Обществознание
<<  Обществознание Нации и межнациональные отношения Рынок и производство  >>
Обществознание
Обществознание
Цивилизация -
Цивилизация -
Адам Фергюсон (1723-1816)
Адам Фергюсон (1723-1816)
Публий Корнелий Тацит (55-120 гг
Публий Корнелий Тацит (55-120 гг
Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592 гг
Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592 гг
Льюис Генри Морган (1818-1881) - американский учёный, этнограф,
Льюис Генри Морган (1818-1881) - американский учёный, этнограф,
Теория Л. Моргана
Теория Л. Моргана
Взгляды Ф. Энгельса
Взгляды Ф. Энгельса
Таким образом, данными учеными цивилизация рассматривается как ступень
Таким образом, данными учеными цивилизация рассматривается как ступень
Франсуа-Мари Аруэ, Вольтер (1694-1778) французский
Франсуа-Мари Аруэ, Вольтер (1694-1778) французский
Джиамбаттиста Вико (1668-1744) итальянский мыслитель
Джиамбаттиста Вико (1668-1744) итальянский мыслитель
Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882)
Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882)
Генрих Рюккерт (1823-1875)
Генрих Рюккерт (1823-1875)
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)
Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880-1936)
Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880-1936)
Взгляды О. Шпенглера
Взгляды О. Шпенглера
Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)
Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)
Взгляды А. Тойнби
Взгляды А. Тойнби
Взгляды А. Тойнби
Взгляды А. Тойнби
С ростом популярности в конце XIX — начале XX века
С ростом популярности в конце XIX — начале XX века
Концепция мировых цивилизаций (Ю
Концепция мировых цивилизаций (Ю

Презентация: «Понятие цивилизации. Культура и цивилизация». Автор: . Файл: «Понятие цивилизации. Культура и цивилизация.pps». Размер zip-архива: 1629 КБ.

Понятие цивилизации. Культура и цивилизация

содержание презентации «Понятие цивилизации. Культура и цивилизация.pps»
СлайдТекст
1 Обществознание

Обществознание

10 класс

Тема: «Понятие цивилизации. Культура и цивилизация»

Разработка учителя обществознания Е.В. Назаровой. МОУ «Гимназия №7» г. Подольска Московской области

2 Цивилизация -

Цивилизация -

(От лат. Civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина)

Термин ввел в научный оборот шотландский философ Адам Фергюсон

3 Адам Фергюсон (1723-1816)

Адам Фергюсон (1723-1816)

Подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся 1) существованием общественных классов 2) городов, 3) письменности и т.д. Предложенная им стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века

шотландский философ и историк, профессор моральной философии в Эдинбургском университете

Линейно-стадиальная периодизация

4 Публий Корнелий Тацит (55-120 гг

Публий Корнелий Тацит (55-120 гг

н.э.)

древнеримский историк, мыслитель «Германия», «История», «Анналы»

Государственность, высокий уровень материального благосостояния, письменность, города, жители возделывают землю и получают обильные урожаи, обрабатывают металлы, создают произведения искусства. Имущественное и профессиональное расслоение общества, выделение в обществе людей, занимающихся специализированной деятельностью, связанной с управлением, судопроизводством, отправлением религиозных обрядов, смена форм брака и изменение его роли в общественной жизни.

Цивилизация

5 Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592 гг

Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592 гг

французский писатель и мыслитель эпохи Возрождения. «Опыты»,1580

Критика европейской цивилизации Сравнение с цивилизациями Нового света: естественная простота нравов, разумной организацией жизни, достижениями в изобразительном искусстве и архитектуре культура базируется на использовании естественных законов, позволяющую человеку жить в гармонии с природой. высокая моральность членов этих обществ, в лексиконе коренных жителей Нового Света нет даже слов, обозначающих ложь, предательство, притворство, скупость, зависть и злословие. «их способ ведения войны честен и благороден и даже извинителен и красив настолько, насколько может быть извинителен и красив этот недуг человечества: основанием для их войн является исключительно влечение к доблести».

6 Льюис Генри Морган (1818-1881) - американский учёный, этнограф,

Льюис Генри Морган (1818-1881) - американский учёный, этнограф,

социолог, историк. «Древнее общество», 1877.

Фридрих Энгельс (1820-1895) – немецкий философ, один из основоположников марксизма. «Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884.

Дикость

Варварство

Цивилизация

Линейно-стадиальная периодизация

7 Теория Л. Моргана

Теория Л. Моргана

Господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. Появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Возникает государство, классовое общество, города, торговля, деньги, религия, письменность

Эволюционизм

Дикость

Варварство

Цивилизация

Линейно-стадиальная периодизация

8 Взгляды Ф. Энгельса

Взгляды Ф. Энгельса

Появление товарного производства, разделение труда и отделение умственного труда от физического, возникновение городов, появление классов и государств.

Исторический материализм

Цивилизация

Линейно-стадиальная периодизация

9 Таким образом, данными учеными цивилизация рассматривается как ступень

Таким образом, данными учеными цивилизация рассматривается как ступень

исторического развития человечества, следующая за варварством, как этап прогрессивного развития человечества как единого целого

Линейно-стадиальная периодизация

10 Франсуа-Мари Аруэ, Вольтер (1694-1778) французский

Франсуа-Мари Аруэ, Вольтер (1694-1778) французский

философ-просветитель, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник;

Виктор Рикетти, маркиз де Мирабо (1715-1789) – французский экономист-физиократ. «Друг людей», 1756.

Франсуа Пьер Гийом Гизо (1787-1874) французский историк, критик, политический и государственный деятель

«Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели».

Цивилизация отождествляется с цивилизованностью, т.е. хорошими манерами и навыками самоконтроля.

Цивилизация рассматривается как единство двух элементов - уровня социального развития и уровня интеллектуального развития

11 Джиамбаттиста Вико (1668-1744) итальянский мыслитель

Джиамбаттиста Вико (1668-1744) итальянский мыслитель

«Основания новой науки об общей природе наций», 1725

Александр фон Гумбольдт (1769-1859) немецкий учёный-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник. «Картины мира», Космос»

Шарль Бернар Ренувье (1815-1903) французский философ. «Руководство к древней философии», 1844

«Народы проходят свой жизненный путь одинаковым образом, вследствие чего всеобщая история представляет собою вечный круговорот возвращения одних и тех же явлений (corsi е ricorsi)»

Использовал слово цивилизация в двух значениях, В его трудах многочисленные данные о политическом состоянии испанских колоний, о древней цивилизации ацтеков, общие выводы о связи природы и человека, о влиянии природы на цивилизацию, странствования племён.

Впервые употребил термин «локальные цивилизации».

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

12 Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882)

Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882)

Расовая теория

французский писатель-романист, социолог, автор расовой теории, взятой впоследствии на вооружение национал-социалистами. «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855)

Выделил 10 цивилизаций каждая из которых проходит свой собственный путь развития: индийская египетская ассирийская эллинская китайская италийская германская аллеганская мексиканская и андская

Возникнув, каждая цивилизация рано или поздно погибает. Не представляет собой исключения и западная цивилизация, созданная германцами. Ее тоже ждет подобная участь.

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

13 Генрих Рюккерт (1823-1875)

Генрих Рюккерт (1823-1875)

Теория европеизации

немецкий историк и исследователь германских древностей. «Учебник всемирной истории в органическом изложении» (1857)

Каждый культурно-исторический индивид имеет свою собственную историю. Он возникает, развивается и рано или поздно исчезает.

Германо-христианский тип

Восточно-христианский тип

Арабский тип

Китайский тип

Индийский тип

Человечество, распадается на социальные единицы, которые Г. Рюккерт именует историческими или культурно-историческими организмами. Потому история человечества — это не единый процесс, а сумма параллельно протекающих процессов развития культурно-исторических организмов, или индивидов, которые невозможно расположить на одной линии. Существует не одна линия, не одна нить исторического развития, а множество линий, множество нитей. Человечество есть не реальное, а лишь мыслимое единство.

5 высших «культурных типов»

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

14 Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

Панславизм

русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель, геополитик.«Россия и Европа» (1871-1885)

Основные культурно-исторические типы, уже реализовавшие себя в истории 1)египетский, 2)китайский, 3)ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский или древне-семитический, 4)индийский, 5)иранский, 6)еврейский, 7)греческий, 8)римский, 9)ново-семитический или аравийский и 10)германо-романский или европейский

«Европа враждебна России».

Критика европоцентризма.

Понятие «культурно-исторический тип» – его образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою,

А также мексиканский и перуанский, не успевшие совершить своего развития.

Ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

15 Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880-1936)

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880-1936)

немецкий философ и культуролог.«Закат Европы» (1918-1922)

К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую.

История не линейна, а циклична: возникновение, расцвет и гибель многочисленных самобытных и неповторимых культур.

Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

16 Взгляды О. Шпенглера

Взгляды О. Шпенглера

Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны: атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» ("Закат Европы").

Культурология

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

17 Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)

британский историк. Автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций. «Постижение истории» (1934-1961)

Ц и в и л и з а ц и я

Становление

Появление

Упадок

История человечества подразделяется на ряд локальных цивилизаций, имеющие одинаковую внутреннюю схему развития.

Появление, становление и упадок цивилизаций характеризовались такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение. Отношения между цивилизациями хотя и имеют внешний характер, но составляют часть жизни самих цивилизаций. Некоторые общества, присоединяясь к другим, обеспечивают тем самым непрерывность исторического процесса

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

18 Взгляды А. Тойнби

Взгляды А. Тойнби

Независимые (13 цивилизаций): западная, индская, эллинская, сирийская, андская, египетская, исламская, эгейская, православная, среднеамериканская, шумеро-аккадская, индийская китайская.

28 развившихся цивилизаций.

сателлитные (15 цивилизаций): хеттская, иранская, русская, японская, Корейская, миссисипийская, юго-западная (в Северной Америке), северо-андская, южно-андская, эламская, урартская, вьетнамская, италийская, юго-восточно-азиатская, тибетская.

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

19 Взгляды А. Тойнби

Взгляды А. Тойнби

Кроме них существуют или существовали четыре приостановленные (arrested) цивилизации: эскимосы, кочевники, спартанцы, османы (иногда к ним причисляются полинезийцы и тогда их число доходит до пяти) и четыре недоразвитых (abortive) цивилизации: дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская первая сирийская.

На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

20 С ростом популярности в конце XIX — начале XX века

С ростом популярности в конце XIX — начале XX века

ростом популярности в конце XIX — начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации» – качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования.

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

21 Концепция мировых цивилизаций (Ю

Концепция мировых цивилизаций (Ю

В. Яковец)

Первый исторический суперцикл (8-е тыс. до н. э. — 1-е тыс. н. э.)

Первый исторический суперцикл (8-е тыс. до н. э. — 1-е тыс. н. э.)

Неолитическая (8-4 тыс. до н. э.) Раннеклассовая (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.)

1-е поколение (конец 4-го — начало 1-го тыс. До н. Э.)

Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская

Античная (VIII в. до н. э. — V в. н. э.)

2-е поколение (VIII в. До н. Э. — V в. Н. Э.)

Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская

Второй исторический суперцикл (VI—XX вв.)

Второй исторический суперцикл (VI—XX вв.)

Средневековая (VI—XIV вв.)

3-е поколение (VI—XIV вв.)

Византийская, восточноевропейская, восточнославянская, китайская, индийская, японская

Раннеиндустриальная (XV — середина XVIII в.) Индустриальная (середина XVIII—XX в.)

4-е поколение (XV—XX вв.)

Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская

Третий исторический суперцикл XXI—XXIII вв. (прогноз)

Постиндустриальная (XXI — начало XXIII в. — прогноз)

5-е поколение (XXI — начало XXIII в. — Прогноз)

Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, российская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская

Глобальная цивилизация

Мировые цивилизации

Поколения локальных цивилизаций

Локальные цивилизации

«Понятие цивилизации. Культура и цивилизация»
http://900igr.net/prezentacija/obschestvoznanie/ponjatie-tsivilizatsii.-kultura-i-tsivilizatsija-71365.html
cсылка на страницу

Обществознание

15 презентаций об обществознании
Урок

Обществознание

85 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по обществознанию > Обществознание > Понятие цивилизации. Культура и цивилизация