Школьник
<<  Развитие аналитических способностей учащихся при работе над формой музыкальных произведений Содействие занятости студентов и выпускников ПетрГУ  >>
«Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой
«Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой
Содержание Значение творческой личности в современном обществе
Содержание Значение творческой личности в современном обществе
«Нужно любить то, что делаешь, И тогда труд – даже самый грубый – -
«Нужно любить то, что делаешь, И тогда труд – даже самый грубый – -
На основании социального заказа общества и недостатков традиционной
На основании социального заказа общества и недостатков традиционной
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые
Разделяют четыре стадии творческого мышления: Подготовка —
Разделяют четыре стадии творческого мышления: Подготовка —
Именно кружковая работа, а точнее всего, система кружковой работы в
Именно кружковая работа, а точнее всего, система кружковой работы в
помогут ученику в дальнейшей жизни
помогут ученику в дальнейшей жизни
Процесс работы: Занятия призваны способствовать развитию у ребят
Процесс работы: Занятия призваны способствовать развитию у ребят
Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже
Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже
Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы
Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы
технологической разработки и изготовления данного объекта
технологической разработки и изготовления данного объекта
4-й уровень
4-й уровень
активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения,
активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения,
Организация кружковой работы С чего начинать организацию кружка
Организация кружковой работы С чего начинать организацию кружка
Конечно, при выборе профиля кружка учителю следует считаться не только
Конечно, при выборе профиля кружка учителю следует считаться не только
Постоянно развивая интерес учащихся к занятия, педагог стремится
Постоянно развивая интерес учащихся к занятия, педагог стремится
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю
Авторская программа воспитательной работы; Пакет дидактических
Авторская программа воспитательной работы; Пакет дидактических
Цели и задачи педагога заключаются не в том, чтобы совместно с
Цели и задачи педагога заключаются не в том, чтобы совместно с
В нашей школе работали такие кружки как «Мягкая игрушка», «Я шью сама»
В нашей школе работали такие кружки как «Мягкая игрушка», «Я шью сама»
Властелин вкуса
Властелин вкуса
Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой
Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой
Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой
Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой
Список литературы Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого
Список литературы Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого

Презентация на тему: «Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой работы». Автор: Абрамова. Файл: «Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой работы.pptx». Размер zip-архива: 4068 КБ.

Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой работы

содержание презентации «Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой работы.pptx»
СлайдТекст
1 «Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой

«Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой

работы»

Выполнила: учитель технологии ГБОУ лицей г.Сызрани Денисова Тамара Ивановна

2 Содержание Значение творческой личности в современном обществе

Содержание Значение творческой личности в современном обществе

Проблема, цели и задачи работы Понятие «Творчество», «Творческие способности» Стадии творческого мышления Виды творческой деятельности Роль кружковой работы в развитии творческих способностей Организация кружковой работы

3 «Нужно любить то, что делаешь, И тогда труд – даже самый грубый – -

«Нужно любить то, что делаешь, И тогда труд – даже самый грубый – -

Возвышается до творчества» М.Горький

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом у выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Уроки технологии и кружковая работа по технологии способствуют развитию творческих способностей учащихся, однако существуют некоторые недостатки, заключающиеся в особенностях традиционной системы обучения.Среди них можно назвать и оснащение школ новым современным оборудованием именно для уроков технологии, и значимости отводимого места данного предмета в учебном плане школы, и, вследствие этого, слабой заинтересованности учащихся в данном предмете.

4 На основании социального заказа общества и недостатков традиционной

На основании социального заказа общества и недостатков традиционной

системы обучения можно сформулировать следующее противоречие: между запросом общества на творчески развитую личность и слабой мотивацией к урокам. Исходя из данного противоречия, можно сформулировать проблему: как в современных образовательных условиях развивать творческие способности учащихся. Отсюда вытекает тема моей работы «Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой работы». Цель моей работы: определение значения кружковой работы в развитии творческих способностей учащихся. Реализовывать данную цель я буду через решение следующих задач: Знакомство с понятием «творчество» и «творческие способности» Знакомство с видами творческой деятельности Знакомство со стадиями творческого мышления Определение роли кружковой работы в развитии творческих способностей учащихся Организация кружковой работы в школе определение методики проверки эффективности своей работы

5 Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые

материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Творчество — это: деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других; процесс создания субъективных ценностей. Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения. Безусловно, способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно развивать.

6 Разделяют четыре стадии творческого мышления: Подготовка —

Разделяют четыре стадии творческого мышления: Подготовка —

формулирование задачи; попытки её решения. Инкубация — временное отвлечение от задачи. Озарение — появление интуитивного решения. Проверка — испытание и/или реализация решения Существуют разные виды творчества: Виды творчества, его функции и результат: - художественное творчество - создание новых эмоций - произведения искусства; - научное творчество - создание новых знаний - открытия, теории, публикации; - техническое творчество - создание новых средств и предметов труда - техническое усовершенствование, изобретения

7 Именно кружковая работа, а точнее всего, система кружковой работы в

Именно кружковая работа, а точнее всего, система кружковой работы в

школе, способна разрешить поставленную проблему. И этому есть определённые причины. Во-первых, дети выбирают сами кружок по интересам, что способствует заинтересованности учащихся к данному виду деятельности, во-вторых, формы проведений занятий в кружке построены таким образом, что позволяют в полной мере раскрыть способности учащихся. Кружковая работа является одним из видов внеклассной работы, которая формирует развитие творческих способностей. РОЛЬ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся. Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам. В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что

8 помогут ученику в дальнейшей жизни

помогут ученику в дальнейшей жизни

Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания. Цель кружковой работы: Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся. Задачи: 1. Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства. 2. Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по заготовке и работе с различными материалами. 3. Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий. 4. Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа. 5. Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. 6. Создание условий для формирования и развития у детей интереса и любви к народному творчеству. 7. Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда. 8. Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.

9 Процесс работы: Занятия призваны способствовать развитию у ребят

Процесс работы: Занятия призваны способствовать развитию у ребят

художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления. Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи. Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной. Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

10 Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже

Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже

если оно иногда граничит с выдачей выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов. Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником. Для формирования творческого потенциала учащихся на кружковых занятиях, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности: - репродуктивный (объяснительно иллюстративный); - воспроизводящий; - проблемное изложение; - частично поисковый (эвристический); - исследовательский.

11 Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы

Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы

Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности. Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях: 1. Объяснение педагога. Этап теоретического осмысления работы. 2. Показ. Этап инструктажа. 3. Попытка выполнения. 4. Выполнение работы – это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием. 5. Контроль. На этом этапе работы учащихся проверяются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления (Е.Я.Гальперин). Практические методы лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Рассмотрим подробнее содержание некоторых практических методов: Конструирование – основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью

12 технологической разработки и изготовления данного объекта

технологической разработки и изготовления данного объекта

На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике. Решение творческих задач – самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, - побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал. Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия. Существует пять уровней творческой подготовленности учащихся: 1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д. 2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему. 3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

13 4-й уровень

4-й уровень

Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление. 5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие. К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость. Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека. Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе,

14 активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения,

активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения,

может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала. В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности При организации трудового процесса на занятиях, необходимо также учитывать следующие условия: – учебный творческий цикл должен укладываться в определенное время; – содержание творческой деятельности должно соответствовать уровню знаний, трудовых умений и навыков учащихся для определенного возраста; – для поддержания нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровню производства материально - техническая база и подобраны нужные кадры, владеющие методикой творческой работы с учащимися. Данные условия требуются для того, чтобы создать для учащихся тот микроклимат, который позволит успешно выполнить поставленную перед ними задачу.

15 Организация кружковой работы С чего начинать организацию кружка

Организация кружковой работы С чего начинать организацию кружка

Дело это совсем не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база школьных мастерских и интересы учащихся.

У учителя обслуживающего труда есть большое преимущество по сравнению с другими предметниками, поскольку выбор у него очень широкий. Профилей великое множество. Например, «Юная хозяюшка», «Кружок вязания крючком», «Кружок лоскутная мозаика», «Кружок изготовления мягкой игрушки», «Кружок вязания спицами», и так далее.

Итак, профилей десятки, а выбрать следует какой-то один. При этом нужно учесть, что во время работы у детей могут возникнуть различные вопросы, иногда совершенно, неординарные, непредвиденные и абсолютно непредсказуемые. А руководитель кружка ни одного такого вопроса не имеет права оставить без квалифицированного ответа.

16 Конечно, при выборе профиля кружка учителю следует считаться не только

Конечно, при выборе профиля кружка учителю следует считаться не только

с субъективными, но и с объективными факторами, одним из которых является материальная база мастерских. Организуя кружок, следует убедиться в наличии необходимого оборудования или возможности его достать. Учёт интересов учащихся – это бесспорно, очень сложный, ответственный момент в организации кружка. Интересы у ребят могут быть самые разнообразные даже в рамках одного какого-нибудь направления. Перед учителем стоит труднейшая задача – так поставить дело, чтобы все кружковцы были удовлетворены. Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течение всего занятия. Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен заранее продумать, как построить занятия, разнообразить его. Теоретический материал обычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала. Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года.

17 Постоянно развивая интерес учащихся к занятия, педагог стремится

Постоянно развивая интерес учащихся к занятия, педагог стремится

выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или в создании новых образцов. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи. Организация кружковых занятий проходит следующие этапы: Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создаёт в своём воображении образ определённой формы. Анализ проведённой работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Основное место на занятиях отводится практическим работам. Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

18 Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю

рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности имеющиеся знания и навыки. Международная программа «Astor» отмечает следующие качества, необходимые для работы с одарёнными детьми и для развития творчества учащихся: Нужно быть доброжелательным и чутким; Разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы; Иметь высокий уровень интеллектуального развития; Иметь широкий круг интересов и умений; Иметь живой и активный характер; Обладать чувством юмора (но без сарказма); Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; Расположенность к детям, теплота общения с ними. Общепризнанны следующие творческие методы в преподавании: Уважение желания ребёнка работать самостоятельно; Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности; Создание условий для конкретного воплощения творческих идей; Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками; демонстрация энтузиазма; Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником. Творческая работа учителя может быть любого плана. Наиболее характерные варианты: Авторская программа регионального, факультативного или основного курса;

19 Авторская программа воспитательной работы; Пакет дидактических

Авторская программа воспитательной работы; Пакет дидактических

материалов; Пакет методических материалов; Исследовательская работа. Любая целенаправленная деятельность предусматривает определённую последовательность действий в целях достижения конкретного результата, а поэтому нуждается в прогнозировании и планировании. Однако в данной ситуации планирование носит весьма специфический характер.

Во-первых, до собеседования со своими подопечными педагог не знает, по какой теме и какому направлению они желают работать. Во-вторых, насколько реален замысел ребёнка и насколько велика его заинтересованность довести этот замысел до конца. Поэтому типичное планирование работы заранее педагогом невозможно. Оно может осуществляться совместно с кружковцем только после выяснения его замысла в ходе собеседования. Причём основную роль на первоначальном этапе должен играть сам ребёнок.

20 Цели и задачи педагога заключаются не в том, чтобы совместно с

Цели и задачи педагога заключаются не в том, чтобы совместно с

ребёнком довести его несовершенный замысел до конца, а опираясь на его внутреннюю мотивацию к действиям, стимулировать его самостоятельную деятельность. Творческая деятельность ребёнка должна основываться, прежде всего, на его личных замыслах, обусловленных мотивацией, порождённой детской фантазией и воображением. В этом направлении должны работать педагоги кружковцы творческой направленности.

К сожалению, в настоящий момент сложилась ситуация, когда школьная форма обучения слепо переносится на работу кружков творческой направленности. Касается это и планирования работы. Если в школах на основе программы, составленной независимо от желания учащихся, в начале года (согласно этой программе) составляем план работы на весь учебный год и неуклонно выполняется, то применение такой методики к деятельности кружков творческой направленности неприемлемо. Во-первых, при данной форме работы её содержание определяется не заранее составленной программой, а замыслом самого ребёнка, что наиболее соответствует личностно-ориентированному подходу к нему. Во-вторых, содержание самого замысла может корректироваться по ходу работы или даже полностью меняться. Ведь детский замысел основан, прежде всего, на фантазии, воображении и желании ребёнка, а в подростковом возрасте они динамичны.

21 В нашей школе работали такие кружки как «Мягкая игрушка», «Я шью сама»

В нашей школе работали такие кружки как «Мягкая игрушка», «Я шью сама»

«Лоскутное шитьё», «Вышивка лентами», «Батик», «Кулинария», «Властелин вкуса» и другие.

Поэтому планирование работы осуществляется строго индивидуально, совместно с подростком. Сам план динамический, то есть не исключает корректировки.

Это, прежде всего выставки работ учащихся, выполненных на занятиях кружка, защита проектов на различные темы, участие в конкурсах, конференциях. И, конечно, более поздние результаты, - это успешная деятельность выпускников в будущей профессиональной жизни.

Сущность методики проверки эффективности своей работы по развитию творческих способностей учащихся заключается в результатах работы кружка.

22 Властелин вкуса

Властелин вкуса

23 Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой
24 Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой
25 Список литературы Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого

Список литературы Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого

мышления школьников. Л., 1967 Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997 . Вергелес Г. И., Раев А. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002 Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.- М.: Большая российская энциклопедия, 2002. Литова З.А. Внеклассная работа по технологии // Школа и производство, №6, 2000

«Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой работы»
http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-uchaschikhsja-cherez-sistemu-kruzhkovoj-raboty-126669.html
cсылка на страницу
Урок

Педагогика

135 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по педагогике > Школьник > Развитие творческих способностей учащихся через систему кружковой работы