Мифы и легенды Скачать
презентацию
<<  Летописи Героический эпос народов мира  >>
Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник
Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник
Цели и задачи
Цели и задачи
Задачи: Сопоставить жития Кирилла Белозерского и Евфросина
Задачи: Сопоставить жития Кирилла Белозерского и Евфросина
Актуализация темы
Актуализация темы
Написание жития Стефана Пермского
Написание жития Стефана Пермского
Сопоставление рассуждений авторов о тех трудностях, которые ждут
Сопоставление рассуждений авторов о тех трудностях, которые ждут
Сопоставление объяснений авторами причин, побудивших приступить к
Сопоставление объяснений авторами причин, побудивших приступить к
Сопоставление отношений авторов житий к святым, которым они посвящали
Сопоставление отношений авторов житий к святым, которым они посвящали
Житие Евфросина Синозерского
Житие Евфросина Синозерского
Что узнали мы о древнерусской литературе, сопоставляя жития
Что узнали мы о древнерусской литературе, сопоставляя жития
Литература носила анонимный характер
Литература носила анонимный характер
Нравственный подвиг древнерусского книжника
Нравственный подвиг древнерусского книжника
Вывод
Вывод
Безмолвные свидетельства молитвенного подвига Евфросина Синозерского
Безмолвные свидетельства молитвенного подвига Евфросина Синозерского
Слайды из презентации «Древнерусские жития» к уроку литературы на тему «Мифы и легенды»

Автор: user. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Древнерусские жития.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 825 КБ.

Скачать презентацию

Древнерусские жития

содержание презентации «Древнерусские жития.ppt»
СлайдТекст
1 Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник

Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник

2 Цели и задачи

Цели и задачи

Цель – понять особенности позиции древнерусского книжника, для того чтобы яснее представлять своеобразие древнерусской словесности.

3 Задачи: Сопоставить жития Кирилла Белозерского и Евфросина

Задачи: Сопоставить жития Кирилла Белозерского и Евфросина

Синозерского для того, чтобы найти то общее, что было обязательным для древнерусского книжника а) повествование о том, что было на самом деле. Древнерусский книжник – писатель-историк; б) следование традициям написания жития; в) отношение к авторскому труду, как к долгу; написание жития было святым долгом для автора жития Евфросина Синозерского, как для каждого древнерусского книжника было делом жизни ;

4 Актуализация темы

Актуализация темы

Историческая шкала

Совершение подвига Евфросином Синозерским

Чествование памяти святого преподобного Евфросина Синозерского

1612

2012

5 Написание жития Стефана Пермского

Написание жития Стефана Пермского

Написание жития Сергия Радонежского

1396

1417

1450

1650

2009

Написание жития Кирилла Белозерского

Написание жития Евфросина Синозерского

6 Сопоставление рассуждений авторов о тех трудностях, которые ждут

Сопоставление рассуждений авторов о тех трудностях, которые ждут

человека, приступающего к написанию жития.

Житие Евфросина Синозерского. Сер. XVII века «Кто бо доволен, аще и мудр по достоянию похвалите святых похваливших Богови, и жития их чюдеса подробну исписать, превосходя бо человеча разума, многострадалное святых житие, яко и самем ангелом житию их дивитися. Кто же тот человек по достоянию их похвалити возможет, похвалка бо праведным от Бога и слава им от вышнего».

Житие Кирилла Белозерского. Сер. XV века «… Если даже древним писателям нелегко было, трудно было писать жития тех святых и повествования о них в подробностях, по причине высоты их жизни и любви к Богу, то теперь, в нашем нынешнем роде, кто способен поведать житие и по достоинству восславить тех, чью жизнь сами ангелы, удивившись, похвалили…»

7 Сопоставление объяснений авторами причин, побудивших приступить к

Сопоставление объяснений авторами причин, побудивших приступить к

написанию жития.

Житие Кирилла Белозерского. Сер. XV века «Потому еще славим мы святых, что и других хотим возвести к их великой красоте и любви к Богу. Ведь слушающие эти похвалы и внимательно, как и те, внимающие Богу, благодаря им становятся богоприятными, так что от самих этих повестей получают обильную пользу и большой прибыток…»

Житие Евфросина Синозерского. Сер. XVII века «…Яко да незабвенни будут преподобнаго сего отца Евфросина труды и подвиги прешествии многих лет». «… На предлежащую прейдем повесть, оуже бо прииде время, еже предложите вашей любви словесную и сладкую пищу, полну душевной ползы…»

8 Сопоставление отношений авторов житий к святым, которым они посвящали

Сопоставление отношений авторов житий к святым, которым они посвящали

свои жития.

Житие Кирилла Белозерского. Сер. XV века «… Ныне нами восхваляемый представляет собой всесветлую причину настоящего слова… Кто-нибудь может подумать, поскольку я из другой земли, то и не знаю хорошо о святом. И правда, своими глазами ни этого блаженного, ни того, что вокруг него происходило, я ведь не видел, но и далеко находясь, я слышал о святом… Усердием и любовью к святому, словно неким длинным арканом влекомый путь я прошел и обители святого достиг».

Житие Евфросина Синозерского. Сер. XVII века «Мы же оубо на всяк день и час, держаще в руках своих, почитаем житие его, возревнуем его добродетелем, написующе в сердцах своих святое его еже по Бозе жительство… Образ бо бысть благ всем нам в жизни сей».

9 Житие Евфросина Синозерского

Житие Евфросина Синозерского

Житие Александра Невского

Летописная повесть об убийстве Бориса и Глеба

Жития Стефана Пермского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского

10 Что узнали мы о древнерусской литературе, сопоставляя жития

Что узнали мы о древнерусской литературе, сопоставляя жития

«Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Её начало восходит ко второй половине X века». (Д.С. Лихачёв) «Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский…» Кирилл Белозерский, Евфросин Синозерский. «История не сочиняется, сочинение со средневековой точки зрения – ложь». (Д.С. Лихачёв) «Древнерусский писатель по большей части именно историк». (Д.С. Лихачёв) «Основными хранителями и переписчиками в Древней Руси, как правило, были монахи». (В.В. Кусков) «Древнерусская литература была рукописной. Печатного станка не было. Книги переписывались от руки, очень много времени, сил уходило на переписывание одной книги, поэтому книгой дорожили, её берегли как что-то драгоценное, как святыню. К книге приступали «с чистыми руками» - трепетно». (акад. А.Н. Панченко)

11 Литература носила анонимный характер

Литература носила анонимный характер

Известными остались имена таких авторов: Нестор, Владимир Мономах, Кирилл Туровский, Епифаний Премудрый… Пахомий Серб… инок Иона Филиппов Суровцын. Житие было распространенным жанром и любимым чтением, так как память праведников сохранялась с благодарностью и любовью. Житие писалось по традиции, по образцам, по канону; этого придерживался и автор жития Евфросина. Просьба об благословлении, вступление, сообщение биографических сведений о святом, описание его подвига, заключение – традиционны. Житие оканчивалось молитвой, описанием посмертных чудес. Сопоставление житий помогает увидеть, что жить – всегда было трудно, что были периоды, когда само существование России было под угрозой. Поэтому литература и не была развлекательной. Она говорила о совести, взывала к совести, охраняла память о праведниках, учила доброму поведению, милосердной любви. Автор жития не просто старался остаться в тени, но и просил о снисхождении, прощении, главным для него было сохранить во времени светлый облик святого. Поэтому автор просил вносить дополнения и поправки.

12 Нравственный подвиг древнерусского книжника

Нравственный подвиг древнерусского книжника

Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан во вступительной статье к житию Кирилла Белозерского в 1997г. писал: «Жизнь каждого человека на Земле – великая тайна для окружающих». Поэтому, наверное, так сложно нам понять друг друга и обстоятельства нашей жизни, что мы часто оказываемся оторваны от традиций. Древнерусский книжник напоминает нам об этом. Равняясь на святого, он поневоле сам также совершал свой жизненный подвиг, выполнял свой святой долг – писал житие – берег, сохранял память о праведнике для вечности.

13 Вывод

Вывод

Мы считаем, что цель наша достигнута. Сопоставляя позиции авторов Жития Кирилла Белозерского и Жития Евфросина Синозерского, мы стали лучше представлять себе своеобразие древнерусской словесности, для которой сохранение памяти о праведнике было самым важным делом.

Вот оно, место молитвенного подвига человека XVII столетия… «коленочки Евфросина»

14 Безмолвные свидетельства молитвенного подвига Евфросина Синозерского

Безмолвные свидетельства молитвенного подвига Евфросина Синозерского

«Древнерусские жития»
http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Drevnerusskie-zhitija/Drevnerusskie-zhitija.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Слайды
Презентация: Древнерусские жития.ppt | Тема: Мифы и легенды | Урок: Литература | Вид: Слайды