Культура России в 20 веке Скачать
презентацию
<<  Искусство Великой Отечественной войны Культура России в 90 годы  >>
Культура и духовный климат
Культура и духовный климат
Условия
Условия
Понятия
Понятия
Перемены в духовном климате
Перемены в духовном климате
Стремление к свободе творчества
Стремление к свободе творчества
Влияние цензурного пресса
Влияние цензурного пресса
Резонанс
Резонанс
Театральное искусство
Театральное искусство
Киноискусство
Киноискусство
Художники
Художники
Направление
Направление
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство
Течение в неформальном искусстве
Течение в неформальном искусстве
Музыкальное искусство
Музыкальное искусство
Образ «эпохи развитого социализма»
Образ «эпохи развитого социализма»
Смеховая культура
Смеховая культура
Правозащитное движение
Правозащитное движение
Термин «диссиденты»
Термин «диссиденты»
Известный диссидент
Известный диссидент
Правозащитные организации
Правозащитные организации
Движение в защиту памятников истории
Движение в защиту памятников истории
Духовный климат
Духовный климат
Значимые идеи и ценности
Значимые идеи и ценности
Слайды из презентации «Культура 60-80 годов» к уроку МХК на тему «Культура России в 20 веке»

Автор: User. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Культура 60-80 годов.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 761 КБ.

Скачать презентацию

Культура 60-80 годов

содержание презентации «Культура 60-80 годов.ppt»
СлайдТекст
1 Культура и духовный климат

Культура и духовный климат

«Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.».

ПЛАН Литература Театральное искусство Киноискусство Изобразительное искусство Музыкальное искусство Смеховая культура Диссидентское, правозащитное движение

2 Условия

Условия

Цели:

Создать условия для понимания того, что культура и духовный климат во второй половине 60-х - начале 80-х гг. Отмечены ростом критических настроений в среде интеллигенции; уяснить, что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив; уяснить, каково было состояние литературы и искусства в 60-х-80-х гг., А также суть диссидентского движения; воспитания эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры, расширение культурного кругозора учащихся.

3 Понятия

Понятия

«Деревенщики»; критический реализм; интеллектуальное(авторское) кино; авторская песня, рок-группы; московский концептуализм; художники-неформалы; соц-арт; диссидент, правозащитник «экология культуры»

4 Перемены в духовном климате

Перемены в духовном климате

Со второй половины 1960-х годов наметились перемены в духовном климате советского общества. Настроения «оттепели» в среде интеллигенции постепенно перерастали в настороженное и критическое отношение к существующему режиму. Власть проявляла неспособность и нежелание вести открытый диалог с обществом о путях дальнейшего развития страны. По мере того как официальная культура становилась все более консервативной, росло влияние неофициальной, альтернативной культуры.

5 Стремление к свободе творчества

Стремление к свободе творчества

Литература.

Стремление к свободе творчества рождало и потребность в развитии свободной личности. Проблема гражданской ответственности становится для многих проблемой нравственного, этического выбора.

Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий «культа личности» И.В. Сталина исчезла из печати. Были приняты серьезные меры против тех, кто активно выражал несогласие с пересмотром политического наследия «оттепели».

6 Влияние цензурного пресса

Влияние цензурного пресса

В художественной литературе возрасло влияние цензурного пресса. Участилась практика запрета публикаций.

В 1970 г. редакцию «Нового мира» вынужден был покинуть А.Т. Твардовский. Непосредственным поводом грубого нажима на главного редактора журнала стали ходившие в самиздате списки поэмы «По праву памяти», направленной против сталинского режима и опубликованной на Западе. После ухода А.Т. Твардовского «Новый мир» потерял репутацию носителя демократических идей.

Однако даже в таких непростых условиях появлялись замечательные произведения талантливых литераторов, режиссеров и т.д.

7 Резонанс

Резонанс

Огромный резонанс вызвали произведения, без прикрас, трезво рисующие нелегкую жизнь советской деревни. Собирательно авторов называли «деревенщиками». Крупнейшие писатели этого литературного направления: В. Распутин В. Белов В. Шукшин В. Астафьев Б. Можаев С. Залыгин Ф. Абрамов В. Солоухин Они следовали великой традиции русского критического реализма, стремясь изображать жизнь какая она есть. Их творчество было пронизано высоким моральным пафосом.

8 Театральное искусство

Театральное искусство

Обостренный интерес к художественному творчеству, связанному со словом, отчасти компенсировал отсутствовавшую публичную политическую дискуссию. Не случайно в центре общественного внимания оказался театр. Яркий публицистический характер отличал постановки знаменитой московской Таганки под руководством Ю.П. Любимова (в1980г. в знак протеста против действий властей покинул СССР) В иной стилистике работал Ленком, которым с 1973 года руководит М.А. Захаров. В 1981 году на сцене театра прозвучала первая советская рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка бросила вызов привычным сценическим канонам и стала символом самозабвенного творческого единения театра со своим зрителем. Настоящий расцвет переживал ленинградский Большой драматический театр (БДТ), режиссер Г.А. Товстоногов.

9 Киноискусство

Киноискусство

Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экраны вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника «Доживем до понедельника» (1969) , режиссер С.И. Ростоцкий, «У озера» (1970), режиссер С.А. Герасимов, «Начало» (1970), Г.И. Панфилов. Они чутко уловили общественную атмосферу начала 1970-х гг. и собрали огромную зрительскую аудиторию. Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино. Фильмы – притчи А.А. Тарковского «Андрей Рублев», 1966-1971, «Солярис», 1972, «Зеркало»,1974, «Сталкер», 11979. Эти фильмы приоткрывали перед внимательным зрителем внутренний мир человека и приглашали к философскому осмыслению этого мира, к путешествию «внутрь себя».

10 Художники

Художники

Изобразительное искусство ХУДОЖНИКИ - НЕФОРМАЛЫ.

1974 год – «Бульдозерная выставка» в Москве.

В. Немухин ГОЛУБОЙ ДЕНЬ

Л. Кропивницкий БЕСПРЕРЫВНОСТЬ ТВОРЕНИЯ

11 Направление

Направление

В среде «другого искусства» родилось новое направление, получившее название московского концептуализма художники стремились воспроизвести на плоскости холста мир идей, а не мир вещей, и главной была идея свободы. Э. Булатов. Горизонт.

12 Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ.

И. Кабаков Из цикла «Вопросы и ответы» 1976г.

И. Кабаков Человек, улетевший в космос. Инсталляция. 1986г.

13 Течение в неформальном искусстве

Течение в неформальном искусстве

получившее название соц-арта, в иронической и гротескной форме переосмысливало традиционные для социалистического реализма и официальной пропаганды сюжеты советского образа жизни. Широкую известность получили работы В.А. Комарова и А.Д. Меламида Рай. Инсталляция-комната. Фрагмент 1972-1973г.

Соц – арт.

14 Музыкальное искусство

Музыкальное искусство

В 1960-е – 1980-е гг. появилось новое явление в музыке – авторская песня. Гитара, стихи, Собственное исполнение неразрывно слились в творчестве А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Кима. В России всегда находились честные люди, способные, встав поперек течения, заявить о своем выборе. На рубеже 1960-х – 1970-х гг. родились популярные советские рок-группы «Машина времени», «Цветы», «Скоморохи», «Аквариум».

15 Образ «эпохи развитого социализма»

Образ «эпохи развитого социализма»

прочно ассоциируется с творчеством поэта, артиста театра и кино, автора и исполнителя песен Владимира Высоцкого Значение наследия поэта выходит далеко за рамки явления культурной жизни. Глубоко демократичное творчество Высоцкого было популярно в самых разных слоях, в его героях советское общество узнавало себя.

16 Смеховая культура

Смеховая культура

В 1960-е гг. непременным участником дружеского общения был юмор. Юмор стала быстро теснить разрушительная ирония, а затем – откровенное издевательство над неэффективностью системы, пусть и высказанное эзоповым языком. В смеховой культуре наблюдается социальный подтекст. На эстраде, по радио и телевидению выступали дуэты сатириков: Ю.Т.Тимошенко и Е.И. Березин, Р.А. Карцев и В.Л. Ильченко. Выступали с монологами собственного сочинения М.М. Жванецкий и М.Н. Задорнов. «Монологи в образе» исполнял Г. В. Хазанов. Невероятной популярностью пользовался А. Райкин, в репризах которого высмеивались пороки людей.

Киножурнал «Фитиль» Сатирический журнал «Крокодил»

17 Правозащитное движение

Правозащитное движение

Диссидентское, правозащитное движение.

Стремление к свободе творчества рождало и потребность в развитии свободной личности. Проблема гражданской ответственности становится для многих проблемой нравственного, этического выбора. В 1965-1968 гг. в СССР зарождается диссидентское движение.

18 Термин «диссиденты»

Термин «диссиденты»

«Несогласные», так переводится с латинского языка получивший широкое распространение в политическом лексиконе 1970-х – начала 1980-х гг. термин «диссиденты» Инакомыслящие, несогласные с властью были в стране на протяжении ее истории. Началом диссидентского движения в Советском Союзе можно считать прогремевший на весь мир судебный процесс по делу писателей Андрея Синявского и Юрия Даниэля.

19 Известный диссидент

Известный диссидент

В 1974 г. из СССР был выслан наиболее известный диссидент, выступавший с открытой критикой власти А.И. Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 г. В Нобелевской лекции, размышляя о призвании и об ответственности писателя, Солженицын выразил убежденность в том, что, « …спасение челове­чества только в том, чтобы всем было дело до всего: лю­дям Востока было бы сплошь небезразлично, что делают на Западе; людям Запада — сплошь небезразлично, что совершается на Востоке. И художественная литература — из тончайших, отзывчивейших инструментов человеческого существа — одна из первых уже переняла, усвоила, подхватила это чувство растущего единения человечества... Одно слово правды весь мир перетянет. Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира».

20 Правозащитные организации

Правозащитные организации

В конце 60-х годов в недрах диссидентского движения зарождается правозащитное движение.

В 1970 г. появляются первые правозащитные организации, одна из них – Комитет по правам человека в СССР, одним из лидеров которого был выдающийся физик академик, один из разработчиков водородного оружия А.Д.Сахаров. В 1975 г. Сахарову присуждена Нобелевская премия мира за правозащитную деятельность. В 1980 г. Сахаров был выслан в г.Горький. Другие видные правозащитники эмигрировали или были арестованы.

21 Движение в защиту памятников истории

Движение в защиту памятников истории

На рубеже 1970-х – 1980-х гг. движение в защиту памятников истории и культуры вступило в новый этап, связанный с именем академика Д.С. Лихачева. Он выдвинул особое понятие «экология культуры» Лихачев поставил задачу бережного сохранения не просто отдельных памятников, а окружающей человека среды, созданной «культурой его предков и им самим».

Гостиница «Космос»

Здание на Калининском проспекте (ныне Новый Арбат)

Мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. Волгоград

Останкинская башня

22 Духовный климат

Духовный климат

Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.

Литература «деревенщики»

Театральное искусство

Музыкальное искусство Авторская песня, рок-группы

Изобразительное искусство Неформалы, соц-арт, концептуалисты

Литература «деревенщики»

Киноискусство Интеллектуальное (авторское) кино

Диссидентское, правозащитное движение

Смеховая культура

23 Значимые идеи и ценности

Значимые идеи и ценности

Духовный климат конца 1960-х - начала 1980-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции, которые усугублялись серьезными сбоями в работе экономических механизмов и трудностями в со­циальной сфере. Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь, сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности, становившиеся достоянием самой широкой аудитории.

«Культура 60-80 годов»
http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/Kultura-60-80-godov/Kultura-60-80-godov.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
Презентация: Культура 60-80 годов.ppt | Тема: Культура России в 20 веке | Урок: МХК | Вид: Слайды