Античная философия Скачать
презентацию
<<  История античной философии Милетская школа философии  >>
Ранняя греческая натурфилософия
Ранняя греческая натурфилософия
Милетская школа
Милетская школа
Проблема единого первоначала
Проблема единого первоначала
Фалес
Фалес
Проблема единства сущего
Проблема единства сущего
Проблема первоначала
Проблема первоначала
Большинство первых философов
Большинство первых философов
Вода как первоначало
Вода как первоначало
Философ
Философ
Анаксимандр
Анаксимандр
Анаксимандр Милетский
Анаксимандр Милетский
Воздух как первоначало
Воздух как первоначало
Гераклит Проблема
Гераклит Проблема
Мир как вечное становление
Мир как вечное становление
Генезис
Генезис
Первоначало
Первоначало
Элейская школа
Элейская школа
Парменид
Парменид
Элеаты
Элеаты
Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Бытие едино и неделимо
Бытие едино и неделимо
Бытие вечно и неизменно
Бытие вечно и неизменно
Небытие немыслимо
Небытие немыслимо
Парменид изобрёл логику
Парменид изобрёл логику
Парадоксы Зенона
Парадоксы Зенона
Затруднение
Затруднение
Апория места
Апория места
Апория делимости
Апория делимости
Апория сложения
Апория сложения
Апория счисления
Апория счисления
Апория «Ахилл и черепаха»
Апория «Ахилл и черепаха»
Ахилл и черепаха
Ахилл и черепаха
Ахилл
Ахилл
Черепаха
Черепаха
Апория «Дихотомия»
Апория «Дихотомия»
Ахилл вообще не сдвинется с места
Ахилл вообще не сдвинется с места
Дихотомия
Дихотомия
Апории движения
Апории движения
Апория «Стрела»
Апория «Стрела»
Стрела
Стрела
Апория «Стадий»
Апория «Стадий»
Апория
Апория
Иллюзии восприятия
Иллюзии восприятия
Вопросы
Вопросы
Слайды из презентации «Древнегреческая философия» к уроку философии на тему «Античная философия»

Автор: Николай Бирюков / Nikolai Biryukov. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Древнегреческая философия.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 610 КБ.

Скачать презентацию

Древнегреческая философия

содержание презентации «Древнегреческая философия.ppt»
СлайдТекст
1 Ранняя греческая натурфилософия

Ранняя греческая натурфилософия

Основы философии.

Тема 2 Ранняя греческая натурфилософия

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии

2 Милетская школа

Милетская школа

проблема единого первоначала Проблема единства сущего Проблема первоначала (архе) Фалес: вода как первоначало сущего Анаксимандр: апейрон как первоначало сущего Анаксимен: воздух как первоначало сущего Гераклит: проблема изменчивости Мир как вечное становление (генезис) Элейская школа: иллюзорность изменчивости Парменид: мир как единое, вечное и неизменное бытие Парадоксы Зенона: обоснование элейской онтологии Апория места (немыслимость пустоты) Апории множества (немыслимость множества) Парадокс делимости Парадокс сложения Парадокс счисления Апории движения (немыслимость движения) «Ахилл и черепаха» «Дихотомия» (деление на два) «Стрела» «Стадий» Иллюзии восприятия и мыслимая реальность.

3 Проблема единого первоначала

Проблема единого первоначала

Милетская школа Проблема единого первоначала.

Милет

4 Фалес

Фалес

Милетская школа Проблема единого первоначала.

Фалес (ок. 640-562)

Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540)

Анаксимен (ок. 588 - ок. 525)

5 Проблема единства сущего

Проблема единства сущего

Милетская школа Проблема единства сущего.

Взаимопревращения веществ свидетельствуют, что за видимым многообразием воспринимаемого мира скрывается единое первоначало.

6 Проблема первоначала

Проблема первоначала

Милетская школа Проблема первоначала (архе).

Арх? (греч. ????, лат. principium) – термин древнегреческой философии, означающий начало (принцип) как отправной момент (исходную точку) чего-либо (в пространственном и временном смыслах); начало как зачин или причину чего-либо; начало как начальство (власть); в специфически философском употреблении – онтологическое начало (первоначало) или начало познания (гносеологический принцип).

7 Большинство первых философов

Большинство первых философов

Милетская школа Проблема первоначала (архе).

... большинство первых философов считало началом <...> то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причём сущность хотя и остаётся, но изменяется в своих проявлениях, – это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает; <...> ибо должно быть некоторое естество – или одно, или больше одного, откуда возникает всё остальное, в то время как само это естество сохраняется.

Аристотель. «Метафизика».

8 Вода как первоначало

Вода как первоначало

Фалес Вода как первоначало.

Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес – основатель такого рода философии – утверждал, что начало – вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришёл, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего всё возникает – это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришёл к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода.

Аристотель. «Метафизика».

9 Философ

Философ

Милетская школа Проблема первоначала (архе).

Философ

Первоначало

Фалес

Вода

Анаксимандр

Апейрон (беспредельное, неопределённое)

Анаксимен

Воздух

10 Анаксимандр

Анаксимандр

Апейрон как первоначало.

?пейрон (греч. ???????; от ?, отрицательная приставка, и ?????, конец, предел) – термин древнегреческой философии, обозначающий бесконечное (беспредельное) и/или неопределённое.

11 Анаксимандр Милетский

Анаксимандр Милетский

Анаксимандр Апейрон как первоначало.

Анаксимандр Милетский... учил, что первоначалом и основой является беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остаётся неизменным.

Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

12 Воздух как первоначало

Воздух как первоначало

Анаксимен Воздух как первоначало.

Анаксимен... полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть, что было и что будет <...> Сгущаясь и разрежаясь, [воздух] приобретает видимые различия. Так, растекшись до более разреженного состояния, он становится огнём; в среднем состоянии возвращается к [природе] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись ещё больше, [он становится] водой, ещё больше – землёй, а достигнув предельной плотности – камнями.

Ипполит. «Опровержение всех ересей».

13 Гераклит Проблема

Гераклит Проблема

изменчивости.

Эфес

Милет

14 Мир как вечное становление

Мир как вечное становление

Гераклит Проблема изменчивости.

Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое?

Гераклит

Мир как вечное становление

15 Генезис

Генезис

Гераклит Мир как вечное становление (генезис).

Гераклит (ок. 540 - 480)

Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим.

16 Первоначало

Первоначало

Гераклит Мир как вечное становление (генезис).

Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – огонь. Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Всё возникает через борьбу противоположностей. Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.

17 Элейская школа

Элейская школа

Иллюзорность изменчивости.

Элея

Эфес

Милет

18 Парменид

Парменид

Элейская школа Иллюзорность изменчивости.

Парменид (род. 540/539)

Зенон (ок. 490 - 430)

19 Элеаты

Элеаты

Элейская школа Иллюзорность изменчивости.

Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое?

Гераклит

Элеаты

Мир как вечное становление

Мир как вечное неизменное бытие

20 Мир как единое, вечное и неизменное бытие

Мир как единое, вечное и неизменное бытие

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие.

Бытие есть, небытия нет

Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать.

Если бы дело обстояло иначе, сущее было бы не-сущим, а не-сущее – сущим, что явно нелепо.

21 Бытие едино и неделимо

Бытие едино и неделимо

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие.

Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо

Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать.

При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия.

Два бытия не могут быть отделены друг от друга ни каким-то третьим бытием (в таком случае все три составляли бы сплошное единое бытие), ни небытием, поскольку небытия нет.

22 Бытие вечно и неизменно

Бытие вечно и неизменно

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие.

Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Бытие вечно и неизменно

Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать.

При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия.

Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим.

Бытие не может возникнуть из небытия, или из другого бытия, поскольку есть лишь одно бытие, и это бытие не может стать чем-то иным.

23 Небытие немыслимо

Небытие немыслимо

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие.

Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Бытие вечно и неизменно Небытие немыслимо

Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать.

При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия.

Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим.

Одно и то же – мысль и предмет мысли.

В противном случае пришлось бы допустить существование многого.

24 Парменид изобрёл логику

Парменид изобрёл логику

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие.

Часто говорят, что Парменид изобрёл логику, но в действительности он изобрёл метафизику, основанную на логике . <…> В философии это первый пример широкой аргументации от мысли и языка к миру в целом. Эту аргументацию нельзя, конечно, считать основательной, но в то же время стоит посмотреть, какой элемент истины она содержит.

Рассел. «История западной философии».

25 Парадоксы Зенона

Парадоксы Зенона

Обоснование элейской онтологии.

Апория места (немыслимость пустоты) Апории множества (немыслимость множества) Парадокс делимости Парадокс сложения Парадокс счисления Апории движения (немыслимость движения) «Ахилл и черепаха» «Дихотомия» (деление на два) «Стрела» «Стадий»

26 Затруднение

Затруднение

Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии.

Апор?я (греч. ??????, затруднение, безвыходное положение; от ?, отрицательная приставка, и ?????, выход) – понятие древнегреческой философии, обозначающее трудноразрешимую или неразрешимую проблему.

27 Апория места

Апория места

Парадоксы Зенона Апория места.

Если условием существования является нахождение в каком-то месте,

То и само место, коль скоро оно существует, тоже должно находиться в каком-то месте.

Это будет уже «второе» место, но и оно должно существовать в каком-то «третьем» месте, и так далее до бесконечности.

Следовательно, «пустое место», как что-то отличное от того, местом чего оно является, немыслимо.

28 Апория делимости

Апория делимости

Парадоксы Зенона Апория делимости.

Если допустить, что бытие делимо, то каждую частицу бытия придётся признать одновременно

И бесконечно большой

И вовсе лишённой величины

(Как делимую до бесконечности),

(Как результат бесконечного деления),

Что, разумеется, невозможно.

29 Апория сложения

Апория сложения

Парадоксы Зенона Апория сложения.

Если допустить, что бытие делимо, т.е. состоит из частей, то его придётся признать

Или бесконечно большим

Или вовсе лишённым величины

(Если его части имеют какую-то величину),

(Если его части величины не имеют),

Но тогда оно должно быть единственным;

И, следовательно, неотличимым от небытия.

30 Апория счисления

Апория счисления

Парадоксы Зенона Апория счисления.

Если допустить, что существует многое, то число вещей придётся признать одновременно

И ограниченным

И бесконечным

(Так как их будет ровно столько, сколько есть: ни больше, ни меньше),

(Так как между любыми из них будут другие),

Что, разумеется, невозможно.

31 Апория «Ахилл и черепаха»

Апория «Ахилл и черепаха»

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха».

Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую черепаху.

Ведь прежде, чем догнать её, он должен будет дойти до того места, в котором она находилась, когда он за ней погнался.

Но за это время черепаха уйдёт вперёд и, таким образом, опять окажется впереди Ахилла, и так далее до бесконечности.

32 Ахилл и черепаха

Ахилл и черепаха

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха».

33 Ахилл

Ахилл

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха».

34 Черепаха

Черепаха

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха».

35 Апория «Дихотомия»

Апория «Дихотомия»

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия».

Дuхотом?я (греч. ?????????; от ????, на две части, и ????, сечение, разделение) – 1) деление целого на две части (с возможным последующим делением каждой из частей на две подчасти и т.д.); 2) метод классификации, состоящий в делении объёма понятия (класса, множества) на два подчинённых взаимоисключающих (противоречащих) понятия, суммарный объём которых исчерпывает объём делимого понятия.

36 Ахилл вообще не сдвинется с места

Ахилл вообще не сдвинется с места

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия».

Ахилл вообще не сдвинется с места (как, впрочем, и черепаха),

Так как прежде, чем добраться до любого места, он должен пройти то место, которое находится на полпути между ним и первым местом,

А прежде, чем пройти это второе место, он должен пройти место, которое находится на полпути между ними, и так далее до бесконечности.

37 Дихотомия

Дихотомия

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия».

38 Апории движения

Апории движения

Парадоксы Зенона Апории движения.

Первые две апории демонстрируют немыслимость движения при допущении бесконечной делимости времени и пространства.

Две последние апории демонстрируют немыслимость движения при допущении предела делимости времени и пространства.

39 Апория «Стрела»

Апория «Стрела»

Парадоксы Зенона Апория «Стрела».

Стрела не может лететь ни там, где её нет, ни там, где она есть.

Она ведь занимает в пространстве место, равное своему размеру – ни больше, ни меньше (иначе она была бы больше или меньше себя самой).

Так как в этом месте ей двигаться некуда, она покоится, а поскольку это верно для любого отрезка её траектории, она покоится всегда.

40 Стрела

Стрела

Парадоксы Зенона Апория «Стрела».

41 Апория «Стадий»

Апория «Стадий»

Парадоксы Зенона Апория «Стадий».

Если две колесницы движутся навстречу друг друга со скоростью, равной минимальной единице пространства за минимальную единицу времени, мимо третьей – неподвижной – колесницы,

То они пройдут расстояние, равное минимальной единице пространства, за минимальную единицу времени относительно неподвижной колесницы и за половину минимальной единицы времени относительно друг друга.

Таким образом, получится, что минимальная, т.е. неделимая, единица времени делима, что абсурдно. (Равным образом, делимой окажется и минимальная, т.е. неделимая, единица пространства).

42 Апория

Апория

Парадоксы Зенона Апория «Стадий».

43 Иллюзии восприятия

Иллюзии восприятия

Элейская школа Иллюзии восприятия и мыслимая реальность.

Разум свидетельствует, что ни пустоты, ни множества, ни движения нет, ибо они немыслимы.

Чувства не позволяют утверждать существование пустоты, но свидетельствуют о существовании многих движущихся вещей.

У нас есть, таким образом, два источника знания, которые в чём-то противоречат друг другу.

Какой же из них следует признать достоверным?

44 Вопросы

Вопросы

«Древнегреческая философия»
http://900igr.net/prezentatsii/filosofija/Drevnegrecheskaja-filosofija/Drevnegrecheskaja-filosofija.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

19 тем
Слайды
Презентация: Древнегреческая философия.ppt | Тема: Античная философия | Урок: Философия | Вид: Слайды
900igr.net > Презентации по философии > Античная философия > Древнегреческая философия.ppt