Подросток
<<  Ресурсы повышения эффективности работы с дезадаптивными подростками Влияние музыки на успешность подростка  >>
Лексические средства представления эмоциональной жизни подростка на
Лексические средства представления эмоциональной жизни подростка на
Актуальность темы
Актуальность темы
Задачи исследования: - осуществить выборку лексических единиц,
Задачи исследования: - осуществить выборку лексических единиц,
Основные системы, из которых складывается человек:
Основные системы, из которых складывается человек:
Лексические средства представления эмоций
Лексические средства представления эмоций
Слова-названия эмоций:
Слова-названия эмоций:
Тут я испугалась (с
Тут я испугалась (с
Расположим слова по возрастанию интенсивности действия: - испуг
Расположим слова по возрастанию интенсивности действия: - испуг
Симптоматическая лексика:
Симптоматическая лексика:
«Телесная метафора души»:
«Телесная метафора души»:
Отметим частотность слов выражающие положительные эмоции главной
Отметим частотность слов выражающие положительные эмоции главной
Метафоризация:
Метафоризация:
Функционирование ключевого слова в тексте
Функционирование ключевого слова в тексте
Все молча смотрели на картину
Все молча смотрели на картину
Заключение
Заключение
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация на тему: «Лексические средства представления эмоциональной жизни подростка на примере главного персонажа повести В.К.Железникова «Чучело»». Автор: User. Файл: «Лексические средства представления эмоциональной жизни подростка на примере главного персонажа повести В.К.Железникова «Чучело».ppsx». Размер zip-архива: 91 КБ.

Лексические средства представления эмоциональной жизни подростка на примере главного персонажа повести В.К.Железникова «Чучело»

содержание презентации «Лексические средства представления эмоциональной жизни подростка на примере главного персонажа повести В.К.Железникова «Чучело».ppsx»
СлайдТекст
1 Лексические средства представления эмоциональной жизни подростка на

Лексические средства представления эмоциональной жизни подростка на

примере главного персонажа повести В.К.Железникова «Чучело»

Выполнила: Сухочева Наталия Анатольевна, ученица 8 А класса МБОУ школа №36 Научный руководитель: Долинина Надежда Дмитриевна

2 Актуальность темы

Актуальность темы

Одной из отличительных черт, свойственных современной лингвистике, является АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, приближающий изучение языковых механизмов к человеку, его внутреннему миру. Ученые давно занимались этой проблемой. Ещё в начале XIX в. В. фон Гумбольдт отметил, что язык как деятельность человека пронизан чувствами. В настоящее время лингвистика вновь обратилась к его учению, призывавшему изучать язык в тесной связи с человеком. Включенность проведенного исследования в круг современных проблем лингвистики определяет его актуальность. Интересный материал для наблюдения за эмоциональной жизнью человека представляет художественный текст, в котором человек является не только адресантом, но и предметом изображения.

3 Задачи исследования: - осуществить выборку лексических единиц,

Задачи исследования: - осуществить выборку лексических единиц,

представляющих эмоциональную жизнь главного персонажа повести; - охарактеризовать наиболее функционально значимые единицы; - выявить текстообразующую роль слова – заглавия повести.

Методы исследования: контекстуального анализа лексических единиц; сопоставительный; описательный; отбора; частично статистический.

Цель исследования: - охарактеризовать лексические средства представления эмоциональной жизни подростка и выявить их функциональную значимость в повести В. К. Железникова «Чучело».

4 Основные системы, из которых складывается человек:

Основные системы, из которых складывается человек:

Физическое восприятие; физиологическое состояние; физиологические реакции на разного типа воздействия; физические действия и деятельность; желания; мышление, интеллектуальная деятельность; эмоции; речь.

5 Лексические средства представления эмоций

Лексические средства представления эмоций

Слова – названия эмоций

«Телесная метафора души»

Симптоматическая лексика

6 Слова-названия эмоций:

Слова-названия эмоций:

А у самой от страха язык окостенел (с.281). «Димка»,— в ужасе прошептала я, чтобы подтолкнуть его (с.284). Я не выдержала; мне жалко было Димку (с.291). Мне стало радостно, что он знает, что я его спасла (с.298). — Знаешь, дедушка, как мне было весело! — Ленка рассмеялась…(с.261) Эта простая и ясная мысль совершенно потрясла Ленку. (с.340) Признание, которое она, отчаявшись, сделала дедушке, нисколько не успокоило ее, наоборот, еще больше обострило в ней чувство непрошедшей обиды. Ленке казалось, что эта обида будет жить в ней не месяц, не год, а всю-всю жизнь, такую долгую, нескончаемую жизнь. (с.342) — Музей?! — Ленка была потрясена. (с.360)

7 Тут я испугалась (с

Тут я испугалась (с

259). От страха я закрыла глаза. (с.296) Ленка в отчаянии повернулась к Николаю Николаевичу, ища у него помощи… (с.321)

Отмечено авторских словоупотреблений: испуганно (1), пугливо (1), испуганная (2), а также глагольными словами с аналогичным корнем: испугалась (10), испугаться (12) и входящие в синонимический ряд слова: страх (6), ужас (5), боязнь (1), страшно (1).

Второй по частотности является лексема отчаяние (отмечено 11 словоупотреблений).

В словаре Ожегова С.И. «Словарь русского языка» ЛЗ слов отчаяние, страх и испуг отмечается следующее: Отчаяние. Состояние крайней безнадежности. Страх. 1. Очень сильный испуг, сильная боязнь. 2. События, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса. Испуг. Внезапное чувство страха, состояние испугавшего.

8 Расположим слова по возрастанию интенсивности действия: - испуг

Расположим слова по возрастанию интенсивности действия: - испуг

(«внезапное чувство страха, состояние испугавшегося»); - боязнь («беспокойство, страх перед кем- чем- н.»); - страх («очень сильный испуг, сильная боязнь»); - ужас («чувство сильного страха, доходящее до подавленности, оцепенения»); - отчаяние (состояние крайней безнадежности). В результате четко видно, что страх – сквозная сема эмоций персонажа.

9 Симптоматическая лексика:

Симптоматическая лексика:

Ленка постояла немного в нерешительности, вся сжалась…(с.252) Ленкино лицо вновь приобрело печальное выражение, сжалось, сморщилось, она боролась со слезами. (с.275) Ленка сидела на диване, свернувшись калачиком. Ее колени упирались в бок Николая Николаевича, и тот почувствовал, как Ленку бьет мелкий озноб. (с.293) … ноги у меня не двигались, а я вся съежилась, чтобы стать поменьше. (с.300) — Ты с ними заодно! Ничего не знаешь и уже против меня! — вся сжалась в комочек Ленка.— Не хочу тебя видеть!.. Уеду! Уеду! — И бросилась бежать. (с.302)

10 «Телесная метафора души»:

«Телесная метафора души»:

Ленка резко повернулась к дедушке, и он увидел ее лицо: искаженное, словно ее больно ударили. (с.249) Николай Николаевич и почувствовал, как ее беда больно ударила его в сердце: он всегда тяжело переносил чужие беды. (с.249) Я стояла за дверью, а схватилась за щеку, будто мне отвесили пощечину. (с.273) В горестном и немом удивлении смотрела Ленка на свою руку, и тело ее вздрагивало от каких-то невидимых ударов, причинявших ей глубоко внутри острую, живую боль. (с.333) …почувствовала, что если он до меня дотронется, то это будет так больно, как огнем. (с.336)

11 Отметим частотность слов выражающие положительные эмоции главной

Отметим частотность слов выражающие положительные эмоции главной

героини: радость (1), восторг (7), обрадовалась (4), радостно (1), весело (2),восторженно (2). В словаре Ожегова С.И. «Словарь русского языка» ЛЗ слов радость и восторг отмечается следующее: Радость. 1.Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. 2.То, что (тот, кто) вызывает такое чувство. Восторг. Большой подъем чувств, восхищение.

Ленка показала, как Димка помахал деньгами. Ей не сиделось, она вскочила, каждая жилка на ее лице трепетала от восторга. (263) Я обрадовалась: «Вот, говорю, здорово»…(с.254) От восторга я...— Ленка на мгновение замолчала,— ну, в общем, поцеловала его в щеку. Просто от восторга, что он герой и что он теперь будет моим самым надежным и близким другом. (с.266)

12 Метафоризация:

Метафоризация:

…Шмакова — лиса. Настоящая. А я тогда и не знала, что есть люди — лисы, медведи, волки... (с.264) Волки, волки, а не люди!(с.266) А в это время в классе из-под парты высунулась хитрющая мордочка Шмаковой и совершенно ошеломленная физиономия Попова. (с.273) Шмакова снова улыбнулась и пропела «лисьим» голоском…(с.274) Я же тебе говорила, что она настоящая лиса, поет сладким голосом, будто колыбельную, будто укачивает тебя своей лаской, а сама под дых бьет. (с.279) Один раз они меня нагнали, и Валька схватил меня за руку. Но я вырвалась и вбежала в нашу улицу. А вся эта стая — за мной!(с.316)

13 Функционирование ключевого слова в тексте

Функционирование ключевого слова в тексте

Следует отметить, что слово чучело обладает небольшим с точки зрения узуса семантическим потенциалом в словаре Ожегова С.И.

Зафиксировано 3 значения этой лексемы. Чучело- 1.Фигура животного из набитой чем-нибудь шкуры его. (Чучело медведя). 2.Пугало для птиц в виде куклы, наподобие человека. (Огородное чучело). 3.перен. О грязном, небрежно одетом и т.п. человеке. (прост. презр.). Слово изначально предполагает передачу негативного отношения субъекта к оцениваемому.

А на прощание, наконец, посмотрела на меня, как будто только что заметила, презрительно фыркнула и тихо сказала: — Ну и чучело!»(с.259) «Как же тебя угораздило, несчастное ты чучело?» — спросила она (Железная Кнопка).(с.288)

14 Все молча смотрели на картину

Все молча смотрели на картину

И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил. Рыжий вдруг встал, подошел к доске и крупными печатными неровными буквами, спешащими в разные стороны, написал: «Чучело, прости нас!»

15 Заключение

Заключение

Лексическое представление эмоциональной жизни главной героини повести «Чучело» отличается разнообразием способов. Отражая особенности концептуализации эмоции в языке, текст показывает их, используя лексику эмоций, симптоматическую лексику, коннотации, метафоры.

В повести большинство слов-названий эмоций, которые являются носителями отрицательных чувств. Однако важным средством характеризации персонажа являются слова, называющие положительные эмоции. Их появление становится показателем непосредственности, открытости героини. Анализ лексической структуры анализируемого текста позволил сделать вывод о структурообразующей роли слова-заглавия в лексическом представлении персонажа. Текстовая лексема чучело не показывает главное качество персонажа, а непосредственно выражает взгляды на него других героев повести (она не такая, как все).

16 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

«Лексические средства представления эмоциональной жизни подростка на примере главного персонажа повести В.К.Железникова «Чучело»»
http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/leksicheskie-sredstva-predstavlenija-emotsionalnoj-zhizni-podrostka-na-primere-glavnogo-personazha-povesti-v.k.zheleznikova-chuchelo-228019.html
cсылка на страницу
Урок

Педагогика

135 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по педагогике > Подросток > Лексические средства представления эмоциональной жизни подростка на примере главного персонажа повести В.К.Железникова «Чучело»