Народные песни
<<  Радости православной веры Песнь о Мастере и Подмастерье  >>
Родился я с песнями в травном одеяле…
Родился я с песнями в травном одеяле…
Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь
Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь
Милые березовые рощи
Милые березовые рощи
Чтец: Матушка в Купальницу по лесу ходила, босая, с подтыками, по росе
Чтец: Матушка в Купальницу по лесу ходила, босая, с подтыками, по росе
Ведущий: Стихи, обращенные к матери
Ведущий: Стихи, обращенные к матери
В сопровождении гитары исполняется песня «Отговорила роща золотая»
В сопровождении гитары исполняется песня «Отговорила роща золотая»
Слева: Сергей Есенин (18 лет), Георгий Николаевич Пылаев (1894-1937,
Слева: Сергей Есенин (18 лет), Георгий Николаевич Пылаев (1894-1937,
Музы Есенина
Музы Есенина
Сергей Есенин и Софья Толстая
Сергей Есенин и Софья Толстая
Ведущий: «Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую
Ведущий: «Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую
Родился я с песнями в травном одеяле…
Родился я с песнями в травном одеяле…
Дом Лидии Кашиной
Дом Лидии Кашиной
Музей поэмы «Анна Снегина»
Музей поэмы «Анна Снегина»
Под аккомпанемент гитары чтецы исполняют отрывки из очерка Виктора
Под аккомпанемент гитары чтецы исполняют отрывки из очерка Виктора
Под гитару исполняется песня «За окошко месяц» Муз
Под гитару исполняется песня «За окошко месяц» Муз
Исполняется стихотворение Петра Орешина «Сергей Есенин» Сказка это,
Исполняется стихотворение Петра Орешина «Сергей Есенин» Сказка это,
Чтение стихотворения Николая Рыленкова Снова настежь распахнуты сени,
Чтение стихотворения Николая Рыленкова Снова настежь распахнуты сени,
Заключение
Заключение

Презентация на тему: «Родился я с песнями в травном одеяле…». Автор: . Файл: «Родился я с песнями в травном одеяле….ppt». Размер zip-архива: 3475 КБ.

Родился я с песнями в травном одеяле…

содержание презентации «Родился я с песнями в травном одеяле….ppt»
СлайдТекст
1 Родился я с песнями в травном одеяле…

Родился я с песнями в травном одеяле…

1895-1925

«Грустная песня, ты – русская боль.» «Черная, потом пропахшая выть…»

2 Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь

Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь

песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к Родине, природе; нравственно-эстетическое воспитание.

Оформление: портрет Сергея Есенина, стенд-экспозиция «Родился я с песнями в травном одеяле…»; венок из мимозы, береза, скамья, свечи, букеты из осенних трав, кисти рябин на столиках; диафильм «Природа в творчестве С. Есенина»; выставка творческих работ учащихся; ноты песен на стихи поэта, гитара, гармонь. Тихо звучит музыка. Зажигаются свечи. Уходят лучшие, как будто мир им тесен, Как будто он не в силах их понять. Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать, Мы перечитываем созданное ими, И жжет глаза горячая строка. Уходят лучшие, своё оставив имя, Утраты боль и память на века. Чтец: Факел Есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось тридцать лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко. И совсем не удивительно, что поэзия Есенина не перестает привлекать внимание композиторов. Их покоряет есенинское «буйство глаз и половодье чувств», его страстная любовь к родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням. Поэзия Есенина близка каждому. Озарена светом истинной любви ко всему живому миру.

3 Милые березовые рощи

Милые березовые рощи

Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь. Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил. И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил… Ведущий: Откуда главный родник его творчества? С ранних лет запали в душу пословицы, поговорки, частушки, сказания. В этом было его счастье как поэта. Народное творчество укрепило песенную основу лирики. Он говорил и пел теми словами, которыми поет народ.

4 Чтец: Матушка в Купальницу по лесу ходила, босая, с подтыками, по росе

Чтец: Матушка в Купальницу по лесу ходила, босая, с подтыками, по росе

бродила. Травы ворожбиные ноги ей кололи, плакала родимая в купырях от боли. Не дознамо печени судорога схватила, охнула кормилица, тут и породила. Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, сутемень колдовная счастье мне пророчит. Только не по совести счастье наготове, выбираю удалью и глаза и брови. Как снежинка белая, в просини я таю Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю. Обращаясь к поэзии Есенина мы встречаем названия христианских праздников. Купальницей называли канун Ивана Купалы приходившийся на 23 июня. Связан с народными верованиями в сверхъестественные силы, способные смыть с тела человека недуги и наделить его крепостью и здоровьем. В эту ночь беременные женщины ходили по росе. Считалось, что роды пройдут легче. Особую колдовскую силу имели травы и цветы. Предание гласило, что в ночь на Ивана Купалу из земли выступают клады и сокровища, и человек получает возможность добыть их. В Константинове существует поверье, что каждому ребенку с рождения была уготована своя доля. Свеча горит без копоти, воск не стекает – жизнь сложится удачно. А если не ровным пламенем, с треском и копотью, а воск образует слезы – жизнь будет не счастлива. Из воспоминаний Виноградской Чтец: Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу. Песней можно было прогнать его плохое настроение. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее – грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал как-то по особенному, по-своему. (Русская народная песня) Исполнение под гитару «Тонкая рябина» Ведущий: Большой радостью бывало для него подбить свою мать на песни, споет она, а он говорит: «Вот это песня! Сестры так не умеют, это старая песня.» Говорят, что не было народной песни, бытующей в Приокском крае, которую не пела бы Татьяна Федоровна. Женщина прекрасно владела народным языком. Крупные художники слова восхищались ее колоритной речью. Исполнение под гитару. «Ты запой мне эту песню, что прежде…»

5 Ведущий: Стихи, обращенные к матери

Ведущий: Стихи, обращенные к матери

Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только Некрасову и Есенину удалось с такой теплотой передать в стихах незбывчивость сыновнего чувства. Много волнений приносит сын матери, но все прощает ее сердце. О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов. «Помню, как по спине пошла мелкая холодная оторопь, когда я слышал: «Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне. Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.» Я искоса взглянул на него: у окна темнела печальная фигура поэта. Дальше мои впечатления пропадают, - заканчивает Евдокимов, потому что зажало мне крепко и жестоко горло, таясь и прячась, я плакал. Пение под гитару «Письмо матери» Естественно и просто входят в раннюю лирику христианские обычаи. В стихотворении «Троицыно утро» Есенин использует мотивы, связанные с празднованием Троицы. Основная идея праздника связана со страстным желанием – предугадать судьбу. Шел 1915 год. Поэт готовился к призыву в армию. Отсюда предчувствие беды, мысли о скорой смерти и желание вымолить заступничество у Высших сил. Исполняется песня «Троицыно утро». Муз. А. Суздальцева. Чтец: Почему плакать на цветы? Это языческий обряд. Чтобы дождь напоил посевы и был урожай, на праздник весны, который совпал с Троицей, нужно было собрать немного полевых цветов, принести их в церковь и уронить на них несколько слезинок. Чем больше слез, тем больше дождей. Кстати, в Константинове до сих пор существует обычай: если в Троицу в храме поплакать на цветы, то их в течение года можно использовать в качестве оберега от несчастий, болезней и даже смерти. В романе Пушкина «Евгений Онегин» во 2 главе, в которой рассказывается о жизни родителей сестер Лариных, читаем: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины… В день троицын, когда народ Зевая слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три…

6 В сопровождении гитары исполняется песня «Отговорила роща золотая»

В сопровождении гитары исполняется песня «Отговорила роща золотая»

Муз. Г. Пономаренко Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слева. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком. Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком.

Ведущий: Но главная его песнь – это песнь о великом и вечном – о России. Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее берег самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой. «Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай.» С Родиной связана лучшая метафора - «страна березового ситца». Русская природа разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет надежду. Чтец: В элегии «Отговорила роща золотая» 1924 года поэт размышляет о естественности пути человека от расцвета к увяданию. Звучит пушкинская тема благодарности тому, что пришло процвесть и умереть. Мы чувствуем вселенский закон: каждый в мире странник. Но мир не умирает. «Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава»

7 Слева: Сергей Есенин (18 лет), Георгий Николаевич Пылаев (1894-1937,

Слева: Сергей Есенин (18 лет), Георгий Николаевич Пылаев (1894-1937,

лева: Сергей Есенин (18 лет), Георгий Николаевич Пылаев (1894-1937, просто друг Есенина, позднее - один из руководителей восстановления Донбасса, репрессирован, реабилитирован посмертно), Валерьян Наумов, просто друг Есенина. Фото – Москва, январь 1914.

Чтец: «Мы теперь уходим понемногу…»

Екатерина и Александра – сестры Есенина

Отец Есенина

8 Музы Есенина

Музы Есенина

Зинаида Райх

Анна Изряднова – 1 жена.

9 Сергей Есенин и Софья Толстая

Сергей Есенин и Софья Толстая

Айсидора Дункан (танец)

Галина Бениславская и Сергей Есенин

10 Ведущий: «Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую

Ведущий: «Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую

вслед Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихией». Борис Пастернак. О «рязанских раздольях» с их трудной исторической судьбой размышляет Есенин в поэме «Анна Снегина» (1925). Эпическая тема тесно связанная здесь с темой лирической, нежной, «сиреневой» темой первой любви, юности, цветения. Инсценировка отрывка из поэмы «Анна Снегина» (со слов : «А!//Здравствуйте, мой дорогой…» до слов: Луна хохотала, как клоун…») Преобладающий колорит «Москвы кабацкой» черный, словно померкли так хорошо знакомые герою краски. Но есть стихи, где искренность чувства, исповедальность интонации сочетаются с традициями народного творчества, и тогда возникает песня: «Есть одна хорошая песня у соловушки» чтение стихотворения. Ведущий: Звучит есенинская песня по всей земле – вольно, и не случились рядом тальянки или гармоники – под аккомпанемент ветра, метели, «Снежного шума». И не только человек и природа, но и окружающие человека предметы – все поет, даже глухая крапива, даже тележные колеса обладают «даром пенья».

Борис Пастернак

11 Родился я с песнями в травном одеяле…
12 Дом Лидии Кашиной

Дом Лидии Кашиной

13 Музей поэмы «Анна Снегина»

Музей поэмы «Анна Снегина»

14 Под аккомпанемент гитары чтецы исполняют отрывки из очерка Виктора

Под аккомпанемент гитары чтецы исполняют отрывки из очерка Виктора

Астафьева «Есенина поют» Чтец:«Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…» — доносится из приемника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая только есть в сердце, и ту, что пребудет еще в нем. Голосистые женщины с тихим вздохом ведут и ведут про месяц за окошком, про тальянку, что плачет за околицей, и песнопевиц этих тоже жалко, хочется утешить их, пожалеть, обнадежить. Какая очищающая скорбь! Чтец:«Дальний плач тальянки, голос одинокий…» Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска. Чтец:Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его… А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью. «Я и сам когда-то пел не уставая: где ты, моя липа, липа вековая?» И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? Теплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь — где ты? На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия. Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята! Шапки долой, Россия! Есенина поют!

Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Дальний плач тальянки, голос одинокий - И такой родимый, и такой далекий. Плачет и смеется песня лиховая. Где ты, моя липа? Липа вековая? Я и сам когда-то в праздник спозаранку Выходил к любимой, развернув тальянку. А теперь я милой ничего не значу. Под чужую песню и смеюсь и плачу.

15 Под гитару исполняется песня «За окошко месяц» Муз

Под гитару исполняется песня «За окошко месяц» Муз

Б. Мокроусова. Исполняется стихотворение «Цветы мне говорят – прощай.» Цветы мне говорят - прощай, Головками склоняясь ниже, Что я навеки не увижу Ее лицо и отчий край. Любимая, ну, что ж! Ну, что ж! Я видел их и видел землю, И эту гробовую дрожь Как ласку новую приемлю. И потому, что я постиг Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,- Я говорю на каждый миг, Что все на свете повторимо. Не все ль равно - придет другой, Печаль ушедшего не сгложет, Оставленной и дорогой Пришедший лучше песню сложит. И, песне внемля в тишине, Любимая с другим любимым, Быть может, вспомнит обо мне Как о цветке неповторимом.

16 Исполняется стихотворение Петра Орешина «Сергей Есенин» Сказка это,

Исполняется стихотворение Петра Орешина «Сергей Есенин» Сказка это,

чудо ль, или это – бред: Отзвенела удаль разудалых лет. Песня отзвенела над родной землей. Что же ты наделал, синеглазый мой? Отшумело поле, пролилась река, русское раздолье, русская тоска. Ты играл снегами, ты и тут и там Синими глазами улыбался нам. Было это, нет ли, сам не знаю я. Задушила петля в роще соловья. Кликну, кликну с горя, а тебя уж нет. В черном коленкоре на столе портрет. Дождичек весенний окропил наш сад, Песенник Есенин, синеглазый брат. Вековая просинь, наша сторона… Если Пушкин – осень, ты у нас – весна! Под гитару звучит песня «Клен ты мой опавший.» Муз. В. Липатова.

17 Чтение стихотворения Николая Рыленкова Снова настежь распахнуты сени,

Чтение стихотворения Николая Рыленкова Снова настежь распахнуты сени,

Дует в дудку весны соловей, Снова легкой походкой Есенин По России проходит своей. Не пугаясь моторного лая, Держит песню весны на крыле. Все живущее благословляя, он идет по зеленой земле. Вот они, те просторы родные, где когда-то он рос под межой, Где его научила России Петь и плакать с открытой душой. И за верность напевам заветным, Для которых и грусть не беда, Он останется тридцатилетним, Молодым, как рассвет, навсегда.

18 Заключение

Заключение

Чтец: В суматохе повседневной жизни мы теряем что-то возвышенное, духовное. Материальные проблемы пригвоздили людей к земле, подрезали крылья, и кажется – больше не взлететь, не парить над землей. Но в руках снова оказывается томик чудодейственных стихов. Есенин как будто останавливает нас: посмотрите вокруг себя, послушайте благовест ветра в дубравах, шелест травы на лугах, голос речной волны. И мы осознаем, что Есенин – певец от Бога, от народа и для народа. И вчера, и сегодня, и всегда – «Есенина поют.» Исполняется песня «Не жалею, не зову, не плачу» Муз. В. Цыганковой. «И не жалость - мало жил, И не горечь – мало дал,- Много жил – кто в наши жил Дни, все дал – кто песню дал.» Марина Цветаева.

«Родился я с песнями в травном одеяле…»
http://900igr.net/prezentacija/muzyka/rodilsja-ja-s-pesnjami-v-travnom-odejale-209677.html
cсылка на страницу

Народные песни

16 презентаций о народных песнях
Урок

Музыка

27 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по музыке > Народные песни > Родился я с песнями в травном одеяле…