Фонетика
<<  Фонетика Фонетика  >>
Фонетика
Фонетика
Понятие фонетики
Понятие фонетики
Фонетическая членимость речи
Фонетическая членимость речи
Фонетическая членимость речи
Фонетическая членимость речи
Фонетическая членимость речи
Фонетическая членимость речи
Фонетическая членимость речи
Фонетическая членимость речи
Фонетическая членимость речи
Фонетическая членимость речи
Фонетическая членимость речи
Фонетическая членимость речи
Интонация
Интонация
Интонация
Интонация
С точки зрения акустики, звук – это физическое явление, то есть
С точки зрения акустики, звук – это физическое явление, то есть
Образование звуков
Образование звуков
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Согласные звуки
Гласные звуки
Гласные звуки
Гласные звуки
Гласные звуки
Гласные звуки
Гласные звуки
Гласные звуки
Гласные звуки
Гласные звуки
Гласные звуки
Фонетическая транскрипция
Фонетическая транскрипция
Фонетическая транскрипция
Фонетическая транскрипция
Фонетическая транскрипция
Фонетическая транскрипция
Фонетическая транскрипция
Фонетическая транскрипция

Презентация: «Фонетика». Автор: krukova. Файл: «Фонетика.ppt». Размер zip-архива: 59 КБ.

Фонетика

содержание презентации «Фонетика.ppt»
СлайдТекст
1 Фонетика

Фонетика

Современного русского языка

2 Понятие фонетики

Понятие фонетики

Фоне?тика – это 1) раздел науки о языке, изучающий звуковые средства языка: звуки речи, слоги, ударение, интонацию; 2) звуковой строй языка. В фонетике выделяются следующие относительно самостоятельные разделы: 1) со?бственно фоне?тика (от греч. ph?n?tikos – звуковой от ph?n? – звук, голос) – наука о звуках речи и их артикуляционно-акустических свойствах и признаках, а также фонетической членимости речи; 2) фоноло?гия (от греч. рh?n? – звук и logos – учение) – наука о функциональной стороне звуков речи, фонемах и их системе; 3) акцентоло?гия (от лат. аccentum – ударение) – наука об ударении; 4) интоноло?гия (от лат. intonare – громко произносить и logos – учение) – наука об интонации; 5) силла?бика (от греч. syllab? – слог) – наука о слоге и слогоделении.

3 Фонетическая членимость речи

Фонетическая членимость речи

Речь – практическая реализация языка в конкретных актах языкового общения людей. Речь бывает у?стная (выступление с лекцией, с докладом, ответ на занятии, диалог между друзьями и т.д.) и пи?сьменная (экзаменационное сочинение, статья в газете, письмо другу, рассказ и т.д.). Конкретные устные и письменные произведения составляют текст, то есть называются текстом. Речь вообще и конкретные произведения (тексты) в фонетическом отношении представляют собой звуковой поток. При фонетическом членении речи выделяют следующие единицы: 1) текст, 2) фразы, 3) синтагмы, 4) фонетические слова, 5) слоги, 6) звуки речи. Текст (от лат. textum – связь, соединение) – произведение речи, воспроизведённое на письме или в печати, являющееся исходной величиной фонетического членения речи и имеющее в основном не фонетический (то есть произносительный), а коммуникативный характер (коммуникация – «сообщение»). Текст возникает в силу коммуникативного задания, а не по законам произношения. Тем не менее, текст имеет собственно фонетическую характеристику: он ограничен паузами (точнее, отсутствием речи) перед началом и в конце.

4 Фонетическая членимость речи

Фонетическая членимость речи

Фра?за (от греч. phrasis – оборот речи, выражение) – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое паузой от других таких же единиц. Фраза выделяется из текста интонацией законченности (хотя и разной: интонацией повествования, вопроса и т.д.), а также логическими ударениями и паузами (то есть составными элементами интонации). Паузы между фразами обозначаются в транскрипции двумя наклонными чертами. Синта?гма (от греч. syntagma – нечто соединённое) – семантико-синтаксическая единица, которая образуется группой слов в составе фразы, объединённых в смысловом и ритмико-мелодическом отношениях. Синтагмы во фразах также выделяются интонационно, но, в отличие от интонации законченности на границах фраз, здесь используется интонация незаконченности: определённый темп, специфический ритм и тембр и т.д. Используются здесь и паузы, но менее продолжительные, чем между фразами (обозначаются в транскрипции одной наклонной чертой).

5 Фонетическая членимость речи

Фонетическая членимость речи

Фонети?ческое сло?во – это комплекс звучаний, объединяемых единым ударением. Фонетические слова выделяются из синтагмы и характеризуются наличием единого ударения. Пауз между словами может и не быть, но они (и это очень важно) здесь всегда возможны. Служебные слова сливаются с ближайшими знаменательными словами в одно фонетическое слово. Так, например, предложно-падежная форма надо мной является одним фонетическим словом, поскольку предлог надо не имеет собственного ударения. Обычно подобное слияние служебного и знаменательного слов в транскрипции обозначается дужкой. Слог – звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Слоги в фонетических словах вычленяются толчками речевого выдоха: на каждый слог приходится отдельный и только один толчок выдоха. Звук ре?чи – это минимальный элемент звукового потока речи, образуемый органами речи за одну артикуляцию, то есть с наличием одной экскурсии (начальная фаза образования звука) и одной рекурсии (конечная фаза образования звука).

6 Фонетическая членимость речи

Фонетическая членимость речи

Слове?сное ударе?ние – выделение одного из слогов в неодносложном слове. Словесное ударение является отличительной чертой самостоятельного слова. Служебное слово при произнесении примыкает к знаменательному, образуя с ним одно фонети?ческое сло?во. Например: под горо?й [пъдг/ро?й’], у до?ма [удо?мъ], за столо?м [зъст/ло?м]. Русский язык характеризуется силовы?м (динами?ческим) слове?сным ударе?нием, при котором ударный слог выделяется по сравнению с безударными большей напряжённостью артикуляции, в особенности гласного звука. Русское словесное ударение является разноме?стным. Разноместность проявляется в том, что ударение может находиться на любом слоге (и на любой морфеме) внутри слова: мо?ре, вы?ход, я?блоко; кора?, бере?т, ночни?к; простота?, улыба?ться, напева?ть и т.п. Русское словесное ударение может быть подвижным и неподвижным. Подви?жное ударе?ние в разных словоформах одного и того же слова может не сохраняться на одном и том же слоге. Например: доск-а?, до?ск-и; ве?сел, весел-а?; догна?л, догнала? и т.п. Неподви?жное ударе?ние сохраняется при образовании разных форм одного слова на одном и том же слоге: те-тра?дь, те-тра?-ди, те-тра?-дью, те-тра?-дях и т.п.

7 Фонетическая членимость речи

Фонетическая членимость речи

Некоторые категории слов имеют не только основное, но и добавочное (побочное) ударение. К таким словам относятся слова: 1) сложные (бле`дно-ро?зовый, желе?знодоро?жный), 2) сложносокращённые (го`сстанда?рт), 3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (све`рхинтере?сный, а`нтиобще?ственный). Та?ктовое (синтагмати?ческое) ударе?ние – выделение в произношении более важного по смыслу слова в пределах речево?го та?кта (синта?гмы). Например: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Фра?зовое ударе?ние – выделение в произношении наиболее важного по смыслу слова в пределах высказывания (фра?зы). Таким ударением будет являться одно из тактовых. В приведённом выше примере фразовое ударение падает на слово верить. Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.

8 Фонетическая членимость речи

Фонетическая членимость речи

Интонация (лат. intonare – громко произносить) – совокупность изменений относительной высоты тона в слоге, слове, словосочетании и целом высказывании, передающая субъективное отношение говорящего (пишущего) к высказыванию. Важнейшая функция интонации – определение модальности высказывания. Различают повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию. Повествова?тельная (изъяви?тельная) интона?ция отличается заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует лёгкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Например: Стояла тёплая осень. При вопроси?тельной интона?ции наблюдается более сильное, чем в повествовательной фразе, повышение тона на последнем слове вопросительной фразы. Например: Как пройти в библиотеку? В восклица?тельной интона?ции различают: а) со?бственно восклица?тельную интона?цию, характеризующуюся более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением главного слова, например: Какой чудесный день! и б) побуди?тельную интона?цию (просьба, побуждение, приказ), для которой характерно понижение тона. Например: Не входите в аудиторию в верхней одежде! Побудительная интонация близка к повествовательной.

9 Интонация

Интонация

В русском языке выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК): ИК-1 (понижение тона на гласном центра): После разговора он задумался. ИК-2 (на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено словесное ударение): А куда же мне идти? ИК-3 (резкое повышение тона на гласном центра): Разве могу забыть? ИК-4 (на гласном центра понижение тона, затем повышение; высокий уровень тона держится до конца конструкции): А как же ужин?

10 Интонация

Интонация

ИК-5 (два центра; на гласном первого центра повышение тона, на гласном второго центра – понижение): Я не видел её два года! ИК-6 (повышение тона на гласном центра, высокий уровень тона сохраняется до конца конструкции; ИК-6 отличается от ИК-4 более высоким уровнем тона на гласном центра, например, при выражении недоумения или оценки): Какой интересный фильм! ИК-7 (повышение тона на гласном центра, например, при выражении экспрессивного отрицания): Выполнил задание? – Выполнил!

11 С точки зрения акустики, звук – это физическое явление, то есть

С точки зрения акустики, звук – это физическое явление, то есть

колебательное движение воздуха. Акустической характеристикой звуков является сила, тон и тембр. Сила звука зависит от амплитуды колебания: чем больше амплитуда, тем сильнее, громче звук. Тон звука зависит от частоты колебания: чем больше частота, тем выше звук. Тембр, то есть окраска, звука зависит от тех дополнительных обертонов, которые накладываются на основной тон при прохождении звука через резонатор – ротовую или носовую полость, которые индивидуальны. Именно поэтому голос каждого человека столь неповторим и своеобразен. С точки зрения устройства речевого аппарата, звуки речи – это физиологическое явление, так как в их производстве участвуют органы тела, которые в своей совокупности образуют речевой аппарат: лёгкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носовая полость, надгортанник, увула (маленький язычок), нёбо, язык, зубы, губы.

Образование звуков

12 Образование звуков

Образование звуков

Речевой аппарат состоит из 3 основных частей. Первую часть образуют диафрагма, лёгкие, бронхи и трахея. Эта часть речевого аппарата является движущей силой при образовании звуков речи: здесь образуется струя воздуха, движущаяся из лёгких по бронхам и трахее к гортани. Вторая часть – гортань, состоящая из нескольких подвижных хрящей. К щитовидному и черпаловидному хрящам прикреплены расположенные поперёк гортани голосовые связки. Струя воздуха, поступающая из лёгких, приводит в движение связки, колебанием которых создаётся основной тон звука. Третья часть – резонатор, состоящий из ротовой и носовой полости. Здесь на основной тон накладываются дополнительные обертоны. Если увула продвинута вперёд и закрывает проход в ротовую полость, то струя воздуха устремляется в носовую полость. В этом не изменяемом по форме и объёму резонаторе звук приобретает носовой тембр, например, при произнесении согласных [м, н]. Если же увула продвинута назад, то она закрывает проход в носовую полость и струя воздуха движется в ротовую полость. Движениями языка, нижней челюсти и губ меняется объём и конфигурация этого резонатора, благодаря чему и создаётся всё богатство звуков человеческой речи. На основании того, какие органы речи работают и как они работают, построена артикуляционная классификация звуков речи

13 Согласные звуки

Согласные звуки

Если струя воздуха вынуждена преодолевать тем или иным способом то или иное препятствие, произносится согла?сный звук. Система согласных называется консонанти?змом (от лат. соnsоnаns – «согласный звук»). В русском языке 36 согласных звуков. Артикуляционная характеристика согласных включает в себя следующие признаки: соотношение голоса и шума, место образования, способ образования, палатализованность. При образовании согласных голосовые связки могут иметь два основных положения и производить два вида работ: 1) голосовые связки могут быть натянутыми, и в этом случае они дрожат, вибрируют в потоке выдыхаемого воздуха и тем самым создают голос (музыкальный тон); 2) голосовые связки могут быть расслаблены, и в этом случае они свободно (как при обычном, неречевом дыхании) пропускают воздух в имеющуюся щель, не создавая никакого звучания. В зависимости от этих двух положений голосовых связок все согласные делятся на две группы звонкие и глухие: зво?нкие согла?сные образуются с участием голосовых связок (при наличии голоса), глухи?е – без участия голосовых связок (без голоса). Преодоление препятствия всегда создает шум. Поэтому согласные состоят не только из голоса, но и из шума, а некоторые только из шума. Если согласный состоит только из шума, это глухо?й шу?мный согла ?сный (парные: [п], [ф], [к], [т], [с], [ш] – и внепарные: [ч], [ц], [щ], [х]). Если согласный состоит из шума и тона, но шум преобладает, это зво?нкий шу?мный согла?сный (парные: [б], [в], [г], [д], [з], [ж]). Если преобладает тон над шумом, это сонорный согласный (все внепарные звонкие: [j], [л], [м], [н], [р]).

14 Согласные звуки

Согласные звуки

При образовании согласных нёбная занавеска может быть в двух положениях: 1) приподнята и прижата к задней стенке зева; 2) опущена. В первом случае нёбная занавеска закрывает, а во втором – открывает проход для воздуха в носовую полость, в результате чего образуются соответственно ротовые (или чистые), и носовые (или назальные, от лат. nasalis – «носовой»). Носовых согласных в русском языке только 4: [м], [м'], [н], [н']; остальные 32 звука чистые. Все носовые только звонкие (сонорные). Это обусловлено самим механизмом образования носовых звуков: носовая полость при образовании звуков является резонатором, и только резонатором. Но всякий резонатор, как вторичный источник звучания, может работать только в том случае, если работает и какой-либо первичный источник звука, в данном случае голосовые связки; без голосовых связок (соответственно – без голоса) носовых звуков образовать нельзя: в лучшем случае возникнет лишь шорох усиленного дыхания через нос. Поэтому носовые сонорные не оглушаются даже в наиболее слабой позиции – на конце слов после глухих: песнь, ритм. Характеристика согласных по месту их образования – это характеристика и классификация звуков по органам произношения, прежде всего активным. Активные органы произношения – язык и губы, пассивные – зубы и нёбо в разных его участках.

15 Согласные звуки

Согласные звуки

По активным органам произношения согласные делятся прежде всего на две группы: 1) губны?е зву?ки (лабиа?льные), образуемые работой губ, и 2) язычные звуки, образуемые работой языка. Каждая из этих групп делится на подгруппы: губные в зависимости от того, к какому другому органу, активному и пассивному - артикулирует нижняя губа; язычные – в зависимости от того, какой участок языка является центром звукообразования, а далее в зависимости от пассивного органа, по отношению к которому артикулирует язык. В соответствии с этим: · губные делятся на две подгруппы: 1) губно-губны?е (двугу?бные, билабиа?льные), образуемые работой обеих губ: [б], [б’], [п’], [п’], [м], [м’]; 2) губно-зубны?е (лабио-дента?льные), образуемые артикуляцией нижней губы к верхним зубам [в], [в’], [ф], [ф’] ; · язычные делятся на три подгруппы: 1) переднеязы?чные, образуемые передней частью языка, которые в свою очередь делятся ещё на подгруппы по пассивному органу: а) переднеязы?чные зубны?е (передняя часть языка артикулирует к зубам): [д], [д’], [т], [т’], [з], [з’], [с], [с’], [н], [н’], [л], [л’], [ц], б) переднеязы?чные нёбные (передняя часть языка артикулирует к передней части нёба): [ж], [ш], [щ], [ч’], [р], [р’]; 2) среднеязы?чные (по пассивному органу – средненёбные: средняя часть языка артикулирует к средней части нёба): [j]; 3) заднеязы?чные (задненёбные: задняя часть языка артикулирует к задней части нёба; мягкие звуки значительно смещаются в зону средней части нёба): [г], [г’], [к], [к’], [х ], [х’].

16 Согласные звуки

Согласные звуки

Способы образования согласных определяются по характеру преград или препятствий, создаваемых органами произношения в полости рта при образовании соответствующих звуков. Различаются следующие виды преград: 1) смычка органов произношения: органы произношения (два активных или активный и пассивный) плотно смыкаются, образуя смычку, которая при образовании звука разрывается потоком воздуха, в результате чего и образуется шум (шум взрыва), например, при образовании звуков [б], [т]; 2) щель (между органами произношения): органы произношения, активный и пассивный, сближаются так, что между ними образуется узкая щель, через которую и протекает выдыхаемый воздух, в результате чего образуется шум трения, например, при образовании звуков [з], [с]; 3) смычка с последующей щелью: органы произношения сначала смыкаются, образуя смычку, а затем расходятся, образуя щель. В результате образуются сли?тные зву?ки, или аффрика?ты (от лат. affricate – «образованный трением», «притёртый»). В русском языке при этом образуется смычка только как при звуке [т], а последующая щель – как при образовании звуков [с] или [ш]. В русском языке только два «слитных» звука: [ц], [ч’]; 4) смычка с одновременным проходом для воздуха в каком-либо другом участке речеобразующего аппарата. В современном русском языке фактически при этом образуется смычка как при образовании звуков [б] и [д], а свободным остаётся проход для воздуха или через нос (образуются носовые звуки: [м], [м’], [н], [н’]), или по бокам языка (образуются звуки [л], [л’]); 5) вибрация, дрожание органа произношения в потоке воздуха (для простоты это можно представить, с некоторым огрублением, как неоднократную смену смычки и щели, смыкания и размыкания органов произношения). Фактически в русском языке это осуществляется только вибрацией передней части языка, артикулирующей к передней части нёба, и в результате образуется только два звука [р], [р’].

17 Согласные звуки

Согласные звуки

В соответствии с этим согласные звуки в русском языке по способу образования делятся на пять групп: 1) смычно-взрывные (или просто смычные, просто взрывные или ещё краткие, так как их нельзя тянуть): [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’]; 2) щелевые (или фрикативные, от лат. fricatio «тереть»): [в], [в'], [ф], [ф’], [з], [з’], [с], [с’], [х], [х’], [ж], [ш], [щ], [j]; 3) смычно-щелевые (слитные, аффрикаты): [ц], [ч’]; 4) смычно-проходные (или плавные): [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’]; 5) дрожащие (вибранты): [р], [р’]. Кроме основной артикуляции согласные звуки могут иметь дополнительную артикуляцию – так называемую палатализа?цию, когда среднепередняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу, что вызывает изменение шума, которое называют смягчением. Все согласные по твёрдости/мягкости делятся на парные и внепарные. Внепарными являются звуки [ж], [ш], [щ], [ц], [ч’], [j].

18 Согласные звуки

Согласные звуки

Произношение согласных звуков связано с такими фонетическими процессами, как озвончение, оглушение, смягчение, уподобление (ассимиляция) и расподобление (диссимиляция), происходящими с согласными в слабой позиции. В речевом потоке согласные звуки, парные по звонкости-глухости, изменяются в своём качестве в зависимости от своего положения в слове. Различаются два случая таких изменений: а) на конце слов перед паузой и б) на конце слов не перед паузой, а также внутри слова. Изменения согласных, парных по звонкости-глухости, объясняются действием регрессивной ассимиляции. Си?льной пози?цией согла?сных по зво?нкости-глу?хости считается положение согласного а) перед гласным, например: дача, темп, обижен, б) перед сонорным, например: клубный, злоба, песня, в) перед согласными [в] и [в’], например: твой, зверский, дворец. Все остальные позиции являются для согласных сла?быми по зво?нкости-глу?хости.

19 Согласные звуки

Согласные звуки

В слабой позиции по звонкости-глухости в области согласных могут происходить следующие фонетические процессы: 1) оглушение, при котором: а) все звонкие согласные (кроме сонорных) на конце слова произносятся как парные им глухие, например: снег [с’н’эк], прорубь [про?руп’], жердь [жэрт’]; б) два конечных звонких переходят в соответствующие глухие, например: проезд [пр?j’э?ст], дрозд [дрост], изб [исп]; в) звонкие согласные внутри слова перед глухими оглушаются, например: вязкость [в’а?скъс’т’], ложка [ло?шкъ], пробежка [пр?б’э?шкъ]; 2) озвончение, при котором все глухие согласные перед звонкими (кроме [в] и [в’]) произносятся как парные им звонкие, например: просьба [про?з’бъ], сделанный [з’д’э?лъныj’], к жене [гжыэн’э?]. Характерно, что оглушение конечных звонких согласных не зависит от качества начального звука следующего слова и происходит в потоке речи перед всеми согласными и гласными.

20 Согласные звуки

Согласные звуки

Си?льной пои?зицией соглаи?сных по твёрдости-мя?гкости считается положение согласного а) на конце слова, например: пыль, кров, тетрадь, б) перед гласным, например: мясной, излучать, хорошо. Все остальные позиции являются для согласных сла?быми по твёрдости-мя?гкости. В слабой позиции по твёрдости-мягкости в области согласных может происходить смягчение, например: гвоздик, примоститься, поместье. Смягчение твёрдых согласных зависит от различных условий: какие это согласные, перед какими мягкими согласными находятся, в какой части слова имеется сочетание согласных. В русском языке существуют следующие правила смягчения согласных: 1) внутри слова перед звуком [j] все согласные кроме [ж], [ш], смягчаются, например: вьюга [в’j’у?гъ], объявление [?б’j’иэвл’э?н’иj’ь], судья [суд’j’ ?]; 2) зубные согласные [з], [с], [д], [т] перед мягкими зубными и губными произносятся мягко: груздь [грус’т’], дверной [д’в’иэj’]?рно, затмить т’];?[з?т’м’и 3) согласный [н] перед мягкими [д], [т], [н] (реже перед [з] и [с]), а также перед [ч], [щ] произносится мягко, например: кантик [ка?н’т’ик], бандит [б?н’д’и?т], пенсионер [п’ьн’с’и?н’э?р];

21 Согласные звуки

Согласные звуки

4) согласный префикса С- и созвучного с ним предлога, а также конечные согласные префиксов на З и созвучных с ними предлогов перед мягкими зубными и разделительным Ъ произносятся мягко, например: смял [с’м’], с него [с’н’], бездельник [з’д’], без дела [з’д’], изделия [з’д’], из дела [з’д’]. 5) префикс или предлог В перед мягкими губными произносится мягко, например: в песне [ф’п’], вперёд [ф’п’], в низине [в’н’]; 6) губные перед задненёбными не смягчаются, например: ставки [вк’], ломки [мк’], цепкий [пк’]; 7) конечные согласные [т], [д], [б] в префиксах перед мягкими губными и разделительным Ъ не смягчаются, например: отъезд [тj’э?], объявление [бj’?], отпил [тп’]; 8) согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а также перед [ч] и [ш’] произносится твёрдо, например: артель [рт’], фонарщик [рш’], кормить [рм’].

22 Согласные звуки

Согласные звуки

При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определённых сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук, т.е. происходит выпадение звука (упрощение групп согласных). Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишённые звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся: 1) т – в сочетаниях стн (например: костный [сн]), стл (например: счастливый [сл’]), нтск – ндск (например: гигантский [нск’], голландский [нск’]), стск (например: марксистский [сцк’]); 2) д – в сочетаниях здн (например: праздник [з’н’]), рдц (например: сердце [рц]); 3) в – в сочетаниях вств (например: чувствовать [ств]), лвств (например: безмолвствовать [лств]); 4) л – в сочетании лнц (например: солнце [нц]).

23 Гласные звуки

Гласные звуки

Если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своём пути никаких препятствий, то произносится гла?сный звук. Голосовые связки при этом напряжены и сдвинуты. Воздушная струя колеблет их, и в результате этого колебания возникает музыкальный тон, то есть голос. Гласные звуки состоят из чистого тона. Так как преград нет, шумы не возникают и к голосу не примешиваются. Система гласных называется вокали?змом (от лат. vokalis – голосовой). В русском языке 6 гласных звуков ([а], [о], [э], [и], [ы], [у]). Артикуляционная характеристика гласных включает в себя следующие признаки: подъём, ряд, лабиализованность/нелабиализованность (огублённость/неогублённость). Подъём – движение языка по вертикали и соответствующая степень подъёма языка к нёбу. Гласные – тоновые звуки, различающиеся качеством тона. Различие в качестве тона достигается за счёт изменения конфигурации резонатора движениями языка. Язык может двигаться вперёд и назад, вверх и вниз. Гласные, которые образуются без движения языка вверх, называются гла?сными ни?жнего подъёма ([а]); гласные, образуемые движением языка вверх, называются гла?сными сре?днего ([э], [о]) и ве?рхнего подъёма ([и], [ы], [у]).

24 Гласные звуки

Гласные звуки

Ряд – движение языка по горизонтали и соответствующая степень продвинутости языка вперёд или его оттяжка назад. Гласные, которые образуются без передвижения языка вперёд или назад, называются гла?сными сре?днего ря?да ([ы], [а]); движение языка вперед создаёт гла?сные пере?днего ря?да ([и], [э]), движение назад создает гла?сные за?днего ря?да ([у], [о]). Лабиализо?ванность – округлённость губ при произнесении гласных звуков. По различию в работе губ при образовании гласных все гласные звуки делятся на 2 группы: гласные, при образовании которых губы вытянуты вперёд и округлены, и гласные, образуемые без вытягивания и округления губ. Гла?сные зву?ки [о] и [у] являются лабиализо?ванными (от лат. labialis – губной), так как в их образовании принимают участие губы; остальные звуки – [а], [и], [ы], [э] – нелабиализо?ванные. Произношение гласных звуков основано на фонетическом законе современного русского литературного языка – редукции гласных. В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами распределяется неравномерно. Гласный звук, находящийся в сильной позиции (под ударением), произносится чётко, в то время как в слабой позиции (без ударения) он артикулируется менее отчётливо, то есть редуцирует. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчётливое звучание (качество). Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неодинакова.

25 Гласные звуки

Гласные звуки

Гласные звуки [у], [и], [ы] в безударном положении сохраняют своё основное звучание, лишь изменяясь в количественном отношении, то есть произносятся более ослабленно по сравнению с ударными, например: личинка, любовь, лыжный. На месте [и] в начале слова, при слиянии в произношении этого слова с предыдущим, которое заканчивается на твёрдый согласный, а также на месте союза И в определённых условиях произносится гласный [ы]. Переход [и] в [ы] происходит: 1) на стыке префикса на согласный и корня, начинающегося звуком [и], или на стыке двух префиксов (например: под-ыскать, не-без-ызвестный); 2) при произнесении двух самостоятельных слов, соединённых союзом И, не отграниченных паузой, в том случае, если первое слово кончается, а второе начинается твёрдым согласным (например: стол и дом), а также в словосочетаниях, если первое слово заканчивается твёрдым согласным, а второе начинается с [и] (например: сын Иван); 3) после предлогов, входящих, как правило, в состав следующего слова (например: из игры); 4) на стыке частей аббревиатур (например: мединститут). Гласные [а], [о], [э] изменяются не только количественно, но и качественно. Степень редукции гласных [а], [о], [э] в основном зависит от места гласного в слове по отношению к ударению и от характера предшествующего согласного. Кроме того, на редукцию гласных влияет темп речи: чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее. Принято различать неполную и полную редукции.

26 Гласные звуки

Гласные звуки

При неполной редукции гласные звуки [а], [о], [э] изменяются в наименьшей степени и произношение их подчинено следующим нормам. После твёрдых согласных на месте [а] и [о] произносится звук [?] («А неполного образования», произносимый при несколько менее широком растворе рта, чем при звуке [а] ударяемом): сардельки [c?рдэ?л’к’и], танцующий [т?нцу?j’уш’иj], тарелка [т?р’э?лкъ], котёнок [к?т’о?нък], пошла [п?шла?], сомнение [с?мн’э?н’иj’ъ]. От [А] ударного этот звук отличается краткостью, меньшей продолжительностью артикуляции. Отступлением от указанной нормы являются следующие случаи: 1) на месте [а] после мягкого согласного звука произносится звук, средний между [и] и [э] – [иэ] («И с оттенком Э»), например: тяжёлый [т’иэжо?лыj’], прямой [пр’иэмо?j’], рябина [р’иэб’и?нъ]; 2) на месте [а] после мягких шипящих Ч и Щ также произносится звук, средний между [и] и [э] – [иэ] («И с оттенком Э»), например: часок [ч’иэсо?к], пощадить [пъш’иэд’и?т’], щавелевый [ш’иэв’э?л’ьвыj’]; 3) на месте [а] перед мягким согласным рекомендуется произносить после Ж, Ш и Ц звук, средний между [ы] и [э] – [ыэ] («Ы с оттенком Э»), например: жалеть [жыэл’э?т’], лошадей [лъшыэд’эj’], тридцатью [тр’ицыэт’j’у].

27 Гласные звуки

Гласные звуки

На месте [э] после мягких согласных произносится звук, средний между [и] и [э] – [иэ] («И с оттенком Э»), например: тепло [т’иэпло?], седок [с’иэдо?к], лежать [л’иэжа?т’]. На месте [э] после шипящих Ж, Ш и буквы Ц произносится звук, средний между [ы] и [э] – [ыэ] («Ы с оттенком Э»), например: желток [жыэлто?к], цена [цыэна?], шестёрка [шыэст’о?ркъ]. После Ж, Ш и Ц вместо [и] произносится звук [ы], например: жизнь [жыз’н’], цинга [цынга?], широкий [шыро?к’иj’]. При полной редукции гласные [а], [о], [э] претерпевают значительные изменения. После твёрдых согласных на месте [а], [о], [э] произносится неясный звук, средний между [ы] и [а] – [ъ] («ер»), например: коробейник [кър?б’э?j’н’ик], транскрибировать [трънскр’иб’и?ръвът’]. Если произносить [ы], но при этом раскрыть рот несколько шире, а спинку языка несколько опустить, то получится звук [ъ]. Если же произносить [а], но при этом сделать раствор рта более узким, а спинку языка несколько поднять, то получится тот же звук [ъ]. После мягких согласных на месте [а], [о], [э] произносится неясный звук, средний между [и] и [э], но более редуцированный, чем [иэ] – [ь] («ерь»), например: бегемотик [б’ьг’иэмо?т’ик], академический [?къд’иэм’и? ч’ьск’иj’].

28 Фонетическая транскрипция

Фонетическая транскрипция

Фонетическая транскрипция преследует цели точной графической записи звучащей речи. Основной принцип фонетической транскрипции заключается в том, что каждый произнесённый звук должен получить собственную графическую фиксацию. Поэтому в транскрипции, в отличие от орфографического письма, буква всегда соответствует одному звуку и каждый звук всегда обозначается одной и той же буквой. Основой фонетического представления русского текста (звучащей речи) является русский алфавит, кроме безгласных и йотованных букв. Кроме того, в транскрипции используются особые буквенные знаки [?], [?], [иэ], различные диакритические значки (надстрочные: знак долготы звука, знак мягкости звука - и подстрочные: линии, объединяющие проклитики и/или энклитики в состав фонетического слова). Буквы Ъ и Ь употребляются в транскрипции для передачи так называемых редуцированных гласных звуков.

29 Фонетическая транскрипция

Фонетическая транскрипция

Существуют определённые правила транскрибирования. 1. Заключите в квадратные скобки транскрибируемый сегмент (слово, предложение, текст). 2. Уберите заглавные буквы (в фонетической записи не может быть прописных букв!). 3. Уберите знаки препинания. 4. Поделите текст на фразы, отделив их друг от друга двумя наклонными чертами. 5. Поделите фразы на синтагмы, отделив их друг от друга одной наклонной чертой. 6. Расставьте ударения. 7. Поделите синтагмы на фонетические слова, указав при этом проклитики и энклитики специальным знаком. 8. В каждом фонетическом слове уберите безгласные буквы (Ъ и Ь), указав мягкость предшествующих согласных звуков, используя апостроф. 9. Укажите мягкость согласных звуков, стоящих перед буквой И. 10. Замените буквы Е, Ё, Ю, Я соответствующими звуками, учитывая двойную роль йотованных букв.

30 Фонетическая транскрипция

Фонетическая транскрипция

11. Укажите редукцию гласных в предударных и заударных слогах: 1) неполная редукция: а) I предударный слог; б) абсолютное начало слова (с гласной); в) слог, далёкий от ударения (IV, V, VI и последующие предударные); 2) полная редукция: а) все заударные слоги; б) II, III предударные слоги. 14. Укажите изменения согласных звуков: 1) оглушение; 2) озвончение; 3) смягчение; 4) выпадение (упрощение групп согласных); 5) ассимиляция по месту или способу образования; 6) диссимиляция по месту или способу образования.

31 Фонетическая транскрипция

Фонетическая транскрипция

Образец фонетической транскрипции Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. <…> С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока (И. Гончаров).

«Фонетика»
http://900igr.net/prezentacija/russkij-jazyk/fonetika-249824.html
cсылка на страницу
Урок

Русский язык

100 тем
Слайды