Ответственность
<<  Тест по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Петербург в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"  >>
Презентация к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и
Презентация к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Создание Замысел романа
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Создание Замысел романа
Композиция и жанр Роман состоит из шести частей и эпилога
Композиция и жанр Роман состоит из шести частей и эпилога
Главные идеи
Главные идеи
Родион Раскольников
Родион Раскольников
Родион Раскольников
Родион Раскольников
Теория о «делении людей на два разряда»
Теория о «делении людей на два разряда»
Обыкновенные люди
Обыкновенные люди
Необыкновенные люди
Необыкновенные люди
Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей»
Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей»
Созданная теория оказалась безнравственной
Созданная теория оказалась безнравственной
Любая теория абсурдна
Любая теория абсурдна
Использование различных художественных приёмов в романе
Использование различных художественных приёмов в романе
Символика
Символика
Значение некоторых имён и фамилий
Значение некоторых имён и фамилий
Символика цвета в романе
Символика цвета в романе
Зелёный цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его как крест
Зелёный цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его как крест

Презентация на тему: «Презентация к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»». Автор: ТАНЯ. Файл: «Презентация к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».ppt». Размер zip-архива: 81 КБ.

Презентация к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

содержание презентации «Презентация к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».ppt»
СлайдТекст
1 Презентация к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и

Презентация к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и

наказание»

Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 14 ст. Ярославской Гончарова Т. Б.

2 Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Создание Замысел романа

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Создание Замысел романа

вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года. Содержание Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это – психологический отчёт одного преступления… Молодой человек, исключённый из студентов университета и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым, «недоконченным» идеям, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты». «Психологический отчёт» об одном преступлении постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.

3 Композиция и жанр Роман состоит из шести частей и эпилога

Композиция и жанр Роман состоит из шести частей и эпилога

Часть первая – совершение преступления; последующие пять частей – наказание («психологический отчёт» преступника); эпилог – раскаяние. Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: детектива (совершено преступление, которое раскрывается), социального жанра (даны картины униженных и оскорблённых), наличие любовной интриги, серьёзных философских и религиозных размышлений и психологических исследований, роман признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе.

4 Главные идеи

Главные идеи

Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору». Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.

5 Родион Раскольников

Родион Раскольников

Портрет Разночинец, бедный студент. Наделен привлекательной внешностью: « замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами… ростом выше среднего, тонок и строен». Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, даёт деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова.

6 Родион Раскольников

Родион Раскольников

Причины преступления Социальные :крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, их детям, Соне, пьяной девушке на бульваре). Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей. Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

7 Теория о «делении людей на два разряда»

Теория о «делении людей на два разряда»

Находясь во власти этой теории, Раскольников убеждён, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития. «Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

8 Обыкновенные люди

Обыкновенные люди

Люди консервативные, чинные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными. Это материал, служащий единственно для зарождения себе подобных. Они слабы, бессильны и не способны изменить своей участи. Такие люди не могут заслуживать сожаления. Их жизнь ничего не стоит – она может служить лишь жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для немногочисленных наполеонов.

9 Необыкновенные люди

Необыкновенные люди

Эти люди устанавливают новые законы жизни, изменяют жизнь, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своём пути для достижения своих целей. Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего. Это избранные люди. Такими личностями были, например, Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон.

10 Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей»

Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей»

Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничтожении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона противится нечеловеческой, безнравственной теории.

11 Созданная теория оказалась безнравственной

Созданная теория оказалась безнравственной

На каторге Раскольников всё ещё уверен, что теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнёс. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека». В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.

12 Любая теория абсурдна

Любая теория абсурдна

Делать жизнь по теории нельзя.

Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию – и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

13 Использование различных художественных приёмов в романе

Использование различных художественных приёмов в романе

Приём антитезы У Достоевского человек противоречив. Его герой сочетает в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма. Даны два портрета Раскольникова: до совершения преступления автор говорит о красоте, о прекрасных глазах Родиона, но преступление оставляет трагический отпечаток не только в душе героя, но и на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы

14 Символика

Символика

В романе широко использована символика имён и цвета, чисел и снов, евангельских имён и сюжетов.

15 Значение некоторых имён и фамилий

Значение некоторых имён и фамилий

Раскольников. Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой. Софья. Софья означает «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и не перестаёт верить в добро и справедливость. Лебезятников. Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Авдотья Романовна. Прототипом сестры Раскольникова является Авдотья Яковлевна Панаева – первая любовь Ф.М.Достоевского. Лизавета Ивановна. Елизавета – «почитающая Бога»

16 Символика цвета в романе

Символика цвета в романе

Жёлтый цвет – основой цвет романа. Использование и значение Родион Раскольников живёт в жёлтой каморке, похожей на шкаф, с жёлтыми обоями. Соня Мармеладова живёт по жёлтому билету, в её комнате тоже жёлтые обои. Старуха-процентщица одета в пожелтевшую кацавейку, её комната обставлена мебелью из жёлтого дерева. От постоянного пьянства лицо Мармеладова стало жёлтым. Дома Петербурга окрашены в жёлто-серый цвет. У Порфирия Петровича в доме мебель из «жёлтого отполированного дерева». Свидригайлов остановился в гостинице в комнате с жёлтым цветом обоев. Перстень с жёлтым камнем у Лужина. Женщина-самоубийца с жёлтым постным лицом встречается Раскольникову на улице. Жёлтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни, он усиливает атмосферу безысходности, надрыва, истеричности. Все «жёлтые» детали в романе являются предвестниками недобрых событий.

17 Зелёный цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его как крест

Зелёный цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его как крест

сначала носила Катерина Ивановна, потом Соня). Но этот платок – не только олицетворение страданий, которые выпадали на долю его обладательниц. Он же является искупительной силой этих страданий (Соня надевает зелёный платок, отправляясь за Раскольниковым, который едет сознаваться в своём преступлении. Она готова на себя принять его страдания и искупить вину Родиона). В эпилоге (сцена возрождения) Соня появляется в этом же платке. В этот момент зелёный цвет страданий и надежды «превозмогает», пересиливает жёлтый цвет болезненных заблуждений Родиона Раскольникова и «больного» Петербурга.

Зелёный цвет в романе. Использование и значение.

«Презентация к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»
http://900igr.net/prezentacija/pravo/prezentatsija-k-urokam-po-romanu-f.-m.-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-184711.html
cсылка на страницу
Урок

Право

29 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по праву > Ответственность > Презентация к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»