Православие
<<  День православной книги История Русской церкви  >>
История церкви периода вселенских соборов c 4 века – до 8 века
История церкви периода вселенских соборов c 4 века – до 8 века
Что характерно для этого периода
Что характерно для этого периода
Сдвиги
Сдвиги
Государство «принимает церковь»
Государство «принимает церковь»
Евсевий Кесарийский
Евсевий Кесарийский
Во что это вылилось к 20 веку
Во что это вылилось к 20 веку
Призвание церкви и ее цель не по пути государствам этого мира
Призвание церкви и ее цель не по пути государствам этого мира
Переход главных трудностей
Переход главных трудностей
Государство ЗА
Государство ЗА
Серебро и золото
Серебро и золото
Выгодно ли становится христианином
Выгодно ли становится христианином
Яркие моменты влияния государства на церковь
Яркие моменты влияния государства на церковь
Влияние церкви на государство
Влияние церкви на государство
Отступление от апостольской традиции (учения)
Отступление от апостольской традиции (учения)
Изменения условий для рукоположения и путей вхождения на служение
Изменения условий для рукоположения и путей вхождения на служение
Изменение в понимании нравственной чистоты жизни
Изменение в понимании нравственной чистоты жизни
Предостережения Апостола
Предостережения Апостола
Изменение в понимании нравственной чистоты жизни
Изменение в понимании нравственной чистоты жизни
Голоса Божии и в среде заблуждения
Голоса Божии и в среде заблуждения
Выборы Епископов
Выборы Епископов
Интересный случай на рубеже 3-4 века
Интересный случай на рубеже 3-4 века
Епископ и 160 трупов
Епископ и 160 трупов
Кто будет епископом, а кто не будет
Кто будет епископом, а кто не будет
Сколько стоит должность епископа
Сколько стоит должность епископа
Суммируем изменения в избрании служителей
Суммируем изменения в избрании служителей
Как народ устранялся от участия в выборах епископов
Как народ устранялся от участия в выборах епископов
Интересные факты о избрании патриарха в Сирийской церкви
Интересные факты о избрании патриарха в Сирийской церкви
Ответ тех, кого все это не устраивало
Ответ тех, кого все это не устраивало
Истоки монашества
Истоки монашества
Внешние причины монашества
Внешние причины монашества
Свет и тени монашества
Свет и тени монашества
Светлые примеры
Светлые примеры
Вселенские соборы
Вселенские соборы
Вселенские соборы - определение
Вселенские соборы - определение
Истоки соборов
Истоки соборов
В чем Апостольские соборы отличались от соборов 4в
В чем Апостольские соборы отличались от соборов 4в
Признание собора вселенским всеми поместными церквами
Признание собора вселенским всеми поместными церквами
Поместный собор
Поместный собор
Сколько было соборов
Сколько было соборов
Критерии
Критерии
Насколько вселенские соборы – действительно вселенские
Насколько вселенские соборы – действительно вселенские
Соборы утверждали догматы и каноны
Соборы утверждали догматы и каноны
Хронология соборов
Хронология соборов
Никейский Собор
Никейский Собор
Важные факты
Важные факты
Цели собора
Цели собора
О чем учил Арий
О чем учил Арий
Результаты собора
Результаты собора
Никейский символ веры
Никейский символ веры
Текст символа веры
Текст символа веры
Немного из правил собора
Немного из правил собора
Второй Вселенский собор
Второй Вселенский собор
Подтверждение веры в Божество Духа
Подтверждение веры в Божество Духа
Текст Никео-Цареградского символа веры
Текст Никео-Цареградского символа веры
Вселенский собор
Вселенский собор
Быстрые факты
Быстрые факты
Из книги «Вселенские соборы» Карташева
Из книги «Вселенские соборы» Карташева
3 вселенский собор положил «начало болезней»
3 вселенский собор положил «начало болезней»
Зависть, борьба за власть
Зависть, борьба за власть
Вселенский собор, Халкидонский
Вселенский собор, Халкидонский
Причины, цели и краткие факты
Причины, цели и краткие факты
Главное решение собора
Главное решение собора
5 «вселенский» собор
5 «вселенский» собор
Около-Монофизитская реакция среди востока
Около-Монофизитская реакция среди востока
Константинополь
Константинополь
Спор о двух волях во Христе
Спор о двух волях во Христе
Основная догматическая мысль
Основная догматическая мысль
Иконопочитание
Иконопочитание
Из слов главного защитника Иоанна Дамаскина
Из слов главного защитника Иоанна Дамаскина
Собор пытался богословски выделить понятия
Собор пытался богословски выделить понятия
Неподходящий способ наставления христиан в храме
Неподходящий способ наставления христиан в храме
Откуда происходит это невежество
Откуда происходит это невежество
Иисус Христос начертан перед нашими глазами Евангельской вестью
Иисус Христос начертан перед нашими глазами Евангельской вестью
Являются ли соборы богодухновенными решениями
Являются ли соборы богодухновенными решениями
Сравните образ церкви времен соборов с ранним образом церкви 2 века
Сравните образ церкви времен соборов с ранним образом церкви 2 века
Сравните образ церкви времен соборов с церковью 2 века
Сравните образ церкви времен соборов с церковью 2 века
Что говорили подвижники
Что говорили подвижники
Интересная цитата
Интересная цитата
Cписок церквей
Cписок церквей

Презентация: «Древняя церковь». Автор: Vladimir Khubiryants. Файл: «Древняя церковь.pptx». Размер zip-архива: 954 КБ.

Древняя церковь

содержание презентации «Древняя церковь.pptx»
СлайдТекст
1 История церкви периода вселенских соборов c 4 века – до 8 века

История церкви периода вселенских соборов c 4 века – до 8 века

История Церкви периода Вселенских соборов c 4 века – до 8 века

Как называют этот период?

Период Вселенских соборов Период государственной церкви ПостНикейский (по имени первого вселенского собора)

1

2 Что характерно для этого периода

Что характерно для этого периода

2

3 Сдвиги

Сдвиги

.. с большими последствиями

3

4 Государство «принимает церковь»

Государство «принимает церковь»

Государство «принимает церковь», а церковь «принимает государство

Рисунок – заседание никейского вселенского собора под председательством Константина

4

5 Евсевий Кесарийский

Евсевий Кесарийский

Евсевий Кесарийский в своем "Панегирике Константину" писал : "Единый Бог провозглашен для всего рода людского. В то же время единая мощь, Римская империя, поднялась и достигла расцвета. В тот же период, по ясному знаку того же Господа, два источника благословения - Римская империя и доктрина христианского благочестия - слились вместе для блага человечества... Две могущественные силы, начавшиеся в одной точке, Римская империя под скипетром самодержца и христианская религия, подчинили все [эти] противоречивые силы".

5

6 Во что это вылилось к 20 веку

Во что это вылилось к 20 веку

Католические епископы в нациской германии

6

7 Призвание церкви и ее цель не по пути государствам этого мира

Призвание церкви и ее цель не по пути государствам этого мира

7

8 Переход главных трудностей

Переход главных трудностей

Важно отметить ...

Переход главных трудностей из ВНЕ во ВНУТРЬ церкви! Внутренних изменений церкви с 1 по 5 века (за 4 века) произошло значитель больше чем с 5 века до 16 века (11 веков) Отход от Апостольского принципа – «ВЕРА ОДНАЖДЫ ПРЕДАННАЯ СВЯТЫМ» - улучшение веры, осмысление через призму философии, и отход от терминологии и знания данного в Св. Писании

8

9 Государство ЗА

Государство ЗА

“Сorpus Christianorum vs. Corpus Christi”

Миланский Эдикт 313 г. – официальный конец притеснениям христиан. С 314 г. предоставление гос. почтовой службы для соборов епископов В 314 г. Константин выделяет более 174.000 р. На постороение церквей в Африке ... 321г. Прекращение судов и работ в день солнца. Право церкви получать наследство 324 г. - указа всем воинам поклоняться верховному Богу в первый день недели. После никейского собора (325г.) сделал распоряжение доставлять пищу для клира, вдов, сирот и дев. В 434 г. был издан закон о получении имущества бездетных монахов и священиков в пользу церкви

9

10 Серебро и золото

Серебро и золото

Серебро и золото есть у нас...

Имущество церквей как недвижимое так и движимое быстро росло Манипуляции с завещаниями и вымоганием имущества Роскошь в среде священиков В 370 г. Валентиан, эдиктом запрещает посещать монахам и клирикам дома вдов и сирот

10

11 Выгодно ли становится христианином

Выгодно ли становится христианином

Выгодно ли становится Христианином?

Рост желающих быть священиками из за множества выгод. ( кто епископства желает, доброго дела желает (: ) Благотворительность церкви привлекала множество бедных, вдов, нуждающихся...

Свобода от податей Свобода от общественных повинностей (курии) Хорошее материальное обеспечение

привилегии клира создали новый порядок вещей, по которому лица, несвободные от общественных обязанностей, стремились в клир, чтобы освободиться от повинностей, и нередко были людьми, совершенно неподготовленными к духовному званию. В.В. Болотов

11

12 Яркие моменты влияния государства на церковь

Яркие моменты влияния государства на церковь

Права судебные (для епископов) Права ходотайства и убежища Закон о святости воскресного дня – 321 г. Отпуск рабов перед епископом (эдикты 316г, 321г)

неблагоприятная сторона этих привилегий та, что они направили внимание народа, всегда склонного смотреть на внешнее, на внешние преимущества епископа и иногда заставляли его при выборах забывать об истинном назначении епископа. Стали смотреть не на то, кто отличается нравственной жизнью и высоким пониманием христианства, а на то, какие связи имеет избираемый, какое его общественное положение. В.В. Болотов

12

13 Влияние церкви на государство

Влияние церкви на государство

Отмена гладиаторских боев в 325г. Запрет клеймения преступников 315г. Отмена Крестной казни 315г. Запрет выбрасывать своих детей 315г. Обязательность церковного венчания всем кроме рабов (закон 893г.)

13

14 Отступление от апостольской традиции (учения)

Отступление от апостольской традиции (учения)

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Марка 7:1-2 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим 2е К Фесалоникийцам 2:15 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли ... 2 к фесалоникийцам 3:6 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. 2 Послание к Коринф. 11:2

14

15 Изменения условий для рукоположения и путей вхождения на служение

Изменения условий для рукоположения и путей вхождения на служение

Воспитание через школы, монастыри, воспитание в середе клира

Воспитание будущих служителей церкви выносится ИЗ ЦЕРКОВНОЙ ОБЩИНЫ

15

16 Изменение в понимании нравственной чистоты жизни

Изменение в понимании нравственной чистоты жизни

Изменения условий для рукоположения и путей вхождения на служение

Превозношение безбрачия и не возможность вступление в епископы и пресвитерам женатым христианам Эльвирский Собор 306г – все клирики должны воздерживаться от жен Никейский собор – 325г – попытка распространить это на всю церковь. 385г. Указ папы Сирикия на безбрачие пресвитеров Карфагенский собор 419г. - безбрачие обязательно и для иподьяконов 535г собор Клермонский лишает служения лиц живущих со своими женами Трульский Собор 692г. - повелевает безбрачие только епископам (пресвитера и др. Имели право)

16

17 Предостережения Апостола

Предостережения Апостола

Изменение в понимании нравственной чистоты жизни

Предостережения Апостола: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, .... запрещающих вступать в брак ....

17

18 Изменение в понимании нравственной чистоты жизни

Изменение в понимании нравственной чистоты жизни

Изменения условий для рукоположения и путей вхождения на служение

Какие были аргументы у этих запретов? будьте святы, потому что и я свят Господь Бог ваш (Лев. IX, 2) Жених церкви есть Христос, Он освятил церковь, да представит — не имеющюю скверны ни порока (Ефес. V, 27) Живующие по плоти Богу угодить не могут (Рим 8, 8) Не знаете ли - вы храм Божий и Дух Божий живет в вас (1 кор 3,16) «Чистым все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого» (Титу 1, 15)

Когда люди начинают прямо извращаять смысл Священного Писания, – это говорит об обольщении, духовной слепоте... И о том, что живого устного Апостольского предания уже нет в этой церкви...

18

19 Голоса Божии и в среде заблуждения

Голоса Божии и в среде заблуждения

Синесий птолемаидский. При своем поставлении в епископа он прямо заявил, что не может отказаться от некоторых воззрений догматического характера и от своей жены: "Бог, закон и священная рука Феофила дали мне жену. И теперь я прямо и открыто перед всеми заявляю, что я не хочу ни разлучаться с нею, ни жить с нею тайком, как будто в непозволенной связи. Первое противно благочестию, второе — законам; но я желаю иметь от нее много прекрасных детей". Синесий был поставлен в епископа. Но уже тот факт, что он должен был столь торжественно ставить подобное условие, говорит ясно за то, что его поведение выходит из ряда нормы (В.В.Болотов)

Изменения условий для рукоположения и путей вхождения на служение

19

20 Выборы Епископов

Выборы Епископов

Изменения условий для рукоположения и путей вхождения на служение

Как было до 4 века

Как стало после 4 века

Нередкие неистовства христианского народа при разногласиях Не редки смертные случаи во время или после выборов Постановка за деньги Постановка или снятие волей царя

Дидахе – Поставляйте себе также епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и правдивых, и испытанных ... Климент 1 – Поэтому несправедливо лишать служения тех,которые поставлены самими апостолами или после них другими высокоуважаемыми мужами, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течете долгого времени от всех получили одобрение.

20

21 Интересный случай на рубеже 3-4 века

Интересный случай на рубеже 3-4 века

Изменения условий для рукоположения и путей вхождения на служение

Григорий неокесарийский, по смерти епископа Команы понтийской, был приглашен на выборы. Здесь он заметил, что творится что-то неладное: выбирают различных кандидатов, но достойных обходят. Тогда он обратился к избирателям со словом увещания обращать внимание не на состояние. Вдруг раздается иронический голос: "Так что ж? выберем угольщика Александра?" Поднялся хохот. Не так отнесся к этому св. Григорий, который сказал: "Покажите мне этого Александра". Привел человека запыленного и покрытого грязью от угольев. Он предстал со спокойствием и не смущался испытующих взоров Григория. Начался между ними разговор. Григорий предложил несколько вопросов. Александр отвечал ему спокойно серьезно. Тогда Григорий понял, что под этой невзрачной наружностью скрывается незаурядная нравственная величина. Оказалось, что Александр принадлежал к высокому роду и был человек состоятельный, но ради христианского смирения стал заниматься таким низким ремеслом. Григорий предложил ему отправиться в баню — вымыться и одеть чистую одежду. Когда Александр это исполнил, то был снова представлен Григорием в собрание. Все были поражены на этот раз благородством позы Александра и его мужественной красотой. Он единогласно был избран в епископы, прекрасно управлял епархией и закончил свою жизнь мученической смертью

21

22 Епископ и 160 трупов

Епископ и 160 трупов

Изменения условий для рукоположения и путей вхождения на служение

Дело с двумя кандидатами на кафедру не обошлось без бурных сцен. Бились насмерть. Префект города, Ювентий не мог обуздать толпы, и был вытеснен в предместье. Нашлись радетели из партии дамасиан, которые привлекли к этому делу quadrigarios (управляющих колесницами в цирке). Можно себе представить, как они, вооруженные дубинами, постояли за церковь. 26 октября 366 года творилось такое безобразие в базилике, что по беспристрастному свидетельству Аммиана Марцел-лина, языческого писателя, в базилике найдено было 137 трупов из партии урсиниан, а по свидетельству другого автора, 160 трупов. (В.В. Болотов)

22

23 Кто будет епископом, а кто не будет

Кто будет епископом, а кто не будет

Цари решали кто будет епископом, а кто не будет!

Изменения условий для рукоположения и путей вхождения на служение

Иоанн Златоуст, бывший пресвитером антиохийским, сделался епископом константинопольским. По желанию императора, его прямо выкрали из Антиохии, так как антиохийцы, наверное, были бы рады видеть Иоанна своим епископом. Император дал приказ префекту — "доставить пресвитера Иоанна". Префект сначала пригласил Иоанна к себе — побеседовать, и когда Иоанн явился к нему, префект посадил его в колесницу и повез его до первой станции, где передал его конвою. (В.В.Болотов)

23

24 Сколько стоит должность епископа

Сколько стоит должность епископа

Изменения условий для рукоположения и путей вхождения на служение

Низложенный в 539—540 г. александрийский епископ Павел пробовал было купить себе восстановление на Кафедре александрийской у Юстиниана за 7 кентинариев (189000 р. з.)

24

25 Суммируем изменения в избрании служителей

Суммируем изменения в избрании служителей

Изменилось понимание от евангельской нравственности к аскетизму Воспитание служителей сместилось во вне общины Упадок нравственности в общинах приводил к бесчинствам народа Поставление и снятие епископов царями Покупка церковных должностей Постепенное устранение церковного народа от выбора епископов

Изменения условий для рукоположения и путей вхождения на служение

25

26 Как народ устранялся от участия в выборах епископов

Как народ устранялся от участия в выборах епископов

«По мере того, как народ устранялся от участия в выборах епископов, конечно, ослаблялась его, сердечная связь со своими пастырями, какая существовала в лучшие времена древней церкви. Епископ, своим престолом обязанный верховной власти, естественно не мог быть так близок к народу, как избранный по его воле, и чаще в своих действиях должен был прислушиваться к голосам придворных партий; иначе — его могла смять железная рука такого государя....» В.В. Болотов

26

27 Интересные факты о избрании патриарха в Сирийской церкви

Интересные факты о избрании патриарха в Сирийской церкви

Они поступали таким образом. Из всех лиц, имевших право избрания, выбиралось 100 человек, из этих 100 — 50, из 50 — 25, из 25 — 10, из 10 — 3. Из этих трех выбирался особым способом один. Решение выбора предоставлялось Богу. Имя каждого писалось на особом билетике, на четвертом писалось имя Иисуса Христа. Потом билетики скатывались и полагались на престол. Совершалась литургия, и после нее посылали ребенка, от которого нельзя было ожидать коварства. Он выносил билетик, и если на нем было имя какого-либо кандидата, то он признавался избранным; если же было имя Христа, то это означало, что Христос по-прежнему остается добрым пастырем вдовствующей церкви и никто их трех кандидатов Ему не угоден. Так это повторялось другой и третий раз, пока выбор не падал на одно определенное лицо.

27

28 Ответ тех, кого все это не устраивало

Ответ тех, кого все это не устраивало

Ответ тех, кого все это не устраивало...

в то время как тысячи людей, требующих крещения, осаждали церкви в больших городах, происходил настоящий исход других тысяч, искавших блаженства в уединении. (Хусто Гонсалес, История Христианской церкви)

Монахи, покидающие свои кельи или стремящиеся к общению с другими людьми, теряют покой, как рыбы, вытащенные из воды, теряют жизнь. АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ

28

29 Истоки монашества

Истоки монашества

Христианские истоки

Не христианские истоки

Пример пророчицы Анны Пример Иоанна Крестителя Пример Иисуса Христа Пример Апостола Павла и Пример заповедей для вдов, незамужних в послании Апостола Павла к Коринфянам и к Тимофею

Гностические Греко филосовские Языческие Сильная схожесь с восточными религиями

29

30 Внешние причины монашества

Внешние причины монашества

Стремительное обмиршение в церкви Роскошь, тщета и языческие пороки среди членов церкви Широкие врата для входа в церковь, отступление от евангельского узкого пути Очень тяжелая жизнь, налоги, бедность, войны Зачастую разачарованность в жизни, семье Ложное понимание христианства и примеры отшельников, которые чтились в народе как идеал

30

31 Свет и тени монашества

Свет и тени монашества

Свет

Тени

Распространение христианства Борьба с язычеством Помощь людям, бедным Возрастание в любви, кроотости Углубление в учение, само образование переводы Св. Писания и перепись книг

Часто очень низкое просвщение Евангелием Монотонное повторение молитв 100 и более раз Отвращение к еде Презрение к телу и его нуждам Грубость к своим детям, родственникам Негативное отношение к женскому полу Стремление к грязи Предоставлением места для человеконенавистничеству

31

32 Светлые примеры

Светлые примеры

когда в Колизее шли гладиаторские игры, на арене цирка появился монах — это и был Телемах, пришедший, как потом выяснило следствие, из Азии — и стал разнимать гладиаторов. Гладиаторы не возражали, но зрители были возмущены до такой степени, что забросали монаха камнями. Только после этого император Гонорий догадался запретить гладиаторские игры

32

33 Вселенские соборы

Вселенские соборы

Начиная с 325 года .....

33

34 Вселенские соборы - определение

Вселенские соборы - определение

Собрания преимущественно епископата христианской исторической церкви, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера и которые были признаны церковной и государственной властью

34

35 Истоки соборов

Истоки соборов

Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела ... (Деяния 15:6)

Соборность церкви – Иерусалимский собор Практика поместных соборов 2-3 веков В церкви не было 1 главного, а каждый епископ обладал автономией, для решения общих вопросов нужны были – соборы Ранние соборы собирали пресвитеров, авторитетных братьев и епископов (апостолов)

35

36 В чем Апостольские соборы отличались от соборов 4в

В чем Апостольские соборы отличались от соборов 4в

В чем Апостольские соборы отличались от соборов 4в - ...

Тогда Апостолы и пресвитеры со всей церковью рассудили ... (деяния 15:22) «Апостолы и пресвитеры и братья ...» (деяния 15:23) все кто имел духовный вес в церкви «Угодно Святому Духу...» определялось ясным свидетельством Св. Писанием и Откровением от Духа (Деяния 15,7 -18) Апостольские соборы никого не отлучали! Апостольские соборы давали рекомендацию, позицию Истины а не повод для отлучений или снятия со служения ...

36

37 Признание собора вселенским всеми поместными церквами

Признание собора вселенским всеми поместными церквами

«единодушное выражение на не вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда» Соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам церкви всех предшествующих веков

Каким образом в истории должно было решаться какой собор истинный и вселенский?

37

38 Поместный собор

Поместный собор

Никакой поместный собор раней церкви до вселенский соборов...

Не был безусловным авторитетом и Богодухновенным голосом для всей церкви а только для местных Не послужил к глобальным расколам Не связывал свободу других поместных церквей

38

39 Сколько было соборов

Сколько было соборов

Все 7 вселенских соборов почитаемых Православными церквами и католическими церквами первые 3 собора признаются православными, католическими и древне восточными (коптскими, армянскими .... ) первые 2 собора признаются всеми предыдущими + Ассирийской церковью Востока 21 собор признает Католическая церковь

39

40 Критерии

Критерии

Какие бы критерии для признания истинными решения собора церкви предложили бы вы?

40

41 Насколько вселенские соборы – действительно вселенские

Насколько вселенские соборы – действительно вселенские

41

42 Соборы утверждали догматы и каноны

Соборы утверждали догматы и каноны

Соборы утверждали Догматы и Каноны

Догматы – это постулаты христианского учения как выражение Истины Каноны – правила временного, дисциплинарного или обрядного характера

42

43 Хронология соборов

Хронология соборов

Худший в моральном, духовном и справедливом характере, интриги

Христологическая лихорадка

Явное заблуждение и нарушение апостольской традиции

43

44 Никейский Собор

Никейский Собор

Никейский Собор 325г.

Собран в городе Никее

44

45 Важные факты

Важные факты

Собран в городе Никее в 325 году По инициативе императора Константина в соборе участвовало около 300 епископов Была осуждена ересь Ария и подтверждена вера в Боговоплощение Утвержден Никейский Символ Веры

1 Никейский собор

45

46 Цели собора

Цели собора

Достичь единства в церкви на востоке Решить АРИАНСКИЙ спор

1 Никейский собор

46

47 О чем учил Арий

О чем учил Арий

По учению Ария, Сын Божий (Христос) — творение Бога, следовательно, не предвечен, то есть находится в подчинении Богу Отцу. Согласно Арию, Сын — первое творение Отца, посредник между Богом и тварью. Арианское учение о тварности Сына Божьего в своих дальнейших выводах вело к уничтожению главного догмата христианства — догмата искупления, а вместе с тем и к низвержению всего христианства. Это лжеучение было тем опаснее, что оно вскоре после своего появления получило значительное распространение и приобрело себе очень многих сторонников.

47

48 Результаты собора

Результаты собора

Сформулирован антиарианский символ христианской веры По вопросам церковной дисциплины и управления Собор издает 20 правил Декларация времени празднования Пасхи Правила приема отпадших (гонения)

1 Никейский собор

48

49 Никейский символ веры

Никейский символ веры

Никейский СИМВОЛ ВЕРЫ

Никейский символ веры (лат. Symbolum Nicaeum) — формула вероисповедания, принятая на Первом Никейском соборе (325 год), согласно которой Бог Сын «единосущий (?????????, consubstantialis) Отцу».

49

50 Текст символа веры

Текст символа веры

Веруем в единого Бога, Всемогущего Отца, Творца всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного Отцу, в Бога от Бога, в свет от света, в Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного [homoousios] Отцу, через Которого все начало быть на небе и на земле, Который ради нас и нашего спасения сошел с небес и воплотился в человека, пострадал и воскрес на третий день, вознесся на небо и вернется, чтобы судить живых и мертвых. И в Святого Духа. Тех же, кто говорит, что когда-то Его не было, что прежде рождения Его не было, или что Он вышел из того, чего не существует, или что у Сына Божьего иная природа [hypostasis], или сущность [ousia], или что Он сотворен, или что Он подвержен изменениям, вселенская церковь предает анафеме23.

50

51 Немного из правил собора

Немного из правил собора

..

11. Об отступивших от веры, не по принуждению, или не причине отъятия имений, или опасности, или чего либо подобнаго, как то случилось в мучительство Ликиниево, Собор определил, являть милость им, Если и не суть достойны человеколюбия. Которые истинно покаются: те три года проведут между слушающими чтение писаний, яко верные: и семь лет да припадают в церкви, прося прощения: два же лета будут участвовать с народом в молитвах, кроме причащения святых тайн. 13. Благодатию призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом аки псы, на свою блевотину возвратившиеся, так что некоторые и серебро употребляли, и посредством даров достигли восстановления в воинский чин: таковые десять лет да припадают в церкви, прося прощения, по трехлетнему времени слушания писаний в притворе.... которые со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями, обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определеннаго времени слушания, прилично будет принимать в общение молитв. А которые равнодушно понесли свое грехопадение, и вид вхождения в церковь возомнили для себя довольным ко обращению: те всецело да исполняют время покаяния. 16. Если которые пресвитеры, или диаконы, или вообще к клиру причисленные, опрометчиво и страха Божия пред очами не имея, и церковнаго правила не зная, удалятся от собственной церкви: таковые отнюдь не должны быть приемлемы в другой церкви: и надлежит всякое понуждение противу их употребить, да возвратятся в свои приходы; или, Если останутся упорными, подобает им чуждым быть общения. 20. Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу.

51

52 Второй Вселенский собор

Второй Вселенский собор

1 Константинопольский собор в городе Константинополе в 381 году, 150 епископов

52

53 Подтверждение веры в Божество Духа

Подтверждение веры в Божество Духа

Результаты собора

Подтверждение веры в Божество Духа Святого Дополнение никейского символа веры 5 пунктами Формулирование Никео-Цареградского символа веры – основного для большинства христианских конфессий

53

54 Текст Никео-Цареградского символа веры

Текст Никео-Цареградского символа веры

Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими), восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков. И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь

54

55 Вселенский собор

Вселенский собор

3 Вселенский собор

431 году в Ефесе 200 епископов Император Феодосий

55

56 Быстрые факты

Быстрые факты

Против Нестория Утвержден термин – «богородица» по отношению к Марии Собор не был по сути вселенским, так как на нем не присутствовала полнота церкви Собор был признан императором позже Для победы использовался подкуп, интриги, лукавство и неканоничность проведения собора

56

57 Из книги «Вселенские соборы» Карташева

Из книги «Вселенские соборы» Карташева

По своему внешнему облику Ефесский собор 431 г., в сравнении с другими вселенскими соборами, является самым неблагообразным, смутным, неудачным и формально просто не состоявшимся. По своей беспорядочности он немногим уступает соседнему по времени и месту с ним Ефесскому же собору 449 г., собранному также в качестве вселенского, но заклейменному вскоре жутким названием «разбойничьего».

57

58 3 вселенский собор положил «начало болезней»

3 вселенский собор положил «начало болезней»

3 вселенский собор положил «НАЧАЛО БОЛЕЗНЕЙ»

И, как известно, Ефес 431 г. был только «началом болезней». Если арианская лихорадка бурно трепала церковный организм долгих шесть десятилетий, то перемежающаяся лихорадка христологических споров растянулась на целых 250 лет, износила исторический организм церкви до явного утомления, расколола и умалила самую Византийскую империю, унесла из лона кафолической церкви миллионы душ, ввергнув их в ереси, и отняла y греческой державы весь иноплеменный окраинный Восток. (Карташев «вселенские соборы» )

58

59 Зависть, борьба за власть

Зависть, борьба за власть

Заметьте ...

Зависть, борьба за власть, гнев и нравственные пороки чрез ширму филосовского богословствования находили себе формы для воплощения и удовлетворения.

59

60 Вселенский собор, Халкидонский

Вселенский собор, Халкидонский

4 Вселенский собор, Халкидонский

451 году В городе Халкидоне

60

61 Причины, цели и краткие факты

Причины, цели и краткие факты

По поводу учения Евтихия, монофизитство Монофизитство – учило о поглощении человеческой природы Христа Божественной природой или слиянию

61

62 Главное решение собора

Главное решение собора

что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).

62

63 5 «вселенский» собор

5 «вселенский» собор

553 год Константинополь 165 епископов

63

64 Около-Монофизитская реакция среди востока

Около-Монофизитская реакция среди востока

Комара оцеживающие, верблюда поглащающие ...

Около-Монофизитская реакция среди востока Осуждение работ давно умерших Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского, Ивы Эдесского

64

65 Константинополь

Константинополь

6 «вселенский» собор

680 г. Константинополь

65

66 Спор о двух волях во Христе

Спор о двух волях во Христе

..

Собор по поводу «монофелитского» учения Монофелитство – учение о том, что во Христе была одна воля – Божественная Ответ собора в том, что без своей воли, человек не может быть полностью человеком...и поэтому Христос был бы не полностью человеком

66

67 Основная догматическая мысль

Основная догматическая мысль

признавать в Иисусе Христе два естества -Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

67

68 Иконопочитание

Иконопочитание

7 «вселенский» собор

В г. Никее 787 г.

68

69 Из слов главного защитника Иоанна Дамаскина

Из слов главного защитника Иоанна Дамаскина

Попытки изображать Бога в виде какого-то образа были бы верхом глупости и нечестивости... Но поскольку Бог... стал подлинным человеком... отцы, зная, что не все умеют читать или имеют время для этого, одобрили изобразительное описание этих фактов, дабы оно служило кратким комментарием

69

70 Собор пытался богословски выделить понятия

Собор пытался богословски выделить понятия

Познавательно ...

Собор пытался богословски выделить понятия: «поклонения» – latria , и «почитания» - dulia «поклонение» – только Богу, а «почитание» и всем святым предметам и изображениям.

А можно ли эту границу в случае с религиозным «почитанием» изображений соблюсти праведно? Почему этого не получилось у Изральтян, а у язычников обращенных в христианство должно было получится? Кто будет отвечать за погубленные идопоклонством в народе души?

70

71 Неподходящий способ наставления христиан в храме

Неподходящий способ наставления христиан в храме

Примечательно ответ реформаторов

"В таком случае мы скажем, что это это неподходящий способ наставления христиан в храме. Богу угодно, чтобы оно совершалось иначе... Он сообщает общее для всех людей учение путем возвещения своего Слова и в Таинствах.

71

72 Откуда происходит это невежество

Откуда происходит это невежество

Примечательно ответ реформаторов

Я спрашиваю, откуда происходит это невежество, как не от того, что они лишены святого учения, в котором бы надлежало их наставлять?

72

73 Иисус Христос начертан перед нашими глазами Евангельской вестью

Иисус Христос начертан перед нашими глазами Евангельской вестью

Св. Павел свидетельствует, что Иисус Христос начертан перед нашими глазами Евангельской вестью, как бы распят перед нами (Гал. 3:1). К чему тогда воздвигать в храмах такое множество крестов из дерева, серебра и золота? Ведь народу внушают, что Христос был распят для того, чтобы понести за нас проклятие на кресте, искупить наши грехи своею жертвой, омыть нас своею кровью и примирить нас с Богом, своим Отцом. Это простое Слово несет в себе больше пользы для простецов, чем тысяча крестов из дерева или камня.” ЖАН КАЛЬВИН

73

74 Являются ли соборы богодухновенными решениями

Являются ли соборы богодухновенными решениями

В полноте нет. Условно. Только в том, что согласуется с Св. Писанием в традиции ранней церкви Созыв соборов – императорами, а не Духом Божиим через церковь решения были не всегда основаны на традиционном толковании Св. Писания В толковании Писания нарушалась герменевтика и экзегетика Собрания по самому духу своему и делам не достойные названия христианских

74

75 Сравните образ церкви времен соборов с ранним образом церкви 2 века

Сравните образ церкви времен соборов с ранним образом церкви 2 века

Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни в чём не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей ищущих новизны, они не привержены к какому либо учению человеческому как другие, но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни.

75

76 Сравните образ церкви времен соборов с церковью 2 века

Сравните образ церкви времен соборов с церковью 2 века

Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. Они вступают в брак как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти (См. 2 Кор. 10, 3; Рим. 8, 12). Находятся на земле, но суть граждане небесные (см. Фил. 3, 18-20). Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют (см. 2 Кор. 6, 9-10). Бесчестят их, но они тем прославляются (1 Кор. 4, 10); клевещут на них, а они оказываются праведны; злословят, а они благословляют (1 Кор. 4, 12); их оскорбляют, а они воздают почтением; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются (2 Кор. 6, 10), как будто им давали жизнь. Иудеи вооружаются против них как против иноплеменников, и эллины преследуют их, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят. ПОСЛАНИЕ К ДИОГНЕТУ ИУСТИНА МУЧЕНИКА

76

77 Что говорили подвижники

Что говорили подвижники

А что говорили подвижники ...

Слова подвижника и молитвенника Исаака Сирина, у которого есть такие слова: "Ходи пред Богом в простоте, а не в знании. Простоте сопутствует вера, а за утонченностью и изворотливостью помыслов следует самомнение; за самомнением же - удаление от Бога» (Слова подвижнические. С. 214).

77

78 Интересная цитата

Интересная цитата

Что же такое ересь? Как ересь можно отличить от допустимого в Церкви разномыслия? Как отличить еретика от ревностного православного христианина, желающего защищать и хранить чистоту своей веры? Есть только один способ. Всякая ересь порождает раскол, а где раскол, там нет любви… Там, где нет любви — нет чистоты отношений и нет единства... Если мы встречаемся с человеком, который утверждает, что борется за чистоту Православия, но в его глазах опасный огонь гнева, ему везде чудятся еретики, он готов идти на бой и на разделение Церкви, он готов поколебать основы церковного бытия, якобы защищая Православие; когда в человеке, возглавляющем еретическое учение, мы не находим любви, а находим только гнев, то это первый признак того, что это волк в овечьей шкуре». (См.: Проповедь Патриарха Кирилла ).

78

79 Cписок церквей

Cписок церквей

Cписок церквей расколовшихся в течении или сразу за вселенскими соборами

Греко-православная церковь (византийская) Римо Католическая Армянская Апостольская (Григорианская) Церковь Сирийская (Православная якобитская) церковь Коптская (Православная) церковь Эфиопская (Православная) церковь Эритрейская (Православная) церковь Маланкарская Православная церковь Маланкарская Православная Сирийская церковь Независимая Якобитская Церковь Малабара Ассирийская Церковь Востока (Несториане) Мартомитская церковь

79

«Древняя церковь»
http://900igr.net/prezentacija/religii-i-etika/drevnjaja-tserkov-35812.html
cсылка на страницу

Православие

8 презентаций о православии
Урок

Религия и этика

23 темы
Слайды