Без темы
<<  Игры разума Инь и Ян  >>
Интерпретация поэтического полилога о Рождестве
Интерпретация поэтического полилога о Рождестве
Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды,
Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды,
Более двух тысяч лет тому назад произошло, казалось бы, обычное
Более двух тысяч лет тому назад произошло, казалось бы, обычное
Несмотря на общность темы, все стихотворения отличаются своей системой
Несмотря на общность темы, все стихотворения отличаются своей системой
Стихотворение Иосифа Бродского построено на стремлении лирического
Стихотворение Иосифа Бродского построено на стремлении лирического
Представь, что Господь в Человеческом Сыне Впервые Себя узнает на
Представь, что Господь в Человеческом Сыне Впервые Себя узнает на
Алексей Хомяков в поэтической форме очень подробно воспроизводит
Алексей Хомяков в поэтической форме очень подробно воспроизводит
Образ пещеры, в которую читатель входит вместе с остальными героями,
Образ пещеры, в которую читатель входит вместе с остальными героями,
Состояние лирического героя, ставшего свидетелем этого ночного
Состояние лирического героя, ставшего свидетелем этого ночного
Стихотворение Бориса Пастернака интересно и богато такими тропами
Стихотворение Бориса Пастернака интересно и богато такими тропами
Безрадостное, неуютное пространство вокруг вертепа, по-своему
Безрадостное, неуютное пространство вокруг вертепа, по-своему
В эту ночь вся тварь была в волненьи, Пели птицы в полуночной мгле,
В эту ночь вся тварь была в волненьи, Пели птицы в полуночной мгле,
Вообще, метафорическая насыщенность стихотворений — одна из
Вообще, метафорическая насыщенность стихотворений — одна из
Произведение Бориса Пастернака, например, можно разделить на пять
Произведение Бориса Пастернака, например, можно разделить на пять
На Земле много лет тому назад родился Сын Божий… И вдруг
На Земле много лет тому назад родился Сын Божий… И вдруг
Во и второй и третьей строфах он описывает еще более реальный и
Во и второй и третьей строфах он описывает еще более реальный и
И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда
И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда
Стихотворение Владимира Соловьёва построено на сравнении и сочетании
Стихотворение Владимира Соловьёва построено на сравнении и сочетании
При чтении описания прошлого у читателя рождается образ открытой,
При чтении описания прошлого у читателя рождается образ открытой,
Стихотворение Иосифа Бродского похоже на беседу с дорогим сердцу
Стихотворение Иосифа Бродского похоже на беседу с дорогим сердцу
Лирическому герою тяжело и неуютно в этом холодном, сдавленном
Лирическому герою тяжело и неуютно в этом холодном, сдавленном
Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик
Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик
Следует заметить, однако, что, в отличие от стихотворений других
Следует заметить, однако, что, в отличие от стихотворений других
Бесспорно, огромное значение в создании художественного мира
Бесспорно, огромное значение в создании художественного мира
Примечательно то, что именно ранним утром волхвы, которым открылась
Примечательно то, что именно ранним утром волхвы, которым открылась
Читая стихотворение Афанасия Фета, мы не ощущаем, в какой точке
Читая стихотворение Афанасия Фета, мы не ощущаем, в какой точке
Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог
Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог
Анализируя стихи, я также заметила, что некоторые поэты активно
Анализируя стихи, я также заметила, что некоторые поэты активно
В отличие от Алексея Хомякова, у Владимира Соловьёва назван лишь один
В отличие от Алексея Хомякова, у Владимира Соловьёва назван лишь один
Нельзя не отметить также, что среди всех произведений стихотворение
Нельзя не отметить также, что среди всех произведений стихотворение
Рождество… Какое таинство несёт в себе этот праздник
Рождество… Какое таинство несёт в себе этот праздник
Рождественская звезда Бориса Пастернака освещает путь всем пришедшим в
Рождественская звезда Бориса Пастернака освещает путь всем пришедшим в
Источники: Владимир Соловьев http://www
Источники: Владимир Соловьев http://www

Презентация: «Интерпретация поэтического полилога о Рождестве». Автор: User. Файл: «Интерпретация поэтического полилога о Рождестве.ppt». Размер zip-архива: 2133 КБ.

Интерпретация поэтического полилога о Рождестве

содержание презентации «Интерпретация поэтического полилога о Рождестве.ppt»
СлайдТекст
1 Интерпретация поэтического полилога о Рождестве

Интерпретация поэтического полилога о Рождестве

2 Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды,

Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды,

которые Ты поставил, то что [есть] человек … Пс.8:4-10 Рождество… Этот замечательный праздник приносит в обыденную жизнь людей много радости и чудес. Он приходит к нам зимой, когда земля покрыта тёплым белоснежным нарядом, когда всё вокруг искрится и блестит от сияния звёзд ночного неба и утопает в роскоши оттенков и полутонов белого, серебристого, голубого, лазурного, золотого и других цветов. Поистине неземная красота погружает нас в самую добрую рождественскую сказку. Мы всегда с особым волнением ждём этого праздника, искренне веря в то, что за ним скрыта какая-то великая и непостижимая человеку тайна. Тайна Рождества и явления миру его Спасителя.

3 Более двух тысяч лет тому назад произошло, казалось бы, обычное

Более двух тысяч лет тому назад произошло, казалось бы, обычное

событие — родился человек. Что тут особенного, ведь в мире каждую секунду на свет появляется гораздо больше детей? Но нет, этот новорождённый был действительно особенным: он был призван открыть людям Истину и пройти свой нелегкий земной путь. Каждый из нас с детства знает историю этого праздника (см. мультфильм «Рождество»). В рождественские дни весь мир освещается добротой и любовью, в душе каждого человека словно зажигается маленькая Вифлеемская звезда, согревающая его изнутри своим лучезарным теплом. Люди, как волхвы и пастухи, стремятся идти за этой звездой Веры, Добра и Счастья. И каждому живущему на земле она открывает что-то, нужное именно ему. Этот светлый праздник Рождества Христова, эта великая тайна привлекали к себе немало великих мыслителей, поэтов, музыкантов и художников. Передо мной пять стихотворений поэтов, живших в разные исторические эпохи. Все они объединены общей темой — темой Рождества, рождения Бога на Земле. В основе сюжета каждого произведения лежит один и тот же евангельский мотив — рождение Иисуса Христа, однако каждый из авторов поведал людям эту историю по-своему.

4 Несмотря на общность темы, все стихотворения отличаются своей системой

Несмотря на общность темы, все стихотворения отличаются своей системой

образов. Наиболее богато она представлена в произведении Бориса Пастернака «Рождественская звезда». Читая это произведение, мы живо представляем себе холодный зимний вечер с порывистым злым ветром, пещеру, находящуюся «на склоне холма», сидящих где-то поодаль пастухов, «мерцающую звезду по пути в Вифлеем», толпы людей, животных, идущих к пещере, ангелов, затерявшихся в «ораве народа», раннее утро, Марию с Младенцем на руках. Картина эта не статична. Обилие употреблённых для её описания глаголов («дул», «пламенело», «везли», «спускались», «толпились», «топтались», «ругались», «ревели», «лягались»), в полной мере отражает смену и сочетание различных действий. Уже сама семантическая окрашенность слов свидетельствует о приближении, нет, совсем не праздника, напротив — чего-то страшного, жуткого, необратимого: «Собаки брели, озираясь с опаской, / И жались к подпаску, и ждали беды». Более того, глаголы несовершенного вида привносят дополнительный эффект какого-то изнурительного, не прекращающегося ни на минуту действия.

5 Стихотворение Иосифа Бродского построено на стремлении лирического

Стихотворение Иосифа Бродского построено на стремлении лирического

героя передать ощущения той ночи, когда родился Бог. Поэт использует слова, помогающие описать состояние, переживаемое лирическим героем: «холод», «голод». Они лишь усиливают уже возникшее в душе читателя чувство тревоги и даже страха. В произведении поэта-символиста Владимира Соловьева таких конкретных, зрительных образов значительно меньше. Перед читателем возникает трудно уловимый образ «бесчисленных миров», открытого космоса, в котором эпизодически возникают реалии настоящего, современного поэту мира: здесь, средь «суеты случайной», в «потоке шумном жизненных тревог» возникают образы царей, которые «на небо больше не глядят», и пастырей, переставших слушать, как в пустыне «Ангелы про Бога говорят». Поэт видит свою задачу в том, чтобы содействовать восстановлению целостности мира, объединению Мировой Души с небесной Софией.

6 Представь, что Господь в Человеческом Сыне Впервые Себя узнает на

Представь, что Господь в Человеческом Сыне Впервые Себя узнает на

огромном Впотьмах расстояньи: бездомный в бездомном… И. Бродский

7 Алексей Хомяков в поэтической форме очень подробно воспроизводит

Алексей Хомяков в поэтической форме очень подробно воспроизводит

евангельский сюжет. Его стихотворение наполнено конкретными, легко узнаваемыми образами: здесь и различные животные, и птицы, поющие в полуденной мгле, и цари «в затейливых тюрбанах», и ясли со спящим в них прекрасным младенцем, и пещера, освещённая факелами. При чтении этого стихотворения в воображении читателя возникает бескрайняя пустыня с золотыми песками, по которой неторопливо, «важно» движется караван верблюдов и слонов. Они идут на свет чудесной звезды, которую пытаются разглядеть, «устремивши взоры в небосклон» цари. Кажется, что все живое в мире находится во власти этого чудесного, никогда и никем не виденного раньше света Вифлеемской звезды. Это событие символизирует собой единение всего живого. И такая трактовка известного библейского сюжета, на мой взгляд, отражает одну из главных идей славянофилов, к которым относился русский поэт, богослов и философ Алексей Хомяков, — идею соборности во имя спасения и преображения мира.

8 Образ пещеры, в которую читатель входит вместе с остальными героями,

Образ пещеры, в которую читатель входит вместе с остальными героями,

также необычен. Несмотря на то что пещера сама по себе является узким и ограниченным пространством, этой тесноты и замкнутости практически не ощущается. Изнутри пещера освещена факелами, которые не гаснут ни на минуту. Этот свет создает атмосферу тепла, уюта и умиротворения. Ни единого лишнего движения, даже «колесницы двигаются бесшумно», чтобы не нарушить создавшуюся благостную атмосферу. Другой русский поэт, Афанасий Фет, обращаясь к библейскому сюжету, не изменяет своему стилю: для него главным остается Красота: Красота земли, человека и искусства, Красота мирозданья. Поэтому основными образами его стихотворения становятся образы ночи и мира, словно принявшими в свои руки родившегося на свет Младенца.

9 Состояние лирического героя, ставшего свидетелем этого ночного

Состояние лирического героя, ставшего свидетелем этого ночного

таинства, спокойное, безмятежное и умиротворённое. В отличие от стихотворений А. Хомякова и В. Соловьёва это произведение, как мне кажется, рисует статичную картину: ночь, Младенец в яслях и сидящая рядом с ним Богоматерь. И ничто больше не может нарушить этой удивительной гармонии мира, человека и родившегося на свет Бога. В своей поэзии А. Фет стремился в противоположность поэтам-демократам уйти от действительности, погрузиться в созерцание вечной Красоты, не причастной суете, тревогам, волнениям и горечи повседневности. Все это обусловило приятие Афанасием Афанасьевичем в 40-е годы романтической философии искусства, а в 60-е годы — теории «чистого искусства». Те или иные образы поэты разных направлений в искусстве создают в воображении читателей при помощи различных средств языковой выразительности. Многообразие этих средств помогает читателю ощутить все оттенки чувств лирического героя, приблизиться к пониманию написанного, понять в той или иной мере глубину авторского замысла.

10 Стихотворение Бориса Пастернака интересно и богато такими тропами

Стихотворение Бориса Пастернака интересно и богато такими тропами

Частое использование антитезы даёт читателю возможность почувствовать то разное, увидеть то противоположное, которое волнует и тревожит не только лирического героя, но и самого автора. В самом начале стихотворения Б. Пастернак противопоставляет состояние Младенца дыханию вола («И холодно было Младенцу в вертепе – Его согревало дыханье вола»). Вместе с тем такое противопоставление даёт возможность почувствовать, насколько близки друг другу вол и человек. Между природой и человеком в лирике Пастернака нет никаких границ. Они взаимопроникают друг в друга, человек уподобляется природе и наоборот. Единство мира довольно часто в творчестве поэта демонстрируется через взаимопроникновение предметов и явлений друг в друга. Известная библейская легенда послужила для Пастернака прекрасной возможностью ещё раз убедить в этом читателя.

11 Безрадостное, неуютное пространство вокруг вертепа, по-своему

Безрадостное, неуютное пространство вокруг вертепа, по-своему

передающее ощущения лирического героя в этом полуразрушенном, но ещё живущем мире, противопоставлено внутренней тёплой и радостной обстановке вертепа («Вдали было поле в снегу и погост, ограды, надгробья, оглобля в сугробе …» – над яслями «тёплая дымка плыла…»), символизирующей своего рода приют души, место, где можно укрыться от всех тягот судьбы и обрести покой и силу. Особенно привлекает внимание читателей образ Рождественской звезды. Ведь если бы её не было, то, возможно, волхвы и пастухи не нашли бы верной дороги к Младенцу. Борис Пастернак трижды использует сравнения, описывая звезду: «пламенела, как стог», «как отблеск поджога», «как хутор в огне и пожар на гумне». Поэт сравнивает звезду с привычными для простого читателя образами. Интересно отметить, что при этом горящие стога, пожары плавно переходят в свет звезды. Взаимопроникающие образы и предметы — источник пастернаковской метафоры, которая помогает читателю объединить в своём воображении тот самый привычный материальный мир и мир духовный.

12 В эту ночь вся тварь была в волненьи, Пели птицы в полуночной мгле,

В эту ночь вся тварь была в волненьи, Пели птицы в полуночной мгле,

Возвещая всем благоволенье, Наступленье мира на земле… А. Хомяков

13 Вообще, метафорическая насыщенность стихотворений — одна из

Вообще, метафорическая насыщенность стихотворений — одна из

отличительных черт поэзии Бориса Пастернака. Его метафора необычна сама по себе и очень непохожа на привычные поэтические метафоры. Пастернаковская метафора является не столько художественным приёмом, сколько возможностью для поэта преодолеть ограниченность творческих сил, отведённых границами жизни. Его метафоры в широком смысле слова реконструируют единство человека с окружающей действительностью, превращая всё вокруг в цельную картину мироздания. Каждое из предложенных для анализа стихотворений отличается своей внутренней организацией, своей композицией.

14 Произведение Бориса Пастернака, например, можно разделить на пять

Произведение Бориса Пастернака, например, можно разделить на пять

частей: первая (экспозиция) представляет собой описание окружающей среды, вторая — появление на небе звезды; третья — путь живых существ в вертеп; четвёртая (кульминация) — «виденье грядущей поры»; пятая — описание таинства, происходящего в вертепе. Таким образом, данное произведение имеет чётко выстроенный сюжет, в котором наиболее ярко выделяется кульминация: Все мысли веков, все мечты, все миры, Все будущее галерей и музеев, Все шалости фей, все дела чародеев, Все елки на свете, все сны детворы. Весь трепет затепленных свечек, все цепи, Все великолепье цветной мишуры… …Все злей и свирепей дул ветер из степи… …Все яблоки, все золотые шары.

15 На Земле много лет тому назад родился Сын Божий… И вдруг

На Земле много лет тому назад родился Сын Божий… И вдруг

художественное время произведения начитает стремительно ускорять свой бег, и быстро, словно в кино, проносятся сменяющие друг друга кадры громаднейшей эпопеи — новые миры, феи, чародеи, детвора, свечи, мишура. Но в какой-то момент время вновь замедляет свой ход, и мы вместе с лирическим героем вновь оказываемся в реальном мире, где «свирепый» ветер всё злее дул из степи, подгоняя и опережая уносящееся в снежном вихре время. Прием анафоры (все — все), использованный Б. Пастернаком, помогает ему сделать, казалось бы, невозможное — объединить и прошлое, и настоящее, и будущее. Алексей Хомяков в своём поэтическом изложении библейской легенды переходит от общего к частному, достигая при этом большей конкретики, которая, безусловно, способствует более реальному изображению давно пережитых людьми событий: В эту ночь Земля была в волненьи: Блеск большой диковинной звезды Ослепил вдруг горы и селенья, Города, пустыни и сады.

16 Во и второй и третьей строфах он описывает еще более реальный и

Во и второй и третьей строфах он описывает еще более реальный и

понятный читателю караван, движущийся навстречу вспыхнувшей на небе звезде. В четвёртой строфе рассказывается о пещере, в которой находится новорождённое Дитя. Пятая строфа является своеобразным итогом первой. В ней подчёркивается важность описываемого в стихотворении события. Таким образом, кольцевая композиция произведения символизирует собой нетленность, вечность великой идеи единения всех живущих на Земле людей. Замена слова «Земля» на церковно-славянское слово «тварь» говорит о том, что каждое живое существо ощутило под воздействием этого единения не выразимую словами благодать. Ассонанс на звуки [о] и [и] придает всему произведению необыкновенную мелодичность и музыкальность, что свойственно поэзии Хомякова. После прочтения стихотворения, мы, как полюбившуюся песню, мотив которой не в силах забыть, ещё долго будем представлять медленно плывущий к своей звезде караван…

17 И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда

И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда

Рождества… Б. Пастернак

18 Стихотворение Владимира Соловьёва построено на сравнении и сочетании

Стихотворение Владимира Соловьёва построено на сравнении и сочетании

трёх времён. Сначала лирический герой вспоминает прошлое, ту таинственную ночь, «когда, устав от злобы и тревог, Земля в объятьях неба опочила…». «Опочить» означает умереть. Этот невероятный оксюморон несёт в себе глубокий смысл: Земля закончила свое существование в час рождения Сына Божьего и в тот же миг в объятьях неба возродилась к новой светлой жизни. Так было две тысячи лет тому назад. Прошлое трагично и красиво в одно и то же время. Настоящее, в котором живёт лирический герой, заметно отличается от прошлого: И многое уж невозможно ныне: Цари на небо больше не глядят, И пастыри не слушают в пустыне, Как Ангелы про Бога говорят.

19 При чтении описания прошлого у читателя рождается образ открытой,

При чтении описания прошлого у читателя рождается образ открытой,

ничем не скованной Земли. В описании настоящего художественное пространство заметно сужается: взгляд лирического героя не устремлён ввысь, он уходит от неба и останавливается на более конкретном. Последняя строчка определяет будущее время, которое отчетливо видится лирическому герою: «Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог». Стихотворение не разделено автором на строфы, что также, на мой взгляд, символично: Бог и люди составляют единое целое. Используя прием антитезы, лирический герой утверждает важную мысль о том, что Бог «не за пределами бесчисленных миров», «не в шатре лазурном», «не в злом огне и не в дыханье бурном» — Он среди нас: «Он здесь теперь – средь суеты случайной, в потоке шумном жизненных тревог». Краткое, восклицательное утверждение «Да!» помогает читателю почувствовать всю силу веры лирического героя. Родившийся в ту таинственную ночь Бог не исчез, несмотря на смену эпох и течение времени. Он живёт в каждом из нас. Лирический герой, используя при обращении к читателю местоимение второго лица единственного числа («Владеешь ты всерадостною тайной...»), заставляет и его поверить в истинность этих слов.

20 Стихотворение Иосифа Бродского похоже на беседу с дорогим сердцу

Стихотворение Иосифа Бродского похоже на беседу с дорогим сердцу

другом. Оно построено в форме активного диалога, ведя который, лирический герой ожидает от собеседника ответных действий. С первых строк он вступает в диалог с читателем, обращаясь к нему при помощи глаголов повелительного наклонения: Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере, Используй, чтоб холод почувствовать, щели В полу, чтоб почувствовать голод – посуду, А что до пустыни, пустыня повсюду…. Читаешь эти строчки и под их воздействием вместе с лирическим героем невольно переносишься в тёмное, холодное, сырое помещение, где можно согреться лишь теплом горящей спички. Эта маленькая спичка символизирует звезду Рождества, свет которой не совсем ещё погас в душе лирического героя.

21 Лирическому герою тяжело и неуютно в этом холодном, сдавленном

Лирическому герою тяжело и неуютно в этом холодном, сдавленном

мрачными, сырыми стенами мире. «А что до пустыни, пустыня повсюду», — так характеризует он время, в котором живёт. Он не находит понимания в современном мире и потому ощущает себя одиноким странником в пути. Композиционно стихотворение И. Бродского делится на четыре части, каждая из которой начинается повелевающим обращением к читателю: «Представь…». Следует отметить, что первые две части статичны и построены по типу описания места действия. Третья часть повествует о пришедших в пещеру трех царях. Лирический герой сравнивает их «с тремя лучами», светом, а свет, как известно, означает тепло и добро.

22 Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик

Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик

Звездный хор к иному хору Слухом трепетно приник…. А. Фет

23 Следует заметить, однако, что, в отличие от стихотворений других

Следует заметить, однако, что, в отличие от стихотворений других

поэтов, написанных на тот же библейский сюжет, у Бориса Пастернака заметно ограничено количество участников той ночи: их всего лишь трое — Мария, Иосиф и Младенец. Бесприютность, пустота и одиночество усиливаются последними строчками стихотворения: Представь, что Господь в Человеческом сыне впервые себя узнаёт на огромном впотьмах расстояньи: бездомный в бездомном. Лексический повтор двух синтаксических форм одного и того же слова обрывает библейскую легенду, тем самым акцентируя внимание читателей, как мне кажется, на потере обществом той главной идеи Рождества, о важности которой так ярко поведал миру А. Хомяков, — идеи единения.

24 Бесспорно, огромное значение в создании художественного мира

Бесспорно, огромное значение в создании художественного мира

произведения несут в себе и такие категории, как пространство и время. В стихотворении Пастернака сливаются два времени — реальное и нереальное. Реальное время проступает через такие детали, как виднеющееся вдали «поле», засыпанный снегом «погост», выглядывающие из сугробов «ограды, надгробья, оглобля», а также располагающийся поодаль «пруд», уходящие ввысь «верхушки ольхи», свитые на деревьях «гнезда грачей». Нереальное время — это время таинственной ночи, хранящей в себе великую тайну Рождества Христова. Борис Пастернак удивительным образом соединяет два совершенно разных временных пласта в единое целое – вечность. «Время» и «вечность» постоянно звучат в стихах Пастернака, по-разному выявляя себя в поэтическом слове, насыщая лирический текст философским содержанием.

25 Примечательно то, что именно ранним утром волхвы, которым открылась

Примечательно то, что именно ранним утром волхвы, которым открылась

величественная истина рождения Бога, видят свет звезды Рождества, хотя в реальности утром увидеть этот свет уже почти невозможно. Утро играет важную роль в этом случае: оно символизирует не только начало нового дня, но и начало новой эры в истории всего человечества. В поэтике В. Соловьева также сосуществуют два мира: мир Времени и мир Вечности. Первый — мир Зла, второй — мир Добра. Найти выход из мира Времени в мир Вечности — задача каждого живущего на Земле человека. Победить Время, чтобы всё стало Вечностью, по глубокому убеждению философа, — цель космического процесса. Первый мир — это мир, в котором живут люди, мир Вечности — полное объединение людей с Богом. Именно в последней строчке стихотворения звучит мысль о том, что «мы вечны», вечны, если с нами Бог, если живо в наших душах Слово Божье. Настоящее же, утратившее эту связь, не устраивает лирического героя, но он верит в грядущее и будущее, уповая на Высшие Силы.

26 Читая стихотворение Афанасия Фета, мы не ощущаем, в какой точке

Читая стихотворение Афанасия Фета, мы не ощущаем, в какой точке

пространства находимся, в каком временном пласте пребываем. Но по лексическому значению отдельных слов делаем предположение, что находимся вне конкретного времени, ибо встреча человека с Богом возможна и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. На первый взгляд, вполне конкретный пейзаж («звезды южные», «звезда далекая», «ночь тиха») восходит к глубокому обобщению и рождает в душе читателя ощущение бесконечности, бескрайности. Именно ночью, когда успокаивается дневная суета, легче всего слиться в одно целое с природным миром, наслаждаясь его нерушимой, всеобъемлющей красотой. Здесь, в ночи у Фета нет даже проблесков хаоса, напротив, в мире царит величественная гармония, скрытая днем. Месяц уносит за собой в голубую даль душу поэта, а звезды оказываются его немыми, таинственными собеседниками.

27 Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог

Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог

В. Соловьев

28 Анализируя стихи, я также заметила, что некоторые поэты активно

Анализируя стихи, я также заметила, что некоторые поэты активно

используют такой поэтический прием, как цветопись. Например, в стихотворении Хомякова преобладают два цвета: жёлтый и синий. Жёлтый цвет мы видим от блеска диковинной звезды, от свечения факелов в пещере, да и сама пустыня жёлтого цвета. Все это, несомненно, рождает положительные чувства в душе читателя, так как для нас жёлтый цвет является олицетворением солнца и тепла. Поэтому мы забываем о том, что действие происходит ночью, ведь пустыня освещена светом звезды, а пещера — негаснущими факелами. Кстати говоря, одежду именно золотого и жёлтого цветов православные священники надевают во время богослужения в честь Иисуса Христа, в том числе в Рождественскую ночь. По одной из теорий, жёлтый цвет является символом новой жизни.

29 В отличие от Алексея Хомякова, у Владимира Соловьёва назван лишь один

В отличие от Алексея Хомякова, у Владимира Соловьёва назван лишь один

цвет — лазурный. Возможно, такой эпитет, часто появляющийся в поэзии В. Соловьева, вовсе неслучаен. Самыми знаменательными событиями в своей жизни Соловьёв называет три явления Софии. Мальчику девяти лет в храме, в двадцатитрёхлетнем возрасте в Британском музее и в египетской пустыне являлся лик Софии «в пурпуре небесного блистанья», с «очами, полными лазурного огня». Со времени этих видений София стала для Соловьёва ключевой фигурой в его жизни, он готов был служить ей, как слуга служит царице: «вся в лазури сегодня явилась предо мною царица моя…» Зная об этом, мы понимаем, о каком «лазурном шатре» упоминал в своём произведении поэт.

30 Нельзя не отметить также, что среди всех произведений стихотворение

Нельзя не отметить также, что среди всех произведений стихотворение

Бориса Пастернака отличается ещё и жанровым своеобразием. Оно скорее напоминает притчу, для которой, в первую очередь, характерны сказовая интонация и яркий аллегорический язык. Интересно и то, что каждый автор, описывая одно и то же событие, по-разному называет место, где родился Бог. У Владимира Соловьёва — это «ясли», у Бориса Пастернака — «вертеп», у Иосифа Бродского и Алексея Хомякова — «пещера». Это свидетельствует о том, что не легенда сама по себе становилась целью поэтического переложения. Нет, она стала поводом глубоких философских размышлений авторов и их поэтических истолкований.

31 Рождество… Какое таинство несёт в себе этот праздник

Рождество… Какое таинство несёт в себе этот праздник

Для Алексея Хомякова — это, прежде всего, объединение, соборность всех людей. Близок к этой идее и Иосиф Бродский, который, как мне показалось, рассказал о том, что может произойти с миром, если люди забудут о важности той ночи, рождения Бога и постижения Тайной Истины. Бывает, случается и так, что человеку кажется, что он один на всей Земле, и никто не может ему помочь. Но если мы будем помнить о том, что с нами Бог, то обретём не только Веру и Силу, но и Бессмертие. Именно так я поняла идею стихотворения Владимира Соловьева «Святая ночь». Афанасий Фет видел в Рождестве проявление Красоты, как внешней, так и духовной. Их единенье, их слиянье — главное условие для продолжения жизни, дарованной нам Богом.

32 Рождественская звезда Бориса Пастернака освещает путь всем пришедшим в

Рождественская звезда Бориса Пастернака освещает путь всем пришедшим в

этот мир людям, важно только не заплутать, не сбиться с истинного пути. А для этого нужно чаще обращать свой взор в небо, ибо на нём горит твоя звезда, зажжённая для тебя много лет тому назад. Возможно, все вместе они образуют некую логическую цепочку, своего рода философский полилог: первое повествует о великом событии — о Рождестве Христовом, второе утверждает гармонию внешней и духовной Красоты, третье напоминает о том, что если в душе царит доброта, то Бог всегда рядом, он в нас, четвертое дарует надежду на то, что для каждого из нас на небе горит рождественская звезда как символ спасения и душевной благодати, а пятое, словно «скрип поклажи» или «бренчание ботал», предостерегает нас от забвения Великой Истины, открывшейся когда-то миру. Так, каждое стихотворение в предрождественскую пору позволяет зажечься маленькому огоньку в душе любого человека и наполнить его сердце любовью, добротой и ожиданием чуда. (См. видеоклип «В ночь на Рождество»)

33 Источники: Владимир Соловьев http://www

Источники: Владимир Соловьев http://www

20century-art.ru/books/mirovaya_xudojestvennaya_kultu/filosofiya_vseedinstva/ http://dc-summit.info/razdely/vera/1813-russkaja-religioznaja-filosofija-v-licah-vladimir-solovev.html http://works.tarefer.ru/91/100084/index.html http://www.uralbrand.ru/studentam/sdacha-rabot/filosofija-analitika/580/713.html А.Фет http://www.portal-slovo.ru/philology/40634.php http://www.bestreferat.ru/referat-100396.html Б. Пастернак http://er3ed.qrz.ru/pasternak-articles.htm Видеофрагменты Мультфильм «Рождество»: http://www.youtube.com/watch?v=-0udQDwS_VE Видеоклип «В ночь на Рождество…»: http://www.youtube.com/watch?v=zzOT6gtZqkU&feature=results_video&playnext=1&list=PL65AA7EF56C68F56A

«Интерпретация поэтического полилога о Рождестве»
http://900igr.net/prezentacija/religii-i-etika/interpretatsija-poeticheskogo-poliloga-o-rozhdestve-113190.html
cсылка на страницу

Без темы

205 презентаций
Урок

Религия и этика

23 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по религии и этике > Без темы > Интерпретация поэтического полилога о Рождестве