Музыка
<<  Применение мандалы-терапии в профилактике эмоционального выгорания музыкальных работников ДОУ Методы, используемые в организации внеурочной работы в области музыкальной деятельности  >>
Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного
Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного
Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него
Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него
Цель – привить навыки творческого музицирования Задачи по реализации
Цель – привить навыки творческого музицирования Задачи по реализации
В процессе обучения детей игре ДМИ можно выделить три этапа:
В процессе обучения детей игре ДМИ можно выделить три этапа:
Ступени музицирования
Ступени музицирования
Методы работы с детьми
Методы работы с детьми
Последовательность обучения элементарному музицированию
Последовательность обучения элементарному музицированию
Элементы занятия по элементарному музицированию:
Элементы занятия по элементарному музицированию:
Речевые упражнения
Речевые упражнения
Поэтическое музицирование
Поэтическое музицирование
Координационно-подвижные игры и упражнения
Координационно-подвижные игры и упражнения
Игры с инструментами
Игры с инструментами
Планирование работы по элементарному музицированию
Планирование работы по элементарному музицированию
Период
Период
Обучение осуществляется в разных видах музыкальной деятельности:
Обучение осуществляется в разных видах музыкальной деятельности:
Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах
Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах
Музыкальные инструменты детского оркестра
Музыкальные инструменты детского оркестра
Музицирование:
Музицирование:
Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов реализации программы
Заключение
Заключение
Методическое обеспечение раздела «Элементарное музицирование»
Методическое обеспечение раздела «Элементарное музицирование»
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация на тему: «Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности». Автор: елена. Файл: «Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.ppt». Размер zip-архива: 1711 КБ.

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности

содержание презентации «Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.ppt»
СлайдТекст
1 Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного

возраста в музыкальной деятельности. Игра на детских музыкальных инструментах.

ГБОУ гимназия № 402 дошкольное отделение Структурное подразделение № 3

Презентация опыта работы музыкального руководителя Антоновой Людмилы Захаровны

2 Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него

Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него

необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т.Э. Тютюнниковой. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

3 Цель – привить навыки творческого музицирования Задачи по реализации

Цель – привить навыки творческого музицирования Задачи по реализации

цели: Разработать модель развития творческих способностей путем музицирования Развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать Воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию Развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему Создание предпосылок к формированию творческого мышления, воображения. Развитие внимания и памяти.

4 В процессе обучения детей игре ДМИ можно выделить три этапа:

В процессе обучения детей игре ДМИ можно выделить три этапа:

1 этап - ознакомление с особенностями мелодии и приёмами звукоизвлечения на музыкальных инструменте, который будет использоваться для её воспроизведения; 2 этап - разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам), отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения; 3 этап - целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

5 Ступени музицирования

Ступени музицирования

Активный словарь Различать быстрый и медленный темп, ускорение и замедление, пользоваться им в импровизируемой и исполняемой музыке. Различать громкое и тихое звучание. Использовать усиление и ослабление звучности как выразительные приемы. Различать фразу в речи и простейших песнях. Использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания сказок, стихов. Ритм и тембр Исполнять метрическую пульсацию (в речевых упражнениях, звучащих жестах, в движении). Использовать речевые упражнения как основу для ритмических импровизаций «Переносить» ритм слов на инструменты и в звучащие жесты. Исполнять несложные ритмические мотивы. Создавать ритмические композиции, используя тексты и шумовые инструменты. Исполнение Исполнять небольшие песни с аккомпанементом на инструментах. Меняться ролями: играющие и двигающиеся, поющие и играющие.

6 Методы работы с детьми

Методы работы с детьми

Метод активации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом детское музицирование и игру в самых разнообразных формах. Этот метод – способ развития детей. Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и др. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затрудняется. Метод моделирования – это способ обучения.

7 Последовательность обучения элементарному музицированию

Последовательность обучения элементарному музицированию

хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки); ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами; творческое исследование тембро-динамических возможностей орфовских и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен инструментами по желанию детей; разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка); формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях.

8 Элементы занятия по элементарному музицированию:

Элементы занятия по элементарному музицированию:

Речевые упражнения Поэтическое музицирование Координационно-подвижные игры и упражнения Игры с инструментами К. Орфа и звучащими самодельными инструментами Пальчиковые игры

9 Речевые упражнения

Речевые упражнения

Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остинато.

10 Поэтическое музицирование

Поэтическое музицирование

Способствует тому, что дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки. Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала дошкольникам легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, понять образный музыкальный язык. Используя музыкальные инструменты, ребятам создаются условия для творческого проявления: дошкольникам предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием своего инструмента. На начальном этапе дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – к импровизации. Здесь соблюдается триединство «слышу-говорю, играю». Для организации поэтического музицирования нет необходимости самостоятельно подбирать материал. В технологии в достаточном количестве предлагаются готовые музыкальные модели. Педагогу легко выбрать необходимый материал для поэтического музицирования, учитывая уровень подготовленности дошкольников и их возрастные особенности.

11 Координационно-подвижные игры и упражнения

Координационно-подвижные игры и упражнения

Это ритмизованная речь с движениями. Они оказывают влияние на характер восприятия образов в музыке. Использование двигательных упражнений учит ребенка изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В исполнении координационно-подвижных игр и упражнений не столько важна передача ребенком образа, сколько согласованность метроритма текста с движениями. Использование координационно-подвижных игр способствует накоплению детьми двигательного опыта, показывает ребенку, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, настроению, выразительности поз и жестов. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Это создает предпосылки творческого самовыражения.

12 Игры с инструментами

Игры с инструментами

Инструменты должны быть простыми в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. знакомство с инструментом, его составными частями, способами игры. исследуется звук инструмента, сравнение его с другими. звучание инструмента отождествляется с предметами или явлениями из жизни творческая деятельность: сочинение мелодий, озвучивание сказок, аранжировка произведений. Игры с инструментами К. Орфа и звучащими самодельными инструментами Инструменты набора делятся на две группы: мелодические (звуковысотные) – используются в работе с детьми 5-6 лет шумовые (различных видов) – используются с детьми раннего возраста Последовательность действий с инструментами: Поиграй на своем инструменте, изучи, какие звуки в нем живут Сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь Будь дирижером, покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение»… Попробуй озвучить стихотворение, сказку и т.д.

13 Планирование работы по элементарному музицированию

Планирование работы по элементарному музицированию

Начиная работу по музицированию я разработала перспективное планирование для всех возрастных групп Поставлены цели и задачи Определены формы работы в различных режимных моментах Элементарное музицирование в планировании представлено как взаимосвязь по трем направлениям: учебное, творческое, концертное. Спланированы праздники и развлечения Содержание программы расписано по разделам, поквартально, предлагается музыкальный репертуар

14 Период

Период

Период

Непосредственно организованная образовательная деятельность детей

Непосредственно организованная образовательная деятельность детей

Праздники и развлечения

Праздники и развлечения

Учебное и творческое музицирование

Концертное музицирование

1-ый квартал

Исполнение в шумовом оркестре 2-х частных полек: «Литовская нар. полька». «Полька» Глинки (погремушки, бубны) Озвучивание с помощью инструментов р. н. сказки «Репка» и «Курочка Ряба».

Развлечения: 1. «Расскажи любимую сказку» - с муз. инструментами «Лиса и заяц» 2. «Музыкальный магазин». 3. Осенний праздник «В гостях у бабушки Алены»

1. Звучащие жесты: Музицирование со звучащими жестами под фонограмму («Маленькая полька»- Кабалевского). Игра «Тихие и громкие ладошки» по музыкально- методическим приемам: копирование действий педагога. 2. Речевое музицирование: ритмическое проговаривание (с хлопками и шлепками) «Зайчик». «Котик». «Петушок». Украшение речевого музицирования 1-2 инструментами, исполнение с движениями и игрой. Речевые диалоги «Разговоры белки, ежика, птички с кошкой». 3. Знакомство с металлофоном. Показ правильного приема звукоизвлечения. Задания: « Сыграй капельки дождя»………

15 Обучение осуществляется в разных видах музыкальной деятельности:

Обучение осуществляется в разных видах музыкальной деятельности:

На занятиях разных типов, частично на разных видах музыкальных занятий; подгрупповая работа (с детьми с повышенной мотивацией к обучению); в музыкально-дидактических играх; досугах и развлечениях, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности дошкольников.

16 Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах

Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах

Словесный(рассказ, объяснение) . Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми) . Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах) . Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.) Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование.

17 Музыкальные инструменты детского оркестра

Музыкальные инструменты детского оркестра

ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, коробочки, палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки); ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны и ксилофоны, пианино и рояли); язычковые инструменты (аккордеоны, баяны, гармоники); струнные (арфы, гусли, цитры, цимбалы); духовые однозвуковые (дудки, клаксоны, трубы); духовые многозвуковые (флейты, кларнеты, саксофоны, триолы, свирели); электромузыкальные инструменты (синтезаторы, «Пиле»). Кроме этого – народные инструменты (различные трещотки, кикерико, деревянные ложки, ритмические палочки, бубенцы, колотушки, рубель и т.п.) Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям.

18 Музицирование:

Музицирование:

Учебное музицирование — это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе формирования у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования. Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя знакомые «слова». Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора. Задача данного типа музицирования состоит в развитии умения превращать импровизационные формы в законченные пьесы, в совершенствовании навыков ансамблевого музицирования.

19 Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов реализации программы

Открытые мероприятия в течение года; Выступления детского оркестра на утренниках и развлечениях; Выступления на отчётных концертах; Участие в городских конкурсах и фестивалях; Совместные мероприятия с социальными партнёрами; Создание мини-музея музыкальных инструментов; Проведение педагогической диагностики по разделу программы «Детский оркестр».

20 Заключение

Заключение

Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи образовательной программы.

21 Методическое обеспечение раздела «Элементарное музицирование»

Методическое обеспечение раздела «Элементарное музицирование»

Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976 Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1989 Девятова Т.Н. Звук - волшебник Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006 Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990 Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003. Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985. Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М.,1999 Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М.,2000 Тютюнникова Т. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение. Творчество.//Дошкольное воспитание. №1., 2000 Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников – М.: Просвещение, 1986. Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: Просвещение, 1994. Тютюнникова Т.Э. Доноткино I и II часть. Учебное пособие. – М, Педагогическое общество России, 2005. Тютюнникова Т.Э. Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей; Вып. 1 Игры со звуками. Учебно-методическое пособие. – СП: ЛОИРО, 2003. Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом!: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2003 Боровик Т. А. Звуки, ритмы и слова: учебно-методическое пособие. Минск, 1999 Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000. Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. - Журнал “Музыкальная палитра” №6, 2006.

22 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

«Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»
http://900igr.net/prezentacija/muzyka/razvitie-tvorcheskoj-initsiativy-i-samostojatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-muzykalnoj-dejatelnosti-62682.html
cсылка на страницу
Урок

Музыка

27 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по музыке > Музыка > Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности