Русские композиторы
<<  Фольклор в музыке русских композиторов Жизнь и творчество Сергея Прокофьева урок специального фортепиано  >>
Расскажи мне, музыка, сказку… Сказка в музыке русских композиторов
Расскажи мне, музыка, сказку… Сказка в музыке русских композиторов
Сказка… Её причудливый мир, в котором вымысел так естественно
Сказка… Её причудливый мир, в котором вымысел так естественно
Невиданные чудеса раскрылись перед слушателями в этой опере
Невиданные чудеса раскрылись перед слушателями в этой опере
И после Глинки многие русские композиторы рисовали в своей музыке
И после Глинки многие русские композиторы рисовали в своей музыке
И всё-таки ни один из русских музыкантов не отдал сказке столько жара
И всё-таки ни один из русских музыкантов не отдал сказке столько жара
Опера-былина «Садко» воспевает великую силу искусства
Опера-былина «Садко» воспевает великую силу искусства
В одном из первых оперных сочинений – в «Майской ночи» по повести
В одном из первых оперных сочинений – в «Майской ночи» по повести
Опера «Снегурочка» (1881г
Опера «Снегурочка» (1881г
Обаятельна и поэтична юная героиня оперы, дочь Мороза и Весны –
Обаятельна и поэтична юная героиня оперы, дочь Мороза и Весны –
Вот уже около двухсот лет живет бессмертная пушкинская «Сказка о царе
Вот уже около двухсот лет живет бессмертная пушкинская «Сказка о царе
Если «Снегурочка» – «весенняя сказка» - воспевает светлое царство, то
Если «Снегурочка» – «весенняя сказка» - воспевает светлое царство, то
«Небылица в лицах», как назвал композитор свою оперу-сказку «Золотой
«Небылица в лицах», как назвал композитор свою оперу-сказку «Золотой
Борьба добра и зла, представленная в наивных образах сказок, всегда
Борьба добра и зла, представленная в наивных образах сказок, всегда
По своему общему идейному смыслу «Щелкунчик» (1892г
По своему общему идейному смыслу «Щелкунчик» (1892г
Второе действие балета представляет собой разросшийся до грандиозных
Второе действие балета представляет собой разросшийся до грандиозных
Сюжет популярной сказки Шарля Перро получил широкое отражение в
Сюжет популярной сказки Шарля Перро получил широкое отражение в
Во всём мире и взрослые, и дети знают и любят симфоническую сказку
Во всём мире и взрослые, и дети знают и любят симфоническую сказку
В «Каменном цветке» (1954г
В «Каменном цветке» (1954г
Современные композиторы довольно часто обращаются к сказке
Современные композиторы довольно часто обращаются к сказке
Сказка в музыке русских композиторов
Сказка в музыке русских композиторов
Образы сказок сопутствуют человеку с раннего детства
Образы сказок сопутствуют человеку с раннего детства
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Борисов, Л. «Золотой петушок» [Текст]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Борисов, Л. «Золотой петушок» [Текст]
Рассказы о музыке [Текст] / Ред
Рассказы о музыке [Текст] / Ред

Презентация на тему: «Сказка в музыке русских композиторов». Автор: . Файл: «Сказка в музыке русских композиторов.pptx». Размер zip-архива: 1407 КБ.

Сказка в музыке русских композиторов

содержание презентации «Сказка в музыке русских композиторов.pptx»
СлайдТекст
1 Расскажи мне, музыка, сказку… Сказка в музыке русских композиторов

Расскажи мне, музыка, сказку… Сказка в музыке русских композиторов

ИИЦ – Научная библиотека представляет виртуальную выставку

2 Сказка… Её причудливый мир, в котором вымысел так естественно

Сказка… Её причудливый мир, в котором вымысел так естественно

сплетается с реальностью, всегда привлекал русских композиторов. Сказку завещал русской музыке Михаил Иванович Глинка в своем «Руслане и Людмиле».

3 Невиданные чудеса раскрылись перед слушателями в этой опере

Невиданные чудеса раскрылись перед слушателями в этой опере

Тут и русская , и «пряная» восточная фантастика : причудливый марш колдуна Черномора, томные хоры таинственных дев, увлекающих спутников своим пением в зачарованные сады Наины, баллада кудесника Финна, который постиг все премудрости волшебства. Глинка обратился к сюжету «Руслана и Людмилы» ещё при жизни Пушкина, но завершил работу над оперой лишь в 1842 году, которая на сцене Большого театра столичного Петербурга прошла в течение сезона 34 раза.

4 И после Глинки многие русские композиторы рисовали в своей музыке

И после Глинки многие русские композиторы рисовали в своей музыке

«дива дивные». Ночной шабаш ведьм и расходившейся «нечисти» изобразил М. Мусоргский в оркестровой пьесе «Ночь на Лысой горе». К. Лядов создал яркие симфонические поэмы «Кикимора»., «Баба – Яга», «Волшебное озеро».

5 И всё-таки ни один из русских музыкантов не отдал сказке столько жара

И всё-таки ни один из русских музыкантов не отдал сказке столько жара

души, сколько Николай Александрович Римский – Корсаков. Её поэтичным, красочным языком он рассказал он о высоких и прекрасных человеческих чувствах, о великой силе искусства, нарисовал ярчайшие картины природы. Все сказочные произведения Римского-Корсакова – оперы, симфонические сюиты – полны особой одухотворенности. В них та высшая красота и спокойная мудрость, которая покоряет нас и в народных сказках. Композитор увлекся сказкой еще в начале своего творческого пути. После двухлетнего кругосветного плавания он написал симфоническую картину «Садко». Позже Римский-Корсаков вновь обратился к этой теме и создал оперу «Садко» (1896г.).

6 Опера-былина «Садко» воспевает великую силу искусства

Опера-былина «Садко» воспевает великую силу искусства

Рожденный щедрой народной фантазией образ вдохновенного гусляра Садко, который покоряет своим волшебным мастерством не только людей, но и стихийные силы природы, возникает в музыке оперы. Композитор включил в свою оперу фантастическую картину подводного мира из сюиты «Садко».Снова заиграл, переливаясь радужными красками «окиян-море синее». А рядом с Морским царем, золотыми рыбками и чудищами подводными появилась новая сказочная героиня – Морская царевна Волхова с неземными серебристыми переливами звонкого голоса и по-земному глубокими чувствами. Её преданная любовь помогает Садко совершить подвиг.

7 В одном из первых оперных сочинений – в «Майской ночи» по повести

В одном из первых оперных сочинений – в «Майской ночи» по повести

Гоголя – Римский-Корсаков создал яркую фантастическую картину. Украинская ночь. Серебристый свет окутал землю. Молчаливые сады полны таинственных теней. При свете месяца из озера выходят русалки и поют свои горестные песни. Однако «Майская ночь» ещё не была оперой-сказкой.

Иван Крамской «Русалки» (1871 г.)

8 Опера «Снегурочка» (1881г

Опера «Снегурочка» (1881г

) по пьесе Островского – вот где вовсю развернулся дар Римского – Корсакова музыканта – сказочника. Здесь оживают и предстают в фантастическом облике могучие силы природы. Суровыми, холодными звучаниями обрисован повелитель снежных метелей и лютой стужи Мороз, пришедший из русской народной сказки. Рядом с ним – красавица Весна, Весна –Красна, увенчанная яркими цветами. Теплую, певучую, пленительную музыку подарил Весне композитор.

9 Обаятельна и поэтична юная героиня оперы, дочь Мороза и Весны –

Обаятельна и поэтична юная героиня оперы, дочь Мороза и Весны –

Снегурочка. В этом пленительном образе композитор воспел силу и красоту любви. И ещё один замечательный персонаж есть в опере – юный пастушок с древнерусским именем Лель. Его задушевные песни, затейливые наигрыши на свирели очаровывают Снегурочку и всех берендеев. Образом Леля композитор как бы говорит нам: прекрасно истинное искусство и безгранична власть его над человеком.

Виктор Васнецов «Снегурочка»

10 Вот уже около двухсот лет живет бессмертная пушкинская «Сказка о царе

Вот уже около двухсот лет живет бессмертная пушкинская «Сказка о царе

Салтане». Стихи эти словно сами просятся на музыку, Римский - Корсаков написал оперу в 1899 году . Языком музыки он рассказал об удивительных приключениях царевича Гвидона и его матушки, рассказал о городе Леденце на пустынном прежде острове, о прекрасной Царевне - Лебеди и обо многих других чудесах.

11 Если «Снегурочка» – «весенняя сказка» - воспевает светлое царство, то

Если «Снегурочка» – «весенняя сказка» - воспевает светлое царство, то

в «осенней сказочке» Римский-Корсаков поведал о мрачном, холодном царстве беспощадного, отвратительного тирана Кащея, у которого все живое, стремящееся к свободе и любви обречено на гибель.Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904г.) вошла в триаду последних опер композитора. В ней он обращается к истории народа, его духовной культуре. «Сказание» –произведение эпическое, в нем драма героев неотделима от судьбы народа. В музыке оперы разлита песенность, вобравшая в себя и народные подпевки, и мелодику древнерусского знаменного пения.

12 «Небылица в лицах», как назвал композитор свою оперу-сказку «Золотой

«Небылица в лицах», как назвал композитор свою оперу-сказку «Золотой

петушок» (1905), - злая карикатура на самодержавие. Римский-Корсаков писал, что постарается в своей опере «осрамить окончательно» царя Додона. И композитор с блеском выполнил это намерение. Музыка, рисующая Додона, - тяжеловесная, с нарочито грубыми звучаниями. Пытаясь понравиться Шамаханской царице, незадачливый царь поет ей неуклюжие куплеты на мотив детской песенки «Чижик-пыжик», на глазах у собственного войска пляшет, повязавшись платочком. Столь же никчёмны, бестолковы и ленивы, как сам Додон, и его сыновья-царевичи, и бояре. Опера «Золотой петушок – один из шедевров композитора. В ней соединились политическая острота замысла, остроумное музыкальное решение, выразительность, характеристичность вокальных партий, яркость оркестровки.

13 Борьба добра и зла, представленная в наивных образах сказок, всегда

Борьба добра и зла, представленная в наивных образах сказок, всегда

привлекала П. И. Чайковского. Очарованный сценарием «Спящей красавицы», композитор начал писать музыку к балету в 1888 году. Имея дело с фантастическим сюжетом французской сказки, Чайковский не использовал непосредственно русские народные темы, но песенность, богатое цветение широко напевных мелодий, свободный характер музыкального развития в сочетании с мерностью танца – все это вносит национально-русскую струю в «Спящую красавицу». Отличительной чертой музыки «Спящей красавицы» является богатство и красочность оркестрового звучания.

14 По своему общему идейному смыслу «Щелкунчик» (1892г

По своему общему идейному смыслу «Щелкунчик» (1892г

) Чайковского имеет много общего с другими его балетами: здесь тот же основной мотив преодоления «злых чар» победоносной силой любви и человечности. Недоброе, враждебное человеку олицетворено в образах таинственного фокусника Дроссельмейера, совы на часах и мышиного царства. Им противопоставлен мир детской души,— еще робкой, пугливой, но именно потому особенно трогательной в своей сердечности и инстинктивном стремлении к добру. Нежная преданность Клары побеждает колдовство Дроссельмейера, освобождает из плена прекрасного юношу Щелкунчика, утверждает свет и радость.

15 Второе действие балета представляет собой разросшийся до грандиозных

Второе действие балета представляет собой разросшийся до грандиозных

размеров финальный праздничный дивертисмент. Его основная часть — пестрая галерея характерных танцев, где проявилось неистощимое воображение и блестящее мастерство Чайковского. Каждая из характерных миниатюр этой сюиты — новая, своеобразная находка в области инструментовки. «Знойное» и томное звучание струнных в восточном танце, пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо в игрушечном «китайском» танце, тающие хрустальные аккорды челесты в вариации феи Драже, — все это составляет неповторимую оригинальность и особенную прелесть партитуры «Щелкунчика».

16 Сюжет популярной сказки Шарля Перро получил широкое отражение в

Сюжет популярной сказки Шарля Перро получил широкое отражение в

мировой музыке. Сергея Прокофьева в «Золушке» (1944г.) привлекла возможность воспеть лучшие стороны человеческого характера: благородство, скромность, чистоту, искренность, трепетное ожидание счастья. В центре внимания композитора – образ Золушки, который предопределил весь характер музыки балета. Музыкальная характеристика Золушки многогранна: грустная, минорная мелодия сменяется светлой, распевной, веселой, мажорной. Чувство любви в балете раскрывается в светлых, безоблачных тонах без сложных драматических коллизий.

17 Во всём мире и взрослые, и дети знают и любят симфоническую сказку

Во всём мире и взрослые, и дети знают и любят симфоническую сказку

Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац.

18 В «Каменном цветке» (1954г

В «Каменном цветке» (1954г

), балете по сказам Бажова о Даниле-мастере и Хозяйке Медной горы, Прокофьев обратился к стихии народной песенности. На первый план выходит мелодическое начало. Композитор не использует подлинных напевов, но его музыка проникнута живыми интонациями фольклора. Три главные образные сферы — фантастическая, связанная с миром Хозяйки Медной горы, лирическая, воплощающая образы Катерины и Данилы, и народно-жанровая, воплощенная в массовых сценах. Им противостоит Северьян как воплощение зла и жестокости.

19 Современные композиторы довольно часто обращаются к сказке

Современные композиторы довольно часто обращаются к сказке

«Бременские музыканты» — советский рисованный мультфильм 1969 года, музыкальная фантазия на темы одноименной сказки братьев Гримм, ставшая популярной в СССР благодаря музыке, написанной Геннадием Гладковым с элементами рок-н-рола. Параллельно с выходом мультфильма была выпущена версия на грампластинках, общий тираж которых за два года достиг 28 миллионов. Олег Анфориев озвучил и спел песни практически всех героев мультфильма, кроме Принцессы и Осла. Четыре года спустя было создано продолжение мультфильма под названием «По следам бременских музыкантов»(1973).

20 Сказка в музыке русских композиторов
21 Образы сказок сопутствуют человеку с раннего детства

Образы сказок сопутствуют человеку с раннего детства

Сказка сочетает в себе бытовую конкретность с обобщенностью условного, воображаемого мира. Она не может существовать без чуда. Разум наш охотно верит всем превращениям, самым невероятным событиям сказки. Может быть, в этих свойствах и таится причина постоянной популярности сказки в искусстве, особенно в музыке.

22 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Борисов, Л. «Золотой петушок» [Текст]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Борисов, Л. «Золотой петушок» [Текст]

/ Л. Борисов. – Л. : Детгиз, 1960. – 80 с. Василенко, С. Балеты Прокофьева [Текст] / С. Василенко. – М., Л. : Музыка, 1965. – 75 с. Гладков, Г. По следам бременских музыкантов [Ноты] / Г. Гладков. – М. : Музыка, 1974. – 46 с. Каретников, Н. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер [Ноты] / Н. Каретников. – М. : Советский композитор, 1988. – 95 с. Катонова С. Балеты Прокофьева [Текст] / С. Катонова. – М. : Советский композитор, 1962. – 29 с. Кацман, К. Мальчиш – Кибальчиш [Ноты] / К. Кацман. – М. : Советский композитор, 1976. – 151 с. Кершнер, Л. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского–Корсакова [Текст] / Л. Кершнер. – М. : Музгиз, 1963. – 110 с. Коваль, М. Волк и семеро козлят [Ноты] / М. Коваль. – М. : Музыка, 1969. – 201 с. Лебедев, В. Волшебник Изумрудного города [Ноты] / В. Лебедев. – Л. : Музыка, 1974. – 55 с. Лейтес , Р.Музыкальные сказки Шахерезады [Текст] / Р. Лейтес. – М. : Музыка, 1968. – 39 с. П. И.Чайковский [Текст] / Сост. П.Е.Вайдман. – М. : Музыка, 1978. – 202 с. Прокофьев, С. Гадкий утенок [Ноты] / С. Прокофьев, - М. : Музыка,27 с. Прокофьев, С. Петя и волк [Ноты] / С. Прокофьев. – М. : Советский композитор, 1972. – 89 с. Прокофьев, С. Золушка [Ноты] / С. Прокофье. – Л. : музыка, 1981. – 191 с.

23 Рассказы о музыке [Текст] / Ред

Рассказы о музыке [Текст] / Ред

И. Шалимова. – М. : Музыка, 1972. – 147 с. Римский –Корсаков , Н. Золотой петушок [Ноты] / Н. Римский –Корсаков. – М. : Музыка, 1977. – 230 с. Римский –Корсаков , Н. Садко [Ноты] / Н. Римский –Корсаков. – М. : Музыка, 1964. – 419 с. Римский –Корсаков , Н. Сказка о царе Салтане [Ноты] / Н. Римский –Корсаков. – М. : Музыка, 1988. – 343 с. Римский–Корсаков, Н. А. Майская ночь [Ноты] : клавир / Н. А. Римский–Корсаков. – М. : Музыка, 1991. – 335 с. Римский–Корсаков, Н. А. Ночь перед рождеством [Ноты] : клавир / Н. А. Римский–Корсаков. – М. : Музыка, 1981. – 359 с. Римский–Корсаков, Н. А. Садко [Ноты] : клавир / Н. А. Римский–Корсаков. – М. : Музыка, 1964. – 419 с. Римский–Корсаков, Н. А. Сказка о царе Салтане [Ноты] : клавир / Н. А. Римский–Корсаков. – М. : Музыка, 1988. – 343 с. Римский–Корсаков, Н. А. Снегурочка [Ноты] : клавир / Н. А. Римский–Корсаков. – М. : Музыка, 1967. –428 с. Розинер, Ф. Расскажи мне, музыка, сказку [Текст] / Ф. Розинер. – М. : Советский композитор, 1972 . – 105 с. Сказка в творчестве Н. А. Римского – Корсакова [Текст] / Ред. Т. Коровина. – М. : Музыка, 1987. – 93 с. Чайковский, П. Спящая красавица [Ноты] / П. Чайковский. – М. : Музыка, 1976. -285 с. Чайковский, П. Щелкунчик [Ноты] / П. Чайковский. – Л. : Музыка, 1982. – 160 с.

«Сказка в музыке русских композиторов»
http://900igr.net/prezentacija/muzyka/skazka-v-muzyke-russkikh-kompozitorov-111720.html
cсылка на страницу
Урок

Музыка

27 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по музыке > Русские композиторы > Сказка в музыке русских композиторов