Пушкин Скачать
презентацию
<<  Друзья Пушкина Гёте и Пушкин  >>
Байронизм в творчестве Пушкина
Байронизм в творчестве Пушкина
Цель работы:
Цель работы:
Задачи работы:
Задачи работы:
Вопрос о влиянии Байрона на Пушкина обсуждается в русской науке и
Вопрос о влиянии Байрона на Пушкина обсуждается в русской науке и
Частичные совпадения отдельных мотивов установлены достаточно прочно:
Частичные совпадения отдельных мотивов установлены достаточно прочно:
Однако более широкие и принципиальные выводы страдают неясностью и
Однако более широкие и принципиальные выводы страдают неясностью и
Изучение влияния Байрона на Пушкина может идти в трех различных
Изучение влияния Байрона на Пушкина может идти в трех различных
Сюжет «Евгения Онегина» несет в первых главах явную реминисценцию
Сюжет «Евгения Онегина» несет в первых главах явную реминисценцию
Связь Онегина с Чайльд-Гарольдом усмотрели и те, кого еще до появления
Связь Онегина с Чайльд-Гарольдом усмотрели и те, кого еще до появления
Указания Пушкина о связи «Евгения Онегина» с «Дон Жуаном» создают
Указания Пушкина о связи «Евгения Онегина» с «Дон Жуаном» создают
Признание влияния «Дон Жуана» в иных отношениях завуалировано
Признание влияния «Дон Жуана» в иных отношениях завуалировано
Не существует точек соприкосновения между «Евгением Онегиным» и «Дон
Не существует точек соприкосновения между «Евгением Онегиным» и «Дон
Во 2-й половине 1820-х непосредственное воздействие произведений
Во 2-й половине 1820-х непосредственное воздействие произведений
В «Полтаве» (1828–1829) присутствуют рудименты художественных приемов,
В «Полтаве» (1828–1829) присутствуют рудименты художественных приемов,
Вопрос о «байронизме» Пушкина имеет длительную непрерывную историю
Вопрос о «байронизме» Пушкина имеет длительную непрерывную историю
С появлением «Кавказского пленника», «Бахчисарайского фонтана» и
С появлением «Кавказского пленника», «Бахчисарайского фонтана» и
С конца 1870-х началась научная разработка проблемы пушкинского
С конца 1870-х началась научная разработка проблемы пушкинского
Новый подход к изучению проблемы «Пушкин и Байрон» был найден В. М
Новый подход к изучению проблемы «Пушкин и Байрон» был найден В. М
«КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
«КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
2. ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА КАК ВСТУПЛЕНИЕ
2. ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА КАК ВСТУПЛЕНИЕ
3. СЦЕНЫ НОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ
3. СЦЕНЫ НОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ
4. ПЛЕННИК В ПОЗЕ ЗАДУМЧИВОСТИ ПЕРЕД КАРТИНОЙ КАВКАЗСКИХ ГОР
4. ПЛЕННИК В ПОЗЕ ЗАДУМЧИВОСТИ ПЕРЕД КАРТИНОЙ КАВКАЗСКИХ ГОР
5. «ТАИЛ В МОЛЧАНЬИ ОН ГЛУБОКОМ…» Поэзия Байрона, воспитанная, как и
5. «ТАИЛ В МОЛЧАНЬИ ОН ГЛУБОКОМ…» Поэзия Байрона, воспитанная, как и
6. ОТНОШЕНИЕ ГОРЦЕВ К ПЛЕННИКУ
6. ОТНОШЕНИЕ ГОРЦЕВ К ПЛЕННИКУ
В своих врагах-черкесах пленный русский вызывает такое же чувство
В своих врагах-черкесах пленный русский вызывает такое же чувство
7. РАЗГОВОР ПЛЕННИКА И ЧЕРКЕШЕНКИ, ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ В «ДРУГОЙ»;
7. РАЗГОВОР ПЛЕННИКА И ЧЕРКЕШЕНКИ, ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ В «ДРУГОЙ»;
Безусловно, Байрон во многом повлиял на творчество Александра
Безусловно, Байрон во многом повлиял на творчество Александра
Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты,
Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты,
Таким образом, уже при жизни Байрона Пушкин и декабристы взяли на себя
Таким образом, уже при жизни Байрона Пушкин и декабристы взяли на себя
Слайды из презентации «Пушкин и Байрон» к уроку литературы на тему «Пушкин»

Автор: Татьяна. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Пушкин и Байрон.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 763 КБ.

Скачать презентацию

Пушкин и Байрон

содержание презентации «Пушкин и Байрон.ppt»
СлайдТекст
1 Байронизм в творчестве Пушкина

Байронизм в творчестве Пушкина

учитель Морозова Т.А.

2 Цель работы:

Цель работы:

выявить, какое влияние оказало творчество Байрона на творчество А.С. Пушкина.

3 Задачи работы:

Задачи работы:

-выяснить, в чём заключаются особенности романтизма Байрона и Пушкина; -найти сходства и различия в приёмах характеристики героя в творчестве Байрона и Пушкина; -сопоставить приёмы создания романтического героя в произведениях Байрона и Пушкина; -познакомиться с лирической манерой повествования Байрона и Пушкина. Найти сходства и различия в ней.

4 Вопрос о влиянии Байрона на Пушкина обсуждается в русской науке и

Вопрос о влиянии Байрона на Пушкина обсуждается в русской науке и

критике уже целое столетие. Он поднят был первыми рецензентами и читателями т. н. «байронических поэм»; в его обсуждении участвовали почти все, писавшие о Пушкине, в том числе в сравнительно недавнее время такие авторитетные знатоки западноевропейских литератур, как Стороженко, Дашкевич, Алексей Веселовский. Нельзя признать результаты их работ особенно плодотворными.

5 Частичные совпадения отдельных мотивов установлены достаточно прочно:

Частичные совпадения отдельных мотивов установлены достаточно прочно:

задумчивость Гирея в «Бахчисарайском фонтане» и изображение Джафира в начале «Абидосской невесты»; смерть Заремы и наказание Лейлы в «Гяуре»; некоторые внешние черты в образе пленника («И на челе его высокое не изменялось ничего...») и традиционная внешность байронического героя и т. п.

6 Однако более широкие и принципиальные выводы страдают неясностью и

Однако более широкие и принципиальные выводы страдают неясностью и

неопределенностью: с одной стороны, зависимость Пушкина от Байрона была признана самим поэтом и в какой-то мере является непосредственно очевидной для всякого читателя и исследователя: с другой стороны, мы также непосредственно ощущаем гениальное своеобразие поэзии Пушкина и неохотно соглашаемся признать его зависимость от образцов, боясь тем самым умалить его оригинальность, а обостренное национальное сознание стремится обосновать самобытность и народность русского поэта отрицанием значительности и глубины возможных иноземных ((влияний».

7 Изучение влияния Байрона на Пушкина может идти в трех различных

Изучение влияния Байрона на Пушкина может идти в трех различных

направлениях, которые смешиваются большинством исследователей: влияние личности и поэзии Байрона на личность Пушкина; влияние «идейного содержания» байронической поэзии на идейный мир поэзии Пушкина; художественное воздействие поэзии Байрона на поэзию Пушкина.

8 Сюжет «Евгения Онегина» несет в первых главах явную реминисценцию

Сюжет «Евгения Онегина» несет в первых главах явную реминисценцию

«Кавказского пленника» (пресыщенный светской жизнью молодой человек, удалившийся от общества, встречает в своем добровольном уединении девушку, от чьей искренней любви холодно отказывается), восходящего в свою очередь к «Корсару». Через весь роман Пушкина настойчиво проводит сопоставление Онегина с Чайльд-Гарольдом ; в черновике первоначально значился Адольф ,герой романа Байрона Констана, замененный Чайльд-Гарольдом, видимо, потому, что байроновский герой был общепонятным символом, хорошо известною маскою; черновик предисловия к отдельному изданию гл. I, где также первоначально вместо Чайльд-Гарольда фигурировал Адольф; проект предисловия к гл. VIII и IX .

9 Связь Онегина с Чайльд-Гарольдом усмотрели и те, кого еще до появления

Связь Онегина с Чайльд-Гарольдом усмотрели и те, кого еще до появления

гл. I из печати Пушкина знакомил с нею в отрывках (письмо В. Ф. Вяземской мужу от 27 июня 1824 — ОА. Т. 5. Вып. 2. С. 112–113) или кто узнал о ней по слухам, как Н. М. Языков (письмо к А. М. Языкову от 24 мая 1824 — Язык. архив. С. 136). «Изнанкою Чильд Гарольда» называет «стихи» Пушкина, т. е. «Евгения Онегина», Минский в черновике наброска «Гости съезжались на дачу...», 1829 .

10 Указания Пушкина о связи «Евгения Онегина» с «Дон Жуаном» создают

Указания Пушкина о связи «Евгения Онегина» с «Дон Жуаном» создают

видимость смены ориентации автора по мере продвижения романа. В письме к П. А. Вяземскому от 4 ноября 1823 Пушкин сообщал, что пишет «роман в стихах <…> в роде Дон Жуана», который не надеется когда-либо напечатать, имея в виду цензуру; в черновом письме к А. А. Бестужеву от 8 февраля 1824 говорилось, что новая «поэма» «писана строфами едва ли не вольнее Дон Жуана>», и повторялись опасения о невозможности ее публикации. .

11 Признание влияния «Дон Жуана» в иных отношениях завуалировано

Признание влияния «Дон Жуана» в иных отношениях завуалировано

указанием на то, что «Евгений Онегин» «напоминает Беппо, шуточное произведение мрачного Байрона», написанное в близкой к «Дон Жуану» художественной манере, но свободное от того, что Пушкин в последнем не принял. Общность между «Евгением Онегиным» и «Дон Жуаном», обозначенная Пушкиным фразою «в роде Дон Жуана», обнаруживается главным образом в их лиро-эпической форме, разработанной Байроном, но еще до знакомства с его романом нащупывавшийся Пушкиным самостоятельно в «Руслане и Людмиле».

12 Не существует точек соприкосновения между «Евгением Онегиным» и «Дон

Не существует точек соприкосновения между «Евгением Онегиным» и «Дон

Жуаном» ни в сюжете (даже если первоначально Пушкин задумывал, по примеру Байрона, сатирическое обозрение нравов посредством путешествующего героя), ни в содержании, отражавшем современную русскую действительность, ни в характерах, имевших глубокие национальные корни и, в отличие от статичного байроновского героя представленных в духовном развитии.

13 Во 2-й половине 1820-х непосредственное воздействие произведений

Во 2-й половине 1820-х непосредственное воздействие произведений

Байрона на Пушкина слабеет, принимая эпизодический и частный характер. На первое место в качестве активного творческого образца выдвигается поэма «Беппо».

14 В «Полтаве» (1828–1829) присутствуют рудименты художественных приемов,

В «Полтаве» (1828–1829) присутствуют рудименты художественных приемов,

перенятых Пушкиным из «восточных» поэм, но главная ее связь с произведениями Байрона состояла в полемике с отразившейся в его «Мазепе» философской концепцией, согласно которой историей управляет игра случая; элемент полемики заключал в себе и сам характер Мазепы в изображении Пушкина.

15 Вопрос о «байронизме» Пушкина имеет длительную непрерывную историю

Вопрос о «байронизме» Пушкина имеет длительную непрерывную историю

На всех ее этапах он оставался дискуссионным и злободневным, привлекая к себе внимание и настоятельно требуя ответа как составляющая более широких актуальных историко-литературных проблем, поднимавшихся в контексте движения общественной мысли в каждую эпоху. Он возник в кругу друзей и знакомых Пушкина с публикацией элегии «Погасло дневное светило...» и поддерживался известиями о работе Пушкина над «Кавказским пленником» и о его поведении в Кишиневе. .

16 С появлением «Кавказского пленника», «Бахчисарайского фонтана» и

С появлением «Кавказского пленника», «Бахчисарайского фонтана» и

«Цыган» сравнение их автора с Байроном вышло в рецензиях на страницы журналов и стало одним из критериев оценки творчества Пушкина. Для критики 1820-х – начала 1830-х гг. (Вяземский, Н. А. и Кс. А. Полевые, И. В. Киреевский и др.) влияние Байрона на Пушкина было неоспоримым и в большинстве признавалось плодотворным, имевшим своим результатом освоение русским поэтом новых художественных форм и создание в отечественной литературе жанра романтической поэмы, позволявшего выразить в полную силу настроения, мысли и художественные искания современного поколения.

17 С конца 1870-х началась научная разработка проблемы пушкинского

С конца 1870-х началась научная разработка проблемы пушкинского

«байронизма» (А. Шалыгин, Н. И. Стороженко, А. И. Незеленов, В. Д. Спасович, Алексей Н. Веселовский, Н. П. Дашкевич и др.). Сосредоточившись на связанных с нею вопросах, уже поставленных и неоднозначно решавшихся критикой в предшествующие десятилетия, ученые искали прочную фактологическую основу, которую в соответствии с позитивистской методологией сравнительного литературоведения того времени должны были составить разграничение и точное определение понятий «влияние» и «подражание», выявленные историко-литературными исследованиями связи и контакты, установленные детальным анализом текстов параллели, аналогии, цитаты, реминисценции и пр. .

18 Новый подход к изучению проблемы «Пушкин и Байрон» был найден В. М

Новый подход к изучению проблемы «Пушкин и Байрон» был найден В. М

Жирмунским. Рассматривая «поэзию как искусство, а изучение поэзии — как анализ и интерпретацию художественной формы», понимаемой «как система средств, выражавших ее поэтическое содержание» , он сосредоточил внимание исключительно на «художественном воздействии поэзии Байрона на поэзию Пушкина» и показал, что эффект, ставивший в тупик критиков и ученых и порождавший полярно противоположные оценки, явился результатом взаимопроникновения и взаимотрансформации двух исходно различных художественных систем — байроновской «романтической», накладывавшейся на «классическую», которой по своему творческому складу принадлежал Пушкину.

19 «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

«КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

1. СЮЖЕТ. Существенное сходство между «Кавказским пленником» и «Корсаром»- в развитии основной части сюжета, отношений пленника и туземной красавицы. Отношения эти развиваются у Пушкина, как и у Байрона, в известной градации.

Обзор наиболее существенных совпадений мотивов между «восточными» и «южными» поэмами

20 2. ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА КАК ВСТУПЛЕНИЕ

2. ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА КАК ВСТУПЛЕНИЕ

Подобно Байрону, Пушкин открывает свои поэмы лирическим вступлением. Темы у обоих поэтов сходные: изображение экзотической обстановки действия, его художественной декорации- природы дальнего юга или востока и этнографических картин из жизни полудикого народа. В «Кавказском пленнике» эта картина мирного аула, разбойничьего гнезда в короткий промежуток отдыха, которая по теме напоминает «Корсара». Как у Байрона, при спецификации занятий отдыхающих черкесов вводится известное обобщение, не выходящее, однако, за пределы конкретно данной ситуации.

21 3. СЦЕНЫ НОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ

3. СЦЕНЫ НОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ

Первое появление черкешенки у ложа спящего пленника повторяет некоторые существенные черты той же сцены у Байрона. Прежде всего- сходство ситуации: наступила ночь, пленник забылся сном, и вот у его ложа появляется прекрасная туземка. Сцена открывается в обоих случаях эмоциональным вопросом автора, обнаруживающим его участие в рассказе. У Байрона: «Он спал - кто это наклоняется над мирно спящим?..». У Пушкина: «Но кто это в сиянии луны, Среди глубокой тишины, Идёт, украдкою ступая?..». Пробуждённый пленник не верит в реальность представшего ему образа. У Байрона: «Казалось, он сомневался, видит ли её на самом деле…»Чей это образ? Если не воздушное видение…». У Пушкина: «И мыслит: это лживый сон, Усталых чувств игра пустая…».

22 4. ПЛЕННИК В ПОЗЕ ЗАДУМЧИВОСТИ ПЕРЕД КАРТИНОЙ КАВКАЗСКИХ ГОР

4. ПЛЕННИК В ПОЗЕ ЗАДУМЧИВОСТИ ПЕРЕД КАРТИНОЙ КАВКАЗСКИХ ГОР

Корсар впервые является перед нами морем, у входа в пещеру, на горной высоте, как одинокий путник, задумчиво опирающийся на меч и устремивший взгляд на синие волны. В «Кавказском пленнике» герой изображается погруженным в созерцательное раздумье на вершине горы, перед величественной картиной Кавказа.

23 5. «ТАИЛ В МОЛЧАНЬИ ОН ГЛУБОКОМ…» Поэзия Байрона, воспитанная, как и

5. «ТАИЛ В МОЛЧАНЬИ ОН ГЛУБОКОМ…» Поэзия Байрона, воспитанная, как и

поэзия Пушкина, на идеологическом наследии французской буржуазной мысли 18 века, на «вольнодумстве» и критицизме идеологов буржуазной революции, создаёт романтический образ мятежного героя-индивидуалиста, пессимистического и разочарованного, героя- отщепенца, находящегося в конфликте с современным обществом, и преступника с точки зрения господствующей морали. Всё творчество Байрона превращается в лирическую исповедь этого героя. В свете этого поэтического образа воспринимается современниками и собственная жизнь Байрона.

24 6. ОТНОШЕНИЕ ГОРЦЕВ К ПЛЕННИКУ

6. ОТНОШЕНИЕ ГОРЦЕВ К ПЛЕННИКУ

В окружающих герой вызывает смущение и страх, и это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики героя. Конрад обладает «магической властью», которая поражает толпу и заставляет толпу подчиняться ему беспрекословно: это «власть мысли, магия ума». Даже в оковах герой внушает врагам своим чувство уважения и страха: лучшие из вражеских воинов не решались оскорбить того, «кто научил их страху»; «суровая стража, которая вела его в темницу, взирала на него в молчании и с тайным трепетом».

25 В своих врагах-черкесах пленный русский вызывает такое же чувство

В своих врагах-черкесах пленный русский вызывает такое же чувство

уважения своею смелостью, как Конрад в окружающей его страже. Общее сходство ситуации, а также композиционная функция этого мотива, образующего в «Кавказском пленнике», как и в «Корсаре», эффектную концовку большого отрывка, позволяет предполагать у Пушкина бессознательную реминисценцию.

26 7. РАЗГОВОР ПЛЕННИКА И ЧЕРКЕШЕНКИ, ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ В «ДРУГОЙ»;

7. РАЗГОВОР ПЛЕННИКА И ЧЕРКЕШЕНКИ, ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ В «ДРУГОЙ»;

РАЗГОВОР ГЮЛЬНАРЫ С КОНРАДОМ. В последней сцене черкешенка повторяет не только самые слова Гюльнары, но как бы воспроизводит интонацию этих слов- вопрос- восклицание, невольно вырывающийся у женщины, которая узнала, что у неё имеется более счастливая соперница, и вслед за этим выражение кажущегося равнодушия, полного сдержанной обиды и горечи. У Байрона: «Ты любишь другую? – но что мне до этого?- для меня это ничего не значит- не может значить никогда…». У Пушкина: «Возможно ль? Ты любил другую?.. Найди её, люби её; О чём же я ещё тоскую? О чём уныние моё..».

27 Безусловно, Байрон во многом повлиял на творчество Александра

Безусловно, Байрон во многом повлиял на творчество Александра

Сергеевича Пушкина. Однако, стоит отметить, что это не плагиат. Пушкин назвал Байрона гением и новизну его поэзии воспел во многих своих произведениях. Личность Байрона, его характер великий русский поэт сравнил со стихией моря:

28 Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты,

Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты,

могуч, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим... ("К морю") В своих записях, набросках Статей, высказываниях о Байроне Пушкин показал не только его сильные стороны, но и слабости и противоречия как романтика. Большое признание снискал Байрон среди декабристов, для которых он был примером служения делу свободы. Декабристы переводили его произведения, посвящали ему стихи и поэмы и первыми в мире высоко оценили пафос революционности в творчестве Байрона.

29 Таким образом, уже при жизни Байрона Пушкин и декабристы взяли на себя

Таким образом, уже при жизни Байрона Пушкин и декабристы взяли на себя

нелегкую в царской России миссию защиты свободолюбивых идей его поэзии, бросив тем самым вызов реакции, царской цензуре, которая заявила, что "безбожное влияние байроновского разума, изуродованного свободомыслием, оставляющее неизгладимый след в умах молодежи, не может быть терпимо правительством" (Цит. по ст.: С. Машинский. Драматургия Байрона и гуманизм.).

«Пушкин и Байрон»
http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Pushkin-i-Bajron/Pushkin-i-Bajron.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Слайды
Презентация: Пушкин и Байрон.ppt | Тема: Пушкин | Урок: Литература | Вид: Слайды