Творчество Лермонтова Скачать
презентацию
<<  Одиночество в лирике Лермонтова Адресаты любовной лирики Лермонтова  >>
«Мне грустно, потому что я тебя люблю
«Мне грустно, потому что я тебя люблю
Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в
Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в
Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая
Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая
Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и
Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и
М.Ю. Лермонтов и его Музы
М.Ю. Лермонтов и его Музы
Екатерина Сушкова
Екатерина Сушкова
Расстались мы; но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный
Расстались мы; но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный
Сушковский цикл (1830-1831)
Сушковский цикл (1830-1831)
Нищий
Нищий
Наталья Иванова
Наталья Иванова
Знакомство произошло в Москве в 1830 г. Ободрённый в начале знакомства
Знакомство произошло в Москве в 1830 г. Ободрённый в начале знакомства
Ивановский цикл
Ивановский цикл
«Я не унижусь пред тобой…»:
«Я не унижусь пред тобой…»:
Варвара Александровна Лопухина
Варвара Александровна Лопухина
Он любит ее одну и верен ей одной
Он любит ее одну и верен ей одной
Она не гордой красотою
Она не гордой красотою
Мария Щербатова
Мария Щербатова
Отчего Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость
Отчего Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость
Евдокия Петровна Ростопчина (1811/12-1858)
Евдокия Петровна Ростопчина (1811/12-1858)
Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу
Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу
Екатерина Быховец
Екатерина Быховец
*** Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье:
*** Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье:
Вместо заключения
Вместо заключения
Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший
Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший
Любить…но кого же
Любить…но кого же
Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной
Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной
Слайды из презентации «Лермонтов о любви» к уроку литературы на тему «Творчество Лермонтова»

Автор: дом. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Лермонтов о любви.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 997 КБ.

Скачать презентацию

Лермонтов о любви

содержание презентации «Лермонтов о любви.ppt»
СлайдТекст
1 «Мне грустно, потому что я тебя люблю

«Мне грустно, потому что я тебя люблю

..».

Любовные адресаты лирики М.Ю.Лермонтова

2 Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в

Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в

творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к природе, детям(«Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего – как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества. К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.

3 Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая

Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая

- любить Необходимость мне; и я любил Всем напряжением душевных сил. «1831 июня 11 дня».

4 Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и

Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и

порывов, таких, как восхищение, благодарность, сострадание. Любовь может зарождаться «от скуки, от досады, от ревности»; она может быть осуществлением всегда жившего в душе идеала; любовь – это и прибежище от одиночества. Любовь героев Лермонтова с их крайней гордостью способна порождать вражду и переходить в ненависть _ прежде всего через ревность(«Тростник», «Маскарад», у Демона, у Печорина). В зрелой лирике Лермонтова любовь, даже отвергнутая или безнадёжная, выступает как светлое, одухотворяюще-нравственное начало.

5 М.Ю. Лермонтов и его Музы

М.Ю. Лермонтов и его Музы

В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Кто же они - вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Сушкова Е. А., Иванова Н. Ф., Лопухина В. А., Щербатова М. А. и Быховец Е. Г.

У всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М.Ю. Лермонтов не исключение. В его жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи . В них он и воспевает, и укоряет, и показывает истинное лицо возлюбленных. М.Ю. Лермонтов – лирический герой почти всех своих стихов и произведений. Он почти всегда писал о себе – и в то же время всегда готовился писать не о себе.

6 Екатерина Сушкова

Екатерина Сушкова

Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске. Е.А. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как с мальчиком, но отдавала должное его уму.

Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие.

7 Расстались мы; но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный

Расстались мы; но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный

призрак лучших лет, Он душу радует мою. И новым преданный страстям, Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный – все храм, Кумир поверженный – все бог! «Расстались мы...».

А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера. Это, несомненно, сильно ранило сердце молодого поэта.

8 Сушковский цикл (1830-1831)

Сушковский цикл (1830-1831)

Лирический дневник юноши Лермонтова: зарождение чувства, которое сам поэт ещё не решается назвать любовью, и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделённой любви. Основные мотивы цикла: неразделённая любовь, память, разлука, смерть. Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой: «К Сушковой»; «Благодарю!»; «Зови надежду сновиденьем»; «Нищий»; «Стансы»; «Ночь»; «У ног других не забывал»; «Я не люблю тебя, страстей…»

9 Нищий

Нищий

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! 1830г.

10 Наталья Иванова

Наталья Иванова

После Сушковой Лермонтов увлекся Натальей Федоровной Ивановой. Она – дочь писателя и драматурга Ф.Ф. Иванова.

11 Знакомство произошло в Москве в 1830 г. Ободрённый в начале знакомства

Знакомство произошло в Москве в 1830 г. Ободрённый в начале знакомства

с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.

12 Ивановский цикл

Ивановский цикл

Большой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова 1830-1832 годов. Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»; однако внутри цикла можно выделить две группы: стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной, и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной. Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой: «Н.Ф.И…вой»; «Романс к И…»; «К***»(«Всевышний…»); «К Н.И…….»; «Я не унижусь…»

13 «Я не унижусь пред тобой…»:

«Я не унижусь пред тобой…»:

…Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем; Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил; Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил? Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы твою младую руку – Безумец! – лишний раз пожать! Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену? Ты знала – я тебя не знал! « Я не унижусь пред тобою...»

Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой.

14 Варвара Александровна Лопухина

Варвара Александровна Лопухина

Одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Встреча с Варенькой(младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 году. «Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…» Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её. Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, то очень сильно расстроился

15 Он любит ее одну и верен ей одной

Он любит ее одну и верен ей одной

Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи, связанные с В. Лопухиной, объединяют два взаимосвязанных мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья.

Стихотворения, посвящённые Лопухиной: «К Л.-»(«У ног других не забывал…»; «К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»; «К*»(«Оставь напрасные заботы..»; «Она не гордой красотою…»; «Слова разлуки повторяя…».

16 Она не гордой красотою

Она не гордой красотою

..

Она не гордой красотою Прельщает юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых. И стан ее- не стан богини, И грудь волною не встает, И в ней никто своей святыни, Припав к земле, не признает. Однако, все ее движенья, Улыбка, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. Но голос душу проникает, Как вспоминанье лучших дней, И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей.

17 Мария Щербатова

Мария Щербатова

М.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться». По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.».

18 Отчего Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость

Отчего Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость

цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно... потому что весело тебе.

«Печальной отчизны примеру, В надеждах на бога Хранит она детскую веру; Как племя родное, У чуждых опоры не просит И в гордом покое Насмешку и зло переносит; От дерзкого взора В ней страсти не вспыхнут пожаром. Полюбит не скоро, Зато не разлюбит уж даром».

19 Евдокия Петровна Ростопчина (1811/12-1858)

Евдокия Петровна Ростопчина (1811/12-1858)

Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо».Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года. Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти ; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».

20 Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу

Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу

», а после отъезда поэта на Кавказ передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841) с надписью: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург, 20-е апреля 1841». На гибель Лермонтова поэтесса откликнулась стихотворением «Нашим будущим поэтам»; позднее она пишет стихотворения «Пустой альбом», «Поэтический день». Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения.

21 Екатерина Быховец

Екатерина Быховец

Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова. Бронзовый цвет лица и черные очи… Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились, после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Поэтому именно Быховец? Да поэтому, что она была похожа на В. Лопухину.

В день дуэли утром она беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 августа 1841 года – взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта.

22 *** Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье:

*** Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей. 1841г.

23 Вместо заключения

Вместо заключения

..

К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами. Любовь приносит ему горечь, разочарование и страдания!

Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать, и уважать его.

24 Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший

Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший

признак любовной лирики Лермонтова: «…в этих произведениях почти никогда не выражается любовь в настоящий, в тот момент, когда она охватывает душу и наполняет жизнь». Не любви ищет поэт, а «иное» в любви. Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нём «сейчас»: «Она(любовь), как чумное пятно…»; «Всё, что любит меня, то погибнуть должно»; «Мне грустно, потому что я тебя люблю»; «Нет, не тебя так пылко я люблю».

25 Любить…но кого же

Любить…но кого же

..на время – не стоит труда, А вечно любить невозможно…

26 Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной

Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной

Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом(«огонь угаснувших очей»), или тот идеал, что в будущем(«бесплотное виденье»). Не о земной страсти грезит поэт, но о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне: Я б желал так заснуть, Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, О любви мне сладкий голос пел…

«Лермонтов о любви»
http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Lermontov-o-ljubvi/Lermontov-o-ljubvi.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Слайды
Презентация: Лермонтов о любви.ppt | Тема: Творчество Лермонтова | Урок: Литература | Вид: Слайды