Фонетика
<<  Теоретические концепции Л.С. Выготского Выразительные фонетические средства языка  >>
Выразительные средства фонетики русского языка
Выразительные средства фонетики русского языка
Предмет изучения фонетики
Предмет изучения фонетики
Значение и возможности изобразительных средств
Значение и возможности изобразительных средств
Фонетика
Фонетика
Разделы фонетики
Разделы фонетики
Область применения фонетики
Область применения фонетики
История фонетики
История фонетики
Как образуется звук
Как образуется звук
Изобразительные средства фонетики русского языка
Изобразительные средства фонетики русского языка
Фонетические средства языка
Фонетические средства языка
Семь холмов
Семь холмов
Звуковой состав
Звуковой состав
Звуковой анализ стихотворения
Звуковой анализ стихотворения
Количество звуков
Количество звуков
Трезвон
Трезвон
Шпегель
Шпегель
Февраль
Февраль
Категоричность
Категоричность
Предмет
Предмет
Список использованной литературы
Список использованной литературы
Благодарим за внимание
Благодарим за внимание

Презентация на тему: «Выразительные средства фонетики русского языка». Автор: Admin. Файл: «Выразительные средства фонетики русского языка.ppt». Размер zip-архива: 775 КБ.

Выразительные средства фонетики русского языка

содержание презентации «Выразительные средства фонетики русского языка.ppt»
СлайдТекст
1 Выразительные средства фонетики русского языка

Выразительные средства фонетики русского языка

Выполнила: учащаяся 10 класса Бовкунова Анна Руководитель: учитель русского языка и литературы Кохан Наталья Леонидовна

2 Предмет изучения фонетики

Предмет изучения фонетики

Содержание:

Введение: I. Фонетика. Предмет изучения фонетики. II. Изобразительные средства фонетики русского языка III. Фонетические средства языка в стихотворениях русских писателей XX века Заключение Список использованной литературы Использованные источники

3 Значение и возможности изобразительных средств

Значение и возможности изобразительных средств

Цель

Предмет

Объект

Уяснить значение и возможности изобразительных средств фонетики как раздела лингвистики

Изобразительные средства фонетики русского языка

Стихотворения русских писателей XX века

4 Фонетика

Фонетика

Фонетика — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). В зависимости от задач исследования различают фонетику: - частную и общую; - описательную и историческую; - сопоставительную; - экспериментальную; - социофонетику.

5 Разделы фонетики

Разделы фонетики

Общая фонетика

Сравнительная фонетика

Историческая фонетика

Описательная фонетика

6 Область применения фонетики

Область применения фонетики

При разработке методики обучения чтению. При обучению чужому языку. Знание фонетики необходимо при исправлении дефектов в произношении (логопедия). При обучении звучащей речи глухих. При создании алфавитов для бесписьменных языков

7 История фонетики

История фонетики

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. Ф. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и И. Шмидта «Grundz?ge der Lautphysiologie» (нем.) (1872).

8 Как образуется звук

Как образуется звук

Звук речи образуется непосредственно в речевом аппарате человека, который состоит из пяти основных частей: дыхательный аппарат, гортань, надставная труба, которая включает в себя полость рта и носа, органы произношения, головной мозг - нервная система.

9 Изобразительные средства фонетики русского языка

Изобразительные средства фонетики русского языка

Аллитерация

Ассонанс

Звукоподражание

Эвфония

Ударение

10 Фонетические средства языка

Фонетические средства языка

Фонетические средства языка в стихотворениях русских писателей XX века

11 Семь холмов

Семь холмов

М.Цветаева «Семь холмов – как семь колоколов»

Семь холмов - как семь колоколов. На семи холмах – колокольни. Всех счетом: сорок сороков, - Колокольное семихолмие! В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова… Дом – пряник, а вокруг плетень И церковки златоглавые. И любила же, любила же я первый звон – Как монашки потекут к обедне, Вой в печке, и жаркий сон, И знахарку с двора соседнего. - Провожай же меня, весь московский сброд, Юродивый, воровской, хлыстовский! Поп, крепче заткни мне рот Колокольной землей московскою!

12 Звуковой состав

Звуковой состав

Анализируя звуковой состав стихотворения М.И. Цветаевой «Семь холмов – как семь колоколов», мы с вами проведем исследование и посмотрим, прав ли в своем утверждении, что «язык имеет свои краски, т.е. звуки», Бестужев-Марлинский. Звуковая сторона стихотворения играет огромную роль в его восприятии. Именно звуки помогают нам почувствовать настроение, передать внутреннее состояние лирического героя. Надо только уметь слушать. К.Бальмонт в книге «Поэзия как волшебство» писал: « А – самый ясный и полногласный звук; О – звук восторга, торжествующее пространство, бездонное О; У - музыка шумов и вскрик ужаса; звук грузный, как туча и гуд медных труб; И - тонкая линия, поразительно вытянутая длинная былинка, крик, свист, визг…» Слушая стихотворение, мы воспринимаем не только смысл слов, но и звуки, которые создают эти слова.

13 Звуковой анализ стихотворения

Звуковой анализ стихотворения

Произведем звуковой анализ стихотворения, определим количество звуков и их соотношение: вокальные – невокальные, высокие – низкие, диезные – недиезные, бемольные – небемольные. 1 строфа – вокальных - 48 звуков, невокальных – 24; высоких – 32, низких – 47, диезных – 14, недиезных – 30, бемольных – 15, небемольных - 59. Вокальных в два раза больше, чем невокальных, отсутствуют звонкие согласные, преобладание сонорных и гласных звуков. Из гласных звуков самый частый звук [А] 17 раз. Звук [А] создает пространство, окрашивает, создает настроение. Преобладание вокальных, низких, недиезных, небемольных звуков создает звуковой фон умиротворения, спокойствия, гармонии: Семь холмов - как семь колоколов. На семи холмах – колокольни. Всех счетом: сорок сороков, - Колокольное семихолмие! 2 строфа – вокальных - 60 звуков, невокальных – 28, высоких – 35, низких – 51, диезные – 15, недиезных – 52, бемольных – 17, небемольных – 66. 3 строфа: вокальных - 57 звуков, невокальных – 33 звуков, высоких – 43, низких – 44, диезных – 27, недиезных – 62, бемольных – 18, небемольных – 71. 4 строфа: вокальных – 55 звуков, невокальных – 41, высоких – 42, низких – 48, диезных – 27, недиезных – 44, бемольных – 27, небемольных – 78.

14 Количество звуков

Количество звуков

Сопоставим количество звуков: вокальных – 212 , невокальных – 108 звуков; звонкие – 35, глухие – 81, высокие - 150, низкие – 174, диезные – 67, недиезные – 158, бемольные – 67, небемольные - 274. Вокальных звуков в два раза больше, чем невокальных. Это говорит о длительности звуков, которые образуются при помощи голоса. Глухих согласных звуков в два раза больше, чем звонких согласных. Такое сочетание звуков стихотворения создает звуковой фон: первые две строфы мы слышим звон одного колокола, этот звон разносится ветром во все стороны. Затем начинают звенеть колокола поменьше, и мы видим и слышим движение людей: Как монашки потекут к обедне, - Вой в печке, и жаркий сон, И знахарку с двора соседнего. Колокольный звон – это начало церковной службы, это сигнал тревоги. Колокольный звон – это музыка души. Наверное, поэтому колокольный звон завораживает и притягивает всех людей. Движение разношерстной толпы мы и слышим в звуках последней строфы. Провожай же меня, весь московский сброд, Юродивый, воровской, хлыстовский! Поп, крепче заткни мне рот Колокольной землей московскою. В первой и второй строфе количество вокальных звуков в два раза больше, а в третьей и четвертой строфе количество невокальных звуков увеличивается. Это влияет на звуковое восприятие стихотворения. В первой строфе мы слышим размеренный звук одного колокола. Во второй строфе звук нарастает, но в то же время появляется и другой звук – звук другого колокола. А в третьей и четвертой строфе мы слышим музыку разных колоколов, т.е. колокольный перезвон.

15 Трезвон

Трезвон

В русской духовной культуре три основных колокольных звона

Трезвон

Благовест

Перезвон

16 Шпегель

Шпегель

Обладают ли звуки цветом?

А.В.Шпегель (1767 – 1845) немецкий историк литературы, переводчик, поэт, представитель романтизма, приписывал звукам способность передавать цвет: [0] –пурпурный, [и] – небесно-голубой, [а] – красный. Один из ведущих деятелей русского символизма, поэт Андрей Белый также считал, что звуки обладают цветом: [о] –красно-оранжевый, [а] – белый, [и] – синий, [у] – черный, [э] – желто-зеленый. Какова же цветовая гамма стихотворения М.Цветаевой «Семь холмов – как семь колоколов…»? Преобладание в стихотворении гласных звуков [А], [О] дает нам представление о белом цвете, на фоне белого цвета отчетливо видим белую церковь с колокольней, купола которой уходят в высь, в голубое небо, а звуки [У], [Ы] вступают в контраст и возвращают нас на землю, в пеструю толпу людей. Фонетические средства выразительности русской речи помогают нам лучше понять смысл стихотворения, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю. Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи. Русский язык считается одним из самых музыкальных, певучих языков. Это мы с вами доказали, исследуя стихотворение М.Цветаевой «Семь холмов – как семь колоколов…». Надо только научиться читать стихи и слушать, как звуки вступают в диалог и какая музыка и них получается.

17 Февраль

Февраль

Б. Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать…»

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною чёрною горит. Достать пролётку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колёс Перенестись туда, где ливень Ещё шумней чернил и слёз. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют. И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.

18 Категоричность

Категоричность

Наблюдая за фонетическим строем стихотворения, можно отметить, что наиболее часто встречающийся ряд: /р/ - /а/ - /л/. Это сочетание придаёт тексту с одной стороны, категоричность, яркость, «громкость», с другой- внутренний динамизм, напряжённость. ( В отличие, скажем, от сочетания Ч-Ш-К, О-В-М и др., которые имеют совершенно иные характеристики для воздействия на слух при чтении поэтического и прозаического текста.) Звуки /р/-/р`/ - 26, /а/ - 25, /л/- /л`/ - 17. Обращают на себя внимание строки с целым рядом повторяющихся звуков. Таких строк две: Чрез благовест, чрез клик колёс…( /л`/ - /л`/ ) Очевидно, здесь поэту хотелось выразить ощущение музыки, звона, который слышит, ощущает лирический герой от быстрой езды на пролётке. … И ветер криками изрыт… ( /р/ - /р`/ - /р/ ) Страстное, яростное желание как можно скорей достичь цели, невозможность более сдерживать свою неуёмную мечту- увидеть, ощутить, надышаться воздухом весны.

19 Предмет

Предмет

Заключение:

В процессе своей исследовательской работы нам удалось узнать нечто новое о такой науке, как фонетика. Мы не только глубже узнали, что представляет собой эта наука, каков предмет её изучения, но и смогли узнать историю фонетики (в каком веке она зародилась, кто внёс большой вклад в её развитие). Помимо этого, в своей работе мы коснулись биологии человека, для того, чтобы понять, как образуется звук. Так же мы смогли показать, что фонетика имеет большое значение, и перечислили области её применения. Мы считаем, что проделанная нами работа имеет свои результаты, потому что дети, учась в школе, получают не полную информацию о фонетике. А на самом деле эта наука очень интересна. Её нужно изучать, она кроет в себе новые тайны.

20 Список использованной литературы

Список использованной литературы

Матусевич М. И., Введение в общую фонетику, 3 изд., М., 1959: Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960 Александров В. Н. Десять дней до экзамена: русский язык: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2006. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: сочинение-рассуждение: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2005. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: справочные материалы, контрольно-измерительные упражнения, создание текста / В. Н. Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева; под ред. И. П. Цыбулько. — Челябинск, 2004. Власенков А. И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М., 2004.

21 Благодарим за внимание

Благодарим за внимание

«Выразительные средства фонетики русского языка»
http://900igr.net/prezentacija/russkij-jazyk/vyrazitelnye-sredstva-fonetiki-russkogo-jazyka-65519.html
cсылка на страницу
Урок

Русский язык

100 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по русскому языку > Фонетика > Выразительные средства фонетики русского языка