Анализ текста Скачать
презентацию
<<  Анализ текста Комплексный анализ текста  >>
СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ направлен на: Выявление внутренних
СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ направлен на: Выявление внутренних
Структура рассматривается как система, состоящая из отдельных
Структура рассматривается как система, состоящая из отдельных
Анализ структуры требует: описания функций всех внутренних
Анализ структуры требует: описания функций всех внутренних
Базируется на «аксиомах»: структуры, организующие формальные элементы
Базируется на «аксиомах»: структуры, организующие формальные элементы
Важнейшая цель - выявить объективное значение функций отдельных
Важнейшая цель - выявить объективное значение функций отдельных
произведения, чьи жанровые качества определяются не границами внутри
произведения, чьи жанровые качества определяются не границами внутри
Анализ сопредельных жанров позволяет выявить «скрытые» особенности
Анализ сопредельных жанров позволяет выявить «скрытые» особенности
Выбор произведений Л. Мея и Ап
Выбор произведений Л. Мея и Ап
Отправной пункт анализа - положение классической теории разделения
Отправной пункт анализа - положение классической теории разделения
Драматическое действие как таковое не может быть о п и с а н о, а
Драматическое действие как таковое не может быть о п и с а н о, а
Действие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где автор стремился изобразить:
Действие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где автор стремился изобразить:
Противоборство со всеми его перипетиями развертывается в «Сервилии» в
Противоборство со всеми его перипетиями развертывается в «Сервилии» в
«
«
В «Двух мирах» Майков далек от задач показать «ежеминутную борьбу двух
В «Двух мирах» Майков далек от задач показать «ежеминутную борьбу двух
Эта история обращения героев в христианство выпадает из драматического
Эта история обращения героев в христианство выпадает из драматического
Отличие драмы от сопредельного жанра просматривается в особенностях
Отличие драмы от сопредельного жанра просматривается в особенностях
В статистических показателях видно жанровое качество драматического
В статистических показателях видно жанровое качество драматического
Характерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления жанровых
Характерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления жанровых
Чем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст
Чем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст
Еще важнее учесть качественная сторон диалога в разных жанрах
Еще важнее учесть качественная сторон диалога в разных жанрах
Повелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает
Повелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает
Особый характер диалога отражается и в статистике верификационных
Особый характер диалога отражается и в статистике верификационных
Количественный уровень монологической речи в драме гораздо ниже, чем в
Количественный уровень монологической речи в драме гораздо ниже, чем в
В монологи в драме нередко включаются обращения или побудительные
В монологи в драме нередко включаются обращения или побудительные
Коммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого
Коммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого
Бо?льшая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели в поэме,
Бо?льшая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели в поэме,
Дифференциатором жанра выступает категория лица
Дифференциатором жанра выступает категория лица
Монологи: в «Сервилии» - Афера, Старика, Сервилии, Валерия, Силии,
Монологи: в «Сервилии» - Афера, Старика, Сервилии, Валерия, Силии,
Противопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов этих
Противопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов этих
Третье лицо никогда не стоит в отношении рефлексивности к
Третье лицо никогда не стоит в отношении рефлексивности к
Важным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые
Важным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые
Лезбия: Недурны люди
Лезбия: Недурны люди
«Ситуативных» сказуемых 558 в «Сервилии» и 278 в «Двух мирах»
«Ситуативных» сказуемых 558 в «Сервилии» и 278 в «Двух мирах»
Гете и Шиллера об эпической и драматической поэзии: «Великое же и
Гете и Шиллера об эпической и драматической поэзии: «Великое же и
Основная функция местоимений третьего лица не дейктическая, как у
Основная функция местоимений третьего лица не дейктическая, как у
Таким образом, анализ композиционных особенностей выявляет важные,
Таким образом, анализ композиционных особенностей выявляет важные,
Слайды из презентации «Структурный анализ» к уроку литературы на тему «Анализ текста»

Автор: . Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Структурный анализ.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 191 КБ.

Скачать презентацию

Структурный анализ

содержание презентации «Структурный анализ.ppt»
СлайдТекст
1 СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ направлен на: Выявление внутренних

СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ направлен на: Выявление внутренних

формальных закономерностей построения художественного произведения. Тяготеет к герметизму, при котором текст исследуется как автономное, сложно организованное структурное единство. Превалирует ахронный (вневременной) подход, когда осмысляется, главным образом, структура произведения и ее функционирование.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

2 Структура рассматривается как система, состоящая из отдельных

Структура рассматривается как система, состоящая из отдельных

формальных элементов различных уровней; но изучаются не элементы, а отношения между ними, функции этих элементов, иерархия и взаимодействие формальных уровней (фонологических, ритмических, лексических и т. п.), ибо структура - это и есть иерархическая система внутренних взаимозависимостей отдельных элементов и уровней в художественном произведении.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

3 Анализ структуры требует: описания функций всех внутренних

Анализ структуры требует: описания функций всех внутренних

зависимостей, как синтагматических, так и парадигматических, но на практике (как правило) ограничиваются функциональным описанием доминантных отношений между элементами одной системы (семантической, фонологической, грамматической и т. д.) и между системами различных уровней (например, ритмической и композиционной).

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

4 Базируется на «аксиомах»: структуры, организующие формальные элементы

Базируется на «аксиомах»: структуры, организующие формальные элементы

текста, бессознательны и объективны; они существуют независимо от реципиента; их конституируют различия и оппозиции; они универсальны и их матрицы предполагают возможности функционирования в качестве текстов любых образований сознания.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

5 Важнейшая цель - выявить объективное значение функций отдельных

Важнейшая цель - выявить объективное значение функций отдельных

элементов и уровней текста в образовании значений, иерархическим единством которых обусловлено «точное», понятийное знание о художественном произведении.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

6 произведения, чьи жанровые качества определяются не границами внутри

произведения, чьи жанровые качества определяются не границами внутри

литературного рода, а обусловлены сопредельностью (например, эпоса и драмы). Такова драматическая поэма, в самом названии жанра которой эта сопредельность наступает со всей очевидностью.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

7 Анализ сопредельных жанров позволяет выявить «скрытые» особенности

Анализ сопредельных жанров позволяет выявить «скрытые» особенности

рассматриваемых жанровых форм и меру взаимопроникновения одного литературного рода в другой. Драма «Сервилия» Л. Мея и драматическая поэма «Два мира» А. Майкова.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

8 Выбор произведений Л. Мея и Ап

Выбор произведений Л. Мея и Ап

Майкова для сравнительного анализа жанровых структур продиктован: сходной направленностью авторских дарований, общностью разрабатываемых поэтами тем, относительно равным объемом произведений («Сервилия» - 2 310 строк, 49 персонажей; «Два мира» - 2 020 строк, 41 персонаж) хронологией их создания: первое написано в 1854-1861 годах, а второе в 1872-1888 годах.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

9 Отправной пункт анализа - положение классической теории разделения

Отправной пункт анализа - положение классической теории разделения

литературы на роды и виды. «Действие определяет форму и содержание драматической поэзии» Гегель.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

10 Драматическое действие как таковое не может быть о п и с а н о, а

Драматическое действие как таковое не может быть о п и с а н о, а

только представлено в поступках действующих лиц, в осуществлении их страстей и намерений; «… ежеминутная борьба двух враждующих начал» (В. Гюго «Предисловие к «Кромвелю») организует действие и конфликт драмы.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

11 Действие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где автор стремился изобразить:

Действие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где автор стремился изобразить:

«разлад философии стоиков с существующим порядком», борьбу между приближенными Нерона и римскими патрициями, столкновение языческой и христианской идеологий.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

12 Противоборство со всеми его перипетиями развертывается в «Сервилии» в

Противоборство со всеми его перипетиями развертывается в «Сервилии» в

том пространственно-временном континууме, который можно охарактеризовать дейктическими (указательными) знаками сейчас - здесь и который обеспечивает наибольшую сопричастность зрителя к происходящему на сцене.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

13 «

«

.. Драматический поэт переносит зрителя на самое место действия, делает его участником события» А.Н. Островский.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

14 В «Двух мирах» Майков далек от задач показать «ежеминутную борьбу двух

В «Двух мирах» Майков далек от задач показать «ежеминутную борьбу двух

враждующих начал» Он «хотел в pendant языческому обществу очеркнуть общество христианское», а не суть христианства (Ф.Д. Батюшков), которая есть определенное отношение к ценностям жизни, а следовательно, если не прямой, то рефлексивный конфликт с языческим миром. Автор акцентирует внимание на путях, приведших бывших язычников в религиозную общину.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

15 Эта история обращения героев в христианство выпадает из драматического

Эта история обращения героев в христианство выпадает из драматического

действия, ибо она предстает не в форме осуществления, а как уже осуществленная в прошлом, т. е. в пространственно-временном континууме, обозначенном дейксисами тогда – там Эта история - не д е й с т в и е, а событие, завершившееся за сценой.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

16 Отличие драмы от сопредельного жанра просматривается в особенностях

Отличие драмы от сопредельного жанра просматривается в особенностях

сюжета и композиции. Одна из категорий сюжетосложения - совстречаемость персонажей. Количественно эта категория при однократном исчислении действующих лиц, вступающих в диалог, в «Сервилии» выражена числом 66; в драматической поэме - числом 11.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

17 В статистических показателях видно жанровое качество драматического

В статистических показателях видно жанровое качество драматического

узла: В драме он завязывается при активном участии гораздо большего числа персонажей, что способствуем единству и цельности действия, связанности текста и драматического произведения: главные герои вступают в многосторонние отношения со своим окружением; конфликт произведения втягивает в свой водоворот второстепенные персонажи, отчего значимость их в развитии фабулы несравненно выше, чем в пограничном жанре; драматическое действие находит особую трансполяцию в сюжетосложении.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

18 Характерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления жанровых

Характерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления жанровых

свойств драматургического текста: 1) коллективность информации; 2) возможная разноплановость информации; 3) различие в оценке информации; 4) активное участие в речи мимики, жестов, действий партнеров; 5) влияние предметного окружения собеседника.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

19 Чем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст

Чем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст

Внешнее проявление этого факта предстает в количественном соотношении речевых актов при относительно равном объеме произведений: в драме их 625, в драматической поэме - 370.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

20 Еще важнее учесть качественная сторон диалога в разных жанрах

Еще важнее учесть качественная сторон диалога в разных жанрах

Драматургическое напряжение диалога, а следовательно, и действия, выражается в ряде грамматических категорий: в драме значительно выше императивность речи, нежели в поэме - из 1 160 глаголов в «Сервилии» 235 (20 %) глаголы повелительного наклонения, в «Двух мирах» таких глаголов лишь 8,5%, или 106 из 1 250.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

21 Повелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает

Повелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает

собеседника стать производителем, субъектом какого-нибудь действия и принадлежит к эмоционально-волевому языку, имеющему особые возможности для выражения драматического сюжета.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

22 Особый характер диалога отражается и в статистике верификационных

Особый характер диалога отражается и в статистике верификационных

предложений, которые заключают актуальную информацию типа реакции на мнение или предложение собеседника. В «Сервилии» вопросно-ответных предложений почти в два раза больше, чем в поэме А. Майкова.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

23 Количественный уровень монологической речи в драме гораздо ниже, чем в

Количественный уровень монологической речи в драме гораздо ниже, чем в

драматической поэме: монологическая ночь чаще всего имеет односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реакцию. Монологи в драматическом произведении являются частным случаем диалогической речи, которая конституирует весь текст драматических произведений, но в поэме монологи объемом более 15 строк занимают около 43 % текста, а в драме лишь 19 %. Средняя длина монолога у Майкова 28 строк, а у Мея - 22.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

24 В монологи в драме нередко включаются обращения или побудительные

В монологи в драме нередко включаются обращения или побудительные

предложения, чем подчеркивается коммуникативно-волевой или прагматический аспект акта. Таких монологов в «Сервилии» 60 % по отношению к их общему количеству (подсчитаны монологи объемом более 15 строк). В «Двух мирах» - 40 %. В поэме основная функция монолога номинативно-сигнификативная: субъект речи не столько побуждает собеседника к поступку, сколько информирует его.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

25 Коммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого

Коммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого

акта и реальную связь между ними в момент речи) не только определяют направленность монологов, но являются характеризующим признаком всего текста. В драме их 135, или 5,84 %, по отношению к числу строк в произведении. В драматической поэме - 71 (3,3 %). При приближении действия к развязке увеличивается частота обращения, что сигнализирует об актуальности, активизации связи коммуникатов, об усилении связности текста.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

26 Бо?льшая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели в поэме,

Бо?льшая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели в поэме,

обнаруживается при анализе слов личного дейксиса (личных местоимений первого, второго и третьего лица). Разность сумм всех личных местоимений, использованных в рассматриваемых произведениях, невелика: в «Сервилии» 609 слов личного дейксиса, в поэме Майкова - 675.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

27 Дифференциатором жанра выступает категория лица

Дифференциатором жанра выступает категория лица

Распределение местоимений по жанрам таково (в %):

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

28 Монологи: в «Сервилии» - Афера, Старика, Сервилии, Валерия, Силии,

Монологи: в «Сервилии» - Афера, Старика, Сервилии, Валерия, Силии,

Сорана, Эгнатия поэме «Два мира» - Иова(3), Гланка, Павзания, Фабия, Камиллы, Деция.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

29 Противопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов этих

Противопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов этих

местоимений во множественном числе и косвенных падежах), (говорящий - слушающий», образует категорию «коммуникативного» лица. Эта категория формирует основную ось координации участников единовременных речевых актов. Ось эта почти на треть «длиннее» в драме Мея, нежели в майковской поэме: 35,7 % - 22,8 %.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

30 Третье лицо никогда не стоит в отношении рефлексивности к

Третье лицо никогда не стоит в отношении рефлексивности к

единовременному акту речи. Оно «не коммуникативно». Вот почему в драме, основой композиции которой является диалог, употребление местоимений третьего лица крайне ограниченно. В поэме, где высок уровень монологической речи с номинативно-сигнификативной функцией, число местоимений третьего лица резко возрастает.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

31 Важным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые

Важным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые

Это не грамматическая, а логическая категория. «Ситуативные» сказуемые могут быть выражены различными частями речи, главным образом глаголами. Эти глаголы, как и другие части речи в составе сказуемого, обозначают действия, состояния, процессы, происходящие одновремен­но с речевым актом или, иначе говоря, в пространственно-временном континууме сейчас - здесь. Причем названные глаголы могут быть и настоящего, и будущего, и прошедшего времени. Например:

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

32 Лезбия: Недурны люди

Лезбия: Недурны люди

Это - галл, А это - свев. Держу за галла, А ты - за свева. (следя за боем) Ну,- пропал! Глаголы «держу» (наст, вр.), «пропал» (прош. вр.) в данном контексте указывают на действие, совпадающее но времени и месту с речевым актом.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

33 «Ситуативных» сказуемых 558 в «Сервилии» и 278 в «Двух мирах»

«Ситуативных» сказуемых 558 в «Сервилии» и 278 в «Двух мирах»

Их соотнесенность с определенным континуумом приводит к заключению, что пространственно-временные координаты сейчас - здесь в значительно большей степени принадлежность драмы, чем драматической поэмы.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

34 Гете и Шиллера об эпической и драматической поэзии: «Великое же и

Гете и Шиллера об эпической и драматической поэзии: «Великое же и

су­щественное их различие заключается в том, что эпический поэт излагает событие, перенося его в прошедшее, драматург же изображает его как свершающееся в настоящем».

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

35 Основная функция местоимений третьего лица не дейктическая, как у

Основная функция местоимений третьего лица не дейктическая, как у

местоимений «я», «ты», а скорее заместительная (т. е. местоимения третьего лица обозначают преимущественно одушевленный объект, находящийся вне сферы носителя речи), то: структуру речевого пространства в «Сервилии» можно ориентировочно изобразить, исходя из отношения дейксисов третьего лица и «ситуативных» глаголов сопредельных жанров, параметрами сейчас – ты - здесь; в «Двух мирах»: тогда - он (она) - там, что указывает на большую атрибутивность драматической поэмы эпосу, нежели драме как литературному роду.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

36 Таким образом, анализ композиционных особенностей выявляет важные,

Таким образом, анализ композиционных особенностей выявляет важные,

хотя и не абсолютные критерии для определения формальной драматургичности сопредельных жанров, обнаруживает структурное отличие одного от другого. Естественно, выводы, сделанные на основе сравнения только двух произведений разных жанров, ведут лишь к постановке вопроса, а не к окончательному его решению.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

«Структурный анализ»
http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Strukturnyj-analiz/Strukturnyj-analiz.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Слайды
Презентация: Структурный анализ.ppt | Тема: Анализ текста | Урок: Литература | Вид: Слайды