Методы обучения
<<  Инновационные методы обучения Обучающее занятие: Интерактивные методы обучения  >>
Инновационные методы и средства обучения в школе
Инновационные методы и средства обучения в школе
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования
Чему учат и чему научили на сегодняшних уроках
Чему учат и чему научили на сегодняшних уроках
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы
Чему научат завтрашние уроки
Чему научат завтрашние уроки
С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании
С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании
Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные
Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные
Интерактивные методы и технологии обучения
Интерактивные методы и технологии обучения
Педагогическая технология
Педагогическая технология
Образовательная технология
Образовательная технология
В педагогике различают несколько моделей обучения:
В педагогике различают несколько моделей обучения:
Виды методов обучения
Виды методов обучения
К методам интерактивного обучения
К методам интерактивного обучения
Интерактивные методы обучения
Интерактивные методы обучения
Классификация интерактивных технологий обучения
Классификация интерактивных технологий обучения
Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и
Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и
Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение
Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение
Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса,
Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса,
Критерии отбора методов обучения
Критерии отбора методов обучения
Формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность
Формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность
Алгоритм проведения интерактивного занятия
Алгоритм проведения интерактивного занятия
Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока
Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока
Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной
Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной
Рефлексия – получение обратной связи
Рефлексия – получение обратной связи
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
Кейс-метод
Кейс-метод
Особенности кейс-метода:
Особенности кейс-метода:
Технология кейс-метода
Технология кейс-метода
Классификация кейсов
Классификация кейсов
Классификация кейсов по жанрам
Классификация кейсов по жанрам
Виды кейсов
Виды кейсов
Результаты, возможные при использовании метода «кейс-стади»
Результаты, возможные при использовании метода «кейс-стади»
Синквейн
Синквейн
Инсерт (insert)
Инсерт (insert)
Аквариум
Аквариум
«Шесть шляп мышления» (методика Эдварда де Боно):
«Шесть шляп мышления» (методика Эдварда де Боно):
Информация
Информация
Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять
Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять
Риски необоснованного использования интерактивных методов
Риски необоснованного использования интерактивных методов
Продуктивной вам работы
Продуктивной вам работы

Презентация на тему: «Инновационные методы и средства обучения в школе». Автор: 23. Файл: «Инновационные методы и средства обучения в школе.ppt». Размер zip-архива: 834 КБ.

Инновационные методы и средства обучения в школе

содержание презентации «Инновационные методы и средства обучения в школе.ppt»
СлайдТекст
1 Инновационные методы и средства обучения в школе

Инновационные методы и средства обучения в школе

2 Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования

Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается

Требуется умение отбирать главное в море информации

ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания

Функции мобильного телефона

Набор товаров в магазине

Инструкция к новой технике

Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.

3 Чему учат и чему научили на сегодняшних уроках

Чему учат и чему научили на сегодняшних уроках

4 В жизни нам постоянно приходится решать проблемы

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы

А учит ли этому школа?

Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками (большая часть учеников чаще всего являются пассивными слушателями и никаких действий)

Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

5 Чему научат завтрашние уроки

Чему научат завтрашние уроки

6 С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании

Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения.

7 Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные

упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

8 Интерактивные методы и технологии обучения

Интерактивные методы и технологии обучения

9 Педагогическая технология

Педагогическая технология

- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)

10 Образовательная технология

Образовательная технология

Совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. (А.В.Хуторской) двусторонний характер взаимосвязанной (совместной) деятельности учителя и учащихся; совокупность приемов и методов, тесно связанных между собой; проектирование, организация, ориентирование, коррекция образовательного процесса; наличие комфортных условий; управление на всех этапах, уровнях, группах.

11 В педагогике различают несколько моделей обучения:

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3) интерактивная – взаимодействие. (Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).

12 Виды методов обучения

Виды методов обучения

Интерактивные

Пассивные

Активные

Ученик

Педагог

Ученик

Ученик

Ученик

Педагог

Ученик

Ученик

Ученик

Педагог

Ученик

Ученик

13 К методам интерактивного обучения

К методам интерактивного обучения

относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм» (атака) • Мини-лекция • Контрольный лист или тест • Ролевая игра • Игровые упражнения • Разработка проекта • Решение ситуационных задач • Приглашение визитера • Дискуссия группы экспертов • Интервью • Инсценировка • Проигрывание ситуаций • Выступление в роли обучающего • Обсуждение сюжетных рисунков • Опрос–Квиз (контроль) и др.

14 Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Групповые

Индивидуальные Выполнение практических задач Тренировка

Дискуссионные Групповая дискуссия Анализ ситуаций морального выбора Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов») «Мозговой штурм» Презентация Обсуждение Дебаты

Игровые Деловая игра Организационно-деятельностная игра Операционная игра Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра и др.

Тренинг-методы Социально-психологический тренинг Тренинг делового общения Психотехнические игры

15 Классификация интерактивных технологий обучения

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие технологии

Достоинства

Ограничения

1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д.

Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме.

Отсутствие обратных связей

2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы учебного плана дисциплины в различных формах

Активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося

Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности

16 Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и

Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и

социально-психологических отношений в реальной ситуации.

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие технологии

Достоинства

Ограничения

2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Ко-раблекрушение», «Робинзон» и др.)

Позволяет получить навыки адаптации к новой среде

Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту

2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации

Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно)

17 Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение

Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение

долгого времени

Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию

При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие технологии

Достоинства

Ограничения

2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки)

2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод)

Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения

18 Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса,

Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса,

активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления

2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие технологии

Достоинства

Ограничения

2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры)

Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др.

Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками

Направлен на овладение только узкоспециализированными навыками без усвоения общих моделей и методов работы

19 Критерии отбора методов обучения

Критерии отбора методов обучения

Соответствие целям и задачам обучения и развития школьников

Соответствие временным рамкам обучения

Методы

Соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя

Соответствие дидактическим целям урока

Соответствие содержанию темы урока

Соответствие способу руководства учебной деятельностью

Соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом

Соответствие логике учебного процесса

Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками

20 Формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность

Формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность

учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

21 Алгоритм проведения интерактивного занятия

Алгоритм проведения интерактивного занятия

1.Подготовка занятия; 2. Вступление; 3. Основная часть; 4. Выводы (рефлексия).

22 Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний)

«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

Кластеры

Хук (притча, игра, «крючок»)

Синквейн («восточный стих»)

Обсуждение домашней творческой работы

23 Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной

Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной

информацией: + - знал ранее; - думал иначе)

«Инсерт»

Опорный конспект

Форма группового взаимодействия — «большой круг».

Кластеры

«Аквариум»

Различные формы дискуссий

Игровые методы

Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

24 Рефлексия – получение обратной связи

Рефлексия – получение обратной связи

Мини-сочинение

Хокку (хайку) – японские 3-х стишия

Сказка

Незаконченное предложение

Эссе

Глоссарий (составление словаря)

Юмористический рассказ

25 При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

Работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге; ...

26 Кейс-метод

Кейс-метод

Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

27 Особенности кейс-метода:

Особенности кейс-метода:

Обязательная исследовательская стадия процесса Коллективное обучение или работа в группе Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха

28 Технология кейс-метода

Технология кейс-метода

По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить.

29 Классификация кейсов

Классификация кейсов

Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации; Кейсы с формирование проблемы - кейсы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме; Кейсы без формирования проблемы - кейсы, в которых описывается более сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения; Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее; цель – поик путей решения проблемы.

30 Классификация кейсов по жанрам

Классификация кейсов по жанрам

Основание классификации

Виды кейсов

Наличие сюжета

Сюжетный кейс Бессюжетный кейс

Временная последовательность материала

Кейс в режиме от прошлого к настоящему Кейс – воспоминание с прокруткой времени назад Прогностический кейс

Способ представления материала

Рассказ Эссе Аналитическая записка Журналистское расследование Отчет Очерк

Объем

Краткий (мини) Средний Объемный

31 Виды кейсов

Виды кейсов

Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ? искажение информации и ошибки).

32 Результаты, возможные при использовании метода «кейс-стади»

Результаты, возможные при использовании метода «кейс-стади»

Учебные

Образовательные

1. Усвоение новой информации

1. Создание авторского продукта

2. Освоение метода сбора данных

2. Образование и достижение личных целей

3. Освоение метода анализа

3. Повышение уровня коммуникативных навыков

4. Умение работать с текстом

4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

33 Синквейн

Синквейн

это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам. 1 строка – Существительное (название темы) 2 строка – Два прилагательных (определение темы) 3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме. 5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи Учитель Добрый, знающий Учит, воспитывает, помогает Старый друг лучше новых двух! Мастер

34 Инсерт (insert)

Инсерт (insert)

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

– метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?»

« v »

« + »

« - »

« ? »

35 Аквариум

Аквариум

– это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода: Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени. Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков. Стимулирует участников к практической работе.

36 «Шесть шляп мышления» (методика Эдварда де Боно):

«Шесть шляп мышления» (методика Эдварда де Боно):

- технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию. Почему шляпы?

Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

37 Информация

Информация

Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

38 Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять

Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять

Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций. В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении. Самое главное преимущество: с помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».

39 Риски необоснованного использования интерактивных методов

Риски необоснованного использования интерактивных методов

Непонимание того, что такое интерактив. Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами. Бессистемное применение интерактивных методов. Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»). Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).

40 Продуктивной вам работы

Продуктивной вам работы

!!

«Инновационные методы и средства обучения в школе»
http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/innovatsionnye-metody-i-sredstva-obuchenija-v-shkole-91368.html
cсылка на страницу
Урок

Педагогика

135 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по педагогике > Методы обучения > Инновационные методы и средства обучения в школе