Русские композиторы Скачать
презентацию
<<  Н.А.Римский-Корсаков Творчество Римского-Корсакова  >>
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Русский композитор
Русский композитор
Биография
Биография
Иван Сусанин
Иван Сусанин
Трудовая биография
Трудовая биография
Псковитянка
Псковитянка
Творчество
Творчество
Список сочинений
Список сочинений
Личная жизнь
Личная жизнь
Враги
Враги
Слабости
Слабости
Заслуги и провалы
Заслуги и провалы
Могучая кучка
Могучая кучка
Слайды из презентации «Биография Римского-Корсакова» к уроку музыки на тему «Русские композиторы»

Автор: ХХХ. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Биография Римского-Корсакова.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 98 КБ.

Скачать презентацию

Биография Римского-Корсакова

содержание презентации «Биография Римского-Корсакова.ppt»
СлайдТекст
1 Римский-Корсаков Николай Андреевич

Римский-Корсаков Николай Андреевич

Великий русский дирижер и композитор

2 Русский композитор

Русский композитор

Кратко.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта, немаловажна роль и образов Востока.

3 Биография

Биография

Николай Андреевич Римский-Корсаков (18 марта 1844 - 21 июня 1908) родился в Тихвине, небольшом городке Новгородской губернии, где жил его отец, отставной губернатор. Живя в Тихвине, Римский-Корсаков слушал русские народные песни, видел старинные русские обряды. Эти детские впечатления оказали влияние на характер будущего композитора и на его дальнейшее творчество. В возрасте трех лет бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто специально менял темп и ритм, но мальчик безошибочно следовал за ним. Учеба давалась Николаю легко не только в области музыкального образования. Он очень рано научился читать, быстро освоил арифметику. Родители, видя способности сына, пророчили ему большое будущее, правда, не в творческой сфере - они хотели бы, чтобы их сын стал морским офицером. И он сам тогда не думал связывать свою жизнь с музыкой. В возрасте двенадцати лет Римский-Корсаков поступил в петербургский Морской корпус — военное училище, готовившее офицеров. Однако музыка его интересовала гораздо больше, и он параллельно учебе в Морском корпусе продолжил обучаться игре на фортепьяно, стал посещать оперу и концерты, вновь пробовал сочинять собственную музыку.

4 Иван Сусанин

Иван Сусанин

Биография.

В 1858 году он впервые услышал оперу Михаила Глинки «Иван Сусанин». Потом последовала опера «Руслан и Людмила», и вновь Николая поражает творчество Глинки. Преклонение перед великим Глинкой Римский-Корсаков пронес через всю свою жизнь. В то время он встретился с известным композитором Милием Алексеевичем Балакиревым. Один из крупнейшие деятелей русского музыкального искусства XIX века, он тогда находился в расцвете творческих сил. Балакирев познакомился с сочинениями Римского-Корсакова и понял, что семнадцатилетнему кадету суждено стать великим музыкантом. Он предложил Римскому-Корсакову написать симфонию, и с этого времени Римский-Корсаков решил посвятить свою жизнь музыке. В апреле 1861 года Николай Римский-Корсаков, закончив обучение с хорошими оценками, был направлен гардемарином и кругосветное плавание на военном учебном клипере «Алмаз». Плавание проходило во время Гражданской войны Севера и Юга в США, и русская эскадра выполняла секретные поручения русского правительства, действуя на стороне северян. 21 мая 1865 года клипер «Алмаз» прибыл в Кронштадт. Римcкий-Корсаков стал мичманом. Началась его трудовая биография морского офицера.

5 Трудовая биография

Трудовая биография

Николай нес службу на берегу и продолжал сочинять музыку, в декабре 1865 года завершив свою Первую симфонию. Ее исполнение проходило под управлением самого Балакирева. Уже сейчас чувствовался сильный, самобытный талант. Затем последовала «Увертюра на три русские темы» (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Под влиянием Балакирева композитор обратился к славянским народным мелодиям, что придавало его творчеству национальный колорит. В это же время Римский-Корсаков создавал симфоническую картину «Садко» и параллельно писал романсы. Творческий талант Николая Андреевича рос на глазах. В «Садко» новизна музыки удивляла слушателей, композитору очень точно удалось передать впечатление неторопливого могучего движения волн. Вместе с тем композитор выступил не только как новатор, но и как продолжатель традиций европейского симфонизма, связанных с именами Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых повлияло на композитора.

6 Псковитянка

Псковитянка

Трудовая биография.

В 1871 году Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории. А в 1872 году добивается очередного крупного успеха - он завершает оперу «Псковитянка». Это произведение о судьбе народа в эпоху объединения Руси и образования мощного Русского государства. Сюжет ее взят из одноименной пьесы известного русского поэта и драматурга Л.А.Мея. Главное действующее лицо оперы — Иван Грозный показан сложным и противоречивым человеком. «Псковитянку» называют высшим достижением первого периода творчества композитора. После этого музыкальная деятельность Римского-Корсакова значительно расширилась, он стал инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873—84), директором «Бесплатной музыкальной школы» (1874—81). К этому периоду относится и появление новой оперы - «Майская ночь». Николай Андреевич говорил, что Гоголь – это один из его любимых писателей, а его «Майская ночь» - одно из его самых лучших произведений. Премьера оперы состоялась 9 января 1880 года в Мариинском театре под управлением Э.Ф.Направника, и вновь публика была в полном восторге. Следующая опера - «Снегурочка» по сказочной пьесе А.Н.Островского впервые исполняется в 1881 году. И вновь триумф. С 1883-го по 1894 год Николай Андреевич является помощником управляющего Придворной певческой капеллой и выступает в качестве дирижера оперных спектаклей и симфонических концертов.

7 Творчество

Творчество

Трудовая биография.

Творчество позднего Римского-Корсакова отличается тонким психологизмом. Композитор обращается к раскрытию внутреннего мира человека, что особенно проявилось в операх «Моцарт и Сальери» (на текст А.С.Пушкина, 1897 год), «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста» (1898). В операх начала XX века композитор отдал дань новым тенденциям русского музыкального искусства, это «Сказка о царе Салтане» (1990), «Кащей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (1907) - содержала едкую сатиру на самодержавие. В 1908 году композитор ушел из жизни.

8 Список сочинений

Список сочинений

Оперы Псковитянка Майская ночь Снегурочка Млада Ночь перед Рождеством Садко Моцарт и Сальери Боярыня Вера Шелога (пролог к Псковитянке) Царская невеста Сказка о царе Салтане Сервилия Кащей Бессмертный Пан воевода Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Золотой петушок

Симфонические произведения Симфония № 1 Увертюра на темы трех русских песен Антар (Симфония № 2) Симфония № 3 Шехеразада Испанское каприччио Светлый праздник

Книги Летопись моей музыкальной жизни Практический учебник гармонии Основы оркестровки

9 Личная жизнь

Личная жизнь

На одном из музыкальных вечеров в доме композитора А.С.Даргомыжского, где собиралась музыкальная молодежь, Николай Андреевич познакомился с сестрами Александрой Николаевной и Надеждой Николаевной Пургольд. Николай Андреевич вместе с друзьями стал часто бывать у сестер Пургольд на их даче. В то время Николай Андреевич обдумывал сочинение оперы «Псковитянка» и делился с Надеждой Николаевной своими планами. Это работа сблизила их, и постепенно молодых людей связало глубокое чувство. Весной 1971 года во время совместного чтения «Майской ночи» Гоголя Николай сделал ей предложение, и в тот же день она стала его невестой. Тридцатого июня 1872 года в Спасо-Парголовской церкви Надежда Пургольд и Николай Римский-Корсаков обвенчались. В браке родились 7 детей, двое из которых – Слава и Маша - умерли в раннем детстве от туберкулеза. Надежда Николаевна умерла в 1919 году, пережив мужа на 11 лет.

10 Враги

Враги

Длительная дружба с Балакиревым постепенно перешла в холодно-враждебные отношения между ними. Во многом это произошло потому, что совместная работа в Петербургской певческой капелле, которой руководил Балакирев и в которой на протяжении многих лет по его просьбе преподавал Николай Андреевич, часто приводила к спорам и конфликтам. Римскому-Корсакову было очень непросто терпеть резкий и жесткий характер Балакирева. В результате в 1891 году отношения были прерваны окончательно и больше никогда не возобновлялись, хотя Балакирев и в дальнейшем высоко отзывался о произведениях Римского-Корсакова. Был период, когда охладели и его дружеские отношения с Глазуновым и Лядовым, учениками Римского-Корсакова. Некоторые его произведения вызывали у них критические замечания, а Римский-Корсаков не хотел с этим мириться. Между учителем и учениками отношения испортились, но, когда в 1905 году Николай Андреевич был уволен из консерватории за поддержку студенческих волнений, Глазунов и Лядов в знак солидарности также покинули ее. Так состоялось примирение между великим учителем и его талантливыми последователями.

11 Слабости

Слабости

Сильные стороны

Соратники

Наиболее близкими соратниками и друзьями Римского-Корсакова были члены неформальной творческой группы, известной как «Могучая кучка»: М.Мусоргский, Ц.Кюи, А.Бородин. В личной жизни настоящим другом и соратником была жена композитора Надежда Николаевна.

Очевидной слабостью великого композитора была его болезненная чувствительность к неудачам, которые всегда выбивали его из колеи и приводили к очень тяжелым переживаниям. Для того чтобы преодолеть душевный кризис, композитору всегда требовалась поддержка со стороны близких родственников и друзей.

Русский классик Римский-Корсаков обладал многогранным музыкальным талантом. Он успешно работал в совершенно разных жанрах: оперном, симфоническом, камерно-вокальном и инструментальном. Композитор обладал ярко выраженной индивидуальностью, которая чувствуется в каждом его крупном произведении. Кроме того, он отличался редким трудолюбием, никто не мог сказать, что Римский-Корсаков «законсервировался» и почивает на лаврах, поскольку композитор оставался новатором музыки и до последних лет жизни стремился совершенствовать свое мастерство.

12 Заслуги и провалы

Заслуги и провалы

Еще при жизни Римского-Корсакова его произведения получили широкую известность не только в России, но и в Европе. Их исполняли в Брюсселе, Париже и Праге. Он автор 15 опер, 3 симфоний, целого ряда романсов. Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, среди которых — Прокофьев, Стравинский, Аренский, Баланчивадзе, Витол, Глазунов, Ипполитов-Иванов, Казбирюк, Лысенко, Лядов, Мясковский, Соколов, Спендиаров, Респиги, Черепнин. После оперы «Сказка о царе Салтане» композитор начал работать над оперой «Сервилия» на сюжет из эпохи Древнего Рима. Это произведение получилось малоинтересным по содержанию и сценическому решению и не имело успеха у публики. Также провалился и «Пан Воевода» - «оперное интермеццо» из жизни шляхетской Польши, посвященное памяти Шопена. А в последние годы жизни композитором была написана опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Оперу впервые поставили в Мариинском театре 7 февраля 1907 года, а 15 февраля 1908 года «Сказание» исполнялось в Большом театре. Несмотря на отличное музыкальное руководство и отменное исполнение артистов, публика прохладно встретила оперу Римского-Корсакова, былого успеха добиться не удалось. Оперу называли затянутой, скучной, лишенной действия. Неудовлетворительна была и постановка. Композитор в своем письме С.Н.Кругликову писал: «Что же касается сочинения… то тут, кажется, пора поставить точку… Лучше вовремя остановится, чем переживать падение…

13 Могучая кучка

Могучая кучка

«Могучая кучка».

Творческое содружество выдающихся российских композиторов; известно также под названием Балакиревский кружок, или Новая русская музыкальная школа. Члены содружества, развивая традиции М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского боролись за укрепление и развитие национального стиля, за народность, идейность, реализм в музыке. В её состав входили: Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) Руководитель. Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) российский композитор и химик. Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) российский композитор, член "Могучей кучки". Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) российский композитор, член "Могучей кучки". Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) российский композитор, член "Могучей кучки", автор опер "Псковитянка", "Майская ночь", "Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Кащей Бессмертный". Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) идеолог.

«Биография Римского-Корсакова»
http://900igr.net/prezentatsii/muzyka/Biografija-Rimskogo-Korsakova/Biografija-Rimskogo-Korsakova.html
cсылка на страницу
Урок

Музыка

26 тем
Слайды
Презентация: Биография Римского-Корсакова.ppt | Тема: Русские композиторы | Урок: Музыка | Вид: Слайды
900igr.net > Презентации по музыке > Русские композиторы > Биография Римского-Корсакова.ppt