Православная культура
<<  Предмет ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Дорога к храму  >>
Дорога к Храму
Дорога к Храму
Почему во все времена отражение в искусстве библейских образов и
Почему во все времена отражение в искусстве библейских образов и
Цель проекта:
Цель проекта:
Задачи проекта:
Задачи проекта:
Почему люди так часто воюют, совершают террористические акты,
Почему люди так часто воюют, совершают террористические акты,
Проект начат
Проект начат
Опрос учащихся
Опрос учащихся
Опрос жителей посёлка
Опрос жителей посёлка
3.Подведение итогов опроса:
3.Подведение итогов опроса:
Итоги опроса жителей посёлка
Итоги опроса жителей посёлка
Куда идёт человек, когда у него горе, радость, когда он хочет обрести
Куда идёт человек, когда у него горе, радость, когда он хочет обрести
Самое примечательное место в соборе, в церкви- иконостас с иконами
Самое примечательное место в соборе, в церкви- иконостас с иконами
Со времен петровской реформы и вплоть до начала 20 века иконами почти
Со времен петровской реформы и вплоть до начала 20 века иконами почти
Русские люди издревле считали свою землю "уделом Богоматери" С первых
Русские люди издревле считали свою землю "уделом Богоматери" С первых
Библия, библейские образы и сюжеты в русской литературе
Библия, библейские образы и сюжеты в русской литературе
«Все чрез Него начало быть
«Все чрез Него начало быть
Библия стала первой и главной книгой русской культуры
Библия стала первой и главной книгой русской культуры
Русская литература связана с Библией
Русская литература связана с Библией
Число литературных произведений на русском языке, содержащих
Число литературных произведений на русском языке, содержащих
Русская литература XIX века от Василия Жуковского до Александра Блока
Русская литература XIX века от Василия Жуковского до Александра Блока
В.А.Жуковский
В.А.Жуковский
А.С.Пушкин
А.С.Пушкин
А.С.Пушкин о Библии
А.С.Пушкин о Библии
М.Ю.Лермонтов
М.Ю.Лермонтов
Одну молитву чудную Твержу я наизусть
Одну молитву чудную Твержу я наизусть
Н.А.Некрасов
Н.А.Некрасов
У Пушкина, Лермонтова, Некрасова есть одноимённые стихотворения
У Пушкина, Лермонтова, Некрасова есть одноимённые стихотворения
Вопросы для исследования
Вопросы для исследования
Выводы по исследовательской деятельности
Выводы по исследовательской деятельности
11
11
Ф.М.Достоевский
Ф.М.Достоевский
Мне отмщение, и Аз воздам
Мне отмщение, и Аз воздам
Обрести Христа- значит , обрести собственную душу
Обрести Христа- значит , обрести собственную душу
Фёдор Иванович Тютчев
Фёдор Иванович Тютчев
Молитвы
Молитвы
Отче наш, Иже еси на небесех
Отче наш, Иже еси на небесех
Похожи ли стихотворения поэтов на библейскую молитву
Похожи ли стихотворения поэтов на библейскую молитву
Значение духовных шедевров
Значение духовных шедевров
6.Выводы по проекту»Дорога к Храму»
6.Выводы по проекту»Дорога к Храму»
Выводы по проекту «Дорога к Храму
Выводы по проекту «Дорога к Храму
Значение шедевров искусства
Значение шедевров искусства

Презентация: «Дорога к Храму». Автор: Учительский. Файл: «Дорога к Храму.ppt». Размер zip-архива: 1522 КБ.

Дорога к Храму

содержание презентации «Дорога к Храму.ppt»
СлайдТекст
1 Дорога к Храму

Дорога к Храму

Выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Соседова Татьяна, Баннов Артём, Попов Денис.

2 Почему во все времена отражение в искусстве библейских образов и

Почему во все времена отражение в искусстве библейских образов и

сюжетов было так важно?

3 Цель проекта:

Цель проекта:

Осмыслить произведения искусства, которые призывают вслед за Библией помогать страждущему, учат, что единственный путь изменения дурных общественных отношений- нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям- это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием

4 Задачи проекта:

Задачи проекта:

Провести опрос учащихся, жителей посёлка и подвести итог анкетирования Изучить и отобрать материал по теме «Библия, отражение библейских сюжетов и образов в искусстве» для составления выступлений и презентаций по теме: 1. Реферат «Библия, отражение библейских сюжетов в литературе» (презентация); 2.Презентация «Виртуальное путешествие в православный храм» 3.Реферат «Святые лики» (презентация) 4.Презентация «Библейские сюжеты и образы в живописи и иконописи, их значение в формировании духовных ценностей человека» 5.Провести Неделю православной культуры.

5 Почему люди так часто воюют, совершают террористические акты,

Почему люди так часто воюют, совершают террористические акты,

совершают насилие, губят природу,?

Знают ли люди, которые вершат зло, о Библии, о Коране? О 10 заповедях Иисуса Христа? Почему не живут в мире и согласии? Когда поймут, что насилие губительно для общества? Что поможет привести людей к миру, согласию, к обретению настоящих духовных ценностей?

6 Проект начат

Проект начат

1.Обсуждение целей проекта, задач, содержания.

7 Опрос учащихся

Опрос учащихся

1.Знаешь ли ты что-нибудь о Библии? 2.Читаешь ли ты Библию? 3.Какие библейские сюжеты и образы можешь назвать? 4.Знаешь ли ты заповеди Иисуса Христа? 5.Где, кроме Библии, ты встречал библейские сюжеты и образы? 6.Какое впечатление произвели произведения искусства с библейским сюжетом на тебя? 7.Хотел бы узнать больше о Библии, произведениях искусства, в которых используются библейские сюжеты и образы?

8 Опрос жителей посёлка

Опрос жителей посёлка

1.Как вы считаете, почему в мире так много справедливости? 2.Считаете ли вы, что обращение к вере, Богу, следование заповедям Христа могут помочь людям найти путь к миру, согласию, справедливости, к Храму Божьему?

9 3.Подведение итогов опроса:

3.Подведение итогов опроса:

1.90% учащихся школы знают, что такое Библия 2.Читают Библию 45% уч-ся 3.Более 3-х образов и сюжетов назвали 60% уч-ся 4.Знают заповеди Христа 70% уч-ся 5.Встречали в произведениях искусства библейские образы и сюжеты 40% уч-ся 6.Положительное впечатление произвели произведения искусства на библейские темы на 90% уч-ся 7.Хотели бы узнать больше о Библии, произведениях искусства на библейские темы 80% уч-ся

10 Итоги опроса жителей посёлка

Итоги опроса жителей посёлка

I. Считают, что в мире много несправедливости из-за 1.Низкий уровень благосостояния населения- 30% 2.Низкий уровень православной культуры- 40% 3.Ущербность воспитания-10% 4.Утрата духовных ориентиров-10% 5.Другое-10% II. 1.Считают, что обращение к вере, к заповедям Христа может помочь найти путь к согласию, миру, дорогу в Храм- 70% 2.Считают, что не поможет-20%. 3.Затрудняются ответить- 10%

11 Куда идёт человек, когда у него горе, радость, когда он хочет обрести

Куда идёт человек, когда у него горе, радость, когда он хочет обрести

душевное равновесие?

Я приду помолиться в собор, Там я камень с души моей скину. У святых, чудотворных икон Преклоню я усталую спину… . Попрошу, чтобы Бог мне простил Все грехи мои (ныне и прежде). А по смерти – к Себе допустил. Тем живу я в великой надежде. Сергей Сидорин

12 Самое примечательное место в соборе, в церкви- иконостас с иконами

Самое примечательное место в соборе, в церкви- иконостас с иконами

13 Со времен петровской реформы и вплоть до начала 20 века иконами почти

Со времен петровской реформы и вплоть до начала 20 века иконами почти

никто не интересовался. Во всяком случае, их художественные достоинства оставались незамеченными. Большинство старых икон было покрыто металлическими окладами, вековыми записями и копотью, и потому невозможно было их рассмотреть. Открытие древнерусской иконописи - это предмет законной гордости прошлого столетия.

14 Русские люди издревле считали свою землю "уделом Богоматери" С первых

Русские люди издревле считали свою землю "уделом Богоматери" С первых

шагов христианской веры по русской земле Богородица заняла важнейшее место в их духовной жизни. Как почти нет молитвы, в которой бы не упоминалось её имя, так не было православного дома, где не хранился бы её Образ. На защиту и утешение Богоматери человек уповал от рождения и до смерти, к её Образу обращался, пытаясь отыскать путь к постижению высочайших духовных ценностей и смысла бытия.

15 Библия, библейские образы и сюжеты в русской литературе

Библия, библейские образы и сюжеты в русской литературе

Ученики 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов А., Соседова Т., Попов Д.

16 «Все чрез Него начало быть

«Все чрез Него начало быть

..»

Книга книг... Так говорят о Библии, тем самым обозначая с предельной краткостью ее место в человеческий культуре. Книга судеб, хранящая тайны жизни и предначертания будущего. Это Священное Писание, которое все христиане воспринимают как внушенное самим Богом. И это сокровищница мудрости для всех мыслящих людей Земли, каковы бы ни были их верования.

17 Библия стала первой и главной книгой русской культуры

Библия стала первой и главной книгой русской культуры

С тех пор, как славянский перевод Евангелия, Псалтыри и других библейских книг, созданный великими просветителями Кириллом и Мефодием, появился на Руси, Библия стала первой и главной книгой русской культуры: по ней ребенок учился грамоте и мышлению, христианским истинам и нормам жизни, началам нравственности и основам словесного художества.

18 Русская литература связана с Библией

Русская литература связана с Библией

Сейчас Книга книг вернулась в семьи, школы, библиотеки, стало ясно, что духовная связь с нею не утрачена. Возвращение Библии позволило читателям совершить и еще одно открытие: оказалось, что вся русская литературная классика, от древности до современности, связана с Книгой книг, опирается на ее истины и заветы, нравственные и художественные ценности, соотносит с нею свои идеалы, приводит ее речения, притчи, легенды...

19 Число литературных произведений на русском языке, содержащих

Число литературных произведений на русском языке, содержащих

размышления о Библии, ее образы и мотивы, чрезвычайно велико, даже перечислить их вряд ли возможно. Идея творящего слова пронизывает всю Библию — от Первой книги Моисеевой до Откровения Иоанна Богослова. В XIX веке духовная проблематика и библейские сюжеты особенно прочно входят в ткань европейской, русской и всей мировой культуры.

20 Русская литература XIX века от Василия Жуковского до Александра Блока

Русская литература XIX века от Василия Жуковского до Александра Блока

всегда была сосредоточена на жгучих нравственных проблемах, хотя и подходила к ним с разных точек зрения. Она всегда волновалась этими проблемами и редко могла останавливаться только на бытописании. В центре читательского внимания всегда были писатели, тревожащиеся проблемами вечного. "И в Духа Святаго, Господа Животворящего…" Духом этим наполнен был русский девятнадцатый век (даже когда бунтовал). Золотой век нашей литературы был веком христианского духа, добра, жалости, сострадания, милосердия, совести и покаяния - это и животворило его.

21 В.А.Жуковский

В.А.Жуковский

Жуковского называют родоначальником новой русской поэзии. В его личности и творчестве удивительно сочетание европейской образованности, романтизма и даже мистицизма - с твердой православной верой. Чисто религиозных стихов у Жуковского немного, но его перу принадлежат довольно многочисленные прозаические рассуждения на духовные темы: "О молитве", "О внутренней жизни" и др. Знаменателен и тот факт, что стихотворение Жуковского "Молитва русского народа" в переработанном варианте превратилось в гимн Российской империи: "Боже, царя храни". Боже! Царя храни! Славному долги дни Дай на земли! Гордых смирителю, Слабых хранителю Все ниспошли!

22 А.С.Пушкин

А.С.Пушкин

Роль А.С. Пушкина в русской поэзии огромна. Исключительность этой роли обусловлена тем, что Пушкин отразил в своем творчестве глубинные особенности русского национального духа.

23 А.С.Пушкин о Библии

А.С.Пушкин о Библии

В возрасте 30 лет Пушкин специально стал изучать древнееврейский язык, чтобы читать Ветхий Завет в подлиннике. Незадолго до смерти Пушкин высказал свое отношение к Евангелию: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие.»

24 М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов

М.Ю. Лермонтов - одна из наиболее трагических фигур в русской литературе. Традиционно наравне сопоставляемый с Пушкиным, он во многом был ему противоположен. В нем совместились драма личности и драма целого поколения. Люди 30-х гг. формировались медленнее, самостоятельно вырабатывая жизненные принципы. Библейские и, в частности, ветхозаветные образы характерны для творчества М.Ю. Лермонтова, для его лирики, драм, прозы и поэм, являются неотъемлемым компонентом его художественного стиля. Наиболее показательные примеры роли библейской образности в творчестве поэта – поэмы "Мцыри" и "Демон", "Сказка для детей", его лирические шедевры, переосмысляющие молитву и т.п.

25 Одну молитву чудную Твержу я наизусть

Одну молитву чудную Твержу я наизусть

В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: . Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко...

. В стихотворении «Молитва» Лермонтов открывается с совершенно иной стороны, он понимает безысходность сущего, но сидеть и ждать «прекрасного будущего» или «конца света» не желает. Он полон жизни, творческих замыслов, готов бросить вызов всем, поэтому автору необходима поддержка. И поэт возносит молитву Творцу, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику», который непременно приведет его к задуманному. Недаром тысячелетия люди шепчут слова молитв Богу, надеясь на его защиту и покровительство, ведь в этих нехитрых словах заключена магия: « Есть сила благодатная •В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них». Как бы ни был поэт огорчен, удручен, обижен — в молитве он находит успокоение и одновременно черпает новые силы для своего поступательного движения вперед. «С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко... Это одно из поздних стихотворений Лермонтова , оно отражает сложившееся мировоззрение xvдожника, бескомпромиссное отношение к жизни и избранному пути. В минуту слабости или душевного надрыва он обращается к Творцу, подкрепляя свои силы, и, ободренный, двигается вперёд.

26 Н.А.Некрасов

Н.А.Некрасов

Тема религиозности Некрасова – одна из самых неизученных. Современный исследователь – Н. Мостовская утверждает: "Темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества, храма, ведущие в творчестве поэта, – приметы подлинной духовности и, по сути, краеугольные камни христианского православия, евангельского и народного христианства. Сложность проблемы состоит в том, что Некрасов не был глубоко верующим человеком, в его творчестве переплетаются революционные идеи и связанные с ними чувства и библейские, евангельские мотивы. Библейские мотивы присутствуют в следующих произведениях Некрасова"Влас", "Похороны", "Зеленый Шум", "Памяти Добролюбова", "Сеятелям", в поэмах "Саша", "Тишина)

27 У Пушкина, Лермонтова, Некрасова есть одноимённые стихотворения

У Пушкина, Лермонтова, Некрасова есть одноимённые стихотворения

«Пророк».Мы провели сравнительный анализ этих произведений и ответили на вопросы: Как изображается пророк в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова? Схожи ли сюжеты стихотворений? Имеют ли сюжеты перекличку с Библией?

28 Вопросы для исследования

Вопросы для исследования

1)Кто выступает в стихотворениях Пушкина и Лермонтова в качестве пророка? 2). Схожи ли сюжеты стихотворений Пушкина и Лермонтова? Что лежит в их основе? 3) Как создают образ поэта-пророка Пушкин и Лермонтов? 4) Что открылось поэту-пророку в стихотворении Пушкина и Лермонтова? 5) Кто выполняет миссию пророка в стихотворении Некрасова? Подумайте, почему это стихотворение имеет посвящение, а в некоторых изданиях выступает как заголовок – Н.Г. Чернышевский? 6) От чьего лица ведется повествование в каждом из стихотворений? 7)Сколько точек зрения выражено в стихотворении "Пророк" Некрасова? (Обратите внимание на прямую речь, кому она принадлежит? Найдите и прочитайте эти точки зрения.) 8) Что общего у всех 3-х пророков в представлении о миссии пророка? В чем отличие (чтобы легче было ответить на этот вопрос, обратите внимание на то, в чем состоит миссия пророка; кем она оценивается). Сравните 3 отрывка: у Пушкина – последняя строфа, у Лермонтова – первые строфы, у Некрасова – последняя строфа. 9) Сравните последнюю строфу "Пророка" Пушкина и цитату из Евангелия от Марка. Видны явные переклички. Дано ли пророку знать, о чем ему предстоит говорить, почему? 10) Каков пророк Лермонтова, если оценивать его с точки зрения выражения своей воли? Какова его миссия? 11) Миссия некрасовского пророка? Кто дает оценку судьбы пророка? 12) Обратитесь к лексическому строю стихотворений Пушкина и Лермонтова, Некрасова. Найдите в каждой строфе всех стихотворений слова, которые, на Ваш взгляд, соотносятся с темой богоизбранности, предназначения, отречения от своего "я" (т.е. слова, имеющие евангельский колорит). 13) Сравните, где ярче стилистически окрашены слова: в стихотворении Некрасова или Пушкина и Лермонтова? 14) Исследователи установили, что в "Пророках" и Пушкина, и Лермонтова есть явные и скрытые отсылки к тексту Ветхого и Нового Завета – книгам Исайи, Иеремии, Ионы, Евангелию от Марка, Псалмам, по которым мы можем отожествить Бога, пославшего героев с Богом – Троицей, одна из ипостасей которой – сын Божий, Иисус Христос. У Некрасова о пославшем пророка сказано: "бог Гнева и Печали". Когда в повествовании евангелистов Христос предстает гневающимся, печальным, говорит о себе как о боге гнева? 15) Найдите в стихотворении Некрасова те строки, которые могли бы вызвать "Гнев и Печаль" Христа (и тем самым соотносятся с этими эпитетами)? 16) Обратитесь к последней строфе стихотворения Некрасова. Первоначально стихотворение было напечатано без нее. В 1877 г. Некрасов дарит И.Н. Крамскому экземпляр "Последних песен", куда входит стихотворение "Пророк", и последняя строфа вписана поэтом от руки; причем последняя, шестнадцатая, строка случайно отрезана при переплете книги, отсюда и разночтения в изданиях. Что изменилось в стихотворении с включением последней строфы? О ком идет речь в первых двух строчках? С чьей судьбой соотносится судьба пророка? Почему? Исполнена ли миссия пророка, удалось ли ему "рабам земли напомнить" о Боге? Есть ли в стихотворении указания на это?

29 Выводы по исследовательской деятельности

Выводы по исследовательской деятельности

1.В качестве пророка в стихотворениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова выступает поэт. 2.Сюжеты стихотворений разные. Пушкинский – становление пророка. Лермонтовский – это жизнь поэта, ставшего пророком. В основе пушкинского пророка – книга пророка Исайи, Лермонтов обратился к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии". Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. 3.Пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. 4.Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский пророк увидел "Страницы злобы и порока": он не принят людьми, он изгнан. 5.Миссию пророка в стихотворении Н.А.Некрасова выполняет идеальный общественный деятель. Времена переменились – "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" ("Поэт и гражданин"). 6.В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова – от лица лирического героя. 7.Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка ("Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!) и пророка ("Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других"). Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее. 8.У всех 3-х авторов пророк – посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается. Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова – именно пророчествовать, "глаголом жечь сердца людей" 9.Пророку не дано знать, о чём ему говорить, т.к. абсолютно его отречение от собственной воли. Неслучайно финальные строки "Пророка" Пушкина – прямая речь, слово Бога, который не раскрывает сути прорицаний своему посланнику, но повелевает. " Восстань... виждь и внемли... Исполнись волею моей... жги", что согласуется с каноническим текстом не Ветхого, а Нового Завета:... "не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый” (Мк,13;11). 10.Пророк Лермонтова, самый "своевольный", сам поясняет содержание своих "глаголов" и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения "злобы и порока" и поучению в любви и истине.

30 11

11

В стихотворении Некрасова оценку судьбы пророка выносят люди – "упрекающий" и лирический герой, которому, в буквальном смысле, принадлежит последнее слово. Предназначение пророка на этот раз – "не провозглашать любви и правды чистые ученья" (Лермонтов). Напомнить погруженным в суету и "жизнь для себя" людям о Боге он должен иначе – не словом, а делом, своей крестной жертвой. 13.В стихотворении А.С.Пушкина использованы церковно-славянизмы, архаизмы, что придает ему торжественность. В стихотворениях М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова этого нет, стихотворения лишены торжественности. 14.В Евангелии мы видим Христа во Гневе, когда он изгоняет торгующихся из храма, обличает фарисеев, упрекает жителей Иерусалима, которым истина о Боге Едином была открыта раньше, чем эллинам и другим племенам. Во всех случаях гнев Христа относится к случаям хулы на Духа Святого, намеренного искажения истины людьми, которым она была открыта. Печалится Христос, когда чувствует свою оставленность учениками, которые не смогли бодрствовать с Ним и часа, когда "душа его скорбела смертельно", Петром, который трижды отречется от Него, Иудой, который его предает, и даже Всевышним (молитва о чаше, восклицание на кресте: "Зачем меня оставил"). Печалится Христос, видя, как "народ избранный" легко отходит от веры, как те же люди, которые встречали его с пальмовыми ветвями и выстилали коврами Ему путь, через малый срок глумятся над Ним и требуют: "Распни Его!". Гнев и печаль Христа относятся к сознательной лжи (а не искреннему заблуждению) и отступничеству. 15.Эта точка зрения "Упрекающего" в стихотворении Н.А.Некрасова , переданная как дословно, через прямую речь (осуждение пророка, хула на Духа Истины, который, по Библии, сходит на посланников Божьих и говорит их устами), так и косвенно: "Не скажет он, что жизнь его нужна, не скажет он, что гибель бесполезна" (оправдание собственного отступничества). 16.Вспомним уже известное из курса древнерусской литературы: основная проблема, поставленная еще древнерусскими книжниками, – проблема святости, понимаемой как обожение (максимальное развитие в себе черт образа Божия до полного уподобления Ему), – никуда не уходит, остается на протяжении всего пути, проделанного русской классикой. В стихотворении Некрасова "Пророк" мы видим новый поворот темы: святость достигается не трудным воспитанием в себе "внутреннего человека", – нет, если в мире невозможно свято жить, жить не только "для себя", то остается возможным жертвовать собой, "умирать для других". И это тот путь святости, который избирают для себя передовые люди эпохи, путь, по их мнению, единственно приемлемый, напоминающий чем-то времена первомученников христианства. Перед Некрасовым стояла задача создания "святого" нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации. При формировании новой поэтической системы Некрасов обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке.

31 Ф.М.Достоевский

Ф.М.Достоевский

Евангелие было главной книгой Достоевского. "Я происходил из семейства русского и благочестивого, — писал Достоевский в 1873 году. — С тех пор как себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам нам читал отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем–то торжественным".

32 Мне отмщение, и Аз воздам

Мне отмщение, и Аз воздам

».

Библейская тематика отражена в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой романа Раскольников убивает, проливает кровь, идя против библейской заповеди «не убий». Он ставит под сомнение ее абсолютность. С точки зрения расхожего представления, мы думаем, что вот он убил - и пришла внешняя кара. Но внешней кары нет. Родион Раскольников прекрасно мог уйти от ответственности и фактически ушел никто не мог доказать его причастность к убийству старухи-процентщицы. Но вы все помните, что он говорил потом: «Я же не старуху убил, я себя убил. Так-таки себя и ухлопал навеки». Оказывается, убийство - это выстрел в себя. Заповедь «не убий» - не механический заслон, а глубочайший нравственный миропорядок, который дан человеку. В этом смысле важны слова Писания: «Мне отмщение, и Аз воздам».

33 Обрести Христа- значит , обрести собственную душу

Обрести Христа- значит , обрести собственную душу

А рядом с ним Соня Мармеладова. Соня, глубоко верующая, «переступила» ради голодных детей, думала не о себе, а о своих ближних. Что-то святое мы видим в Соне, обрёкшей себя на страдание ради других. Раскольников, слушая её рассказ о Катерине Ивановне, её проникновенное чтение Евангелия изменил своё мнение о Соне. Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над тварью дрожащею и над всем муравейником», понял правду Сони, её жертвенность, её чистоту. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменился лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. Как известно, сам писатель тоже не сразу пришёл к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для русского человека и для России. «Обрести Христа- значит , обрести собственную душу»- вот вывод, к которому приходит Достоевский.

34 Фёдор Иванович Тютчев

Фёдор Иванович Тютчев

Несмотря на распространенное мнение, что Тютчев в молодости не был религиозен, он достаточно регулярно посещал богослужения Православной Церкви. "В этих обрядах, столь глубоко исторических в этом русско-византийском мире, где жизнь и обрядность сливаются, во всем этом… открывается величие несравненной поэзии", - писал он. Поэтическое наследие Тютчева невелико: всего 390 стихотворений, но его поэзия считается эталоном философской глубины. В его стихах отразились метания и колебания его сложной натуры, но сравнительно немногочисленные стихи, посвященные чисто религиозной тематике, свидетельствуют о глубоком и искреннем стремлении к вере: «Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые – Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть.»

35 Молитвы

Молитвы

Есть молитвы, с помощью которой человек просит о своем здоровье, о душевном успокоении, об успокоении души усопших и т.д. Но есть одна молитва, самая главная, которую знает каждый верующий человек. Это удивительная по своей силе и красоте молитва “Отче наш”.

36 Отче наш, Иже еси на небесех

Отче наш, Иже еси на небесех

Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас в искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь!

Сравнительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Отче наш» и молитвы «Отче наш»

Я слышал – в келии простой Старик молитвою чудесной Молился так передо мной: «Отец людей! Отец небесный! Да Имя Вечное Твое, Святится нашими сердцами! Да придет царствие твое, Твоя да будет воля с нами, Как в небесах, так на земли! Насущный хлеб нам ниспошли Твоею щедрою рукою; - И как прощаем мы людей, Так нас, ничтожных пред Тобою, Прости, Отец, Твоих детей! Не ввергни нас во искушенье И от лукавого прельщения Избави нас!» - Перед крестом Так он молился. Свет лампады Чуть-чуть мерцал издалека; И сердце чаяло отрады От той молитвы старика.

37 Похожи ли стихотворения поэтов на библейскую молитву

Похожи ли стихотворения поэтов на библейскую молитву

А.С.Пушкину и Фету удалось сохранить все религиозное, каноническое содержание этой молитвы и в то же время показать свое, личное доверие и любовь к Небесному Отцу, введя особую авторскую интонацию в произведение. Поэтому молитву “Отче наш” мы относим к религиозной литературе, а стихотворения поэтов к произведениям светской литературы, в которых использованы религиозные мотивы. Но следует отметить, что такие светлые, чистые, добрые стихи могли быть написаны только глубоко верующими людьми. И эта вера, безусловно, влияла на их творчество, на отношение к истинным и ложным ценностям, к людям, жизни.

38 Значение духовных шедевров

Значение духовных шедевров

Духовные шедевры слова делают нас добрее, нравственно богаче. Подумайте: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнется уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть приходят вам на память образы Библии в произведениях великих писателей и поэтов в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.

39 6.Выводы по проекту»Дорога к Храму»

6.Выводы по проекту»Дорога к Храму»

Листая страницы Библии, просматривая произведения художников, писателей, поэтов с библейскими сюжетами и образами, выступая перед учащимися и родителями, мы увидели огромную воспитательную силу этой Книги и этих произведений. Писатели, поэты, художники обращались к библейским сюжетам и образам, потому что понимали что изменить облик человека можно путём приобщения к Библии и искусству, к христианской морали, христианской этике.

40 Выводы по проекту «Дорога к Храму

Выводы по проекту «Дорога к Храму

В поисках истины и красоты человек приходит к Книге Книг - Библии. Литература, живопись, музыка опирались и опираются на основы православной культуры. В художественных произведениях находит человек любовь, надежду и веру. Вера в людях не умирает никогда. Вера учит создавать полотна и храмы. Вера помогает найти высокие слова и звуки, чтобы воспеть вечно живую душу.

41 Значение шедевров искусства

Значение шедевров искусства

Духовные шедевры живописи и слова делают нас добрее, нравственно богаче. Подумайте: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнется уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути. Христианское искусство - всегда действие, основанное на великой идее искупления. (О.Мандельштам.)

«Дорога к Храму»
http://900igr.net/prezentacija/religii-i-etika/doroga-k-khramu-95822.html
cсылка на страницу
Урок

Религия и этика

23 темы
Слайды