Государство
<<  История государства российского Очередные задачи государства российского  >>
Государство Российское и Церковь
Государство Российское и Церковь
С тех пор как население Руси приняло христианство, церковь играла
С тех пор как население Руси приняло христианство, церковь играла
ПЕРИОДИЗАЦИЯ: Киевский (домонгольский) период Московский период до
ПЕРИОДИЗАЦИЯ: Киевский (домонгольский) период Московский период до
Древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского
Древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского
Согласно летописи, в середине 50-х гг
Согласно летописи, в середине 50-х гг
Государство Российское и Церковь
Государство Российское и Церковь
Существует еще одна гипотеза, по которой христианство пришло к нам не
Существует еще одна гипотеза, по которой христианство пришло к нам не
Киевский
Киевский
Киевский
Киевский
МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД 1415 г. – разделение митрополии Руси на Московскую и
МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД 1415 г. – разделение митрополии Руси на Московскую и
Патриарший период (1589-1700)
Патриарший период (1589-1700)
Церковный раскол сер
Церковный раскол сер
Синодальный период (1700-1917) Политика государства в отношении РПЦ в
Синодальный период (1700-1917) Политика государства в отношении РПЦ в
Синодальный период (1700-1917)
Синодальный период (1700-1917)
Синодальный период (1700-1917)
Синодальный период (1700-1917)
Вплоть до времени Всероссийского Поместного Собора 1917—1918
Вплоть до времени Всероссийского Поместного Собора 1917—1918
Политика государства в отношении РПЦ в XIX – нач
Политика государства в отношении РПЦ в XIX – нач
Заседание поместного собора 1917—1918 годов
Заседание поместного собора 1917—1918 годов
Итоги:
Итоги:
Советский период (1917- 1991)
Советский период (1917- 1991)
Советский период (1917- 1991)
Советский период (1917- 1991)
.Советский период (1917- 1991)
.Советский период (1917- 1991)
Советский период (1917- 1991)
Советский период (1917- 1991)
Советский период (1917- 1991)
Советский период (1917- 1991)
Постсоветский (современный) период (с 1991)
Постсоветский (современный) период (с 1991)
Правовая база
Правовая база
Бюджет Данные о бюджете Патриархии (центральном церковном бюджете) не
Бюджет Данные о бюджете Патриархии (центральном церковном бюджете) не

Презентация: «Государство Российское и Церковь». Автор: Пользователь Windows. Файл: «Государство Российское и Церковь.pptx». Размер zip-архива: 939 КБ.

Государство Российское и Церковь

содержание презентации «Государство Российское и Церковь.pptx»
СлайдТекст
1 Государство Российское и Церковь

Государство Российское и Церковь

Кафедра истории государства и права

Постникова Екатерина

2 С тех пор как население Руси приняло христианство, церковь играла

С тех пор как население Руси приняло христианство, церковь играла

важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования. Митрополит, а позднее – патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве порою оказывал решающее влияние на дела управления. На протяжении многих веков в России было два главных богача – государство и церковь, причем церковь умела в большинстве случаев более разумно распорядиться своим богатством, чем государство. В бой русские полки ходили под православными знаменами с изображением Святого Спаса. С молитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах. Нет и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви.

3 ПЕРИОДИЗАЦИЯ: Киевский (домонгольский) период Московский период до

ПЕРИОДИЗАЦИЯ: Киевский (домонгольский) период Московский период до

разделения русской митрополии в 1589 г. Патриарший период (1589-1700) Синодальный период (1700-1917) Советский период (1917- 1991) Постсоветский (современный) период (с 1991)

4 Древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского

Древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского

князя Владимира Святославича, по инициативе которого Русь в 988 году «приняла христианство» в качестве государственной религии. В 1988 году тысячелетие этого события широко праздновалось в СССР. Однако христианство было известно на Руси задолго до 988 года, этой официально признанной даты крещения, а сам процесс христианизации огромной страны растянулся на столетия. (о. Хортица, 12-13 вв ) Античные авторы сообщают о миссионерской деятельности апостола "в Скифии", а русские летописи рассказывают о том, что Андрей Первозванный дошел до киевских гор. Здесь он воздвиг крест и предсказал своим ученикам, что "на сих горах найдет себя благодать Божия и град велик будет" с множеством храмов. Далее сказание повествует о посещении Андреем Первозванным места, где позднее возник Новгород. Большинство современных историков считают это сказание позднейшей легендой. На мой взгляд, церкви была необходима история подкрепления божественной воли, которую было необходимо закрепить в сознании язычников.

5 Согласно летописи, в середине 50-х гг

Согласно летописи, в середине 50-х гг

десятого столетия Ольга отправилась в Константинополь и там "возлюбила свет и оставила тьму", приняв новую веру. Народная молва вновь расцветила реальные события красочными подробностями. Византийский цесарь, прельстившийся красотой и разумом Ольги (на самом деле ей было в ту пору около шестидесяти лет), якобы предложил ей стать его женой. Но княгиня, проявив мудрость и хитрость, обманула его: по ёе просьбе император стал крестным отцом Ольги, что по христианским законам исключало брака между ними. Далее всем известный факт с выбором религией Владимиром, все по той же Летописи Нестора «Повесть временных лет». Вопрос: Почему возник вопрос с изменением веры? Какие политические факторы могли повлиять на принятие новой веры?

6 Государство Российское и Церковь
7 Существует еще одна гипотеза, по которой христианство пришло к нам не

Существует еще одна гипотеза, по которой христианство пришло к нам не

из Византии, как принято считать, а из Болгарии. Историки заметили, что Византийские летописи умалчивают о таком, казалось бы важном, событии, как крещение Руси. Отсюда они и выдвинули версию, из которой следует, что князь Владимир, стремясь к независимости от Византии, крестился где-то на территории Болгарии, которая имела свое собственное Охридское архиепископство, независящее от Рима и Константинополя. В подтверждение этого факта историки приводят упоминание в русских летописях митрополита Иоанна, который, по их мнению, являлся охридским архиепископом. Также историки указывают на тот факт, что княгиня Анна умерла раньше своего мужа. А летописи рассказывают, что Владимир женился вторично на некой болгарке, которая стала матерью Бориса и Глеба, а также мачехой Ярослава. На мой взгляд, первая гипотеза более правдоподобна, так как имеет больше подтверждений в летописях и исторических фактах. Восстания были обычным делом. Так восстание князя Могуты, которое длилось с 988 по 1008 г. Многолетняя борьба Могуты завершилась его пленением, а затем помилованием со ссылкой в монастырь. Восставшие повсеместно разрушали храмы, убивали священников и миссионеров. Восстания в разных регионах были сходны по своему характеру с восстаниями в Суздале, Киеве, Новгороде, в них слились воедино антихристианские и антифеодальные мотивы.

8 Киевский

Киевский

ДоМонгольский период. Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. Образовывались другие епархии: в Белгороде, Великом Новгороде, Ростове, Чернигове, Владимире-Волынском,Полоцке, Турове. Епархиальные епископы избирались на местах соответствующими удельными князьями или вече(в Великом Новгороде с середины XII века) — как правило, русские.

9 Киевский

Киевский

ДоМонгольский период. С 1261 г. русские имели при ханах своего духовного представителя, в лице епископа, кафедра которого была учреждена в столице ханской – Сарае. Первым епископом, поставленным митрополитом Кириллом, был Митрофан. Преемник его, епископ Феогност, обращал уже татар в христианство. Известны принявшие православную веру: Беклемиш, сын князя Бахмета, пришедший в 1298 г. из большой Орды в Мещеру, овладевший ею и сделавшийся родоначальником князей Мещерских. Внук хана Мамая, Олекса, прибыл к великому князю Литовскому Витовту (1392-1430), крестился в Киеве под именем Александра и сделался родоначальником князей Глинских и др. Митрополит Кирилл (1243-1280), управлявший Церковью в самое страшное время начала татарского ига, все время своего святительства провел в разъездах по государству, устраивая общественный быт, укрепляя религиозный и национальный дух своей паствы. Им благословен был на борьбу со шведами великий князь Александр Невский, им возвышен г. Владимир на Клязьме

10 МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД 1415 г. – разделение митрополии Руси на Московскую и

МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД 1415 г. – разделение митрополии Руси на Московскую и

Киевскую. 1439 г. – подписание московским митрополитом Исидором (греком по происхождению) Флорентийской унии Православной Церкви с католической 1448 г. – избрание на Соборе русских епископов митрополитом Ионы, бывшего до этого рязанским епископом; автокефалия (полная самостоятельность) Русской Православной Церкви 1453 г. –падение Восточной Римской империи Конец–XV –первая половина XVI в. – борьба между «иосифлянами» (лидер – Иосиф Волоцкий) и «нестяжателями» (духовный вождь – Нил Сорский) в Русской Православной Церкви, победа иосифлян 1551 г. – Стоглавый собор (Стоглав), начало ограничения церковного землевладения 1589 г. – учреждение патриаршества в России, избрание первым патриархом митрополита Иова

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата, май 1590 года

11 Патриарший период (1589-1700)

Патриарший период (1589-1700)

В 1589—1593 годах Московские митрополиты получили достоинствоПатриархов и формальное признание автокефалии от восточных патриархов. Отличительной чертой управления Московской Церкви по сравнению с прочими патриархатами было отсутствие при Патриархе постоянно действующего собора епископов — Синода, который к тому времени уже сложился как один из органов власти в прочих поместных Церквах Основным делом первого патриарха Московского Иова (1589—1605) стало проведение преобразований в Русской церкви, намеченных Соборным уложением 1589 года. Почти все епископские кафедры были повышены в ранге, открылось несколько новых. Иов возвёл в сан четырёх митрополитов, пятерых архиепископов (из шести) и одного епископа на семь задуманных новых епархий. Установил общецерковные праздники некоторым уже признанным ранее святым, канонизировал ряд новых. Патриарх способствовал распространению христианства среди инородцев Сибири, Казанского края, Корельской области (Карелия). В Москве, в целях водворения большего благочиния в низшем духовенстве, было учреждено восемь поповских старост. За отказ признать Лжедмитрия I был лишён кафедры и сослан в Старицкий Успенский монастырь. Патриарший престол занял приспешник Лжедмитрия Игнатий (1605—1606), но сразу после убийства Лжедмитрия был лишён не только патриаршего, но и святительского сана.

12 Церковный раскол сер

Церковный раскол сер

XVII в. «Раскол есть погребальная грусть о несбывшейся и уже несбыточной мечте. И старовер есть очень новый душевный тип. Раскол весь в раздвоении и надрыве. И живёт, и жив он именно этим чувством утраты и лишения… Раскол не имеет, он потерял, но ждёт и жаждет. В расколе больше тоски и томления, чем оседлости и быта. Раскол в бегах и побеге. Весь в воспоминаниях и в предчувствиях, в прошлом или в будущем, без настоящего. Весь в истоме, весь в слезах и снах… Сила раскола не в почве, а в воле. Раскол не застой, но исступление. Раскол есть первый припадок русской общественности, отрыв от соборности, исход из истории» (философ-богослов Г. В. Флоровский) «Никон…не устроил церковных дел…напротив, ещё более их расстроил. Ничего обновительного, преобразовательного не внёс он в свою пастырскую деятельность; всего менее было этого в предпринятом им исправлении церковных книг и обрядов. Корректура – не реформа…Никон не перестраивал церковного порядка в каком-либо новом духе и направлении, а только заменял одну церковную форму другой…Ревнуя о единстве вселенской церкви, он расколол свою поместную» (В. О. Ключевский) «Никон писался великим государем. Таким образом, опять явилось в Московском государстве два великих государя. Титул этот носил патриарх Филарет, но не никак патриарх, а как отец царский и соправитель…а теперь Никон получает этот титул уже как патриарх, следовательно, власть патриаршеская приравнивается к царской… Когда великий государь царь был в походе, великий государь патриарх управлял государством из Москвы.» (С. М. Соловьёв)

13 Синодальный период (1700-1917) Политика государства в отношении РПЦ в

Синодальный период (1700-1917) Политика государства в отношении РПЦ в

XVIII в. 1700 г. – запрет Петра I избирать нового патриарха после смерти патриарха Адриана, противника реформ, Духовная коллегия, далее Святейший Синод во главе с Императором. 1700-1721 гг. – во главе Русской Православной Церкви – местоблюститель патриаршего престола 1721 г. – Учреждение Петром I для руководства делами Русской Православной Церкви Духовной коллегии, переименованной в Святейший Синод во главе с гражданским чиновником – обер-прокурором 26 февраля 1764 г.- указ Екатерины II о секуляризации церковных владений в великорусских епархиях (все имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей поступали в казну и передавались в управление Коллегии экономии) 1773 г.- указ, провозглашавший Синоду принцип веротерпимости 1788 г., 1794 г. – указы о том, что мусульмане получили право строить мечети, свои духовные школы, муллам было назначено содержание из казны

14 Синодальный период (1700-1917)

Синодальный период (1700-1917)

Политика государства в отношении РПЦ в XIX – нач. XX в. 1.Численность высшего духовенства в России в 1841 – 1891 гг.

Годы

Митропо-литов

Архиепис-копов

Епископов

Всего

В т. Ч. Епархиаль-ных

Викарных

«На покое»

1841

4

28

38

70

47

11

12

1851

3

26

38

67

52

11

5

1861

4

29

53

86

57

13

16

1871

3

20

63

86

57

28

1

1881

3

17

66

86

57

29

-

1891

3

12

88

103

62

38

3

15 Синодальный период (1700-1917)

Синодальный период (1700-1917)

Политика государства в отношении РПЦ в XIX – нач. XX в. 2.Конфессии в Российской империи (в %)

Конфессии

1858

1870

1897

1910

1.Православные (единоверцы)

72,63

70,80

69,90

69,90

2.Староверы (официально зарегистированные)

1,05

1,4

?

?

3.Армяно-грузинская конфессия

0,68

0,8

?

?

4.Униаты (официальных данных нет)

0,31

0,3

?

0,96

5.Римско-католическая

9,05

8,09

9,91

8,9

6.Протестантская

5,04

5,2

4,85

4,85

7.Другие христианские конфессии (в основном, секты)

-

-

0,85

?

8.Иудеи

3,06

3,2

4,5

4,5

9.Мусульмане

7,13

8,7

10,85

10,83

10.Язычники (по официальным данным)

0,69

0,7

0,5

0,5

16 Вплоть до времени Всероссийского Поместного Собора 1917—1918

Вплоть до времени Всероссийского Поместного Собора 1917—1918

плоть до времени Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов основным внешним (государственно-правовым) регулирующим документом для Церкви являлся Духовный Регламент 1721 года, а позже также Устав Духовных Консисторий. В результате церковных реформ Петра I духовенство к середине XVIII века превратилось в замкнутое сословие, доступ в которое лиц из прочих сословий в интересах государственной службы и тягла был сильно затруднён. Возникшая при Петре система духовных школ (семинарий и духовных училищ) также носила сословный характер. Образование устроялось помалороссийскому образцу: господствовала латынь (и как предмет, и как язык обучения) и схоластика. Внедрение школьного образования для детей духовенства шло с чрезвычайным трудом и встречало массовое сопротивление. В 1763 и 1764 году рядом указов были упразднены монастырские вотчины и введены штаты для некоторых оставляемых монастырей, а также всех епархий, которые были разделены на три класса с определённым содержанием и предписанным составом. В результате Церковь перестала играть роль важнейшего субъекта социально-экономической жизни страны. Духовенство потеряло финансовую независимость и оказалось на содержании государственной казны, превратившись в особую категорию чиновничества. Четыре пятых монастырей в Великороссии было упразднено в результате секуляризации монастырских владений. Ответом церкви на это стало возрождение и распространение в некоторых монастырях такого явления, как старчество.

17 Политика государства в отношении РПЦ в XIX – нач

Политика государства в отношении РПЦ в XIX – нач

XX в. К 1914 г. в Российской империи было 117 млн. православных христиан, которые проживали в 67 епархиях, управляемых 130 епископами. Более 50 тыс. священников и диаконов служили в 48 тыс. приходских храмах. В ведении Церкви находилось: 35 тыс. начальных школ; 58 семинарий; более 1 тыс. монастырей (~ 95 тыс. монашествующих) Летом 1905 г. всем архиереям Русской Православной Церкви было предложено прислать в Синод записки о положении Церкви и необходимых, по их мнению, преобразованиях: восстановление патриаршества и созыв Церковного Собора (дискуссии о роли Патриарха и составе Соборов) разделение Церкви на самоуправляющиеся митрополии восстановление автономии и широкого самоуправления прихода как основной ячейки соборности Церкви расширение участия Церкви в общественной жизни страны реформы в области церковного суда и школьного дела

18 Заседание поместного собора 1917—1918 годов

Заседание поместного собора 1917—1918 годов

28 октября 1917 года прения были прекращены. В заключительном слове епископ Астраханский Митрофан говорил: «Дело восстановления патриаршества нельзя откладывать: Россия горит, всё гибнет. И разве можно теперь долго рассуждать, что нам нужно орудие для собирания, для объединения Руси? Когда идёт война, нужен единый вождь, без которого воинство идёт вразброд». В тот же день было принято, а 4 ноября епископским совещанием утверждено «Определение по общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви»

19 Итоги:

Итоги:

В Православной Российской Церкви высшая власть — законодательная, административ­ная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместно­му Собору, периодически, в определённые сроки созываемо­му, в составе епископов, клириков и мирян. Восстановляется патриаршество, и управление церковное возглавляет­ся Патриархом. Патриарх является первым между равны­ми ему епископами. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчётен Собору.

20 Советский период (1917- 1991)

Советский период (1917- 1991)

1.Конфессии в 20-е гг. XX в.

1927

1927

1928

1928

Город

Деревня

Город

Деревня

1.Общее число религиозных общин

4.345

31.678

4.266

32.539

2.% Отношение по вероисповеданиям: православные

59.0

71.5

60.0

72.0

Обновленцы

10.8

8.8

10.2

9.0

Евреи

5.7

0.0

5.7

0.0

Мусульмане

2.8

6.3

2.9

6.2

Старообрядцы

2.6

5.5

2.5

5.5

Протестанты

7.6

4.1

7.0

3.9

21 Советский период (1917- 1991)

Советский период (1917- 1991)

1. Административно-силовая модель (1917-1939) Первые Декреты советской власти: 8 ноября 1917 г. – Декрет о земле: Церковь в целом и приходское духовенство в частности лишалось права собственности на землю 4 (17) декабря 1917 г. – Декрет о земельных комитетах: все сельскохозяйственные земли, «включая все церковные земли и монастырские, отбирались в руки государства» 11 (24) декабря 1917 г. – Декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения 18 (31) декабря 1917 г. – вводится гражданский брак, а церковный аннулируется 20 января (2 февраля) 1918 г. – Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви 6 (19) апреля 1918 г. – открытие специальной ликвидационной комиссии при наркоме юстиции для проведения в жизнь Декрета от 25. 01. 1918 г.

22 .Советский период (1917- 1991)

.Советский период (1917- 1991)

2.Советско- либеральная модель (1939- 1957) 22 июня 1941 г. – обращение местоблюстителя патриаршего престола Сергия к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви 2 ноября 1941 г. Митрополит Николай стал членом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений фашистского режима Осуждение тех иерархов Церкви, которые сотрудничали с фашистами: 22 сентября 1942 г. – осудили епископов Прибалтики, 23 марта 1943 г. – осудили украинского епископа Поликарпа 1942 г. – в Москве разрешено совершить пасхальный крестный ход 30 декабря 1942 г. – обращение патриаршего местоблюстителя к архипастырям, пастырям, приходским общинам Церкви с призывом жертвовать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского (собрано свыше 8 млн. руб.) 8 сентября 1943 г. - собор епископов избрал Патриархом митрополита Алексия 31 января-2 февраля 1945 г.- Поместный Собор принял новое Положение об управлении Церковью, устанавливающее строго централизованное управление Церковью. В годы войны было открыто 1.270 православных храмов (сравните: на территориях, занятых оккупантами, за время оккупации открыто 7. 547 храмов)

23 Советский период (1917- 1991)

Советский период (1917- 1991)

3. Административно-радикальная модель (1958-1964) 2.На 1958 г. смета валютных расходов Московской патриархии была сокращена с 2.56 млн. до 1.8 млн. инвалютных рублей 3.28 ноября 1958 г. -постановление ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам» 4. Ноябрь-декабрь 1958 г. – вступила в силу «Инструкция о порядке выпуска в СССР религиозной литературы и предметов религиозного культа» 5.Количество людей, исполняющих религиозные обряды (по 26 автономным республикам, областям РСФСР за 1961 г.): 1) Крещёных: Курганская обл. -9 %; Ярославская обл. – 60 % 2) Церковное погребение: Архангельская обл. -7 %; Кировская область – 79 % 3) Церковное венчание: Архангельская об. -0.2 %; Горьковская обл. – 11 % 6.Март 1960 г. – ЦК КПСС утвердил «Инструкцию по применению законодательства о культах» (запрет религиозным центрам организовывать детские и женские собрания, кружки, паломничество, экскурсии, библиотеки, оказывать благотворительность, санаторную и лечебную помощь, использовать средства для возрождения затухающих церквей и монастырей)

24 Советский период (1917- 1991)

Советский период (1917- 1991)

4.Атеистическо-застойная модель (1965- 1987) Отношение к религии промышленных рабочих (в %)

1971

1979

1.Марксистское отношение

27

10

2.Вульгарно-антирелигиозное («все священники – обманщики»)

17

4

3.Положительное отношение («религия – это хорошо»)

11

19

4.Нет ответа или нет собственного мнения

34

49

5.Колеблющиеся

7.4

8.8

25 Постсоветский (современный) период (с 1991)

Постсоветский (современный) период (с 1991)

26 Правовая база

Правовая база

Каждый приход, монастырь, епархиальное управление (епархия), учебное заведение и иная структурная единица, находящаяся в каноническом ведении РПЦ, зарегистрирована Росрегистрацией как самостоятельное юридическое лицо (религиозная организация), которое, с точки зрения законодательства РФ, вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Вместе с тем, Глава XV Устава РПЦ, принятого в 2000 году на Архиерейском Соборе, но не регистрировавшегося в Минюсте, гласит: «Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим Русской Православной Церкви на правах собственности, пользования и на иных законных основаниях определяется настоящим Уставом, правилами, утвержденными Священным Синодом и „Положением о церковном имуществе“». По состоянию на начало 2009 года «Положение о церковном имуществе» ещё не утверждено. Пункты 18-й — 20-й и 26-й — 30-й указанной главы Устава определяют Русскую Православную Церковь как конечного обладателя прав собственности и распоряжения имуществом, находящимся в ведении её епархий, приходов, монастырей, Духовных учебных заведений, братств и сестричеств. Действующий Гражданский Устав РПЦ, который был зарегистрирован в Минюсте (согласно требованию о перерегистрации религиозных объединений в соответствии с новым Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (см. пункт 4 статьи 27 Закона)) как юридически обязательный документ, определяющий имущественно-правовой статус Патриархии и финансовые полномочия конкретных лиц, не публиковался (публиковалсяГражданский Устав РПЦ, регистрировавшийся 30 мая 1991 года).

27 Бюджет Данные о бюджете Патриархии (центральном церковном бюджете) не

Бюджет Данные о бюджете Патриархии (центральном церковном бюджете) не

оглашались с 1997 года. По оценочным сведениям, он весьма незначителен в сравнении с совокупным доходом приходов и епархий, что связано с отсутствием механизма контроля и принуждения к отчислению средств в центральный бюджет, а также зачастую и в звене приход (монастырь) — епархиальное управление. На Архиерейском Соборе в октябре 2004 года Патриарх привёл следующую статистику: «За период с 2000 по 2003 год взносы Епархиальных управлений на общецерковные нужды составили лишь 6 % от всех поступлений и 22 % от взносов на эти цели, сделанных храмами Москвы». Предприятие «Софрино» в пос. Софрино и гостиница «Даниловская» за Даниловым монастырём, согласно сообщениям, приносят Патриархии до половины общецерковного дохода.

По приблизительным оценкам Н. А. Митрохина, сделанным в 2001 году, совокупный ежегодный доход церковных структур (включая наличные деньги, зарабатываемые РПЦ, и неденежные пожертвования) составляет сумму около 500 млн долл. В эту сумму Митрохин включает в основном неденежые доходы (например, оценивая труд прихожан по ремонту церкви). Общие денежные доходы Митрохин оценивает суммой около 100—150 млн долл., или около 5-7 тыс. долл. в расчёте на каждый из 19 тыс. приходов (РПЦ имеет ещё около 500 монастырей).

История экономической деятельности Русской православной церкви находит свое отражение в русском фольклоре. Попу — куницу, дьякону — лисицу, пономарю-горюну — серого зайка, а просвирне-хлопушке — заячьи ушки; За деньги и ленивый поп молебен пропоёт; Поп с живого и с мёртвого дерёт;

«Государство Российское и Церковь»
http://900igr.net/prezentacija/obschestvoznanie/gosudarstvo-rossijskoe-i-tserkov-127156.html
cсылка на страницу
Урок

Обществознание

85 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по обществознанию > Государство > Государство Российское и Церковь