Право
<<  Права женщины – Миф или Реальность Дискуссия об обычае как источнике права  >>
«Тварь ли я дрожащая или право имею
«Тварь ли я дрожащая или право имею
Развитие философской мысли в конце XIX в
Развитие философской мысли в конце XIX в
А. Шопенгауэр Большинство бедствий человека коренятся в нем и им
А. Шопенгауэр Большинство бедствий человека коренятся в нем и им
И. Кант Человек “по природе зол”
И. Кант Человек “по природе зол”
Вместе с тем человек обладает задатками добра
Вместе с тем человек обладает задатками добра
Развитие философской мысли в конце XIX в
Развитие философской мысли в конце XIX в
Развитие философской мысли в конце XIX в
Развитие философской мысли в конце XIX в
Развитие философской мысли в конце XIX в
Развитие философской мысли в конце XIX в
Зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты,
Зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты,
Никакие условия жизни не могут оправдать совершенное человеком тяжкое
Никакие условия жизни не могут оправдать совершенное человеком тяжкое
Родион Раскольников
Родион Раскольников
Теория Раскольникова:
Теория Раскольникова:
Пролитая чужая кровь никогда не приводит к добру, а ведет только к
Пролитая чужая кровь никогда не приводит к добру, а ведет только к
Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на
Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на
Все его тщеславные помыслы устремляются к Наполеону, в котором он
Все его тщеславные помыслы устремляются к Наполеону, в котором он
Часть молодых людей начала Х1Х века находила в Наполеоне пример яркой
Часть молодых людей начала Х1Х века находила в Наполеоне пример яркой
Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают
Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают
Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда её больше не будет: я не хочу
Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда её больше не будет: я не хочу
Теория, которая привела Раскольникова к преступлению,возникает не как
Теория, которая привела Раскольникова к преступлению,возникает не как
„Разве я старушонку убил
„Разве я старушонку убил
Выводы
Выводы
«Желтый» Петербург Достоевского:
«Желтый» Петербург Достоевского:
Петербургская беднота…
Петербургская беднота…
Соня Мармеладова
Соня Мармеладова
Мать и сестра…
Мать и сестра…
«Тварь ли я дрожащая или право имею
«Тварь ли я дрожащая или право имею
Внутренние метания героя Борьба совести и разума
Внутренние метания героя Борьба совести и разума
Раскольников – «идейный» убийца, и идея эта «носится в воздухе»
Раскольников – «идейный» убийца, и идея эта «носится в воздухе»
Статья Раскольникова в «Периодической печати» (Достоевский даже не
Статья Раскольникова в «Периодической печати» (Достоевский даже не
Поэтому Раскольников был уверен, «что рассудок и воля останутся при
Поэтому Раскольников был уверен, «что рассудок и воля останутся при
После преступления
После преступления
Авторская ремарка
Авторская ремарка
Это двойники Раскольникова
Это двойники Раскольникова
Двойники Раскольникова
Двойники Раскольникова
Окончательно опровергает теорию Раскольникова Соня
Окончательно опровергает теорию Раскольникова Соня
Домашнее задание: «Плуты и подлецы они»
Домашнее задание: «Плуты и подлецы они»

Презентация: «Урок теория раскольникова». Автор: User. Файл: «Урок теория раскольникова.pptx». Размер zip-архива: 3835 КБ.

Урок теория раскольникова

содержание презентации «Урок теория раскольникова.pptx»
СлайдТекст
1 «Тварь ли я дрожащая или право имею

«Тварь ли я дрожащая или право имею

Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Теория Раскольникова и истоки его бунта.

2 Развитие философской мысли в конце XIX в

Развитие философской мысли в конце XIX в

А. Шопенгауэр Смысл жизни человека сводит к его страданию. “Главный источник” самых серьезных зол, постигающих человека, - “это сам человек: человек человеку волк”. По мнению Шопенгауэра, человеку присуще множество отрицательных черт: злоба, злорадство, жестокость, эгоизм.

3 А. Шопенгауэр Большинство бедствий человека коренятся в нем и им

А. Шопенгауэр Большинство бедствий человека коренятся в нем и им

объясняются. Его лозунг – “все для меня и ничего для людей”. Он разделяет людей, обособляет их и делает враждебными друг другу.

Развитие философской мысли в конце XIX в.

4 И. Кант Человек “по природе зол”

И. Кант Человек “по природе зол”

В нём заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретённая, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем человек обладает задатками добра.

Развитие философской мысли в конце XIX в.

5 Вместе с тем человек обладает задатками добра

Вместе с тем человек обладает задатками добра

Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому.

Развитие философской мысли в конце XIX в.

6 Развитие философской мысли в конце XIX в

Развитие философской мысли в конце XIX в

Ф. Ницше Идея сверхчеловека. Три стадии человеческого духа, соответствующие трем этапам восходящего формирования человека в идеальный тип сверхчеловека. Начальная стадия – верблюд, навьюченный грузом; вторая - превращение верблюда во льва.

7 Развитие философской мысли в конце XIX в

Развитие философской мысли в конце XIX в

В человеке пробуждается недовольство собой, стремление стать господином своих добродетелей. Заключительная - превращение льва в ребенка. Позиция Ницше здесь на стороне человека, способного к подвигу, к преодолению себя.

8 Развитие философской мысли в конце XIX в

Развитие философской мысли в конце XIX в

Сверхчеловек – высшее существо, более сильная личность. Он абсолютно чужд религиозным обязательствам и социальным перед людьми.

9 Зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты,

Зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты,

и никакое устройство общества само по себе не исправит этого зла.

Основные аспекты философии Ф. М. Достоевского

10 Никакие условия жизни не могут оправдать совершенное человеком тяжкое

Никакие условия жизни не могут оправдать совершенное человеком тяжкое

преступление, избавить от ответственности за грех. Иначе придется признать, что люди – покорные рабы обстоятельств. А это значит отказаться от внутренней свободы, которая и делает человека личностью.

11 Родион Раскольников

Родион Раскольников

Раскольников Родион Романович – главный герой романа. Романтик, гордая и сильная личность. Живет в Петербурге на съемной квартире. Крайне беден. Бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и своей теории.

12 Теория Раскольникова:

Теория Раскольникова:

«Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...»

13 Пролитая чужая кровь никогда не приводит к добру, а ведет только к

Пролитая чужая кровь никогда не приводит к добру, а ведет только к

новой, еще большей крови.

14 Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на

Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на

особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

15 Все его тщеславные помыслы устремляются к Наполеону, в котором он

Все его тщеславные помыслы устремляются к Наполеону, в котором он

видит сильную личность, правящую толпой…

16 Часть молодых людей начала Х1Х века находила в Наполеоне пример яркой

Часть молодых людей начала Х1Х века находила в Наполеоне пример яркой

личности , поднявшийся в борьбе с деспотизмом из низов

«Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно…» А.С.Пушкин

17 Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают

Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают

абсурдную теорию о “высших” и “низших” представителях общества. Раскольников хотел быть одним из тех, кому “все дозволено”. В конце концов, он хотел власти “над всей дрожащей тварью, над всем муравейником”. …

18 Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда её больше не будет: я не хочу

Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда её больше не будет: я не хочу

дожидаться „всеобщего счастья”. Я сам хочу жить, а то лучше уж не жить.”

19 Теория, которая привела Раскольникова к преступлению,возникает не как

Теория, которая привела Раскольникова к преступлению,возникает не как

логика философствующего ума, а как единство сердечной муки и ищущей мысли.

„Если не решиться на преступление сейчас,значит не решиться никогда...” „Неужели, я в самом деле возьму топор?” „Ведь я же знал, что я не вынесу...”

20 „Разве я старушонку убил

„Разве я старушонку убил

Я себя убил?”

«Преступление и наказание” или преступление – наказание”?

Осмысление того, что произошло, открывает Раскольникову путь к совести. По мнению Ф.М.Достоевского, преступление – это гибель души, полное её одиночество, вернуться в живой мир можно лишь силой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.

21 Выводы

Выводы

Два побудительных мотива возникают у героя: один – к мучителям; другой – подняться до положения судьи, иметь право покарать „хозяев жизни”. Третьего Раскольников не учёл – неспособности доброго человека пролить кровь.

22 «Желтый» Петербург Достоевского:

«Желтый» Петербург Достоевского:

23 Петербургская беднота…

Петербургская беднота…

24 Соня Мармеладова

Соня Мармеладова

«Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

25 Мать и сестра…

Мать и сестра…

26 «Тварь ли я дрожащая или право имею
27 Внутренние метания героя Борьба совести и разума

Внутренние метания героя Борьба совести и разума

Подтверждение в конфликтах действительности

Порождаются действительностью

Подлинные причины преступления складывались в том «месяце сосредоточенной тоски и мрачного возбуждения», что предшествовал началу действия романа. Мы видим лишь события, которые произошли непосредственно перед преступлением и подвели героя к роковой черте: письмо матери история Сони Мармеладовой встреча с обманутой девочкой

28 Раскольников – «идейный» убийца, и идея эта «носится в воздухе»

Раскольников – «идейный» убийца, и идея эта «носится в воздухе»

В сфере отвлечённой морали всё решилось для Раскольникова задолго до рокового шага: задуманное им – «не преступление», а восстановление справедливости в несправедливом и бесчеловечном мире. Но потребовалось полтора месяца, чтобы перевести эту идею в сферу практической жизни: убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную старушонку… всем вредную, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт»… …и Лизавету…

За полтора месяца до совершения преступления (после первого визита к Алёне Ивановне) Раскольников заходит в «один плохонький трактиришко» и слышит разговор студента и офицера (позднее оценит его как некое «предопределение, указание») Речь шла об Алёне Ивановне. Студент утверждал, что он бы «эту проклятую старуху убил и ограбил… без всякого зазору совести», объясняя это тем, что «сто, тысячу добрых дел и начинаний… можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь!» Логика его казалась безупречной и поразила Раскольникова созвучностью его собственным мыслям: «Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служению всему человечеству и общему делу… За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!»

29 Статья Раскольникова в «Периодической печати» (Достоевский даже не

Статья Раскольникова в «Периодической печати» (Достоевский даже не

упоминает о ней в I части романа) объясняет причины совершённого им преступления.

Все люди, по мысли Раскольникова, делятся на два разряда

«Необыкновенные», способные «сказать новое слово», дать «новый закон» и тем самым имеющие право нарушить закон, «свято чтимый обществом»

«Обыкновенные», «по натуре своей консервативные, чинные», «живут в послушании и любят быть послушными»

«…Необыкновенный человек имеет право… то есть неофициальное право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, в том случае, если исполнение его идеи… того потребует».

30 Поэтому Раскольников был уверен, «что рассудок и воля останутся при

Поэтому Раскольников был уверен, «что рассудок и воля останутся при

нём неотъемлемо, во всё время исполнения задуманного, единственно по той причине, что задуманное им – «не преступление».

Раскольников совершает преступление, согласуясь с непогрешимой арифметической логикой, и логика эта воспринимается им как логика самой жизни, недаром она кажется совершенно естественной и студенту в разговоре с офицером. Это логика бунта против несправедливости

В.Г.Белинский в письме к В.П.Боткину: «Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастию. Да и что кровь тысяч в сравнении с унижением и страданием миллионов». (1847 год)

31 После преступления

После преступления

«Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его».

«Убивцом» назовёт Раскольникова мещанин, встретивший его у дома Алёны Ивановны, когда он зайдёт туда якобы с целью снять квартиру.

Дуня заставит побелеть брата, вскрикнув в порыве возмущения от его «деспотизма»: «…Я ещё никого не зарезала…»

«Кровь в тебе кричит,» – объясняет наивная Настасья

«Выжига»,– то есть мошенник, пройдоха – услышит в свой адрес Раскольников оскорбление прохожих.

Раскольников начинает испытывать муки совести. Не случайно несколько раз появляются слова: «здесь воздуху нет»(Раскольников), «…всем человекам надобно воздуху» (Свидригайлов), «Вам теперь только воздуху надо, воздуху!» (Порфирий Петрович).

Но Раскольников не раскаялся. Он начал тяжбу с собственной совестью.

32 Авторская ремарка

Авторская ремарка

Какой мотив убийства является ведущим?

Герой о причине убийства

Наблюдения Сони за поведением героя

1…я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… 2….я и решил, завладев старухиными деньгами, употре- бить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете… 3. Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут ум- ными, то уж слишком долго будет…Не для того, чтобы матери помочь…я убил! Мне надо было узнать, вошь ли я, как все, или человек?

сказал он, как бы надумавшись. В каком-то бесси- лии он дотащился до конца рассказа и поник головой. Он не заботился более: поймёт она его или нет. Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге.

Глаза его горели лихорадочным огнём. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка бродила на его губах. Сквозь возбуждённое состояние духа проглядывало страшное бессилие. Соня поняла, как он мучается. Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом

33 Это двойники Раскольникова

Это двойники Раскольникова

Теория Раскольникова, выношенная в мрачном «подполье» каморки, похожей «на гроб», не выдержала «испытания на прочность» под напором самой действительности. Всем ходом романа Достоевский обнаруживает её несостоятельность.

Герой смог сделать только первый шаг. Но в романе есть другие герои, которые смогли пойти дальше, воспользоваться деньгами, добытыми нечестным или преступным образом.

Теория Раскольникова предполагала реальное воплощение: убить старуху-процентщицу, жизнь которой ничего не стоит взять её деньги, которые иначе пойдут в монастырь на эти деньги совершить много хороших дел

34 Двойники Раскольникова

Двойники Раскольникова

Лужин

Свидригайлов

Раскольникову ненавистна мысль о сходстве теорий

«Возлюби прежде всех, самого себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» В основе теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.

Оправдывает себя: «Что ж тут, во всём этом, в самом деле, такого особо преступного с моей стороны, то есть без предрассудков-то, а здраво судя?» Лукавит: «Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва?» (по форме напоминает вопрос Раскольникова, но наоборот: «тварь я дрожащая или право имею?» Жертва – имею право на сочувствие, изверг – не имею). Аргументы, напоминающие собственные, вызывают отвращение у Раскольникова.

35 Окончательно опровергает теорию Раскольникова Соня

Окончательно опровергает теорию Раскольникова Соня

Сила её таится в безмерности любви к близким. Сначала Раскольников на каторге не может понять, почему окружающие его воры, убийцы «так полюбили Соню», ему странным казалось их подчёркнуто уважительное отношение к «матушке Софье Семёновне». По мысли Достоевского, христианская религия, вера в бога – основа народной жизни. Соня не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает. Раскольников в эпилоге принимает путь Сони. «Заря обновлённого будущего» для него связана с этим принятием: «…он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь».

36 Домашнее задание: «Плуты и подлецы они»

Домашнее задание: «Плуты и подлецы они»

омашнее задание: «Плуты и подлецы они». «Двойники» Раскольникова

«Урок теория раскольникова»
http://900igr.net/prezentacija/pravo/urok-teorija-raskolnikova-172047.html
cсылка на страницу
Урок

Право

29 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по праву > Право > Урок теория раскольникова