деспота». ». полла эти деспота»(На многие лета, владыка!) - в народной традиции «Исполать, исполать молодцу». Невеста благодарит родных причитаниями, начинающимися кратким молитвенным зачином «И спаси Христос», служащим для казаков также формулой благодарения и в быту.

11 В сиротских песнях возникает и мотив небесной молитвы умерших за

В сиротских песнях возникает и мотив небесной молитвы умерших за

живущих: Он там Богу молится, Христу поклоняется: Ой, Боже мой, Боже, Да спустись же ты, Боже, Да с небес да на землю, Свою чаду поглядети : как она снаряжена, На посад посажена, Снаряжена по-господски, Посажена по -сиротски.

12 В свадебный обряд включаются произносимые перед началом разных его

В свадебный обряд включаются произносимые перед началом разных его

этапов молитвы и иные действия: крестное знамение, благословение иконой, коленопреклонение

13 Когда поезжане приезжают за невестой, при входе в дом дружко, а затем

Когда поезжане приезжают за невестой, при входе в дом дружко, а затем

жених, стуча плетью о дверь, троекратно «творят молитву!»: «Господи Ииусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных». За каждым разом из дома невесты раздается ответ: «Аминь!». При ответе дружку добавляют : «Аминь, не ходи один, а вяди с собой». Таким образом, заключающий молитву возглас «Воистину!» Включается в свадебный чин.

14 Неотъемлемыми для народного сознания стали представления о грехе и

Неотъемлемыми для народного сознания стали представления о грехе и

покаянии, неотвратимости Божьего наказания, бессмертии души, о христианской любви и братстве, праве на спасение и искупление грехов воинским подвигом.

15 Покаянная тема не получила значительного развития в донском фольклоре

Покаянная тема не получила значительного развития в донском фольклоре

Это может быть объяснено лишь стремлением искупления греха делом, жертвенным подвигом « за други своя» и «православные християны». В мужском фольклоре она синтезирована в формуле прощания как прощения впервые зафиксированной в тексте «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков» (1642): Простите нас, вси святи отцы Простите государи, вси христиане православные, Поминайте наши души грешные со своими праведными родители… Простите нас, леса темныя и дубраву зеленыя. Простите нас, поля чистые и тихия заводи. Простите нас, море синее и реки быстрые. Прости нас, море Черное. государь наш тихой Дон Иванович, Уже нам по тебе, атаману нашему, з грозным войским не ездить, дикова зверя в чистом поле не стреливать, в тихом Дону Ивановиче рыбы не лавливать».

16 В приведенном тексте казаки прощаются как с миром небесным, так и с

В приведенном тексте казаки прощаются как с миром небесным, так и с

земным. В казачьи песни эта формула вошла в качестве краткого зачина: «Простите, отец - мать родные», «Ты прости, прощай, наш тихий Дон».

17 По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на

По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на

молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь. Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи

18 Разумеется, выявленными христианскими образами, мотивами и темами

Разумеется, выявленными христианскими образами, мотивами и темами

влияние христианского вероучения и этики далеко не исчерпывается. Однако и в таком ограниченном виде они показывают нам, сколько глубоким было проникновение в народную культуру православных идей и насколько широка охватываемая жанровая сфера фольклора.

19 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

20 Список использованной литературы:

Список использованной литературы:

Пособие для учащихся воскресной школы. автор составитель Л,В, Шишов. г.Новочеркасск;1993г. Песиков Ю.В., Савин И.А. Дневник С.Г.Уралова/ Ю.В. Песиков. Красные казаки. Саратов. Ю.Сухарев. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. г.Чапаевск 2001г.

«Православные традиции в фольклоре донских казаков»
http://900igr.net/prezentacija/muzyka/pravoslavnye-traditsii-v-folklore-donskikh-kazakov-98578.html
cсылка на страницу
Урок

Музыка

27 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по музыке > Без темы > Православные традиции в фольклоре донских казаков