Текст Скачать
презентацию
<<  Текст Работа с текстом  >>
Сочинение по тексту СОЧИНЕНИЕ С2
Сочинение по тексту СОЧИНЕНИЕ С2
Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является
Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является
Для выполнения задания С 2.2 надо произвести такие действия: 1)
Для выполнения задания С 2.2 надо произвести такие действия: 1)
С2К1 Понимание смысла фрагмента текста
С2К1 Понимание смысла фрагмента текста
Понимания текста — это раскрытие темы, акцентирование внимания в
Понимания текста — это раскрытие темы, акцентирование внимания в
С2К2 Наличие примеров-аргументов
С2К2 Наличие примеров-аргументов
Комментирование и анализ основного содержания и языка исходного текста
Комментирование и анализ основного содержания и языка исходного текста
С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
С2К4 Композиционная стройность
С2К4 Композиционная стройность
Заключительная часть
Заключительная часть
Этапы работы над сочинением
Этапы работы над сочинением
Этапы работы над сочинением
Этапы работы над сочинением
Определяемся в понятиях
Определяемся в понятиях
Тезис – то, что нужно доказать
Тезис – то, что нужно доказать
Определяемся в понятиях
Определяемся в понятиях
Типы рассуждений
Типы рассуждений
С2К1
С2К1
Не пересказывайте текст, но постарайтесь передать содержание
Не пересказывайте текст, но постарайтесь передать содержание
Тренируемся №1
Тренируемся №1
Демо
Демо
№ 1) I. Вступление
№ 1) I. Вступление
I Вступление
I Вступление
II
II
III
III
№ 2) I Вступление
№ 2) I Вступление
II
II
Чувствуя себя неловко в «мятой, узлом на пузе завязанной рубашке»,
Чувствуя себя неловко в «мятой, узлом на пузе завязанной рубашке»,
III
III
№2
№2
(1)Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира,
(1)Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира,
(5)Вот почему музыка Глинки или Чайковского, Мусоргского или
(5)Вот почему музыка Глинки или Чайковского, Мусоргского или
Объясни, как ты понимаешь смысл фразы текста: «Композиторы, жившие в
Объясни, как ты понимаешь смысл фразы текста: «Композиторы, жившие в
Рекомендации к выполнению работы: 1.Обдумывая ответ на вопрос,
Рекомендации к выполнению работы: 1.Обдумывая ответ на вопрос,
Варианты вступлений на данную тему
Варианты вступлений на данную тему
3.Используй конструкции согласия, например: Я согласен с мнением о том
3.Используй конструкции согласия, например: Я согласен с мнением о том
4. В основной части сочинения необходимо привести аргументы
4. В основной части сочинения необходимо привести аргументы
Пример аргументации в основной части сочинения: Народная песня названа
Пример аргументации в основной части сочинения: Народная песня названа
5. В сочинении необходим вывод, связанный с проблемой текста
5. В сочинении необходим вывод, связанный с проблемой текста
№3
№3
(1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно
(1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно
(21)Это русский корабль, он сражался
(21)Это русский корабль, он сражался
Объясните смысл последних фраз текста: «С того дня Славка почти
Объясните смысл последних фраз текста: «С того дня Славка почти
С2
С2
2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый дал верное объяснение
2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый дал верное объяснение
2
2
1
1
0
0
С2
С2
2
2
1
1
0
0
№4
№4
(1) Серега был настоящим художником
(1) Серега был настоящим художником
(17) Когда мы пришли к нему, он сказал: -(18) Мы назовем наш праздник
(17) Когда мы пришли к нему, он сказал: -(18) Мы назовем наш праздник
С 2.2. Напишите сочинение-рассуждение
С 2.2. Напишите сочинение-рассуждение
В настоящем тексте Е. Гришковца художником называется человек, не
В настоящем тексте Е. Гришковца художником называется человек, не
№4
№4
(1)Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине
(1)Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине
(12)Но как бы ни выглядели новые районы, в них всё равно не будет того
(12)Но как бы ни выглядели новые районы, в них всё равно не будет того
Почему так важно сохранить исторический образ Москвы
Почему так важно сохранить исторический образ Москвы
№1) На первый взгляд, автор рассуждает на тему простую, даже банальную
№1) На первый взгляд, автор рассуждает на тему простую, даже банальную
№ 2) Комфортны и удобны современные новостройки Москвы
№ 2) Комфортны и удобны современные новостройки Москвы
№3) В душе каждого взрослого человека всегда жива память о
№3) В душе каждого взрослого человека всегда жива память о
Слайды из презентации «Пример текста» к уроку литературы на тему «Текст»

Автор: Инна. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Пример текста.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 111 КБ.

Скачать презентацию

Пример текста

содержание презентации «Пример текста.ppt»
СлайдТекст
1 Сочинение по тексту СОЧИНЕНИЕ С2

Сочинение по тексту СОЧИНЕНИЕ С2

2.

2 Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является

Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является

выражение своего мнения путем развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста.

3 Для выполнения задания С 2.2 надо произвести такие действия: 1)

Для выполнения задания С 2.2 надо произвести такие действия: 1)

перечитать исходный текст части 2, выделить в нем указанный в задании С2.2 фрагмент, вдуматься в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытые значения, поняв значение всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, метафорических, образных выражений и позицию автора; 2) сформулировать собственное мнение о смысле фрагмента текста; 3) привести два аргумента, подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента; 4) подобрать из исходного текста два примера, подкрепляющие вашу аргументацию; 5) приводя примеры из текста, следует цитировать или указывать в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе рассуждений ; 6) надо оформить текст композиционно: сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту - рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод, а также вступление и заключение; 7) следует развить мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов; 8) писать надо аккуратно, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.

4 С2К1 Понимание смысла фрагмента текста

С2К1 Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. 2 Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации. 1 Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует. 0

5 Понимания текста — это раскрытие темы, акцентирование внимания в

Понимания текста — это раскрытие темы, акцентирование внимания в

сочинении на наиболее важных моментах, их комментирование, анализ, выражение суждений по сути вопроса.

6 С2К2 Наличие примеров-аргументов

С2К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. 2 Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, или экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста. 0

7 Комментирование и анализ основного содержания и языка исходного текста

Комментирование и анализ основного содержания и языка исходного текста

и позиции автора не будут полными без аргументирования и подтверждения соответствующими фактами и цитатами из текста.

8 С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

изложения.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

9 С2К4 Композиционная стройность

С2К4 Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. 1 Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости. 0

10 Заключительная часть

Заключительная часть

является обязательным компонентом, без которого текст сочинения не может считаться завершенным. В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т.е. в заключении автор как бы снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчеркивает основную мысль. В конце рассуждения может быть выражено личное отношение ученика к решаемой в тексте проблеме.

11 Этапы работы над сочинением

Этапы работы над сочинением

Перечитать исходный текст части 2, выделить в нём указанный в задании С2.2. фрагмент, вдуматься в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытые значения, поняв значение всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, выделить позицию автора Сформулировать собственное мнение о смысле фрагмента текста Привести 2 аргумента, подтверждающие правильность, подтверждающие понимания смысла фрагмента Побрать из исходного текста 2 примера, подкрепляющие вашу аргументацию Приводя примеры, следует цитировать или указывать в скобках номера предложений Надо оформить текста композиционно: это должно быть рассуждение, то есть тезис, доводы и вывод, а также вступление и заключение

12 Этапы работы над сочинением

Этапы работы над сочинением

7. Объём сочинения должно быть больше 50 слов 8. Писать аккуратно, чтобы экзаменатор мог без труда прочитать написанное

13 Определяемся в понятиях

Определяемся в понятиях

Что такое тема текста? Это то, о чём говорится в тексте, смысловое ядро текста. Чтобы определить тему текста, надо задуматься над вопросом: «О чём текст? Про что в нём говорится?» Что такое основная мысль? Это определённая идея, то, ради чего создаётся текст. Основная мысль передаёт авторскую позицию

14 Тезис – то, что нужно доказать

Тезис – то, что нужно доказать

Д1

Д2

Д3

Пример1

Пример2

Пример3

Вывод

15 Определяемся в понятиях

Определяемся в понятиях

Что такое тезис? Это положение, кратко излагающее какую-либо идею. Это та мысль, которая будет доказываться в рассуждении Что такое аргументация? Это приведение доводов с целью доказательства истинности тезиса Что такое иллюстрация? Иллюстрация – это конкретный пример, иллюстрирующий довод. Этот пример в вашем сочинении должен быть взят из предложенного текста

16 Типы рассуждений

Типы рассуждений

Индуктивные – представляют собой такой ход движения мысли, при котором от частного мы идём к общему, обобщению, то есть начинаем с примеров-доказательств, а потом приходим к выводу-тезису Дедуктивные – сначала рассматриваются общие положения, выдвигается тезис, а потом приводятся примеры, доказывающие тезис

17 С2К1

С2К1

Понимание смысла фрагмента.

Чтобы сформулировать ответ на вопрос, содержащийся в задании, надо: Определить тему и основную мысль текста. О чем этот текст? Что говорится в тексте? Зачем автор написал этот текст? Какую главную мысль (идею) он хотел выразить? Что хотел передать в данном фрагменте? Определить микротему данного фрагмента Определить, как данный фрагмент связан с остальными Почему автор включил данный фрагмент в текст? Каковы детали, представленные во фрагменте?

18 Не пересказывайте текст, но постарайтесь передать содержание

Не пересказывайте текст, но постарайтесь передать содержание

(информацию), которую дает автор в этом тексте. Интерпретируйте: объясните смысл основных содержательных частей текста. Зачем автор так важно об этом рассказать? Почему ему так важно об этом рассказать? Какой смысл кроется за строками этого текста? Выразите свою позицию по данной теме в форме ответов на вопросы: Согласны ли вы с автором? Почему? Какие примеры, аргументы (не менее 2) подтверждают вашу точку зрения.

19 Тренируемся №1

Тренируемся №1

20 Демо

Демо

Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»

21 № 1) I. Вступление

№ 1) I. Вступление

О влиянии музыки на человека было известно c давних времен. Музыка также обладает особенностью оказывать заметное воздействие на эмоциональное состояние человека. Именно этим вопросам посвящен отрывок из произведения В.П.Крапивина «Бронзовый мальчик» 1994г. Музыка еще с первобытных времен была одной из мощнейших причин, побуждающих человека к тем или иным действиям: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»

22 I Вступление

I Вступление

В произведении Владислава Петровича Крапивина рассказывает о сложной, но увлекательной жизни мальчика по прозвищу Кинтель. В нем через судьбу обыкновенного подростка отображается вся сложность современной жизни. Когда читаешь эту историю, начинаешь понимать, как важно быть человечным и отзывчивым в нашем порою циничном мире и какой могучей силой должна обладать музыка, способная влиять на формирование человеческого характера. «Cлyшать пpекpасное – значит yлyчшаться», - утверждал еще Аристотель. Музыка еще с первобытных времен была одной из мощнейших причин, побуждающих человека к тем или иным действиям: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку..»

23 II

II

Основная часть.

Тезис. Смысл финала текста заключается в том, что «Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже» - и это то главное, что отмечает автор в предложении №14. Почему же героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка? Док-ва. Во-первых, мне кажется, потому что «девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое». Во-вторых, Кинтель « был способен на душевные порывы». Мальчик побрел домой, унося в душе что-то теплое, щемящее, доселе неизвестное. Не случайно автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка».Такая форма слова говорит о серьёзном и уважительном отношении к скрипачке. Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной и глубокой. Завороженный, восхищенный, Кинтель долго ещё слышал скрипку. Я думаю, что когда Кинтелю было грустно без причины, он всегда вспоминал эту музыку и девочку, которая от музыки была неотделима. И девочка со скрипкой осталась в памяти как что-то волшебное, полусон какой-то или сказка о Дюймовочке.

24 III

III

Заключение.

Музыка делает людей лучше: она пробуждает эмоции, приносит людям утешение, рождает в человеке добрые чувства. Действительно, музыка – могучее средство духовного обогащения. И Кинтель это чувствовал, как никто другой.

25 № 2) I Вступление

№ 2) I Вступление

Музыка…Она всегда влияла на людей, задевала потаенные струны души, будила воображение, манила в неведомые дали, заставляла верить в лучшее, прекрасное.

26 II

II

Основная часть.

Кинтель, герой произведения В.П. Крапивина, ощутил на себе влияние музыки, он не мог пройти равнодушно мимо юной скрипачки. «Печальная и светлая музыка взяла его в плен сразу же, и сама девочка — тоже». «Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске». Случайное соприкосновение с каким-то неведомым, но таким прекрасным миром вызвало у Кинтеля чувство завороженности.

27 Чувствуя себя неловко в «мятой, узлом на пузе завязанной рубашке»,

Чувствуя себя неловко в «мятой, узлом на пузе завязанной рубашке»,

боясь привлечь к себе внимание, Кинтель попятился. «И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...» Юная скрипачка, «тоненькая, курносая, доверчивая, беззащитная и одинокая», играла восхитительно. Она покорила Кинтеля, подчинила своему очарованию, своему влиянию.

28 III

III

Заключение.

Музыка делает людей лучше: она пробуждает эмоции, приносит людям утешение, рождает в человеке добрые чувства. Действительно, музыка – могучее средство духовного обогащения. И Кинтель это чувствовал, как никто другой.

29 №2

№2

30 (1)Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира,

(1)Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира,

вслушивались в музыку своего народа и изучали её так же, как все мы изучаем свой родной язык. (2)Они любили народную песню, впитывали её живительные соки, опирались на неё в стремлении сделать свою музыку более содержательной и правдивой, более понятной и близкой слушателям. (3) И народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека, понимать их так, как понимает народная мудрость, заключённая в этих песнях. (4)Главное для композиторов было не то, чтобы воспользоваться музыкой, уже сочинённой народом, а то, чтобы научиться на этой музыке родному своему музыкальному языку, подобно тому, как писатель учится на народном творчестве языку литературному.

31 (5)Вот почему музыка Глинки или Чайковского, Мусоргского или

(5)Вот почему музыка Глинки или Чайковского, Мусоргского или

Прокофьева во всём мире всегда узнаётся как музыка русская, музыка Шопена – как польская музыка, музыка Грига – как норвежская, Листа – как венгерская. (6)Интерес композиторов к народной музыке особенно ярко проявлялся в те эпохи, когда народы боролись за свою свободу, за национальную независимость, когда в обществе обострялось чувство национального достоинства, стремление утвердить силу и самобытность своего духовного мира. (7)Так композиторы, учась у народа, черпая силы в неистощимых песенных богатствах, созданных народом, не оставались в долгу. (8)Глинка подарил народу «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу», Мусоргский – «Бориса Годунова» и «Хованщину», Бородин – «Князя Игоря» и «Богатырскую» симфонию, и слишком долго было бы перечислять всё, что Создали композиторы, прикоснувшиеся хоть раз к чудесному источнику. ( По Д.Кабалевскому).

32 Объясни, как ты понимаешь смысл фразы текста: «Композиторы, жившие в

Объясни, как ты понимаешь смысл фразы текста: «Композиторы, жившие в

разное время и в разных странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали ее так же, как все мы изучаем свой родной язык». Напиши сочинение-рассуждение.

33 Рекомендации к выполнению работы: 1.Обдумывая ответ на вопрос,

Рекомендации к выполнению работы: 1.Обдумывая ответ на вопрос,

прочитайте текст №2 еще раз. 2. В сочинении необходимо вступление, связанное с темой твоего сочинения.

34 Варианты вступлений на данную тему

Варианты вступлений на данную тему

1)предложение- утверждение, что « действительно, композиторы, вслушиваясь в музыку своего народа, изучали её так же, как мы изучаем свой родной язык». 2) вопрос, задающий направление для рассуждения. Как можно узнать историю своего народа? Какие источники помогают нам понять историю нашего народа? 3)предложение-пример того, что помогает узнать историю своего народа. Подобно тому, как композиторы изучали историю своего народа, обращаясь к народной музыке, мы изучаем родной язык, обращаясь к исконно русскому слову, выражению. Или: Сказочным источником живой воды» называет автор текста народную песню. Как точно и выразительно сказано.

35 3.Используй конструкции согласия, например: Я согласен с мнением о том

3.Используй конструкции согласия, например: Я согласен с мнением о том

что историю современного русского языка можно изучить, восстановить, обращаясь к истории возникновения некоторых на первый взгляд знакомых нам слов.

36 4. В основной части сочинения необходимо привести аргументы

4. В основной части сочинения необходимо привести аргументы

рассуждения. Для этого необходимо найти два примера, подтверждающие твою точку зрения. Подсказка: Сначала найди в самом тексте интересные, обращающие на себя внимание конструкции, которые помогают понять смысл высказывания, заявленного в теме сочинения. Как правило, это яркие метафоры, выражения, содержащие эпитет, сравнение, олицетворение, риторический вопрос, восклицание и др. выразительные средства. Например: живительные соки народной песни – развёрнутая метафора (предл.№2); народная песня как сказочный источник живой воды – сравнение (предл.№3) Приводя примеры, применяй цитирование (но избегай чрезмерного цитирования).

37 Пример аргументации в основной части сочинения: Народная песня названа

Пример аргументации в основной части сочинения: Народная песня названа

автором текста «сказочным источником живой воды» не случайно. Она позволяет слушателю «оживить в памяти», воспроизвести заново многие страницы русской истории. Она помогает услышать нам и причитания крепостных деревенских женщин, провожавших в рекруты своих мужей, и весёлые песни подружек, плетущих венок из полевых цветов на весеннем лугу». Живительные соки народной песни» - это русская душа, выраженная в яркой, мелодичной, образной русской речи.

38 5. В сочинении необходим вывод, связанный с проблемой текста

5. В сочинении необходим вывод, связанный с проблемой текста

Подсказка: Ответь на вопрос: к чему призывает автор текста? Или: чему учит данный текст?

39 №3

№3

40 (1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно

(1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно

(2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка – непохожая ни на что. (11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил: – (12)Это что? – (13)Это бриг «Меркурий». (14)Копия картины художника Айвазовского. (15)Что тебя испугало? (16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не пугало.(18)Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта… – (19)Почему рваные паруса? – (20)Кажется, после боя.

41 (21)Это русский корабль, он сражался

(21)Это русский корабль, он сражался

(22) Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил. – (23)Что такое "бриг"? – (24)Ты же сам видишь – корабль… – (25)Нет, почему "бриг"? – (26)Ты меня уморишь, - сказала мама. (27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и забытых морских слов: «Бриг... брег... регата... фрегат... навигатор...» (29)Это были слова про что-то загадочное, связанное с этим лунным морем. (30)А где их разгадка? (31)Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там она отыскала старую книгу, которая называлась «Морской словарь». – (33)Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся. (34)Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (36)Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нём странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38) С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание – надолго и без оглядки… (По В. Крапивину).

42 Объясните смысл последних фраз текста: «С того дня Славка почти

Объясните смысл последних фраз текста: «С того дня Славка почти

позабыл про всё на свете. Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание – надолго и без оглядки…».

43 С2

С2

К1. Это критерий, оценивающий понимание смысла фрагмента текста.

44 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый дал верное объяснение

2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый дал верное объяснение

содержания фрагмента текста. При этом не учитывается полнота раскрытия смысла данного фрагмента. Это значит, что, если в указанной в задании части текста содержится несколько аспектов смысла, экзаменуемый может выбрать по своему усмотрению только один или некоторые из них и прокомментировать.

45 2

2

«Смысл последних фраз текста заключается в том, что Славка нашёл свою мечту и начал свой путь к ней. В доказательство этого можно сказать, что желание побольше узнать о море, а может быть, даже покорить эту стихию – это давняя мечта. Ведь Славка действительно прочувствовал всю прелесть этой тайны. Это видно в предложении номер 28 («У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: «Бриг…брег…регата…фрегат…навигатор…») Так же можно сказать, что в стремлении к желаемому юного мечтателя не останавливают жизненные трудности, потому что нужно действительно во что- то верить, чего-то хотеть, чтобы упорно исследовать словарь, вникать в нелёгкие термины. Получается, что юный Славка приобрёл мечту, движется к ней. Кто ведает, достигнет ли он чего-либо, но мы знаем точно, что первым шагом, началом всего этого стал «Морской словарь»».

46 1

1

Интерпретация фрагмента в основном верна, однако экзаменуемый допустил одну существенную ошибку: мечта о море и кораблях появилась у Славки вовсе не в тот момент, когда он заметил картину Айвазовского на стене биллиардной, и не тогда, когда начал читать «Морской словарь», а когда-то раньше (предложения 18, 28).

«Славка заметил картину на стене биллиардной случайно. Корабль, волны, паруса сразу поразили его. Мальчик привел маму к картине и начал задавать вопросы, которые вскоре ее утомили.(26) Она дала сыну книгу «Морской словарь». (32) Слава почти ничего не понимал, но это еще больше привлекало его. Картина стала для мальчика чем-то особенным, живым. Славку Больше ничего не интересовало кроме кораблей, которые с тех пор глубоко запали ему в душу. Мы часто не замечаем волшебного и прекрасного, что так близко к нам, а усердно ищем это где-то далеко-далеко, пока луч солнца не попадет на предмет наших поисков». (95 слов)

47 0

0

«Славку поразила картина, потому что он мало что понял (8), как и моряк выходящий в открытое море, так и он знал лишь курс. Его затянул словарь, словно течение. Ему хотелось открывать новые земли, острова. Они были ему непонятны и неизвестны и ему хотелось узнать о них. В данных предложениях использована метафора. Славка представляется в виде моряка, а словарь в виде корабля. Не удивлюсь, если в будущем Славка возглавит такой же бриг». (70 слов)

Здесь ученик предпринял попытку объяснить смысл последних фраз текста, но не сумел этого сделать. Попытка объяснить содержащееся в финале текста сочетание метафоры и сравнения (в работе это предложение выделено и подчёркнуто) не привела к успешной интерпретации фрагмента. На основании этого можно сделать вывод о несформированности в данном случае важного коммуникативного умения – умения создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного

48 С2

С2

К2. Это критерий, оценивающий наличие примеров-аргументов в работе..

49 2

2

В сочинении основные мысли экзаменуемого подтверждаются двумя примерами из текста, полностью Соответствующими высказываниям, то есть Являющимися примерами-аргументами (выделенные и подчёркнутые фрагменты сочинения).

«Славка давно мечтал о море и парусниках. Поэтому на него огромное впечатление произвела копия картины. Мальчик увидел в ней тайну, загадку: «… он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта…» (18). Славка не хотел разрушать гармонию, которой для него была наполнена эта картина. Но, тем не менее, ему хотелось знать об интересующем его предмете больше. Мальчик очень хотел получить разгадку. Потому то его мама и отыскала для него книгу «Морской словарь». Думаю, она поступила мудро – что, как не словарь, может пояснить значение неизвестных слов? Словарь стал для Славки путём к заветной мечте: он «слово за словом» приближался к ней (37). Поэтому Славка «ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание – надолго и без оглядки…». Автор сравнил мечту мальчика – морские путешествия – с путешествием по словарю: может, мальчик никогда не побывает на море, но он узнает морскую жизнь из книги». (138 слов)

50 1

1

В работе два примера из текста, однако только один из них подтверждает мысли экзаменуемого, то есть является аргументом (выделенный и подчёркнутый фрагмент). Вторая цитата (выделена в тексте жирным шрифтом) не служит обоснованием, доказательством объяснения приведённых в задании фраз, а сама является частью одной из них

«Фраза: «С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание – надолго и без оглядки…» - увлекла Славку чтением словаря. Так почему ему стал интересен этот словарь? Во-первых, потому что незнакомые корабельные слова затронули его душу: «отозвались в нём странной зовущей музыкой» (36). Это заинтересовало его, а он в свою очередь захотел узнать всё больше и больше о кораблях. Во-вторых, смысл фразы заключается в том, что Славка, заинтересованный чтением словаря, «позабыл про всё на свете» (38), а мечта о море и кораблях стала ближе к реальности, поэтому он так усердно изучал этот словарь».

51 0

0

Цитата, смысл которой нужно объяснить в сочинении, не может служить аргументом для этого объяснения.

«Я понимаю смысл этих фраз так: мальчику очень нравятся корабли, но он про них мало знает и наконец у него появился настоящий «гид» по морскому миру. Теперь книги про море его самое главное занятие. «С того дня Славка почти позабыл про всё на свете». Значит Славка ушел в книгу с головой». (51 слово)

52 №4

№4

53 (1) Серега был настоящим художником

(1) Серега был настоящим художником

(2) Нет, рисовать он не умел. (3) Но, например, он умел быть желанным гостем. (4) Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому нибудь прийти. (5) Либо у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6) Либо он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. (7) Если он знал, что идет в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8) А какие тогда можно было купить цветы? (9) Только несколько астрочек или гвоздичек. (10) И он обычно покупал три гвоздички. (11) Но как он их преподносил!... (12) Если же у Сереги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. (13) И он всегда создавал особенную атмосферу не Просто ужина или чаепития, а вечера с художником. (14) Однажды Сереге пришло в голову отметить Новый год своей квартире. (15) Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16) Все выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.

54 (17) Когда мы пришли к нему, он сказал: -(18) Мы назовем наш праздник

(17) Когда мы пришли к нему, он сказал: -(18) Мы назовем наш праздник

«Бумажный Новый год». (19) Помогай! 20) Сам же снял со стены большое зеркало. -(21) Это будет наш стол, - заявил он. (22) Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23) Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нем несколько яблок, мандарины, орехи. (24) Расставил свечи, подготовил музыку. (25) Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки. (26) Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. (27) Весь дом забегал, засуетился, люди пытались наладить свет. -(28) Вот это подарок! – радостно сказал Серега. – (29) Зажжем свечи! (30) Это был лучший Новый год в моей жизни.(31) Без телевизора, музыки, обжорства. (32) Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. (33) Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серега никогда не напишет. (По Е.Гришковцу) 285 слов.

55 С 2.2. Напишите сочинение-рассуждение

С 2.2. Напишите сочинение-рассуждение

Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Серега был настоящим художником». Приведите в сочинении два аргумента из текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования). Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

56 В настоящем тексте Е. Гришковца художником называется человек, не

В настоящем тексте Е. Гришковца художником называется человек, не

занимающийся искусством, а человек с душой и особым умом художника. «Рисовать он не умел», но умел быть художником – он создавал обстановку и проявлял находчивость так, как обычный человек не смог бы этого сделать(предложения 22-24). Последней фразой автор хотел сказать, что настоящий художник не обязательно должен писать картины; он должен творить не только в искусстве, но и в жизни. В последней фразе говорится, что Серёга не писал картины, но воплощал их в жизнь – хотя картина не была написана, произведение искусства было сотворено. Истинное произведение искусства помогает в жизни. Мы любуемся полотнами великих художников, работами скульпторов, их произведения вечны и бесценны.

57 №4

№4

58 (1)Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине

(1)Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине

начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку, двору, дому. (2)Но это святая правда, которую все знают умом, но далеко не все ощущают жаром и болью сердца. (3)Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных районах Москвы. (4)Растёт парень в своём микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (5)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (б) Штамп нельзя любить подавно. (7)Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (8)В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность. (9)Парень из Армянского переулка был особый парень, и Чистопрудный — особый, и покровский — особый, и Старосадский — особый. (10)А этот, из микрорайона, каков он? (11)Общий, как все, — стало быть, никакой.

59 (12)Но как бы ни выглядели новые районы, в них всё равно не будет того

(12)Но как бы ни выглядели новые районы, в них всё равно не будет того

чем богата — до сих пор богата, несмотря на все тягчайшие потери, — старая Москва: связи с прошлым. (13)Вот почему так важно сохранить исторический образ города. (14)В памятниках архитектуры деяния предков, героическая боль многострадальной русской столицы и нетленная красота. (15)Пусть молодой человек, уроженец микрорайона, не увидит вокруг себя старины в благородной патине, он сядет в поезд метро или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы, где на него глянет история задумчивыми ликами старых зданий. (16)Даже о достопримечательностях Москвы, таких, как Василий Блаженный, остатки Китайской стены, Юсуповы палаты, дом Пашкова, Новодевичий монастырь, надо что-то знать, чтобы оценить по-настоящему, исполниться их прелести и важности. (Ю. Нагибин).

60 Почему так важно сохранить исторический образ Москвы

Почему так важно сохранить исторический образ Москвы

61 №1) На первый взгляд, автор рассуждает на тему простую, даже банальную

№1) На первый взгляд, автор рассуждает на тему простую, даже банальную

всем известную – историческое прошлое нашей малой родины, любовь к большой Родине. Но в наше непростое время эта проблема очень актуальна. Ведь каждый человек должен знать и любить историю своего Отечества, своих родных мест, должен помнить о предках. Без памяти мы потеряемся в потоке времени, утратим свои корни. Ю. Нагибин утверждает, что дивные творения русских зодчих, мастеров и художников доносят до нас из прошлых эпох мечту русского народа о любви, согласии, красоте.(Предложение 16) Москва объединила вокруг себя русские земли и уделы в могучее государство Россию. Наши предки защищали её от врагов, заботились о её величии и процветании. А современные ребята, чьё детство «проходит в новостроечных районах Москвы», часто не знают да и не всегда задумываются, об истории своего родного города. Трудно не согласиться с автором в том, что, «как бы не выглядели» современные микрорайоны, именно в старой Москве заключается «нетленная красота»(Предложение 14) и связь с прошлым.(Предложение 12).

62 № 2) Комфортны и удобны современные новостройки Москвы

№ 2) Комфортны и удобны современные новостройки Москвы

(Кто не хотел бы иметь квартиру в столице нашей Родины?) Огромные железобетонные конструкции похожи друг на друга, словно детали, выпущенные одним заводом. Они заполнили почти всё пространство мегаполиса. Но можно ли отыскать живую душу, историю народа среди этого великолепия посткультурного зодчества? Отыскать то, что всегда было присуще московским улицам и переулкам - особое очарование и неповторимую индивидуальность? Скольких поэтов, художников вдохновили собор Василия Блаженного, дом Пашкова, Новодевичий монастырь на создание шедевров?! Атмосфера старых московских улочек благотворно действовала и на самых обычных людей, делая их личностями (предложение 9). Происходило это от того, что непроизвольно, ежесекундно они впитывали прошлое своей страны, сохранившееся в старых зданиях. Правильно говорится в 14 предложении текста Ю. Нагибина, что памятники архитектуры являются отражением жизни минувших поколений, их славных дел и тяжких лихолетий. Москва быстро меняется. Всё меньше остаётся таких заповедных уголков, где можно соприкоснуться со стариной, почувствовать связь времён. Город превращается в нечто безликое, стандартное. Ю. Нагибин горько на это сетует, указывая, что истинное богатство Москвы заключено всё-таки в старой её части. Действительно, человеку, даже никогда не видевшему столицу, всё равно знакомы московские улицы благодаря произведениям В. Высоцкого, М. Булгакова, Б. Окуджавы. Старая Москва- достояние нации, её необходимо беречь и охранять.

63 №3) В душе каждого взрослого человека всегда жива память о

№3) В душе каждого взрослого человека всегда жива память о

неповторимых мгновениях детства, о милых сердцу улочках и уголках, ибо «от детских впечатлений, наблюдений и переживаний во многом зависит, каким станет человек», - пишет Ю. Нагибин. Но инфраструктура современных городов, в частности Москвы, способствует нивелированию чувств людей, насаждаются безликие, лишенные индивидуальности новостройки, что способствует воспитанию таких же безликих, серых личностей (5). Автор подводит читателя к мысли, что облик современной столицы должен сохранить неразрывную связь с ее историческим прошлым, «с деяниями предков»(13). Рассуждения писателя подкупают своим неравнодушием и искренностью, в них ощущается пронзительная боль за детство ребят в «новостроечных районах Москвы» (4) . Писатель побуждает юных современников сесть в метро и отправиться в коренную часть Москвы на встречу с храмом Василия Блаженного, домом Пашкова, Новодевичьим монастырем (15) . Это наша память, наша красота и вдохновение, питающие человека живительными соками любви к своей многострадальной родине.

«Пример текста»
http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Primer-teksta/Primer-teksta.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Слайды
Презентация: Пример текста.ppt | Тема: Текст | Урок: Литература | Вид: Слайды