Фонетика
<<  Фонетические игры Фонетические процессы  >>
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых
Цели, которые определяют основные направления в занятиях по
Цели, которые определяют основные направления в занятиях по
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по
Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической
Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической
Все упражнения проводятся по подражанию
Все упражнения проводятся по подражанию
Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который
Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который
РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
1. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи,
1. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи,
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и
Гласные звуки
Гласные звуки
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика
Йотированные гласные
Йотированные гласные
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Смычные глухие
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Смычные глухие
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика
Смычные звонкие Б, Д
Смычные звонкие Б, Д
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика
Щелевые глухие
Щелевые глухие
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика
Щелевые звонкие
Щелевые звонкие
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика
Аффрикаты
Аффрикаты
Сонорные
Сонорные
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ Дети стоят
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ Дети стоят
Дети стоят по кругу, руки опущены: а) шаг вперед левой ногой, руки
Дети стоят по кругу, руки опущены: а) шаг вперед левой ногой, руки
Дети стоят по кругу, руки опущены
Дети стоят по кругу, руки опущены
РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ Упражнения на развитие
РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ Упражнения на развитие
Затем в эту работу включаются фонационные упражне­ния
Затем в эту работу включаются фонационные упражне­ния
Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется
Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется
Следующим этапом является переход к слитному произ­ношению во фразе
Следующим этапом является переход к слитному произ­ношению во фразе
СЛОВА И КОРОТКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Переход от слоговых упражнений к слитному
СЛОВА И КОРОТКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Переход от слоговых упражнений к слитному
ТЕКСТЫ И СТИХОТВОРЕНИЯ(ПРИМЕР) Пришла зима
ТЕКСТЫ И СТИХОТВОРЕНИЯ(ПРИМЕР) Пришла зима
РАБОТА НАД ГОЛОСОМ Главным требованием к навыкам пользования голосом в
РАБОТА НАД ГОЛОСОМ Главным требованием к навыкам пользования голосом в
УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу
УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу
Дети стоят по кругу друг за другом
Дети стоят по кругу друг за другом
УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу, руки
УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу, руки
Чередование высокой и средней тесситуры: МА_— МО_ \ Чередование
Чередование высокой и средней тесситуры: МА_— МО_ \ Чередование
Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня
Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня
УПРАЖНЕНИЯ НА ЧЕРЕДОВАНИЕ НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕССИТУРЫ ма_
УПРАЖНЕНИЯ НА ЧЕРЕДОВАНИЕ НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕССИТУРЫ ма_
РАБОТА НАД РИТМОМ Одной из задач фонетической ритмики является
РАБОТА НАД РИТМОМ Одной из задач фонетической ритмики является
Ритм: па па па —по па па па — по па па па — пу Дети стоят по кругу,
Ритм: па па па —по па па па — по па па па — пу Дети стоят по кругу,
Ритм: та-та та-па то-то то-по ту-ту ту-пу ти-ти ти-пи тэ-тэ тэ-пэ 1
Ритм: та-та та-па то-то то-по ту-ту ту-пу ти-ти ти-пи тэ-тэ тэ-пэ 1
Работа над текстом Ритм: тата Мама тата папа тата та ты и я тата тата
Работа над текстом Ритм: тата Мама тата папа тата та ты и я тата тата
Прохлопывание ритмов — — , — — с одновременным проговариванием: слогов
Прохлопывание ритмов — — , — — с одновременным проговариванием: слогов
РАБОТА НАД ТЕМПОМ Задачи обучения темпу речи на занятиях фонетической
РАБОТА НАД ТЕМПОМ Задачи обучения темпу речи на занятиях фонетической
СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ та та замедленный та-та-та средний та, та, та
СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ та та замедленный та-та-та средний та, та, та
Дети стоят по кругу
Дети стоят по кругу
СЛОГОВЫЕ СКОРОГОВОРКИ па-та-ма-на ка-ли-ва-ла ка-ма-та-му ха-фа-ма-на
СЛОГОВЫЕ СКОРОГОВОРКИ па-та-ма-на ка-ли-ва-ла ка-ма-та-му ха-фа-ма-на
СЧИТАЛКИ Папа тут, Мама тут, Папа тут, папа там, мама там, мама там,
СЧИТАЛКИ Папа тут, Мама тут, Папа тут, папа там, мама там, мама там,
СТИХОТВОРЕНИЯ Кап кап кап Капля — раз, капля — два
СТИХОТВОРЕНИЯ Кап кап кап Капля — раз, капля — два
Падай, падай, снег, снег
Падай, падай, снег, снег
Использованная литература: Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. «Фонетическая
Использованная литература: Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. «Фонетическая

Презентация: «Фонетическая ритмика». Автор: Александр. Файл: «Фонетическая ритмика.ppt». Размер zip-архива: 720 КБ.

Фонетическая ритмика

содержание презентации «Фонетическая ритмика.ppt»
СлайдТекст
1 Фонетическая ритмика

Фонетическая ритмика

Выполнила: Поддубная Юлия, 5 курс ИСТГ.

2 Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых

различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

3 Цели, которые определяют основные направления в занятиях по

Цели, которые определяют основные направления в занятиях по

фонетической ритмике: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

4 Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по

фонетической ритмике направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

5 Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической

ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (2—5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

6 Все упражнения проводятся по подражанию

Все упражнения проводятся по подражанию

Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.

7 Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который

должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы: ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее; уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе; видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся; стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и учащихся; слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять; пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

8 РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, харак­теризуются тремя основными элементами: 1. Напряжённость; 2. Интенсивность; 3. Время.

9 1. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи,

1. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи,

напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно». 2. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо». 3. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».

10 Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и

согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.): Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.

11 Гласные звуки

Гласные звуки

12 Фонетическая ритмика
13 Фонетическая ритмика
14 Йотированные гласные

Йотированные гласные

15 Фонетическая ритмика
16 СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Смычные глухие

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Смычные глухие

17 Фонетическая ритмика
18 Смычные звонкие Б, Д

Смычные звонкие Б, Д

19 Фонетическая ритмика
20 Щелевые глухие

Щелевые глухие

21 Фонетическая ритмика
22 Щелевые звонкие

Щелевые звонкие

23 Фонетическая ритмика
24 Аффрикаты

Аффрикаты

25 Сонорные

Сонорные

26 Фонетическая ритмика
27 ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ Дети стоят

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ Дети стоят

по кругу, руки на поясе: Примечание. Здесь и далее все движения и проговаривания выполняются учениками синхронно с учителем. а) выпрыгнуть вверх с одновремен­ным разведением рук вверх в стороны, сказать па. б) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны и ног в стороны, сказать па

28 Дети стоят по кругу, руки опущены: а) шаг вперед левой ногой, руки

Дети стоят по кругу, руки опущены: а) шаг вперед левой ногой, руки

развести в стороны, сказать па б) встать на левую ногу (после выполнения пункта а), а правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к поднятой вытянутой ноге, сказать пу Дети стоят в центре круга, руки согнуты на уровне груди: а) сделать шаг назад, с напряжением выбросить руки, зажатые в кулаки, вверх в стороны, сказать та б)сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками в стороны, сказать то в)сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками вперед, перед собой, сказать ту

29 Дети стоят по кругу, руки опущены

Дети стоят по кругу, руки опущены

Движения выполнять слитно, одно переходит в другое. а)шаг левой ногой вперед. Встать на левую ногу, правую ногу отвести в сторону, одновременно выбросить руки вверх в стороны, сказать па. Вернуться в И. п. Шаг правой ногой и т. д. (см. выше) б) затем сразу опуститься на корточки, сгруппироваться, обхватив руками колени, сказать пу в) потом резко вытянуться вверх, одновременно подни­мая руки, сказать пи

30 РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ Упражнения на развитие

РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ Упражнения на развитие

дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет норма­лизовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Вначале дыхательные упражнения направлены на коор­динацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

31 Затем в эту работу включаются фонационные упражне­ния

Затем в эту работу включаются фонационные упражне­ния

После вдоха через нос следует медленный выдох с од­новременным произнесением согласных звуков: Ф____ Ф_____С_____ С____ С_____Ш_____ Ш____ Ш_____С_____ Ф____ С_____Ш_____ Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.

32 Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется

Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется

на одном движении произносится уже не слог, а слово. Например, счет от 1 до 10, где удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов сопровождается дирижированием, т. е. движением руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4, 5... и т. д.

33 Следующим этапом является переход к слитному произ­ношению во фразе

Следующим этапом является переход к слитному произ­ношению во фразе

Предложение Падает снег сопровождается плавным движением правой руки вниз на слово пада­ет, затем такое же движение левой руки на слово снег. Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные фразы. Это могут быть вопросы или строчки стихотворения, которые произносятся на одном выдохе. Словосочетание я водою дождевою... сопровождают движения: указательное движение на себя (я) переходит в давя­щее движение руками вперед (водою), которое, в свою очередь, переходит в следующее движение, имитирующее дождь (дождевою). Все движения выполняются слитно и плавно переходят одно в другое.

34 СЛОВА И КОРОТКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Переход от слоговых упражнений к слитному

СЛОВА И КОРОТКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Переход от слоговых упражнений к слитному

произне­сению слов и коротких предложений осуществляется на следующем речевом материале Счет от 1 до 10. Дети стоят по кругу. Левая рука лежит на области диафрагмы, правая — на уровне груди. Каждый ряд слов произносится на одном выдохе и сопровождается дирижированием, т. е. движение руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3,4, 5... и т. д. * * * Перечисление дней недели. И. п. такое же, как при счете. Каждую строчку говорить на одном выдохе: понедельник понедельник, вторник понедельник, вторник, среда понедельник, вторник, среда, четверг... и т. д. * * * Перечисление названий месяцев. 12 месяцев. В году 12 месяцев. Январь, февраль. Январь, февраль, март... и т. д.

35 ТЕКСТЫ И СТИХОТВОРЕНИЯ(ПРИМЕР) Пришла зима

ТЕКСТЫ И СТИХОТВОРЕНИЯ(ПРИМЕР) Пришла зима

Падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает белый снег. Тихо падает белый пушистый снег. Дети стоят по кругу. 1. Каждое предложение проговаривается на одном выдохе в сопровождении плавных, переходящих одно в другое движений: пришла зима — Одной рукой сделать призывный жест, затем сразу же перейти на движение как на звук з. падает снег — Плавное движение рукой вниз. тихо падает снег — На слове тихо поднести указательный палец ко рту и плавным движением отвести руку вниз. тихо падает белый снег — Повторить движение на слово тихо, затем расслабленно наклониться вперед. тихо падает белый пушистый снег — На три первых слова повторить движение, описанное выше, затем выпрямить туловище, руки согнуть на уровне груди, плавным мягким движением слегка опустить кисти рук вниз, а затем немного поднять вверх. 2. Проговаривание текста, убрав руки за спину.

36 РАБОТА НАД ГОЛОСОМ Главным требованием к навыкам пользования голосом в

РАБОТА НАД ГОЛОСОМ Главным требованием к навыкам пользования голосом в

речи является соблюдение его нормальной силы и высоты без грубых отклонений от нормального тембра. Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.

37 УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу

УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу

Руки согнуты на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки. 1 Руки в стороны, затем — вверх. Изменение силы голоса на гласном а (о, у) - с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию: па__А__А по__О__О пу__У__У Примечание. Шрифтами разного кегля (высоты) обозначена сила звучания: па — тихое, ПА — среднее, ПА — громкое и т. д. 2. Руки вверх через стороны с одновременным изменением силы голоса от тихого звучания к громкому и наоборот: па__А__А__А__а по__О__О__О__о пу__У__У__У__у

38 Дети стоят по кругу друг за другом

Дети стоят по кругу друг за другом

У учителя барабан. 1. Учитель размеренно и тихо стучит в барабан, ученики на цыпочках идут по кругу: па па па; учитель размеренно, но громко стучит в барабан, ученики идут по кругу, громко топая: ПА ПА ПА (в такт ударам); учитель тихо и быстро стучит в барабан, ученики также тихо и быстро идут по кругу: папапа (в такт движениям); учитель громко и быстро стучит в барабан, ученики, громко топая, быстро идут по кругу: ПАПАПА (в такт дви­жениям); учитель громко и резко ударяет в барабан, ученики останавливаются: СТОП! Повторить упражнение, вместо слогов произнося числительные. То же упражнение выполняется в условиях, когда учитель стоит, повернувшись к детям спиной, чтобы они не ви­дели его действий с барабаном.

39 УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу, руки

УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу, руки

опущены. 1. Поднять руки до уровня лба, локти развести в стороны. Одновременно с движением сказать слог МА___ в высокой тесситуре. Из предыдущего положе­ния опустить кисти рук до уровня подбородка: МО___ в средней тесситуре

40 Чередование высокой и средней тесситуры: МА_— МО_ \ Чередование

Чередование высокой и средней тесситуры: МА_— МО_ \ Чередование

ередование высокой и средней тесситуры: МА__— МО__ \ Чередование средней и низкой тесситуры: МО__ — МУ__

41 Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня

Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня

подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой). * * * ТА? ТОН? ТА? ТОН? Динь-дон, динь-дон. татаТАта ТА__ТОН? В переулке ходит слон. ТА__та ТА__та татаТОН? Старый, серый, сонный слон. ТА?ТОН? ТА ?ТОН? Динь-дон, динь-дон. И.Токмакова

42 УПРАЖНЕНИЯ НА ЧЕРЕДОВАНИЕ НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕССИТУРЫ ма_

УПРАЖНЕНИЯ НА ЧЕРЕДОВАНИЕ НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕССИТУРЫ ма_

? ма__? ма__? ма__? мо__? мо__? мо__? мо__? му__? му__? му__? му__? ми__? ми__? ми__? ми__? Дети стоят по кругу. Понижение и повышение голоса при произнесении ряда слогов. Движение правой руки вправо-влево на уровне груди (дирижирование) сопровождает проговаривание каждого слога. Три первых слога говорить голосом низкой тесситуры, последний — высокой. Рука при произнесении этого слога «подбрасывается» вверх. * * * Была зима — был холод, снег.низко Ушла зима — и снегу нет.высоко Дети стоят по кругу. Произнести текст разным по высоте голосом. Первую строчку сказать низко. Движение на звук б (была зима) пере­ходит в естественное потирание рук и дутье на них (был хо­лод), затем следует движение на звук с (снег). Вторую строч­ку сказать высоко. Махнуть рукой вперед (ушла зима) и раз­вести руками в стороны (и снега нет). Повторить упражнение с движениями, затем без движений, изменяя голос по высоте.

43 РАБОТА НАД РИТМОМ Одной из задач фонетической ритмики является

РАБОТА НАД РИТМОМ Одной из задач фонетической ритмики является

развитие чувства ритма у слабослышащих детей с целью использования его для формирования и коррекции произношения. Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнения­ми формируют у слабослышащих детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи. Воспроизведение различных ритмов помогает слабослышащим детям исправлять ошибки в расстановке словесного ударения. Соблюдение правильного словесного ударения одно из необходимых условий разборчивости русской устной речи.

44 Ритм: па па па —по па па па — по па па па — пу Дети стоят по кругу,

Ритм: па па па —по па па па — по па па па — пу Дети стоят по кругу,

руки на поясе. Движения выполня­ются по подражанию учителю. Примечание. Здесь и далее, если нет специального указания, все движения учащиеся выполняют по подражанию учителю. Далее для удобства изложения речевой материал, произносимый одновременно с прыжком или другим движением, указывается после описания движения, выполняемого детьми. Речь детей выделяется шрифтом. 1. Три прыжка на месте двумя ногами. Каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: па па па. Прыжок двумя ногами вправо: по. 2. Три прыжка на месте двумя ногами: па па па. Прыжок двумя ногами влево: по. 3. Три прыжка на месте двумя ногами: па па па. Прыжок двумя ногами вперед: пу

45 Ритм: та-та та-па то-то то-по ту-ту ту-пу ти-ти ти-пи тэ-тэ тэ-пэ 1

Ритм: та-та та-па то-то то-по ту-ту ту-пу ти-ти ти-пи тэ-тэ тэ-пэ 1

Дети идут по кругу друг за другом. На каждый шаг рука со сжатым кулаком делает движение, соответствующее движению при произнесении того или иного гласного звука. 2.Дети продолжают идти по кругу. Движения однотипны с движениями пункта 1: та — па, то — по, ту — пу, ти— пи, тэ — пэ. Дети размеренно прыгают по кругу, чередуя прыжки на правую и левую ноги, руки за спиной: та — па, то — по, ту—пу, ти — пи, тэ — пэ. Дети стоят по кругу. Проговаривают слоги, сопровождая проговаривание указательным движением пальца то влево, то вправо: та-па то-по ту-пу ти-пи тэ-пэ

46 Работа над текстом Ритм: тата Мама тата папа тата та ты и я тата тата

Работа над текстом Ритм: тата Мама тата папа тата та ты и я тата тата

вместе — семья. Учитель отхлопывает ритм, проговаривает его, выделяя ударные слоги более громким хлопком и голосом. Учитель и ученики отхлопывают ритм и татакируют (произносят слоги та), выделяя ударные слоги более громким хлопком и голосом. Учитель и ученики отхлопывают ритм и проговаривают текст, выделяя ударные слоги. Учитель и ученики проговаривают текст в сопровож­дении движений: мама — Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук поднести к носу; плавным движением развести руки от носа вперед в стороны. папа — Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук сжать в кулаки. Резким движением раскрыть руки в стороны (как бы ударить кулаками в стороны). ты и я — Пальцем правой руки резко указать вниз, затем на себя. вместе — Руки согнуть на уровне груди, пальцы рук поднять ко рту; плавным движением отвести руки вперед ото рта и развести их в стороны. семья — Слегка давящим движением опустить руки вниз как на звук с.

47 Прохлопывание ритмов — — , — — с одновременным проговариванием: слогов

Прохлопывание ритмов — — , — — с одновременным проговариванием: слогов

слов предложений тата — тата ноги — н?га мама пришла папа — папа руки —рука мама ушла папо — папо горы — г?ра папа пришел папу —папу козы — к?за папа ушел папи — папи совы — с?ва папэ — папэ

48 РАБОТА НАД ТЕМПОМ Задачи обучения темпу речи на занятиях фонетической

РАБОТА НАД ТЕМПОМ Задачи обучения темпу речи на занятиях фонетической

ритмики составляют формирование умения: двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе; сочетать движения с проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе. Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.

49 СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ та та замедленный та-та-та средний та, та, та

СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ та та замедленный та-та-та средний та, та, та

.. быстрый тататата... очень быстрый Дети стоят по кругу, руки на поясе. Резко топнуть правой, затем левой ногой: та та. Топнуть правой, затем левой ногой: та-та-та..., убыстряя средний темп до быстрого. Топать поочередно то правой, то левой ногой, одновременно подергивая то правым, то левым плечом: та, та, та..., доводя быстрый темп произнесения до возможно быстрого.

50 Дети стоят по кругу

Дети стоят по кругу

Руки согнуты на уровне талии и сжаты в кулаки. 1. Резкий удар правой рукой вправо: па. Резкий удар левой рукой влево: па. Резкий удар правой рукой вправо вниз: та. Резкий удар левой рукой влево вниз: та. Повторить упражнение, вместо одного слога на одном движении произносить ряд слогов: папа папа тата тата. 2. Чередовать эти же движения и слоги в среднем и быс­тром темпе: па-па та-та папа — папа тата — тата па, па та, та папа, папа тата, тата

51 СЛОГОВЫЕ СКОРОГОВОРКИ па-та-ма-на ка-ли-ва-ла ка-ма-та-му ха-фа-ма-на

СЛОГОВЫЕ СКОРОГОВОРКИ па-та-ма-на ка-ли-ва-ла ка-ма-та-му ха-фа-ма-на

су-та-си-то та-ва-ти-ва Дети стоят в кругу. Проговаривание слогов начинается с замедленного темпа с переходом на средний, а затем на быстрый: па та ма на. Проговаривание слогов каждой скороговорки сопровож­дается движением указательным пальцем вверх-вниз (дири­жируя в такт проговариванию). * * * па та ка па то ко та ка ха та ко хо така така ха-ха-ха тако тако хо-хо-хо така така хоп-хоп така така хоп-хоп стоп!

52 СЧИТАЛКИ Папа тут, Мама тут, Папа тут, папа там, мама там, мама там,

СЧИТАЛКИ Папа тут, Мама тут, Папа тут, папа там, мама там, мама там,

папа, папа мама, мама папа, мама тут и там. тут и там. тут и там. Дети сидят по кругу («по-турецки»). Проговаривание считалки с дирижированием в такт проговариванию выполняется указательным движением пальцев правой руки вверх-вниз (движение — слово). Слово тут выделяется указательным движением пальца перед собой, там — указательное движение пальцем в правую сторону. Проговаривание начинается с замедленного темпа с последующим убыстрением до возможно быстрого

53 СТИХОТВОРЕНИЯ Кап кап кап Капля — раз, капля — два

СТИХОТВОРЕНИЯ Кап кап кап Капля — раз, капля — два

медленно, кап кап кап Капли медленно сперва: постепенно кап-кап-кап кап-кап-кап-кап. убыстряя кап-кап-кап Стали капли поспевать, до среднего капля, капля, Капля каплю догонять: и быстрого кап! кап, кап, кап...

54 Падай, падай, снег, снег

Падай, падай, снег, снег

Радуй, радуй всех, всех. Дети стоят по кругу. 1. Проговаривание текста с движениями. Темп проговаривания варьирует от медленного до быстрого: падай, падай — Руки на уровне груди, плавно опустить вниз правую, затем левую руку. снег, снег — Пальцы правой, затем левой руки поднести ко рту и давящим движением опустить вниз. радуй, радуй — Резко выбросить вверх в сторону правую, затем левую руку всех, всех — Широким жестом слева направо перед собой описать полукруг правой рукой, затем справа налево левой рукой. Проговаривание текста с хлопками (хлопок — слово), постепенно убыстряя темп до быстрого.

55 Использованная литература: Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. «Фонетическая

Использованная литература: Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. «Фонетическая

ритмика».

«Фонетическая ритмика»
http://900igr.net/prezentacija/russkij-jazyk/foneticheskaja-ritmika-164853.html
cсылка на страницу
Урок

Русский язык

100 тем
Слайды