Серебряный век Скачать
презентацию
<<  Культура России 19 века Символизм в русском искусстве  >>
Литература России на рубеже 19-20 веков
Литература России на рубеже 19-20 веков
Общая характеристика периода
Общая характеристика периода
Важнейшие исторические события
Важнейшие исторические события
Внутриполитическая обстановка в России
Внутриполитическая обстановка в России
Научные открытия н.20 века
Научные открытия н.20 века
Философские основы культуры рубежа веков
Философские основы культуры рубежа веков
Живопись рубежа веков
Живопись рубежа веков
Живопись
Живопись
Коровин «Зима»
Коровин «Зима»
Цветы и фрукты
Цветы и фрукты
В.И. Суриков
В.И. Суриков
Портрет графини Келлер
Портрет графини Келлер
Мир искусства
Мир искусства
Голубая роза
Голубая роза
Сапунов
Сапунов
Купание красного коня
Купание красного коня
М. Врубель
М. Врубель
Фрукты на столе
Фрукты на столе
И. Машков
И. Машков
Н. Гончарова
Н. Гончарова
В. Кандинский
В. Кандинский
Трагическая история литературы 20 века
Трагическая история литературы 20 века
Трагическая история литературы начала 20 века
Трагическая история литературы начала 20 века
Тенденция приведения литературы к единому методу
Тенденция приведения литературы к единому методу
Русская литература стала эстетически многослойной
Русская литература стала эстетически многослойной
Переход
Переход
Направления в литературе
Направления в литературе
Модернизм
Модернизм
Идейные основы реализма и модернизма
Идейные основы реализма и модернизма
Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми
Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми
Писатели - реалисты
Писатели - реалисты
Писатели-реалисты
Писатели-реалисты
Новые течения в литературе России рубежа веков
Новые течения в литературе России рубежа веков
Серебряный век
Серебряный век
Символизм
Символизм
Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений
Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений
Основные положения течения
Основные положения течения
Символ многозначен
Символ многозначен
По-новому строились в символизме отношения
По-новому строились в символизме отношения
Старшие символисты
Старшие символисты
Гиппиус Зинаида Николаевна
Гиппиус Зинаида Николаевна
Младосимволисты
Младосимволисты
Акмеизм
Акмеизм
Акмеисты
Акмеисты
Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки ударения
Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки ударения
Футуризм
Футуризм
Футуристы
Футуристы
Футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства
Футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства
В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования
В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования
Пощечина общественному вкусу
Пощечина общественному вкусу
Неокрестьянские поэты
Неокрестьянские поэты
Писатели, не входившие в литературные группы
Писатели, не входившие в литературные группы
Выводы
Выводы
Последние годы XIX столетия
Последние годы XIX столетия
Вопросы
Вопросы
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание
Слайды из презентации «Искусство России 19-20 века» к уроку МХК на тему «Серебряный век»

Автор: Филенкова М.В.. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Искусство России 19-20 века.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 2594 КБ.

Скачать презентацию

Искусство России 19-20 века

содержание презентации «Искусство России 19-20 века.ppt»
СлайдТекст
1 Литература России на рубеже 19-20 веков

Литература России на рубеже 19-20 веков

Основные литературные направления, течения

2 Общая характеристика периода

Общая характеристика периода

Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

3 Важнейшие исторические события

Важнейшие исторические события

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?

Россия пережила три революции: -1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г., -Русско-японскую войну 1904-1905 гг. -Первую мировую войну 1914-1918гг., -Гражданскую войну

4 Внутриполитическая обстановка в России

Внутриполитическая обстановка в России

Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. Противоборство трех сил: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные пути перестройки: «сверху», законными средствами, «снизу»- путем революции.

5 Научные открытия н.20 века

Научные открытия н.20 века

Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей (1916-1917) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению.

6 Философские основы культуры рубежа веков

Философские основы культуры рубежа веков

Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге. Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования.(Ф.М.Достоевский) Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М.Горький) Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (Александр Блок). Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый) Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».

7 Живопись рубежа веков

Живопись рубежа веков

В.Серов «Похищение Европы»

М.Врубель «Сидящий Демон»

М.Нестеров «На земле покой»

8 Живопись

Живопись

Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников Появление нового стиля – модерна (последователи этого стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства») Символизм в живописи ( выставка «Голубая роза», тесно связан с поэзией ; символизм не был единым стилевым направлением) Появление группировок, представлявших авангардное направление в искусстве ( выставка « Бубновый валет»), любимый жанр авангардистов – натюрморт Неопримитивизм ( выставка « Ослиный хвост») Авторский стиль( синтез европейских авангардных тенденций с русскими национальными традициями)

9 Коровин «Зима»

Коровин «Зима»

С. А .Коровин «Зима».

10 Цветы и фрукты

Цветы и фрукты

С.А. Коровин Цветы и фрукты.

11 В.И. Суриков

В.И. Суриков

Боярыня Морозова.

12 Портрет графини Келлер

Портрет графини Келлер

Л. Бакст Портрет графини Келлер.

13 Мир искусства

Мир искусства

« Мир искусства»: Е. Лансере «Царевна Елизавета Петровна и преображенцы».

14 Голубая роза

Голубая роза

« Голубая роза»: Н. Крымов. Пейзаж с женской фигурой в красном.

15 Сапунов

Сапунов

« Голубая роза»: Н. Сапунов. Натюрморт: вазы, цветы и фрукты.

16 Купание красного коня

Купание красного коня

К. Петров-Водкин. Купание красного коня.

17 М. Врубель

М. Врубель

Демон.

18 Фрукты на столе

Фрукты на столе

И.Машков Фрукты на столе.

19 И. Машков

И. Машков

Бегонии.

20 Н. Гончарова

Н. Гончарова

Автопортрет.

21 В. Кандинский

В. Кандинский

Композиция №7.

22 Трагическая история литературы 20 века

Трагическая история литературы 20 века

В 20-е годы уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и др. Воздействие цензуры на литературу: 1926 год- конфискован журнал «Новый мир» с « Повестью непо-гашенной луны» Б.Пильняка. В 30-е годы писателя рас-стреляют.

И.А. Бунин

23 Трагическая история литературы начала 20 века

Трагическая история литературы начала 20 века

3. С начала 30-х годов начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях Н.Клюев,И.Бабель, О.Мандельштам и многие другие.

24 Тенденция приведения литературы к единому методу

Тенденция приведения литературы к единому методу

Трагическая история литературы начала 20 века.

4. С начала 30-х годов появилась тенденция приведения литературы к единому методу - социалистическому реализму. Одним из представителей стал М.Горький.

25 Русская литература стала эстетически многослойной

Русская литература стала эстетически многослойной

Литература конца 19 – начала 20 веков.

В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов. ( отражение реальности, жизненной правды)

А.П. Чехов. Ялта. 1903 г.

26 Переход

Переход

от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно быстрой. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название "поэтического ренессанса" или "серебряного века".

27 Направления в литературе

Направления в литературе

Реализм

Модернизм

Имажинизм

Футуризм

Символизм

Акмеизм

28 Модернизм

Модернизм

(от франц.moderne- «новейший», «современный») – это новые явления в литературе и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства. Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета) - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Экзистенциализм – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип на принцип противопоставления субъекта и объекта.

29 Идейные основы реализма и модернизма

Идейные основы реализма и модернизма

Идейный фундамент реализма

Философия модернизма н.XX в.

Истина

Едина,добро побеждает зло,Бог одолевает дьявола.

Мир не познаваем, человек не способен отделить добро от зла.

Герой

Ищущий пути к высшим, вечным ценностям, несущий идеалы добра, любви.

Сложный, противоречивый,выделяющийся из остального мира, часто противостоящий ему.

Высшие ценности

Духовные, христианские идеалы

Личность в её многообразии

Цель искусства

Гармонизация жизни

Выражение себя и своего понимания мира и человека.

30 Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми

Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми

Толстой Лев Николаевич 1828-1910

Демократизм – неприятие элитарной, понятной лишь «кучке»посвящённых литературы. Вкус к общественности – осознание общественной роли и ответственности писателя. Историзм: искусство есть отражение эпохи, его правдивое зеркало. Традиционализм – духовная и эстетическая связь с заветами классики.

Чехов Антон Павлович 1860-1904

31 Писатели - реалисты

Писатели - реалисты

Бунин Иван Алексеевич 1870-1953

Куприн Александр Иванович 1870-1938

Вересаев Викентий Викентьевич 1867-1945

Зайцев Борис Константинович 1881-1972

32 Писатели-реалисты

Писатели-реалисты

Короленко Владимир Галактионович 1853-1921

Максим Горький 1868-1936

Андреев Леонид Николаевич 1871-1919

Замятин Евгений Иванович 1884-1937

33 Новые течения в литературе России рубежа веков

Новые течения в литературе России рубежа веков

В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения: символизм, акмеизм, футуризм Они составили основу модернизма как литературного направления.

34 Серебряный век

Серебряный век

Серебряный век- часть художественной культуры России конца XIX - начала XX века, связанная с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" литературой и отчасти футуризмом.

35 Символизм

Символизм

В марте 1894 г. вышел в свет сборник с названием "Русские символисты". Через некоторое время появились еще два выпуска с таким же названием. Автором всех трех сборников был молодой поэт Валерий Брюсов , использовавший разные псевдонимы для того, чтобы создать впечатление существования целого поэтического направления.

36 Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений

Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений

Символизм.

Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в России. Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892 году лекцией Д. С. Мережков-ского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на "новые течения".

Дмитрий Сергеевич Мережковский

37 Основные положения течения

Основные положения течения

Символ - центральная эстетическая категория нового течения. Представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание. Цепь символов напоминает набор иероглифов, своеобразных шифров для "посвященных". Таким образом, символ оказывается одной из разновидностей тропов.

Андрей Белый

38 Символ многозначен

Символ многозначен

Основные положения течения.

Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. "Символ - окно в бесконечность", - сказал Федор Сологуб.

39 По-новому строились в символизме отношения

По-новому строились в символизме отношения

Основные положения течения.

По-новому строились в символизме отношения между поэтом и его аудиторией. Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Он обращался не ко всем, но лишь к "посвященным", не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору. Символистская лирика будила "шестое чувство" в человеке, обостряла и утончал а его восприятие. Для этого символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур.

40 Старшие символисты

Старшие символисты

Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892) Сборник «Русские символисты» (1894) «Создания искусства – приотворённые двери в вечность».

Брюсов Валерий Яковлевич

Мережковский Дмитрий Сергеевич

41 Гиппиус Зинаида Николаевна

Гиппиус Зинаида Николаевна

Старшие символисты.

Гиппиус Зинаида Николаевна 1869-1945

Кузмин Михаил Алексеевич 1875-1936

Бальмонт Константин Дмитриевич 1867-1942

Фёдор Сологуб 1863-1927

42 Младосимволисты

Младосимволисты

Андрей Белый 1880-1934

«Последняя цель искусства – пересоздание жизни.» (А.Блок)

Иванов Вячеслав Иванович 1866-1949

Александр Александрович Блок 1880-1921

43 Акмеизм

Акмеизм

Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. (от греч. acme - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов: Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.

44 Акмеисты

Акмеисты

Гумилёв Николай Степанович 1886-1921

Ахматова Анна Андреевна 1889-1966

Мандельштам Осип Эмильевич 1891-1938

Сергей Городецкий 1884-1967

45 Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки ударения

Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки ударения

Основные положения течения.

Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки ударения Самоценность каждого явления «Непознаваемые по своему смыслу слова нельзя познать»

А.Ахматова

46 Футуризм

Футуризм

Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о себе в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи"

47 Футуристы

Футуристы

Маяковский Владимир Владимирович 1893-1930

Бурлюк Давид Давидович 1882-1967

Велимир Хлебников 1885-1922

Игорь Северянин 1887-1941

48 Футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства

Футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства

Основные положения течения.

В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".

49 В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования

В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования

Использовались хлесткие названия: "Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений; "Идите к черту!" - для литературного манифеста.

50 Пощечина общественному вкусу

Пощечина общественному вкусу

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности. ...Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным ... С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва, 1912 г. Декабрь

51 Неокрестьянские поэты

Неокрестьянские поэты

Мы предутренние тучи, зори росные весны. Н.Гумилёв

Есенин Сергей Александрович 1895-1925

Клюев Николай Алексеевич 1884-1937

Орешин Пётр Васильевич 1887-1938

52 Писатели, не входившие в литературные группы

Писатели, не входившие в литературные группы

Марина Ивановна Цветаева 1892-1941

Максимилиан Александрович Волошин 1877-1932

Владислав Фелицианович Ходасевич 1886-1939

Борис Леонидович Пастернак 1890-1960

53 Выводы

Выводы

Сделаем выводы.

На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом 19 века. Это период интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства. В литературе развиваются различные направления. В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.

54 Последние годы XIX столетия

Последние годы XIX столетия

Сделаем выводы.

Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

55 Вопросы

Вопросы

Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже веков? Какие философские идеи занимали умы человечества? Кто ввёл определение «Серебряный век»? Какие направления существовали в литературе рубежа веков? Какие традиции развивали писатели-реалисты в начале XX века? Что обозначает понятие «модернизм»? Что подразумевается под понятием «Партийная литература»? Назовите представителей «Серебряного века».

56 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Учитель русского языка и литературы школы «Возможность» Рыбакова Г.П.

«Искусство России 19-20 века»
http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/Iskusstvo-Rossii-19-20-veka/Iskusstvo-Rossii-19-20-veka.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
Презентация: Искусство России 19-20 века.ppt | Тема: Серебряный век | Урок: МХК | Вид: Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Серебряный век > Искусство России 19-20 века.ppt