Скачать
презентацию
<<  Статуя Августа из Прима Порта Культ мёртвых  >>
Погребальные обряды

Погребальные обряды. Погребальные обряды ясно показывают, что, опуская покойника в гробницу, древние римляне верили, что кладут туда нечто живое. Вергилий заканчивает рассказ о погребении Полидора следующими словами: "Мы заключаем душу в могилу". Это же самое выражение встречается и у Овидия, и у Плиния Младшего. Это, конечно, не значит, что оно соответствовало представлениям этих писателей о душе; но дело в том, что оно с незапамятных времен увековечилось в языке, свидетельствуя о древнейших народных верованиях. Существовал обычай в конце похорон звать душу умершего именем, которое он носил при жизни. Ей желали счастливой жизни под землей. Трижды говорили ей "будь здорова" и прибавляли "пусть земля будет тебе легка!" Так велика была вера в то, что погребенный продолжает жить под землей и сохраняет способность чувствовать счастье и страдание. На могиле писали, что здесь "покоится" такой-то человек; выражение, которое пережило соответствующие ему верования и, переходя из века в век, дожило до нашего времени. Еще мы употребляем его, хотя никто теперь не думает, будто в могиле покоится бессмертное существо. Но в древности так твердо верили, что там живет человек, что никогда не забывали похоронить вместе с ним и те предметы, которые, по их мнению, были ему нужны: одежду, сосуды, оружие. На могиле разливали вино, чтобы утолить его жажду, ставили пищу, чтобы насытить его. Убивали лошадей и рабов, думая, что эти существа, заключенные вместе с покойником, будут служить ему в могиле так же, как они это делали при его жизни... Чтобы душа прочно утвердилась в этом подземном жилище, которое приспособлено было для ее второй жизни, нужно было, чтобы тело, с которым она оставалась связанной, было покрыто землей... При этом недостаточно было зарыть труп в землю; необходимо еще соблюсти установленные обычаем обряды и произнести определенные формулы. У Плавта мы находим историю одного выходца с того света: это душа, которая вынуждена блуждать, потому что тело ее положено было в землю без соблюдения обрядов. Историки рассказывают, что когда хоронили тело Калигулы, погребальная церемония осталась неоконченной, и вследствие этого душа его стала блуждать и являться живым до тех пор, пока не решились вынуть труп из земли и снова похоронить его по всем правилам... Существо, жившее под землей, не настолько было свободно от человеческого естества, чтобы не чувствовать потребности в пище. Ввиду этого в известные дни ежегодно приносилась пища в каждую могилу. Было бы ошибочно думать, что эта печальная трапеза представляла собой просто поминки. Пища, которую приносили родные, действительно предназначалась для покойника, исключительно для него. Это подтверждается тем, что молоко и вино лились на самую могилу, что в ней рыли отверстие, чтобы твердая пища дошла до покойника, что если приносилась жертва, то все мясо сжигалось, чтобы никто из живых не мог съесть его, что при этом произносились известные формулы, приглашающие покойника есть и пить, что, если при этой трапезе присутствовала вся семья, никто из ее членов не прикасался к кушаньям; наконец, уходя, непременно оставляли немного молока и несколько пирогов в сосудах. Считалось страшным грехом, если кто-нибудь из живых прикоснется к этим припасам, предназначенным для удовлетворения потребностей покойника.

Слайд 27 из презентации «Особенности культуры Древнего Рима» к урокам МХК на тему «Древний Рим»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке МХК, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Особенности культуры Древнего Рима.ppt» можно в zip-архиве размером 1395 КБ.

Скачать презентацию

Древний Рим

краткое содержание других презентаций о Древнем Риме

«Культура этрусков» - Древнейшая этрусская хижина. Капитолийская волчица. Золотая фибула. Роспись центральной стены. Этрусская амфора. Каменная усыпальница. Выходцы из Трои. Храмовое зодчество. Искусство этрусков. Новая царица. Фрески. Некрополь Бандитача. Купольная гробница. Откуда пришли этруски. Упадок культуры этрусков.

«Литература Древнего Рима» - Первые поэты. Античная литература. Квинт Энний. Произведения авторов. Плавт. Римское общество и культура. Гней Невий. Проза. Устное поэтическое народное творчество. Ливий Андроник. Гимн греческой коллегии салиев. Становление Римской литературы. Век Августа. Позднейшая Римская литература. Римская литература.

«Архитектура и скульптура Древнего Рима» - Архитектура Древнего Рима. Мосты. Колизей. Акведуки. Дворец Диоклетиана. Адрианов вал. Римский акведук в Сеговии. Мавзолей Адриана. Римский форум. Аппиева дорога. Римские термы. Пантеон. Термы. Строительство. Триумфальные арки. Римский архитектор Витрувий.

«Искусство Древнего Рима» - Саркофаг. Серия гражданских войн, рабских восстаний и военных диктатур. Бюст Цезаря. Что изображено и где применялось. Декоративные росписи. Калхант. Капитолийская волчица. Форум Августа. Назовите тип статуи. Брут. Марк Аврелий. Щит из гробницы Реголини-Галасси. Крылатый лев. Значение этрусского искусства.

«Римский скульптурный портрет» - Римский портрет. Скульптурный портрет – одно из главных завоеваний. Изобразительное искусство Древнего Рима. «Портрет Каракаллы». Не менее выразителен «Портрет Сириянки». «Брут Капитолийский». «Октавиан Август». «Император Марк Аврелий». Римский скульптурный портрет. Впервые человек общественный был поднят на такой высокий пьедестал.

«Особенности культуры Древнего Рима» - Строение Пантеона. Триумфальная арка. Античный Рим. Особенности Пантеона. Храм Фортуны Вирилис. Культ мёртвых. Диана - Артемида. Римские боги отождествляются с греческими. Юнона - Гера. Особенности архитектуры. Скульптура Древнего Рима. Церковь Санта Мария ин Космедин. Рим – это синоним доблести, славы, величия, богатства.

Всего в теме «Древний Рим» 11 презентаций
Урок

МХК

58 тем
Слайд 27: Погребальные обряды | Презентация: Особенности культуры Древнего Рима.ppt | Тема: Древний Рим | Урок: МХК